- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок для начальных классов на тему: «С чего начинается Родина?»
Урок для начальных классов на тему: «С чего начинается Родина?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мохова И.В. |
Дата | 20.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мастер - класс
Формирование гражданской позиции учащихся начальных классов
-
Вступление
Слайд шоу «С чего начинается Родина?»
Дети читают стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» под музыку и слайдовое сопровождение.
II. Теоретическая часть
Чувство Родины. Такое знакомое и все - таки до конца не осознанное, у каждого из нас оно свое глубокое, тайное, неслышное, им сердце дышит. Оно как воздух, который не видно и без которого жить нельзя. Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного лидера нового века, активного гражданина ставит перед всеми нами ключевую проблему: воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно - историческим традициям, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинтва и доброты, правосознания, уважения к ценностям демократического общества. Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность будет развиваться сама - она требует системы специальных педагогических воздействий. Воспитание гражданина предполагает: формирование активной жизненной позиции и основ правовых знаний, воспитание политической культуры, сохранение семейных традиций, формирование основ православной культуры, воспитание экологической культуры, формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание патриотизма.
Формируя основы гражданственности, большое внимание необходимо уделять формированию нравственно - патриотических чувств, отношений, представлений. Патриотическое воспитание - это формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности в процессе воспитания и обучения в школе. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
В словаре В.И.Даля значение слова патриотизм толкуется как: «Любовь к Отчизне». У Ожегова С.И - «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
Психолого - педагогический словарь трактует, что патриотизм это: «Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее». Как видно из определений, патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей живущих и работающих на ней?
Оказывается, что очень даже можно. За перестроечно - реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что патриотизм - это синоним русского национализма, а в списке общечеловеческих ценностей такого понятия нет.
В этой связи уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова « … Человек лишенный патриотизма, легко продает и силы и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках»
Одной из важных задач воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого государства, что обосновано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и др. Но вместе с тем, современные исследования показывают, что проблема остается актуальной и сегодня, что подтверждается специально принятой государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы».
Гражданско - патриотическое воспитание учащихся чрезвычайно сложный и длительный процесс, требующий продуманной системы, во многом определяемый качествами поведения самого учителя. Какие же это качества?
-
Выраженная гражданская позиция, предполагающая уважение к основам конституционного строя;
-
Демократический стиль работы, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать собственное мнение ребенка;
-
Система ценностей учителя, куда входит признание многообразия мира и толерантность;
-
Высокая коммуникативная культура.
Следует учитывать и принципы работы:
1.Опора на заинтересованность детей;
2.Обеспечение эмоциональной насыщенности занятий;
3.Демократичность;
4.Развитие критичности и предупреждение критиканства;
5.Обеспечение внимания;
6.Развитие навыков оппонирования;
7.Развитие навыков оценочных суждений;
8.Предупреждение и преодоление конфликтов
Набирая 1 класс, работу по гражданско - патриотическому воспитанию учителю приходится начинать с воспитания родителей. С этой целью важно проводить такие беседы: «Растить гражданина», «Дети - это будущие мужья и жены», «Воспитание чувства долга и ответственности», «О красоте внутренней и внешней», «Семейные традиции».
Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе рассматривается в непосредственной связи со всем процессом формирования личности с его умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. Главное внимание необходимо направить на воспитание патриотических чувств и убеждений детей, их поведения, проявляющегося в действиях и поступках, в отношении к людям, родной природе, труду.
Так как урок является основной формой обучения, он же и основная форма воспитания учащихся в духе беззаветной преданности Родине. Благодатный материал дают для этого уроки чтения, окружающего мира, истории, истории культуры и литературы Хакасии, экологии.
Учитывая важность проблемы, Министерство образования опубликовало методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» в 1 классе. Задача урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, Родине, познакомить с понятиями «Государство, гражданин, права и обязанности гражданина, символы государства».
Большие возможности для расширения и закрепления представлений о Родине содержатся в текстах учебника чтения в темах: «Из истории Отечества», «Летописи России»,«Русь, Россия Родина моя…» и др. В них рассматриваются такие нравственные понятия, как: Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, милосердие составляющих основу гражданских знаний.
