Классный час: «Умей быть другом»

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час: «Умей быть другом»

  1. класс

Классный руководитель Ксения Игоревна Сокольская.

Цель:

  • Формировать нравственные качества учащихся: этические нормы поведения, толерантность, чуткость и отзывчивость.

Воспитательные задачи:

  • воспитание доброжелательности, умения дарить душевное тепло, внимание и доброту;

  • создание условий для развития у учащихся духовно - нравственных способностей; умения мыслить и рассуждать;

  • показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

  • содействовать формированию дружного коллектива.

Форма проведения - разговор-рассуждение с игровыми моментами и сопроводительной презентацией.

Оборудование: средства ИКТ, плакат с изображением солнышка, выставка книг о дружбе, выставка рисунков детей.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Организация класса.

На доске записан девиз урока: «Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».

  1. Эмоциональный настрой.

1 слайд

II. Сообщение темы и цели классного часа.

  • Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Отгадайте загадку: 2 слайд

Обществу

Дарить

Радость

Улыбку

Желание

Благородство

Единство 3 слайд

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

  • О чем будем говорить? /О дружбе./

Учитель.

  • Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

А вот что написала об этом чувстве одна юная поэтесса.

Ученица.

« Что такое дружба?» - Спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя - «Что такое дружба?»

Это когда зайцу лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у мальчика - «Дружба, что такое?»

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети

Дружба - это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

  • Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

  • Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

  • О чем эта притча, чему она учит нас?

2

  • Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой. 4 слайд

  • Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

Учитель.

расположите слова по степени их возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в судьбе, личные симпатии.

Знакомый - человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.

  • А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.

( читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете. приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете. товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете. друг.

А кого можно назвать другом?

Друг - это тот, кто ...

(- Понимает меня;

  • с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

  • верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.

  • Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят - товарищами.

Дружба же - это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья - это не только ваши сверстники. Друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

-Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;

  • Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. 5 слайд

  • Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. 6 слайд

Учитель.

  • Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

  • Какого друга можно назвать настоящим?

Выполните задание на слайде. 7 слайд

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен. У вас на столах лежат листочки, где описаны три ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.)

  1. я ситуация: «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали)?

Учитель. Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.

  1. я ситуация: «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но зато как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

  1. я ситуация: «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. "Как бы вы поступили?".

Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажется, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные вопросы:

  • Как научиться дружить?

  • Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

Ученики высказываются.

  • Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение "Друг познается в удаче".

Стихотворение

Друг познается в удаче Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче,

Если удача твоя Друга не радует, значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде.

-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют). 8 слайд

Игра «Закончи пословицу» Внимание на слайд. 9 слайд

  • Старый друг лучше (новых двух).

  • Крепкую дружбу и ... /топором не разрубишь/

  • Друг познается. (в беде).

  • С кем поведёшься .(от того и наберёшься).

  • Друга иметь, .(себя не жалеть).

  • Нет друга - ищи . . /а нашел - береги/.

  • Не имей сто рублей . . /а имей сто друзей/.

  • Недруг поддакивает, а ../друг спорит/.

  • Нет друга - ищи,. (а нашел - береги).

  • Человек без друзей,. (что дерево без корней).

  • Один в поле..(не воин).

  • Один за всех .. /и все за одного/.

  • Человек без друзей /что дерево без корней/.

  • Дружба - как стекло .. /разобьешь - не сложишь/.

Физминутка (дети выполняют в парах).

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

  1. Зелёный крокодил Гена и . (Чебурашка)

  2. Доверчивый Буратино и . (Мальвина,Пьеро)

  3. Смешной мишка Винни-Пух и . (Пятачок)

  4. Мальчик по имени Малыш и . (Карлсон)

  5. Забавные Бурундуки Чип и .(Дейл).

  6. Добрая Белоснежка и.. .(семь гномов).

  • А с кем вы дружите? 10 слайд

  • Дружите ли вы со своими родителями?

  • Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

  • Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Учитель.

  • С чего начинается дружба? 11 слайд Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Дети исполняют 1 куплет и припев.

... С голубого ручейка Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

  • Могут ли руки помочь подружиться? 12 слайд

  • Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

  • Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Учитель.

  • Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

  • С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?

  • С какими животными можно связывать слово дружба?

  • Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

  • Анализ рисунков которые мы видим на доске.

Посмотрите внимательно и скажите: кто с кем дружит?

  • Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Составьте законы дружбы.

Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Основные законы дружбы. 13 слайд

Читают ученики по очереди.

  1. Один за всех и все за одного.

  2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

  3. Радуйтесь вместе с друзьями.

  4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

  5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

  • Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями. Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».(1,2 куплеты)

Читает учитель стихотворение "Берегите друзей".

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши Гнев на друга, может быть, мгновенный Изливать повсюду не спеши.

Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай,

Провинился друг - и повинился - Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйся доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

  • Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

Итог классного часа:

  • Скажите ребята, что такое дружба?

  • С какими словами познакомились на уроке?

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда: 14 слайд

  • Ребята, давайте жить дружно!

3


© 2010-2022