- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа Чувственное сердце
Разработка классного часа Чувственное сердце
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Третьякова Е.М. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Г. Караганда, классный час, 3 класс
Подготовила: Третьякова Е.М.
Модуль - Социализация личности.
Тема: «ЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ».
Цель: создание условий для осмысления и понимания роли чувств в жизни человека.
Проблема: Нужно ли иметь чувственное сердце?
Задачи: в ходе беседы, подбора ассоциаций, дифинирования, работы со сравнительной таблицей, чтения с остановками сформировать у учащихся представления о чувствах и проявления их в тех или иных ситуациях; проанализировать влияние чувств человека на его характер и взаимоотношения с окружающими.
Развивать чувственную сферу, мышление, умение анализировать и делать вывод, высказывать свою точку зрения, работать в группе и в паре.
Воспитывать внимательное отношение к себе и к окружающим, адекватно реагировать на события окружающего мира.
Ожидаемый результат:
ученики подберут ассоциации к слову чувство; составят словарь чувств;
выведут понятие слова «чувство»; проанализируют произведения живописи, музыки и литературной сказки «Страна чувств»; заполнять сравнительную таблицу; познакомятся и начнут работу в дневнике чувств; определять свои рефлексивные чувства на цветочках.
Эпиграфы к классному часу.
1. Если сердце не чувствует, 2. Лучше слепые глаза,
то глаза не видят. чем бесчувственное сердце.
3. Сердце помощник человека в мире чувств. Оно понимает увиденное, реагирует, и благодарит.
1. Орг. Момент
2. Психологический настрой.
Проходят секунды, минуты, бегут часы и дни. Сколько всего интересного и необычного происходит вокруг. Всё это захватывает нас, окрыляя невиданными ощущениями и чувствами, которые устремляются в наше сердце. А оно быстро откликается на всё, что происходит вокруг, излучая либо тёплые лучи или ледяную прохладу.
Как хочется, чтобы ваше сердце было всегда теплым солнышком для вас и окружающих людей, а не ледяным камнем.
3. Вводная беседа.
Сегодня мы с вами продолжим познавать себя.
- Как вы думаете, о чём мы будем беседовать? (предположения уч-ся)
На нашем классном часе мы рассмотрим понятие чувственное сердце. Проанализируем, какие чувства мы испытываем каждый день и почему, в тех или иных ситуациях.
Могут ли наши чувства принести вред или пользу нам. Как наши чувства помогают нам понять себя и окружающих.
Запишите тему и проблему в раб. тетрадь.
4. Что, по-вашему, может означать слово - чувство? Для того чтобы дать ответ, проведём интеллектуальную минутку. Подберите в течение одной минуты слова ассоциации к слову "ЧУВСТВО".
Чувство - человек, люди, душа, сердце, мысли, ощущения, восприятие, тело, движения, нервы, действия, поступки, слова, помыслы, жесты, эмоции, поза, мимика и … (записать на доске ассоциации уч-ся)
Попробуйте в группах, используя слова-ассоциации составить определение чувство - это_______. Выступление спикеров.
Сравним наши определения с данными со словаря Ожегова.
Чувство - способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие; ощущение.
5. Какие чувства испытывает человек? Давайте в тетрадях составим словарь чувств из 10, 15 слов.
Веселье, грусть, радость, скука, интерес, зависть, любовь, ненависть, обида, одиночество, вина, стыд, удовольствие, удивление, гордость, тоска, печаль, страх, гнев, презрение, отвращение …
Что у нас получилось, запишем на доске. Посмотрите на свой словарь и подчерните одной чертой чувства, которые вы испытываете редко, двумя чертами, чувства, которые вы испытываете часто.
- А теперь выясним, какие чувства ребята нашего класса испытывают часто и почему? Что является причиной появления этих чувств? (записывать на доске). Продолжим работу. Зачеркните в своём списке чувства, которые вы не хотели бы испытывать. Определите причину и поделитесь с нами, если это возможно. (записывать на доске)
6. И так мы выяснили, что некоторые чувства вам не нравятся по той или иной причине. Но бывают ли бесполезные чувства или чувства, не приносящие никакого вреда? Давайте разберемся вместе. Предлагаю первой и второй группе найти из словаря чувств 2 «вредных» на ваш взгляд и определить почему, а третьей и четвёртой - 2 «полезных» чувства для человека и почему.