Учителя используют картины с изображением древней Руси, записи песен о России, рассказывают о наиболее значимых в истории России людях, знакомятся с духовным опытом человечества. На уроках учат видеть Родину «вокруг себя»: в предметах быта, в названиях улиц, знакомим с традициями и праздниками русского и хакасского народов.
Большое значение в начальной школе отводится изучению пословиц и поговорок о Родине на уроках: «Глупа та птица, которой гнездо немило», «Родная сторона мать - чужая мачеха», «Своя земля ив горсти мила», «Тот герой, кто за Родину горой» и др…
Из учебных текстов под руководством учителя «вычленяются» образцы поведения, поступки литературных героев, сравниваем их со своими собственными. Одним из приемов является постановка проблемных ситуаций.
Демонстрируя репродукции Левитана, Шишкина, говорим о том, что художники красками передают красоту родного края, любовь к своей Родине. Предлагаем детям нарисовать Родину такой, какой она предстает в их воображении. Рисуя свою Родину, школьники делали акцент на природу, церкви, соборы, изображали улицы нашего города, свой дом, семью. Причем краски были яркие, разнообразные, и образ Родины получился яркий, свежий, красивый. Наблюдая за детьми в процессе работы можно было отметить их положительные эмоции, желание показать главное, лучшее.
Для формирования чувств патриотизма в своей работе часто используем прием моделирования. Детям дается задание написать мини - сочинение на темы: «Если бы я был мэром города Абакана», «Мой любимый город», «Я - абаканец», «Пою тебя, моя Хакасия!»
В своих сочинениях дети пишут:
«Мой Абакан - это маленький уютный городок. Этот городок богат красивыми улицами. У нас много мест, где можно отдохнуть, укрыться от палящего летнего зноя. В моем городе много красивых фонтанов. Я люблю отдыхать рядышком и глядя на хрустальный поток мечтать».
«Моя Родина Россия - огромная по размерам и лучшая страна в мире. Я люблю свою Родину, потому что я здесь родилась, у нас хороший добрый народ. А еще наша страна победила в войне».
«Абакан - главный город Хакасии, он небольшой, но очень красивый. В нашем городе есть фабрики, заводы, театры, библиотеки, музей, зоопарк, много улиц, красивых многоэтажных домов. Я живу на улице Пушкина, дом 100. Рядом с домом есть детский сад, аптека. Во дворе живут мои друзья. Это и есть моя маленькая Родина. А в моем сердце она занимает огромное место…»
«Если бы я была мэром города Абакана, то я бы изменила в нём многое. Например: побольше построила мест культурного отдыха. Хотелось бы, чтобы в городе был еще один зоопарк и просто детский парк. Хотелось бы, чтобы в городе были школы только с бассейнами. Мне хочется, чтобы в нашем городе люди не болели. Все люди имели возможность отдохнуть на озере Шира, Тус или в другом хорошем месте…»
Учитель дополняет, что наша большая необъятная Родина как и их мама, тоже хочет их видеть трудолюбивыми, честными, заботливыми. Во имя любви к Родине человек трудится, совершает подвиги, а иногда отдает свою жизнь.
«Вам повезло, что вы видите ясное небо и никогда не видели стаю стальных страшных машин в небе, несущих бомбы и смерь. Вы видели как разрушают дома, чтобы построить новые, но никогда не видели как разрушаются они как карточные домики от взрывов и снарядов. Вы видите яркое солнце, но никогда не видели, что оно может быть закрыто копотью и пылью поднятой взрывами от снарядов. Вы слышали раскаты грома, но никогда не слышали настоящего грохота от пуль и снарядов...» А далее учитель Ольга Михайловна Трубинова читает стихи о войне. (К.Симонов, Ю.Друнина, В,Высотский, А.Твардовский) И здесь огромную роль играет личность учителя, его умение эмоционально передать чувства и настроения людей, которые пережили ужасы войны.
