- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа с элементами тренинга по теме Семейные ценности
Разработка классного часа с элементами тренинга по теме Семейные ценности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Махоничева И.В. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семейные ценности
тематический классный час с тренинговыми элементами в 9-А классе
(классный руководитель Махоничева И.В.)
Цель: научить замечать, воспринимать разные подходы к, казалось бы, привычным ценностям семьи.
Задачи: - развить коммуникативные навыки;
- развить навык «вживания» в роль и жизненные ценности других людей для понимания мотивации их действий;
- сделать совместные выводы о гендерных ролях и стереотипах, о традиционных семейных ценностях.
Предварительная подготовка: на открытках (которые затем будут разрезаны по типу пазлов) подготовить высказывания известных мыслителей и пословицы разных народов о семье и воспитании детей.
Необходимые материалы: маркеры, листы бумаги для презентаций работ, проделанных в группе, коробочка для пазлов и столы, расставленные так, чтобы работа в группах была совместима с коллективной работой класса.
План проведения мероприятия.
-
Вступительная часть.
Входящие в класс дети берут из коробочки разрезанные части открыток и усаживаются по желанию. Затем им предлагают восстановить целостность открыток и таким образом создать рабочие группы. По окончании организационного момента учителем даётся комментарий к произошедшему: кто-то быстро нашёл партнёров, потому что активно искал, кто-то ждал, что их найдут, кто-то подбирал по тексту и смыслу написанного в открытке, а кто-то собирал её по внешнему изображению… Иной раз именно так создаются семьи: одни ищут, другие ждут, одни обращают внимание на внешние признаки, другие - на внутреннее содержание. А потом начинается семейная жизнь. От чего зависит длительность существования семьи для многих молодых пар остаётся загадкой…
-
Основная часть.
-
Детям предлагают, прочитав внимательно текст на открытке, выбрать для своей команды название и капитана. Затем, выслушав первые выступления, даётся ещё один комментарий. Во-первых, как вы лодку назовёте - так она и поплывёт: были команды, которые взяли названием позитивные семейные мудрости, например, «При хорошей жене в семье рай», а были и с негативным посылом, например, «В беде нет ни кума, ни брата, ни свата». То есть, имеет значение то, какие ожидания вы вкладываете в начале совместного пути. Во-вторых, выбор капитана - это аналогия выбора главы семьи: одни хотят сами «встать у руля», другие от ответственности уходят, но любят покритиковать «рулевого», третьи, отдав бразды правления достойному, принимают роль ведомого, но тоже по-разному: как компаньон, как слуга, как барчук (ты - главный, ты всё и делай сам). В одних командах (семьях) выбор происходит мирно и быстро, так как есть некие критерии, в других - процесс затягивается, так как эмоции побеждают разум.
-
Раз уж у нас встал вопрос о создании семьи, то неплохо было бы узнать, а чего ждут от неё сами члены семьи и их окружение. Команды вдруг узнают, что одни из них - семья невесты, им нужно написать, какие качества они хотели бы видеть в будущем муже своей дочери. Другие - семья жениха, они перечисляют требования к невестке, без которых, по их мнению, благополучной семьи не получится. Есть две команды будущих детей: одна пишет черты, достойные их матери; другая - черты хорошего отца. Конечно, есть две команды, которые от лица жениха и от лица невесты пишут желаемые качества друг друга. И есть команда, которая представляет собой государство, а оно к своей ячейке тоже имеет некоторые требования и пожелания. Затем команды презентуют свои списки классу. И тут встаёт вопрос о несовпадении интересов сторон. Каждой команде даётся возможность высказаться, на чём, по их мнению, следует сосредоточить своё внимание молодой семье: на том, что совпадает в представлениях разных сторон или на том, что их различает. После высказывай всех групп, две самых активных делегируют своих представителей к презентациям, вывешенным на доске для того, чтобы (маркерами разного цвета) подчеркнуть общие требования всех команд (те, кто хотел сосредоточиться на общем) и особые мнения, которые нигде не дублируются (те, кто хотел сосредоточиться на различиях).
-
Пока у доски идёт работа, командам предлагают подумать, с какой мудростью, написанной на открытке, они готовы согласиться и почему? (Надо выбрать одну наиболее значимую с точки зрения всей команды). Поочерёдно ребята зачитывают все свои пословицы и поясняют выбор той, что считают наиболее ёмкой и важной. (Так вырабатываются и собственные, и групповые ценности и формируется преемственность поколений в плане выбора моральных ценностей семьи).
-
После окончания работы у доски и презентации получившихся результатов можно перейти к подведению итогов.
-
Итоговая часть.
То общее, что было в презентациях всех команд, можно назвать традиционными ценностями семьи. (В нашем случае получилось такое качество, как трудолюбие). То, что было отличного, можно отнести к гендерным стереотипам. (В нашем случае родители невесты хотят видеть жениха богатого, жених хочет, чтобы будущая жена умела хорошо готовить, а невеста требует от будущего супруга личной аккуратности «чтобы носки по всему дому не разбрасывал»). И то, и другое нужно учитывать при создании семьи. А навыки общения и принятия совместных решений попробуйте осмыслить на примере сегодняшней работы в группах. От этого, быть может, в дальнейшем будет зависеть судьба вашей семьи.
В данном случае ведущим и комментатором является классный руководитель (как наиболее опытный среди всех присутствующих человек). Дети и приглашённые на классный час родители становятся членами команд. Группам с родителями целесообразно дать роли семей жениха и невесты, так как житейский опыт взрослых в таком случае может оказаться базой для работы команды.
Проблемная точка: поведение, так как эмоции иной раз захлёстывают, а навыка слушать другое мнение, да ещё и соглашаться с ним, к сожалению, у большинства ребят нет.