(работа в группах, выступление спикеров)
- А может ли одно и тоже чувство человека приносить ему лично и окружающим вред и пользу? Предлагаю в группах определить пользу и вред определённого чувства.
1 группа рассмотрите - радость, 2 группа - злость,
3 группа - стыд, 4 группа - гордость.
(Р. - весело, приятно на душе; нельзя радоваться, когда другим горько;
З. - после неё отдыхаешь; можно поссориться;
С. - знаешь, что нельзя делать; неприятно, краснеют уши, все видят;
Г - приятно за кого-то; мешает в общении, можно потерять друзей)
Выступление спикеров.
Приведите, пожалуйста, ситуацию из жизни, когда положительное чувство (радость, веселье) принесло вам вред. /досмеяться до двойки/
А теперь отрицательное чувство (злость, обида, страх), которое принесло вам пользу? /испугала собака, теперь не подхожу, понял нельзя/
Какой же вывод можно сделать, обсудите в парах. Выступления учащихся.
Вывод.: Получается, что любое чувство, которое испытывает, ощущает человек зачем-то нужно, оно о чём-то нам говорит!
7. Каким образом человек может выразить свои чувства? (ответы учащихся)
(жестами, мимикой, позой, словами и тд.)
Физминутка.
Предлагаю вам сейчас отдохнуть и с помощью любых способов выражения чувств, показать мне вашу реакцию на предложенные ситуации:
- в комнате беспорядок; - потеря друга;
- бездомная кошечка; - успех товарища;
- плачет малыш; - поломанные деревья;
- красивый сад.
8. - Как вы думаете, что способствует проявлению чувств человека?
- Когда они возникают? (индивидуальные ответы учащихся)
Люди искусства, благодаря возникающим чувствам в душе и в сердце создают настоящие шедевры в музыке, живописи, литературе. В живописи цвет помогает художнику передать его настроение и внутренний мир. Посмотрите на репродукции. (Репродукции с картин: «Золотая осень», «Богатыри», «Взятие зимнего городка», «Девятый вал», «Алёнушка», «Снегурочка»)
- Какие чувства испытывал, по-вашему, мастер, создавая данный образ? (ответы уч-ся). Соответственно, какие цвета он использовал при этом?
Значит, чувства человека можно изобразить в цветовой гамме.
Д/з Попробуйте дома в цвете отобразить ваш словарь чувств в тетради, и мы посмотрим что получиться.
9. Чтение с остановками. А вот одна из писательниц придумала сказку, и назвал её «Страна чувств». Давайте познакомимся с ней. Т. Зинкевич - Евстигнеева
Как приятно видеть ежедневно во дворце слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес, а Злость, Обиду и Страх не часто. Но не все поданные короля в Стране Чувств так считали. Они говорили «Зачем нам противные Злость, Страх, Обида? Когда они рядом, то мы ссоримся, деремся и это неприятно. Надо попросить Короля избавить нас от них». Король был мудр и останавливал все эти разговоры. Кому будет приятно, когда за вашей спиной перешептываются, перемигиваются. Это неприятно и сразу почувствуешь. Многие люди сразу обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и Стране Чувств. Темной ночью на краю леса встретились слуги Обида, Злость, Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны: «Им, видите ли, без нас лучше живётся!». « Мы им совсем не нужны!» - добавил Страх. Злость, сжимая кулаки, воскликнула: «Мы им покажем, что мы можем. Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!» Заговорщики ночью пробрались во дворец, захватили спящего Короля и бросили его в темницу. На следующее утро придворные собрались в тронном зале и замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел Страх. Он пытался надеть на голову корону, но она постоянна сползала. Тогда Злость со злостью кинула её под трон и стала зачитывать всем присутствующим новый указ.
