Классный час Я забыть об этом не вправе

Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив огромного числа фамилий советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано — «пропал без вести». У многих, кто числится убитым, не указано место захоронения и их останки лежат в полях, лесах и болотах России. Сейчас лишь очень немногим героям удается вернуть имена, остальные так и остаются «неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны. Общероссийское общественное движение «Поисковое движение Рос...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив огромного числа фамилий советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано - «пропал без вести». У многих, кто числится убитым, не указано место захоронения и их останки лежат в полях, лесах и болотах России. Сейчас лишь очень немногим героям удается вернуть имена, остальные так и остаются «неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.

Общероссийское общественное движение «Поисковое движение России» выступило с инициативой об учреждении особого дня 3 декабря - Дня неизвестного солдата.

В этот день в 1966 г. в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». Зажжён Вечный огонь. С 12 декабря 1997 г. пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. В центре мемориала - ниша с надписью: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».









Классный час «Я забыть об этом не вправе».

Автор: Павличенко Елена Тарасовна
учитель технологии, искусства
МКОУ «Памятинская СОШ»
Описание материала: Сценарий классного часа для учащихся 8-11 классов. Данное мероприятие направлено на воспитание чувства ответственности каждого человека за сохранение жизни под мирным небом, воспитание чувства гордости и благодарности солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма.
В данный классный час можно добавить материал из истории села, района, области, республики, в котором учатся и проживают ученики.
Цели:
активизация интереса молодёжи к истории Великой Отечественной войны;
актуализации значимости Победы советского народа в Великой Отечественной войне; воспитание уважительного отношения к ветеранам, преклонение перед подвигом; воспитание межнациональной толерантности молодежи; помнить мужество, самоотверженность и героизм фронтовиков.

Оборудование:
презентация «Память о Великой Победе над фашизмом».

выставка книг на военную тематику,
плакаты:
«В наше жестокое время недостаточно любить мир - надо уметь его защищать».
Василь Быков
«Твой дом - земля, твоя семья - человечество, береги их».
Д.С. Лихачев

«Время настало поднять голоса всех людей на земле
Время устало страдать.
Время нас просит не ждать,
Пока обратят его вспять»
На экран проецируется слайд: Могила Неизвестного солдата

Ведущий 1.
Вторая мировая война - это тягчайшее преступление против человечества.
Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества и единственным, в котором применялось ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство.

В войне с фашизмом советский народ понёс неисчислимые потери и разрушения. Почти 27 млн. советских людей погибли, из них свыше 10 млн. - на полях сражений. Около 18 млн. советских солдат и командиров получили ранения или заболели при исполнении служебных обязанностей, многие из них потеряли трудоспособность, стали инвалидами. Около 6 млн. советских людей оказались в фашистском плену, 4 млн. из них погибли. Во вражеском тылу погибло почти 4 млн. партизан и подпольщиков. В результате всех этих потерь резко сократилась численность трудоспособного населения страны.
Ведущий 2.
За годы Великой Отечественной войны были полностью разрушены 1710 городов и около 70 тысяч сел и деревень.
Советский народ стал главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству.
Советский народ оказал решающую помощь народам Европы и Азии в их борьбе за национальную независимость.
Главным источником победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал героизм воинов Красной Армии, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс.
Победа над фашизмом добыта кровью, беспримерным героизмом, тяжелейшим трудом и огромными безвозвратными потерями советского народа, его неиссякаемой энергией и верой в неизбежную победу над врагом, самой страшной и кровопролитной войне всех времен и народов.

Ведущий 1.
Прошло 69 лет со дня великой Победы, но не меркнет память о великом подвиге народа. Историческая справедливость требует, чтобы мы, особенно молодое поколение, знали имена и славные деяния ветеранов Великой Отечественной.
Ведущий 2.
В каждом посёлке, городе есть обелиск, памятник или аллея памяти.
Это память о тех молодых жизнях, оборвавшихся в расцвете сил и не знавшие поры увядания. Памятники - это напоминание нам, ныне живущим о тех страшных днях, напоминание о безвозвратных потерях, о горе, которая живёт и поныне в сердцах тех, кто потерял во время войны с фашизмом своих родных.
Вечная память и слава, кто навсегда остался молодым!

