Урок для начальных классов на тему: «С чего начинается Родина?»

"Выдержка из материала: Из учебных текстов под руководством учителя «вычленяются» образцы поведения, поступки литературных героев, сравниваем их со своими собственными. Одним из приемов является постановка проблемных ситуаций.  Демонстрируя репродукции Левитана, Шишкина, говорим о том, что художники красками передают красоту родного края, любовь к своей Родине. Предлагаем детям нарисовать Родину такой, какой она предстает в их воображении. Рисуя свою Родину, школьники делали акцент на природу...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

Формирование гражданской позиции учащихся начальных классов

  1. Вступление

Слайд шоу «С чего начинается Родина?»

Дети читают стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» под музыку и слайдовое сопровождение.

II. Теоретическая часть

Чувство Родины. Такое знакомое и все - таки до конца не осознанное, у каждого из нас оно свое глубокое, тайное, неслышное, им сердце дышит. Оно как воздух, который не видно и без которого жить нельзя. Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного лидера нового века, активного гражданина ставит перед всеми нами ключевую проблему: воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно - историческим традициям, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинтва и доброты, правосознания, уважения к ценностям демократического общества. Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность будет развиваться сама - она требует системы специальных педагогических воздействий. Воспитание гражданина предполагает: формирование активной жизненной позиции и основ правовых знаний, воспитание политической культуры, сохранение семейных традиций, формирование основ православной культуры, воспитание экологической культуры, формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание патриотизма.

Урок для начальных классов на тему: «С чего начинается Родина?»



Формируя основы гражданственности, большое внимание необходимо уделять формированию нравственно - патриотических чувств, отношений, представлений. Патриотическое воспитание - это формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности в процессе воспитания и обучения в школе. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

В словаре В.И.Даля значение слова патриотизм толкуется как: «Любовь к Отчизне». У Ожегова С.И - «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

Психолого - педагогический словарь трактует, что патриотизм это: «Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее». Как видно из определений, патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей живущих и работающих на ней?

Оказывается, что очень даже можно. За перестроечно - реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что патриотизм - это синоним русского национализма, а в списке общечеловеческих ценностей такого понятия нет.

В этой связи уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова « … Человек лишенный патриотизма, легко продает и силы и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках»

Одной из важных задач воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого государства, что обосновано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и др. Но вместе с тем, современные исследования показывают, что проблема остается актуальной и сегодня, что подтверждается специально принятой государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы».

Гражданско - патриотическое воспитание учащихся чрезвычайно сложный и длительный процесс, требующий продуманной системы, во многом определяемый качествами поведения самого учителя. Какие же это качества?

  • Выраженная гражданская позиция, предполагающая уважение к основам конституционного строя;

  • Демократический стиль работы, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать собственное мнение ребенка;

  • Система ценностей учителя, куда входит признание многообразия мира и толерантность;

  • Высокая коммуникативная культура.

Следует учитывать и принципы работы:

1.Опора на заинтересованность детей;

2.Обеспечение эмоциональной насыщенности занятий;

3.Демократичность;

4.Развитие критичности и предупреждение критиканства;

5.Обеспечение внимания;

6.Развитие навыков оппонирования;

7.Развитие навыков оценочных суждений;

8.Предупреждение и преодоление конфликтов

Набирая 1 класс, работу по гражданско - патриотическому воспитанию учителю приходится начинать с воспитания родителей. С этой целью важно проводить такие беседы: «Растить гражданина», «Дети - это будущие мужья и жены», «Воспитание чувства долга и ответственности», «О красоте внутренней и внешней», «Семейные традиции».

Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе рассматривается в непосредственной связи со всем процессом формирования личности с его умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. Главное внимание необходимо направить на воспитание патриотических чувств и убеждений детей, их поведения, проявляющегося в действиях и поступках, в отношении к людям, родной природе, труду.

Так как урок является основной формой обучения, он же и основная форма воспитания учащихся в духе беззаветной преданности Родине. Благодатный материал дают для этого уроки чтения, окружающего мира, истории, истории культуры и литературы Хакасии, экологии.

