- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект по русскому языку на тему Проблемы словесности в современном мире
Конспект по русскому языку на тему Проблемы словесности в современном мире
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зябко А.А. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Зябко А.А.
ПРОБЛЕМЫ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Зябко Арина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 30 г. Балашиха, Московской области»
Исследовательская работа в начальной школе.
Расширять свои знания можно только тогда,
Когда смотришь прямо в глаза своему незнанию
К.Д. Ушинский
Сегодня убеждать педагогов и старшеклассников в необходимости формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся равноценно увещеванию в прописных истинах. По словам С.И. Гессена, «задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой метода научного знания, научить его ставить вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению. Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть» . В настоящее время в рамках направления «Создание условий для поддержки и развития одарённых детей» основным содержанием этого направления стало развёртывание проектной и исследовательской деятельности школьников.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая, его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов:
-
Постановка проблемы;
-
Изучение теории;
-
Подбор методик исследования, овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Изучив материалы исследования, авторы проекта назвали причины, ведущие к снижению речевой культуры учащихся. Это, во-первых, желание подростков общаться быстро и весело, во-вторых, недооценка молодыми людьми серьёзности проблемы. Юные исследователи предложили пути решения этой проблемы. Они считают, что остановить процесс искажения языка, обеднения речевой культуры молодёжи можно путём привлечения внимания общества к поднятой проблеме, путём убедительных выступлений на эту тему.
Слушая выступления докладчиков, анализируя полученную информацию о развитии русского языка, о процессах, происходящих в родном языке в настоящее время, ученики исследовали важные проблемы и отвечали на вопросы: изменяется ли русский язык?
Происходящие, процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации? Почему важно сохранять языковое разнообразие?
Большое впечатление произвела на учеников презентация, в которой было представлено генеалогическое древо индоевропейских языков, построенное методом ступенчатой реконструкции, где зелёные листочки - живые языки, а жёлтые - вымершие. Изучив информацию, учащиеся сделали вывод, что главными виновниками исчезновения языков являются глобализация и миграция. Малые языки вытесняются и поглощаются такими гигантами, как английский, китайский, русский языки. Особое внимание учащиеся обратили на знаменательные даты, подтверждающие формирование интереса всех наций к сохранению языков: 8 сентября - Международный день грамотности, отмечаемый в системе ООН, 21 февраля - Международный день родного языка, провозглашённый Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 г., 9 августа - Международный день коренных народов мира.
Рефлексивные работы учеников по завершении уроков в виде сочинений отразили интерес учеников к подобным урокам и желание школьников больше узнать о родном языке. Опираясь на слова, ставшие эпиграфом к циклу названных уроков: «В языке, могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного», ученики пришли к следующим выводам:
-
Необходимо беречь родной язык, изучать его на уроках и самостоятельно;
-
В мире всё состоит из моделей. Каждое явление можно представить с помощью схем, блоков, таблиц, граф, других структур;
-
Знание моделей помогает нам понимать мир;
-
Мы должны уважать и сохранять все языки. Язык не умирает, если им пользуются
-
Наша задача - продвинуть страну вперед, а это возможно, если мы будем много знать.
По мнению учителей и учеников исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, развивает стремление познавать сложноустроенный мир самостоятельно вне рамок одной дисциплины. Активно развивается умение публичного выступления и научной полемики, творческое начало учащихся, формируется коммуникативное поведение, активная жизненная позиция учеников.
ПУБЛИКАЦИЯ: Сборник научных трудов III Всероссийской научно- исследовательской конференции «Исследовательская деятельность в образовательных учреждениях», стр. 44-46, г. Астрахань, 2011.
Литература
1.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование, М.: 5 за знания,2008, с.4.