Ведущий 1.
Памятники - это олицетворение памяти о Великой Победе над фашизмом.
Памятники - это гимн торжествующей жизни.
Памятники - это напоминание о героизме и мужестве советских солдат.
Это слёзы матерей.
Это неутихающая боль…

На экран проецируется слайд: Поклонная гора. Москва. Памяти неизвестных без могил.
Чтец.
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя -
Великой Армии простой солдат.




На экран проецируется слайд: Брестская крепость. «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина» - надпись, сделанная неизвестным защитником Брестской крепости 20 июля 1941 года.

На экран проецируется слайд: Брестская крепость. Монумент "Мужество".

Ведущий 2
Сапун-гора - в июне 1942 года шли ожесточенные бои за Севастополь. Четыре месяца советская армия боролась за освобождение Украины. Битва за Днепр стала одной из самых больших битв за всю историю человечества. В ней самой главной вехой была Киевская наступательная операция 1943 года, освободившая украинскую столицу от немецких захватчиков.
А в мае 1944-го - за весь крымский регион. Немцы мечтали прорваться в Крым, чтобы разместить здесь свои авиабазы и проникнуть дальше на Кавказ, к нефтяным ресурсам. И каждый раз они встречали яростное сопротивление советских войск у Сапун-горы.
На экран проецируется слайд: Мемориал воинской славы в Севастополе.
Чтец.
Я с вами - равный среди равных,
Я камнем стал, но я живу…
Вы, подарившие века мне,
Вы все, кто будет после нас,
Не забывайте ни на час,
Что я смотрю на вас из камня.

Ведущий 1.
Сталинградская битва - одна из самых кровопролитных в истории человечества. Она проходила под девизом из приказа №227 «Ни шагу назад!» и являлась важнейшим переломным моментом не только в Великой Отечественной войне, но и во второй мировой.
Мамаев курган, пропитанный кровью сотен тысяч советских солдат…


На экран проецируется слайд: Главный символ Сталинградской победы - «высота 102» - Мамаев курган.
Ведущий 2.
На дорожке к главному монументу мемориала - памятнику
«Родина-мать зовет!» ровно двести ступеней - как и ровно двести тех дней, которые длилась Сталинградская битва.


На экран проецируется слайд: памятник «Родина-мать зовет!
Чтец.
Я принял смерть
под Сталинградом
В бою у огненной черты:
Осколок вражьего снаряда
Перечеркнул мои мечты.
Мне никогда не быть женатым
И не растить мне сыновей,
И сказок не читать внучатам,
И не сидеть в кругу друзей…
Теперь стою я обелиском,
И подвигом моим гордясь,
Друзья, мне поклонитесь низко,
Ведь я тогда погиб за вас!

Чтец.
Поклонитесь, люди, ветеранам,
Их судьбу заботой обогрейте,
Залечите ласкою их раны,
Только упрекать ни в чём не смейте!
Имена в святые возведите
За мученья, принятые ими,
Образы их в сердце сохраните
И не оставайтесь к ним глухими.
Их всего осталось-то немного,
Тех, кто помнит трудные походы.
Им сейчас бы торною дорогой
Прошагать оставшиеся годы.
Им живым и павшим всё воздайте!
Славу их навечно сохраните.
С праздником великим их поздравьте,
Павших добрым словом помяните!

Ведущий 1.
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

На экран проецируется слайд: Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» стоит у деревни Марьино.
Ведущий 1.
Советские солдаты и офицеры одну за другой отражали атаки гитлеровцев, сделав невозможным «молниеносный» удар по Москве.
«Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».