Учитывая важность проблемы, Министерство образования опубликовало методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» в 1 классе. Задача урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, Родине, познакомить с понятиями «Государство, гражданин, права и обязанности гражданина, символы государства».

Большие возможности для расширения и закрепления представлений о Родине содержатся в текстах учебника чтения в темах: «Из истории Отечества», «Летописи России»,«Русь, Россия Родина моя…» и др. В них рассматриваются такие нравственные понятия, как: Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, милосердие составляющих основу гражданских знаний.

Учителя используют картины с изображением древней Руси, записи песен о России, рассказывают о наиболее значимых в истории России людях, знакомятся с духовным опытом человечества. На уроках учат видеть Родину «вокруг себя»: в предметах быта, в названиях улиц, знакомим с традициями и праздниками русского и хакасского народов.

Большое значение в начальной школе отводится изучению пословиц и поговорок о Родине на уроках: «Глупа та птица, которой гнездо немило», «Родная сторона мать - чужая мачеха», «Своя земля ив горсти мила», «Тот герой, кто за Родину горой» и др…

Из учебных текстов под руководством учителя «вычленяются» образцы поведения, поступки литературных героев, сравниваем их со своими собственными. Одним из приемов является постановка проблемных ситуаций.

Демонстрируя репродукции Левитана, Шишкина, говорим о том, что художники красками передают красоту родного края, любовь к своей Родине. Предлагаем детям нарисовать Родину такой, какой она предстает в их воображении. Рисуя свою Родину, школьники делали акцент на природу, церкви, соборы, изображали улицы нашего города, свой дом, семью. Причем краски были яркие, разнообразные, и образ Родины получился яркий, свежий, красивый. Наблюдая за детьми в процессе работы можно было отметить их положительные эмоции, желание показать главное, лучшее.

Для формирования чувств патриотизма в своей работе часто используем прием моделирования. Детям дается задание написать мини - сочинение на темы: «Если бы я был мэром города Абакана», «Мой любимый город», «Я - абаканец», «Пою тебя, моя Хакасия!»

В своих сочинениях дети пишут:

«Мой Абакан - это маленький уютный городок. Этот городок богат красивыми улицами. У нас много мест, где можно отдохнуть, укрыться от палящего летнего зноя. В моем городе много красивых фонтанов. Я люблю отдыхать рядышком и глядя на хрустальный поток мечтать».

«Моя Родина Россия - огромная по размерам и лучшая страна в мире. Я люблю свою Родину, потому что я здесь родилась, у нас хороший добрый народ. А еще наша страна победила в войне».

«Абакан - главный город Хакасии, он небольшой, но очень красивый. В нашем городе есть фабрики, заводы, театры, библиотеки, музей, зоопарк, много улиц, красивых многоэтажных домов. Я живу на улице Пушкина, дом 100. Рядом с домом есть детский сад, аптека. Во дворе живут мои друзья. Это и есть моя маленькая Родина. А в моем сердце она занимает огромное место…»

«Если бы я была мэром города Абакана, то я бы изменила в нём многое. Например: побольше построила мест культурного отдыха. Хотелось бы, чтобы в городе был еще один зоопарк и просто детский парк. Хотелось бы, чтобы в городе были школы только с бассейнами. Мне хочется, чтобы в нашем городе люди не болели. Все люди имели возможность отдохнуть на озере Шира, Тус или в другом хорошем месте…»

Учитель дополняет, что наша большая необъятная Родина как и их мама, тоже хочет их видеть трудолюбивыми, честными, заботливыми. Во имя любви к Родине человек трудится, совершает подвиги, а иногда отдает свою жизнь.