Здесь же говорим о городах - героях, почему им присвоено такое звание, о памятниках в честь великих битв, не забываем и сказать о вечном огне, который находится в парке Победы, в честь воинов - земляков, погибших в ВОВ.
Город, где мы родились, учимся - это тоже родина - частичка нашей необъятной страны. Воспитание любви к своему краю - есть воспитание любви и гордости за нашу Родину. Дети, сочиняют стихи о родном городе:
Любимый край.
Хакасия, край наш цветущий
С богатством природных даров,
Где многие реки и русла
Текут меж скалистых гор.
И степи, прекрасней их нет,
Смотрел бы на них целый век!
Душой я летал бы как ветер -
Природы прекраснее нет!
Республика наша богата
Прекрасным духовным сырьем.
Здесь люди живут небогато,
Зато полон счастья их дом.
Ученица 4 класса МОУ «СОШ»
№ 10 Ершова Наташа
(Учитель Трубинова О.М.)
Абакан
Мой Абакан любимый
Какой же ты красивый!
Здесь много у меня друзей,
Еще больше тополей.
Утром в школу я иду
По широкой улице
Абакан - мой добрый друг
Все тобой любуются.
И зимою ты красив
Зелен очень летом
Ведь ты - родина моя,
Всем расскажу об этом.
Я тебе песенку спою
Рисунок нарисую
Пусть славится мой Абакан
На всю страну большую!
Ученица 2 класса МОУ «СОШ» №10
Ахмова Настя (Учитель Мохова И.В.)
Родной город
Абакан - красивый город;
Он любимый и родной,
Будет он еще красивей
Наступающей весной.
В зелень яркую одеты
Будут парки, тополя,
И красивыми цветами
Вся покроется земля.
Здесь живут мои родные,
Здесь живут мои друзья,
И, конечно, мама с папой,
В общем, вся моя семья.
Ученица 2 класса МОУ «СОШ» №10
Пастухова Женя (Учитель Мохова И.В.)
Абакан мой милый,
Ты такой красивый,
Добрый безмятежный,
Чистый, тёплый, нежный.
В городе любимом можно отдохнуть,
Он уютный, милый,
В общем, он красивый.
Ученица 1 класса МОУ «СОШ» №10 Чаркова Наталья (Учитель Трубинова О.М.)
Михаил Пришвин пишет, что мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. А человеку нужна Родина. И «охранять природу - значит охранять Родину» - к такому же заключению мы подводим детей через уроки окружающего мира и экологии. Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, считает Ирина Викторовна Мохова. С первых школьных дней она ведет своих детей на экскурсию к реке, на станцию юннатов, в музеи. Учительница знакомит учащихся с элементарными правилами поведения в природе, её дети рисуют экологические знаки. На протяжении 4 лет она сотрудничает с педагогами дополнительного образования Центра детского творчества в рамках программы «Многоязычие и поликультурность». Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках и конференциях, которые проводятся Клубом интернациональной дружбы. Большую помощь в гражданском воспитании учащихся оказывает методист ЦДТ Е.С.Арабаева. Ребята приняли участие в городском фольклорно - страноведческом празднике, стали лауреатами конкурсов «Мои друзья в далекой стороне», «Хоровод друзей», «Мир в котором мы живем», «Природные достопримечательности Хакасии» и др… Учащиеся наших классов с удовольствием участвуют в различных конкурсах, посвященных нашей малой родине. Компьютерная презентация Сухотенко Игоря «Дорогами предков» стала лучшей в республике (учитель Мохова И.В.), Романова Настя заняла 2 место в конкурсе «Семь чудес света моей малой родины» в номинации «Буклет» (учитель Трубинова О.М.) . Коллективные проекты «Герои - земляки» и «Письма с фронта» учащихся 4 А класса (учитель Мохова И.В.) получили высокую оценку на мероприятиях, посвященных 67-й годовщине Великой Отечественной войны.