На экран проецируется слайд: Мемориал Славы в парке имени 28-ми
гвардейцев-панфиловцев, грудью защищавших Москву. Город Алматы.

Чтец.
Почему я пишу о войне,
Отчего она снится мне
И ночами разорванный мрак
Часто полнится гулом атак?
Почему о войне я пишу,
Горечь в сердце, как рану, ношу,
Вспоминаю ночами солдат,
Что под звёздами красными спят?
Почему о войне я пишу,
Гарью давних пожарищ дышу,
Грозовые всплески огня
Лихорадят часто меня?
Почему я пишу о войне,
О ребятах, погибших в огне?
Потому что во мне не стынет
Боль Освенцима и Хатыни!

Ведущий 2.
В годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии немецко-фашистскими захватчиками был уничтожен каждый третий ее житель.
Великая Отечественная война была общей войной советского народа против захватчиков, и те жертвы, которые понесли советские граждане в страшной битве, невозможно растащить по национальным квартирам.
На экран проецируется слайд: Мемориальный комплекс «Хатынь», в память о сотнях белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни.

Чтец.
Вновь иней на деревьях стынет
По синеве, по тишине
Звонят колокола Хатыни…
И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола - как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
"Я - Анна, Анна, Анна!" - издалека…
"О, где ты, мама, мама?" - издалека…
Старик с ребёнком через страх
Идёт навстречу.
Босой.
На бронзовых ногах.
Увековечен.
Один с ребёнком на руках.
Но жив старик.
Среди невзгод,
Как потерявшийся прохожий.
Который год, который год
Из дня того уйти не может.
Их согнали в сарай,
Обложили соломой и подожгли.
149 человек, из них 76 детей,
Легло в этой жуткой могиле.
Он слышит: по голосам -
Из автомата.
По детским крикам и слезам -
Из автомата.
По тишине и по огню -
Из автомата…
Старик всё плачет.
Не потому, что старый.
А потому, что никого не осталось.
Село оплакивать родное
Идёт в сожжённое село.
По вьюгам, ливням и по зною
Несёт он память тяжело.
Ему сюда всю жизнь ходить.
И до последних дней
149 душ хранить
В душе своей.
Теперь Хатынь - вся из гранита -
Печально трубы подняла…
Скрипят деревья, как калитка,-
Когда ещё здесь жизнь была.
Вновь иней на деревьях стынет.
По синеве, по тишине
Звонят колокола Хатыни.
И этот звон болит во мне…

На экран проецируется слайд: Советский ребенок рядом с убитой матерью. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области. Март 1944 г.

На экран проецируется слайд: Дети за колючей поволокой в концлагере Бухенвальд после его освобождения.

Ведущий 1.
В любые эпохи и времена: в дни мира и войны, во времена прогресса , человек, если он, не потерял своего облика, думает о своей Родине, о её будущем, которое олицетворяют его дети. Живёт так, чтобы его дети были достойными преемниками, чтобы улучшалось состояние рода человеческого.

Ведущий 2.
И, казалось, никто, никогда не посмеет разрушить божественную предрассветную тишину.
И с каждым обновлённым днём люди будут просыпаться с новыми надеждами.
Но мир вновь и вновь взрывался,
Не выдерживая нечеловеческой злобы и жестокости.
И так из тысячелетия в тысячелетие.
И сегодня, жизнь на планете - в опасности.
Возникают силы, которые пытаются разрушить всё человеческое, пытаются повернуть время вспять.
Ведущий 1.
Человек всегда будет помнить то место, где родился, где жили и живут его корни, место, где он сделал первые шаги, произнёс первое слово. Это его Родина.