«Вам повезло, что вы видите ясное небо и никогда не видели стаю стальных страшных машин в небе, несущих бомбы и смерь. Вы видели как разрушают дома, чтобы построить новые, но никогда не видели как разрушаются они как карточные домики от взрывов и снарядов. Вы видите яркое солнце, но никогда не видели, что оно может быть закрыто копотью и пылью поднятой взрывами от снарядов. Вы слышали раскаты грома, но никогда не слышали настоящего грохота от пуль и снарядов...» А далее учитель Ольга Михайловна Трубинова читает стихи о войне. (К.Симонов, Ю.Друнина, В,Высотский, А.Твардовский) И здесь огромную роль играет личность учителя, его умение эмоционально передать чувства и настроения людей, которые пережили ужасы войны.

Здесь же говорим о городах - героях, почему им присвоено такое звание, о памятниках в честь великих битв, не забываем и сказать о вечном огне, который находится в парке Победы, в честь воинов - земляков, погибших в ВОВ.

Город, где мы родились, учимся - это тоже родина - частичка нашей необъятной страны. Воспитание любви к своему краю - есть воспитание любви и гордости за нашу Родину. Дети, сочиняют стихи о родном городе:

Любимый край.

Хакасия, край наш цветущий

С богатством природных даров,

Где многие реки и русла

Текут меж скалистых гор.

И степи, прекрасней их нет,

Смотрел бы на них целый век!

Душой я летал бы как ветер -

Природы прекраснее нет!

Республика наша богата

Прекрасным духовным сырьем.

Здесь люди живут небогато,

Зато полон счастья их дом.

Ученица 4 класса МОУ «СОШ»

№ 10 Ершова Наташа

(Учитель Трубинова О.М.)

Абакан

Мой Абакан любимый

Какой же ты красивый!

Здесь много у меня друзей,

Еще больше тополей.

Утром в школу я иду

По широкой улице

Абакан - мой добрый друг

Все тобой любуются.

И зимою ты красив

Зелен очень летом

Ведь ты - родина моя,

Всем расскажу об этом.

Я тебе песенку спою

Рисунок нарисую

Пусть славится мой Абакан

На всю страну большую!

Ученица 2 класса МОУ «СОШ» №10

Ахмова Настя (Учитель Мохова И.В.)

Родной город

Абакан - красивый город;

Он любимый и родной,

Будет он еще красивей

Наступающей весной.

В зелень яркую одеты

Будут парки, тополя,

И красивыми цветами

Вся покроется земля.

Здесь живут мои родные,

Здесь живут мои друзья,

И, конечно, мама с папой,

В общем, вся моя семья.

Ученица 2 класса МОУ «СОШ» №10

Пастухова Женя (Учитель Мохова И.В.)

Абакан мой милый,

Ты такой красивый,

Добрый безмятежный,

Чистый, тёплый, нежный.

В городе любимом можно отдохнуть,

Он уютный, милый,

В общем, он красивый.

Ученица 1 класса МОУ «СОШ» №10 Чаркова Наталья (Учитель Трубинова О.М.)

Михаил Пришвин пишет, что мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. А человеку нужна Родина. И «охранять природу - значит охранять Родину» - к такому же заключению мы подводим детей через уроки окружающего мира и экологии. Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, считает Ирина Викторовна Мохова. С первых школьных дней она ведет своих детей на экскурсию к реке, на станцию юннатов, в музеи. Учительница знакомит учащихся с элементарными правилами поведения в природе, её дети рисуют экологические знаки. На протяжении 4 лет она сотрудничает с педагогами дополнительного образования Центра детского творчества в рамках программы «Многоязычие и поликультурность». Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках и конференциях, которые проводятся Клубом интернациональной дружбы. Большую помощь в гражданском воспитании учащихся оказывает методист ЦДТ Е.С.Арабаева. Ребята приняли участие в городском фольклорно - страноведческом празднике, стали лауреатами конкурсов «Мои друзья в далекой стороне», «Хоровод друзей», «Мир в котором мы живем», «Природные достопримечательности Хакасии» и др… Учащиеся наших классов с удовольствием участвуют в различных конкурсах, посвященных нашей малой родине. Компьютерная презентация Сухотенко Игоря «Дорогами предков» стала лучшей в республике (учитель Мохова И.В.), Романова Настя заняла 2 место в конкурсе «Семь чудес света моей малой родины» в номинации «Буклет» (учитель Трубинова О.М.) . Коллективные проекты «Герои - земляки» и «Письма с фронта» учащихся 4 А класса (учитель Мохова И.В.) получили высокую оценку на мероприятиях, посвященных 67-й годовщине Великой Отечественной войны.