- Как вы считаете, какой указ составили Страх, Злость и Обида? (предположения учащихся)
Они объявили войну соседнему государству, приказали каждому жителю ежедневно доносить на своих соседей, все споры решать с помощью кулаков, пугать друг друга неприятностями. Радость, удовольствие и Интерес изгнали из страны. Разруха и бедствие царили в стране Чувств. Изгнанники не смогли смотреть на все это спокойно и вдруг вспомнили, что за горами, за долами живёт волшебница - Любовь. Они отправились в путь. Сколько испытаний пришлось пережить этим героям в пути. Они сражались с людоедом, гигантскими муравьями, прошли через страшный черный лес и дошли до царства Любви. Умывшись прохладной водой с дороги, они почувствовали невероятный прилив сил и энергию. Для спасения страны волшебница дала путникам сосуд с Любовью, и они отправились назад. Вернувшись, они нашли темницу, освободили короля, дали напиться ему воды из сосуда. К королю вернулась сила, мужество и мудрость. Величественно он зашел в тронный зал. В страхе затрепетали Злость, Обида и Страх, упали они на колени перед королём. Придворные зашипели: «Избавьтесь от них, ваше величество. Мы же говорили вам». Но Король остановил их:
- Что предпримет Король, по-вашему, мнению? (предположения учащихся)
«Дело не в моих слугах, а в дурных помыслах и разговорах. Я даю три дня им на раздумье. Пусть сами решат: покинуть им страну или найти себе достойное применение». Так сказал мудрый и великодушный Король, но на прощание угостил их водой из сосуда любви. Через три дня Злость, Обида, и Страх пришли к королю и попросили прощение за свои поступки. «Ваше величество, простите нас. Мы вспомнили о своем качестве меры и поняли свое назначение. Позволь нам построить свои дома на границе государства».
- Почему на границе решили они построить свои дома? (предположения учащихся)
«Почему на границе?»- удивился Король. И вот, что сказали слуги: «Я - Страх самый чуткий, самый осторожный, я издалека чувствую опасность и смогу предупредить Ваше Величество об опасности. У вас будет время, чтобы подготовиться и достойно встретить врага. Я - Злость придам вам силы для борьбы с врагом, вы быстро накажите обидчика. Я - Обида, буду, чутка к дурным мыслям и разговорам, буду охранять ваше достоинство, и предотвращать недостойные действия». Король согласился. И с тех пор в Стране Чувств воцарились покой и счастье. Все стали жить в мире и согласии.
- Как вы поняли эту сказку, и чему она научила вас?
Это сказка про то, что ___________________________ (ответы учащихся)
(Все чувства, которые испытывает человек, необходимы)
Может у кого-то из вас есть другое мнение?
10. Вернёмся к теме нашего классного часа. Почему оно названо - «Чувственное сердце»? Подумайте, обсудите в группах. Ответы спикеров.
С. - является источником проявления человеческих чувств. Сердце - главный орган человека, без которого он не будет жить. А сможет ли человек прожить без чувств? (ответы учащихся)
Недаром народная мудрость гласит________ (зачитать эпиграфы)
- Как вы считаете, кто обладает, по вашему мнению, чувственным сердцем и почему? ( ответы учащихся -родители, родные люди, друзья, учителя)
11. А теперь посмотрите на нашу проблему классного часа
Нужно ли иметь чувственное сердце и почему?
(ответы учащихся)
12. Рефлексия.
Какое чувство у вас возникло в заключение нашей беседы?
Отразите своё чувство на выбранном, по-вашему, желанию цвету сердечка. Прикрепите его к доске.
Вот и получилось у нас общее чувственное сердце 4 «А» класса.
- Какие пожелания у вас есть друг для друга?
13. Заключение.
Если вы хотите познавать себя дальше, узнать о себе больше, то я предлагаю вести дневник чувств. Записывайте, что вы почувствовали в той или иной ситуации, причину возникновения, ощущения, и результат. Быть может этот дневник поможет вам с другой стороны посмотреть на себя, на свои поступки, действия, а самое главное научить вас жить и строить отношения с окружающими людьми, видеть свои проблемы, решать их и двигаться вперёд.
КГУ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95
Классный час, 3 класс
Модуль - Социализация личности
ТЕМА: ЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ.
Подготовили: учителя НШ
Третьякова Е. М.,
Жакина М.Х.
КАРАГАНДА