Ведущий 2.
Родина.
Её, как и родителей не выбирают.
Родина- это каждая травинка, каждая песчинка.
Это жизнь родных …
Мы будем помнить, какой ценой завоёвано наше счастье, счастье жить под мирным небом. Мы забыть об этом не вправе.
Ведущий 1.
Но, что такое, - жизнь?
Что каждый из нас, вкладывает в это понятие - Жизнь.
Может, это первый крик только что родившегося ребенка, который с первым появлением на свет в полный голос заявляет о своем разуме.
Что может быть чище, прекраснее, возвышенного чувства матери к своему ребенку?
Что может быть нежнее, настоящих слов: Честь, Долг, Родина, Мать!
Но возникает вопрос? Откуда берутся те, которые так же согреты материнским теплом, готовы подвести нашу маленькую, хрупкую планету к ядерному безумию, к той черте, на которой вечный холод и мертвая пустота, Земля не успевает залечивать раны, на своем многострадальном теле от бесчисленных братоубийственных войн, не успевает пропитывать всю кровь, не утихает боль.
Боль за кровавые строки, вписанные в летопись нашей истории:
Разрушенная за день испанская деревня Двернина.
На экран проецируется слайд.
Сожженное вьетнамское Сонгми. На экран проецируется слайд.
Раздавленные бешеной силой атома Хиросима и Нагасаки.
На экран проецируется слайд.
Да! Все это - наша история!
Мы помним это!
Чтец.
Исполняется под музыку речитативом:
Ты идёшь по земле,
Ты по крови идёшь
Ты срываешь цветы
Где-то сердце разбилось
Ты сбиваешь росу
Это слёзы детей
Это горе за столько веков накопилось.

Люди, сколько веков
Проливали мы кровь?
Луч, что детям своим передать мы хотели
И, что в детстве всегда
Остаются следы
Той войны, словно шрамы на теле.

Бесконечна Земля
К сожаленью, на ней
Людям места всегда не хватало
«Просыпали» они на подобье себе
Всё, что резало, жгло и стреляло.

Я прошу тебя, мама,
Мой ласковый дом
Подари голубой небосвод,
Подари голубой небосвод,
Ведь Земля - не для бомб полигон.

Песня «Ах, только б не было войны».
Чуть скрипнет дверь - приходит мама
В мои ромашковые сны,
Склонившись, шепчет все упрямо:
Ах, только б не было войны…
А я бегу, бегу по полю
Среди цветов и тишины.
Вслед слышу мамин голос с болью:
Ах, только б не было войны…

Чтец. Отрывок из стихотворения "Мать"
Первое слово ребёнок сказал: ″Мама!″
Вырос. Солдатом пришёл на вокзал: ″Мама!″
Вот он в атаке на дымную землю упал: ″Мама!″
Встал. И пошёл. И губами горячими
к жизни припал: ″Мама!″
(Продолжение песни.)
Спешат навстречу мне березы,
Заслышав звонкий гром весны,
А мама, вздрогнув, вытрет слезы:
Ах, только б не было войны…
Что так волнует тебя, мама?
Лицо какое у войны?
…Реснички сводят мне упрямо
Мои ромашковые сны.

Ведущий 1.
На экран проецируется слайд: Памятник "В борьбе против фашизма мы были вместе", город Москва, Поклонная гора, Аллея Памяти.

«Этот монумент - наша дань памяти бессмертному подвигу предков. Вместе с тем это свидетельство нашей общей воли и твердой решимости бережно хранить о героях, защищать ее от цинизма, варварства и лжи, совместно противостоять национализму, экстремизму, какими бы внешне привлекательными лозунгами они ни оформлялись…» (В.В. Путин)

Чтец.
Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ - НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!

Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом -
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..

Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ -
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…

Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. - Ушедшим... Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. - на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, - ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!

Ведущий 2.
Проходят десятилетия. Но мы вновь и вновь возвращаемся к прошлому…
Чтобы поклониться памяти погибших и дать клятву во имя живых и будущих поколений, клятву в том, что война никогда не повторится.
Чтобы поколение за поколением как эстафету мужества, стойкости передать память о подвигах отцов, учиться у них любви к Родине и нести в сердце клятву - вырасти людьми, достойными павших.



© 2010-2022