Благоприятный материал для воспитания чувств патриотизма раскрывают темы: «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Хакасия - земля где я живу», «Что дает наш край стране», «Народы, живущие в республике Хакасия», «Беседы о народные традиции и обычаи» и др. При изучении данных тем приходим к выводу, что конкретно может сделать каждый из нас, чтобы наша республика процветала. Интересен прием в начальной школе, который используют учителя для воспитания чувств гражданственности: имитационное моделирование, творческое самовыражение, рефлексивные технологии.
Трудность состоит в том, что понятия: государство, граждане, декларация, конвенция и др… приходится переводить на детский язык, чтобы дети сами учились принимать и с уверенностью отстаивать свои суждения. Однако следует помнить, что права одних людей не должны ущемлять права других, а так же и о том, что права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав к произволу.
Мы постарались взять такие методы воспитания, которые формируют у детей уважение прав и свобод других людей, а так же формируют толерантное сознание. С целью формирования чувств патриотизма у учащихся 2 класса нами были разработаны методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием этно - культурной составляющей.
Методические рекомендации по организации деятельности на уроках и внеклассной работе с использованием этно - культурной составляющей,
направленных на воспитание чувств патриотизма у учащихся 2 класса.
Тема занятий
Исследовательская деятельность учащихся
Задания
Форма организации
Выразительность материалов. Передача характера животного через пластику.
Сбор информации о животных Хакасии.
Индивидуальная
Для художника любой материал выразительный.
Панно «Праздник в городе»
История названия города Абакана.
Работа в группах
(4 человека)
Изображение и фантазия.
Сказочные звери и птицы.
Улицы нашего города. Самое красочное здание.
Работа в парах
Украшение и фантазия.
Ремесло моей семьи (выставка-рассказ)
Индивидуальная
Человек и его украшение
(мужской образ).
Рассказ и фотомонтаж «Герои в моём доме».
Индивидуальная
Выражение характера
через украшения (женский образ).
Бабушкин сундук. История женских украшений семьи.
Индивидуальная
Природа в разных состояниях.
Кедр - символ Хакасии.
Берёза - богиня хакасского народа.
Работа в группах,
индивидуальная
Птицы. Ритм пятен.
Сбор информации о птицах степей и лесов Хакасии.
Работа в группах
Весенняя земля. Тихие и звонкие цвета. Пейзаж Хакасии
Особенность хакасских степей - курганы. Менгиры.
Работа в группах
Ко дню Победы мы организуем встречу детей с ветеранами ВОВ. Затаив дыхание, слушают мальчишки и девчонки рассказы ветеранов, с уважением смотрят на награды, украшающие грудь ветеранов - фронтовиков. Ежегодно 7 октября в нашем городе у памятника жертвам локальных войн на Привокзальной площади проводятся митинги, участниками которых являются и дети наших классов. Дань памяти павшим героям - интернационалистам, возложение цветов к подножию памятника является мощным средством патриотических чувств обучающихся.
Особо хочется отметить программу внеклассной работы для детей начальной школы «Моя гражданская позиция», которую мы разработали и реализуем совместно (Мохова И.В., Трубинова О.М.)
Задачи данной программы:
-воспитать любовь к родному краю, уважение к боевым и трудовым традициям народа;
-показать детям истоков героизма и самоотверженности людей;
-воспитывать гордость за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
-знакомить учащихся с русской и хакасской культурой;
-привлекать к изучению мировой художественной культуры, воспитывать уважение к культуре других народов.
Первый блок работы называется «Дом родной, живу я в нем, это самый лучший дом». Сюда мы включили такое направление и формы работы.
Направления деятельности
Вопросы
Формы проведения работы
Я - абаканец.
Цель: приобщить детей к заботам абаканцев и к участию в жизни горожан.
-
Знакомство с историей г.Абакана
-
Работа по благоустройству школы, школьного двора, подъезда своего дома
-
Принять участие в исследовательской деятельности: «История названия моей улицы»,
1. Экскурсии
2 Посещение выставок, театров. музея, библиотеки, станции юннатов
3 Участие в субботниках.
Следующий блок посвящен родной земле, для тех, кто любит родную землю, не безразличен к её судьбе. Мы предлагаем такие виды работы:
Направление деятельности
Вопросы
Формы проведения работы
Живи, Земля!
