Из опыта работы по вовлечению родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся

Аннотация В Концепции  Государственного стандарта общего образования одним из критериев результативности образовательной деятельности является формирование учащегося как успешной личности. Данная статья передает опыт работы по вовлечению родителей и социальных партнеров в формирование мотивационной среды обучающихся. Рассказывается о том, что и семья, и социальные партнеры могут создать условия для полноценного развития учащегося, могут защитить его и помочь адаптироваться к изменяющему социуму,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы по вовлечению родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательная организация стремится к обучаемому.

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В федеральных документах определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания при участии семьи и общественности.

Это тот социальный заказ, на который должна ориентироваться современная школа в воспитании подрастающего поколения.

Исходя из вышеизложенного, хочу поделиться опытом своей работы, направленной на взаимодействие образовательной организации, семьи и социума.

Новый набор первоклассников в 2009 году состоял из 25 человек. Наличие в поселке двух школ, создает конкуренцию, как между школами, так и между педагогами. Чтобы не остаться без работы, приходится бороться за каждого ученика. Наша школа уже много лет работает по шестидневной рабочей неделе, что дает возможность для большего развития учащийся, поэтому «приток» в школу есть всегда. Социальный паспорт семей показал, что большинство поступивших в школу детей из благополучных, полных семей, где родители заинтересованы не только в успешном обучении, но и во всестороннем развитии ребенка.

Проведя анкетирование детей и родителей, выяснились, что интересы детей и заинтересованность родителей, направлены на развитие взаимопонимания, взаимодействия. Поэтому очень важно было создать условия для развития внутреннего партнерства между школой и родителями, учащимися и классным руководителем через организацию совместной плодотворной деятельности. Воспитательная работа в школе за последние годы приобрела целенаправленный характер: идет от проблем, выявленных с помощью различных диагностик, и направлена на решение этих проблем. Больше детей вовлечено в различные внеклассные и внешкольные мероприятия, разностороннюю кружковую и досуговую деятельность. Состояние воспитательной работы в школе удовлетворительное. Но, этого оказалось недостаточно, для моих детей, детей очень активных, эмоциональных, стремящихся достичь невозможного. Последующее наблюдение выявило еще ряд проблем: успевающие в учебе дети, были плохо развиты физически, не имели художественных навыков, не умели себя «подать» перед большой аудиторией.

Передо мной встала цель осуществления реализации воспитательного процесса в тесном сотрудничестве с семьей, школой и обществом, деятельность которых направлена на создание условий для формирования социально компетентной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность и гражданскую позицию.

Личность формируется не по частям и не в вакууме, а в жизненных ситуациях. Причем воспитывают не мероприятия, а проживаемая в школе или вне школы жизнь. Учащимся нужна атмосфера доверия, игры, соревнования и успеха. Процесс внеурочной деятельности строится с учётом индивидуальных особенностей, дополнительного образования (работа кружков, секций), партнёрских отношений.

Удаленность нашего поселка от города не всегда дает возможность разностороннего развития детей. Но по сравнению с удаленными от районного центра образовательными организациями, мы находимся в более выгодном положении. У нас есть Центральный Дом культуры (ЦДК), Музей, Детская юношеская спортивная школа (ДЮСШ), Дом детского творчества (ДДТ), Центральная детская библиотека (ЦДБ), Детская музыкальная школа, что дает широкие возможности для развития детей и формирования их мотивационной сферы.


Для решения выявленных проблем и для совершенствования сотрудничества семьи и школы и воспитательного процесса в целом, были выбраны данные направления:

- спортивно - оздоровительное направление (ДЮСШ, ГИБДД)

- художественно - эстетическое направление (ДДТ, ЦДК, ЦДБ,)

-научно - познавательное направление

- гражданско - патриотическое направление (музей)

- общественно - полезная (социальная) деятельность

- проектная деятельность (образовательная организация, ДДТ)

И школа, и семья заботятся об одном - вырастить детей хорошими людьми, подготовить их к жизни, вооружить знаниями и убеждениями. Поэтому, каждое проводимое мероприятие только вместе с родителями, где последние активные участники (сценки, частушки, участие в конкурсах). Родительские собрания обязательно тематические, с практическими заданиями, тренингами, анкетами, разбором педагогических ситуаций, с целью решения их родителями. Родители главные организаторы «Маминых» и «Папиных» мастерских», поездок, экскурсий и походов, помощники в выполнении творческих проектов и выставок. Субботники, сбор макулатуры и другие виды общественно-полезной деятельности также проходят при активном участии родителей. Участие детей в студии «САМ» при ЦДК, танцевальных и вокальных коллективах, занятия в кружках при ДДТ, сделало детей более общительными и раскрепощенными, повлияло на развитие творческих способностей, придало уверенность при публичных выступлениях. Совместные акции с ГИБДД «Внимание, дети!», «Детское кресло» формируют у детей навыки безопасности жизнедеятельности, заставляют родителей быть ответственными.

Вовлечение детей во внеурочную деятельность составляло 92 %.Успехи детей в конкурсах, олимпиадах, защитах проектов не могли не сказаться на качестве образования. Абсолютная 100% успеваемость на протяжении все периода обучения в начальной школе, качество знаний на конец 4 класса составило 68%. По статистическим данным все пятиклассники успешно прошли период адаптации в основной школе, что говорит о правильно выбранных формах и методах работы, направленной на формирование мотивационной среды обучающихся.

Таким образом, взаимодействие школы, семьи и социального партнерства ориентируется на построение открытого информационного воспитательно- образовательного пространства, которое будет способствовать становлению выпускника как компетентной и мобильной личности, способной быстро адаптироваться к окружающей его среде, найти свое применение в общественной и профессиональной деятельности.


Литература

1. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.

2.Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе. - М-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.





© 2010-2022