Методы опроса в исследовании (теоретический материал)

Методы исследования в педагогической деятельности – это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности».            Все указанные методы исследования в данной подборке широко используются в педагогической практике, помогают достигать положительного результата в процессе обучения.             Данный материал предназначен для начинающих педагогов, которые смогут выбрать для себя наиболее приемлемые методы исследования для улучшения качества образовательного процесса.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района г.Волгограда









Методы опроса в исследовании

(теоретический материал)






Автор:

Принева Юлия Алексеевна,

социальный педагог










Волгоград - 2014г.


Методы исследования в педагогической деятельности - это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности» - такое определение проводится в Российской педагогической энциклопедии.

Методы исследования в педагогики разделяют на:

Теоретические методы - методы, которые позволяют объяснить, интерпретировать полученные практические знания, так как главная функция науки - объяснение.

Абстракция-метод исследования, сущность которого состоит в том, что исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их невозможен без абстракции.

Конкретизация - изучаемый объект, например, занятие, включается в многообразие различных связей и отношений (содержание обучения на занятии, принципы, методы, приемы обучения, структура занятия, и т.п.). Результатом применения метода конкретизации являются наглядные педагогические примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием.

Анализ - метод исследования, при котором целое педагогическое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. Цель анализа и состоит в познании частей как элементов сложного целого.

Синтез- есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей.

Сравнения - сопоставление объектов с целью выявления черт сходства, черт различия или того и иного вместе. В результате сравнения различных объектов получают о них более глубокое представление.

Индукция - метод познания, суть которого состоит в переходе от единичного знания об отдельных предметах и явлениях данного класса к выводу об общих предметах и явлениях этого класса, от части элементов класса - ко всему классу.

Дедукция - это заключение от общего к частному, от общего знания о предметах данного класса к единичному, частному знанию об отдельных предметах класса.

Моделирование - «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели)

Эмпирические методы: методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности.

Наблюдение - как научный метод - это «целенаправленный и планомерный процесс сбора информации», осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов.

Эксперимент - классический педагогический эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям(внедряемое в эксперимент средство должно быть ясным и однозначным, условия эксперимента должны быть строго фиксированными,. эти условия необходимо планомерно изменять, комбинировать, варьировать). Классический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп.

Психологические методы - это основные пути и приемы научного познания явлений психики и их закономерностей

Социологические методы дают возможность педагогам-исследователям и практикам иметь, помимо традиционных критериев успешности работы школы (статистическая отчетность, учет успеваемости и т.д.), также и дополнительную не менее ценную информацию, позволяющую, кроме количественных параметров, проанализировать и качественную сторону работы любого звена в системе и вовремя предпринять необходимые корригирующие воздействия.

Опрос - это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном - как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента.

В педагогическом исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, преподавателей или школьников и студентов (поступках, мнениях, интересах и т.д.) и для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.

В случаях, когда направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другая разновидность опроса - интервью. Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию.

Беседа и интервью требуют от исследователя большой гибкости и чуткости, умения слушать собеседника и одновременно вести ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях испытуемых, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления внутренних состояний, таких, как жесты, мимика, поза, интонация.

Анкетирование - это наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое.

Анкета - не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или как удобно для исследователя, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов.

Под вопросами анкеты понимаются все речевые сообщения (высказывание, незаконченное предложение, таблица) как в вопросительной, так и в утвердительной или отрицательной формулировках и побуждающие респондента письменно реагировать на него.

В зависимости от поставленной цели и содержания ожидаемой информации, вопросы анкеты могут существенно отличаться друг от друга.

Открытые вопросы не предлагают никаких вариантов ответа. В этом случае респонденту предоставляется максимальная свобода в выборе ответа, но и в то же время здесь исследователю зачастую трудно выразить, какой именно аспект вопроса подлежит обсуждению, а отвечающему трудно определить границы вопроса и сформулировать ответ самостоятельно. Например: «Какой литературой Вы пользуетесь чаще всего в своей работе?» .

Закрытым называется вопрос, предлагающий респонденту выбор одного или нескольких готовых вариантов ответов, т.е. он изначально ограничивает возможности респондента выразить свои мысли, втискивая их в жесткие рамки предлагаемых ответов. Если открытый вопрос служит активизации респондента, то закрытый, напротив, дает ему готовое знание и требует выразить только согласие или несогласие с ним.

Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо готовых ответов, предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно. Например: · Что повлияло на выбор Вами учительской профессии?

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Данные виды анкетирования предполагают индивидуальное консультирование респондентов по технике заполнения, контроль со стороны анкетера за качеством заполнения анкет.

В педагогических исследованиях всегда необходимо выяснение каких-либо знаний, информированности респондентов. Постановка вопроса о знаниях направлена на определение степени информированности испытуемых о тех или иных фактах, событиях, отношениях. Информированностью (осведомленностью) называется мера соответствия тех или иных сведений, которыми располагает респондент, объективной действительности - реальным фактам, событиям, высказываниям.

Наиболее простой и распространенный способ измерить информированность основан на самооценочной осведомленности респондента. В таких случаях чаще всего ставятся вопросы типа: «Знаете ли Вы...?», «Слышали ли Вы...?», «Насколько хорошо Вам известны...?» и т.п. При этом исследователю необходимо иметь в виду, что самооценочная осведомленность не отражает реальных знаний респондента и бывает, как правило, завышенной.

Информация, полученная в результате педагогического исследования с помощью социологического метода, должна отвечать требованиям надежности, обоснованности и точности.

Надежность (достоверность) полученной информации заключается в ее однозначности при проведении повторной проверки и в получении разными исследователями одинаковых результатов, достигнутых независимо друг от друга.

Обоснованность (валидность) информации определяется прежде всего характеристиками применяемого исследователем метода и заключается в его способности измерять именно те свойства изучаемого объекта, которые интересуют исследователя. Например, нельзя считать обоснованным исследование, в котором информация об эффективности применяемых методов обучения получена при помощи анкеты, разработанной для определения уровня осведомленности учителей о новых педагогических технологиях.

Точность информации определяется чувствительностью применяемых исследователем методик к измерению интересующих его свойств. Например, исследователь может разделить весь массив испытуемых на две большие группы - относительно высокого уровня осведомленности по интересующему его вопросу и относительно низкого уровня этой осведомленности. Если же он в своем исследовании применит дополнительные средства для более углубленного разделения по данному признаку (выявит различные степени уровней осведомленности уже внутри групп), то он получит еще более точную информацию.

Все указанные методы исследования широко используются в педагогической практике, помогают достигать положительного результата в образовательном процессе.

Источник: С.И. Брызгалина «Введение в научно-педагогическое исследование»

© 2010-2022