Цель: изучить свой край, ценить и беречь красоту родной природы, учиться рационально использовать богатства родного края.
-
Лекарственные травы республики Хакасия.
-
Животные республики, занесенные в красную книгу Хакасии
-
Создание исследовательских экологических проектов.
-
Экскурсии в заповедники.
-
Изготовление поделок из природного материала
-
Создание сборников «Народные приметы»
-
Участие в «Марше Парков», «Семь чудес моей малой Родины»
Третий блок рассказывает о том, что живём мы на земле хакасской, которая испокон веков славится алыпами, мудрецами, умельцами, народными песнями, задушевными богатыми традициями.
Направление деятельности
Вопросы
Формы проведения
Моя малая родина - Хакасия. Хакасия, край мой любимый.
Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, познакомить с культурой хакасского и русского народов
-
История моего города.
-
Улица, на которой я живу.
-
Мои славные земляки.
-
Мой любимый уголок
-
Летопись города
-
Рассказ по фотографии « Мои знаменитые земляки»
-
Викторина «Мой родной город Абакан»
-
Вечер «Семейные династии»
Направление деятельности
Вопросы
Формы проведения
Откуда я родом ?
Цель: воспроизвести генеалогию своей семьи, знать ее историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению
-
Что обозначает мое имя
-
Моя семья.
-
Традиции моей семьи.
1.Беседа «Что в имени моем»
2. «Семейные посиделки»
3. Составление генеалогического дерева.
4. Беседы «Профессия моих родителей»
Наши дети посетили межрегиональный фестиваль «Пёльбек», посвященный 300 - летию вхождения Хакасии в состав России. Театр «Читиген» представил нам выступление фольклорного ансамбля «Айланыс». Дети познакомились с костюмами, музыкальными инструментами, с традициями и обычаями хакасского народа. Услышали горловое пение и увидели национальные танцы. Выездная группа «Альянс» из Драматического театра познакомила детей с русскими народными костюмами, музыкальными инструментами и обычаями.
Моделируя процесс воспитания патриотизма у учащихся, мы использовали методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний, умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности.
Мы прилагаем все усилия, чтобы научить детей видеть в сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для их будущего, ценить это; обращаем внимание на то, как относятся наши дети к окружающей природе, эмоционально ли они реагируют на ситуации, которые возникают в жизни класса, школы, проявляются ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а так же контролировать и оценивать свои поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим. Это и есть черты патриота - разумного хозяина города, страны, планеты.
Практическая часть представлена разработками классных часов: Мохова И.В. («С любовью к городу) Трубинова О.М. («Я - гражданин»)
Деловая игра
Цели: доведение до осознания присутствующих, что гражданская компетентность - это способность человека быть активным членом гражданского общества; развитие коммуникативных способностей.
Описание игры Слушатели делятся на 3 группы Учителям предлагается на выбор взять флажок красного «Я будущий семьянин», синего «Я достойный житель моего края», желтого «Я - гражданин России» цветов). Каждая группа должна выбрать из предложенных высказываний те, которые должны подходить к их блоку. После того, как учителя озвучат свои предложения, появляется таблица «Моя гражданская позиция»
Следование традициям само собой не приходит, не передаётся по наследству. Чтобы человек был готов к мужественному поступку, к подвигу, к верному служению Родине, его надо к этому долго и настойчиво готовить.
IV. Рефлексия
- Ответьте на наши вопросы ( каждому участнику выдается анкета)
- Продолжите предложение: «Я узнал для себя…»
- Будете ли вы использовать формы и приемы работы в своей практике?
- Является ли для вас наш мастер класс полезным?
- Общее впечатление от мастер класса я бы оценила на… баллов.
Литература:
-
Захарова О.В.Гринь О.В., Гражданско - патриотическое воспитание в нашей школе// Начальная школа плюс минус. - 2002. - №4.
-
Методические рекомендации по проведению урока гражданина в первом классе// Начальная школа. - 2002. - №8.
-
Попова А.И. Воспитание патриота // Начальная школа. - 2007. - №2.
-
Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №10.