Благоприятный материал для воспитания чувств патриотизма раскрывают темы: «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Хакасия - земля где я живу», «Что дает наш край стране», «Народы, живущие в республике Хакасия», «Беседы о народные традиции и обычаи» и др. При изучении данных тем приходим к выводу, что конкретно может сделать каждый из нас, чтобы наша республика процветала. Интересен прием в начальной школе, который используют учителя для воспитания чувств гражданственности: имитационное моделирование, творческое самовыражение, рефлексивные технологии.

Трудность состоит в том, что понятия: государство, граждане, декларация, конвенция и др… приходится переводить на детский язык, чтобы дети сами учились принимать и с уверенностью отстаивать свои суждения. Однако следует помнить, что права одних людей не должны ущемлять права других, а так же и о том, что права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав к произволу.

Мы постарались взять такие методы воспитания, которые формируют у детей уважение прав и свобод других людей, а так же формируют толерантное сознание. С целью формирования чувств патриотизма у учащихся 2 класса нами были разработаны методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием этно - культурной составляющей.

Методические рекомендации по организации деятельности на уроках и внеклассной работе с использованием этно - культурной составляющей,

направленных на воспитание чувств патриотизма у учащихся 2 класса.

Тема занятий

Исследовательская деятельность учащихся

Задания

Форма организации

Выразительность материалов. Передача характера животного через пластику.

Сбор информации о животных Хакасии.

Индивидуальная

Для художника любой материал выразительный.

Панно «Праздник в городе»

История названия города Абакана.

Работа в группах

(4 человека)

Изображение и фантазия.

Сказочные звери и птицы.

Улицы нашего города. Самое красочное здание.

Работа в парах

Украшение и фантазия.

Ремесло моей семьи (выставка-рассказ)

Индивидуальная

Человек и его украшение

(мужской образ).

Рассказ и фотомонтаж «Герои в моём доме».

Индивидуальная

Выражение характера

через украшения (женский образ).

Бабушкин сундук. История женских украшений семьи.

Индивидуальная

Природа в разных состояниях.

Кедр - символ Хакасии.

Берёза - богиня хакасского народа.

Работа в группах,

индивидуальная

Птицы. Ритм пятен.

Сбор информации о птицах степей и лесов Хакасии.

Работа в группах

Весенняя земля. Тихие и звонкие цвета. Пейзаж Хакасии

Особенность хакасских степей - курганы. Менгиры.

Работа в группах

Ко дню Победы мы организуем встречу детей с ветеранами ВОВ. Затаив дыхание, слушают мальчишки и девчонки рассказы ветеранов, с уважением смотрят на награды, украшающие грудь ветеранов - фронтовиков. Ежегодно 7 октября в нашем городе у памятника жертвам локальных войн на Привокзальной площади проводятся митинги, участниками которых являются и дети наших классов. Дань памяти павшим героям - интернационалистам, возложение цветов к подножию памятника является мощным средством патриотических чувств обучающихся.

Особо хочется отметить программу внеклассной работы для детей начальной школы «Моя гражданская позиция», которую мы разработали и реализуем совместно (Мохова И.В., Трубинова О.М.)

Задачи данной программы:

-воспитать любовь к родному краю, уважение к боевым и трудовым традициям народа;

-показать детям истоков героизма и самоотверженности людей;

-воспитывать гордость за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;

-знакомить учащихся с русской и хакасской культурой;

-привлекать к изучению мировой художественной культуры, воспитывать уважение к культуре других народов.

Первый блок работы называется «Дом родной, живу я в нем, это самый лучший дом». Сюда мы включили такое направление и формы работы.

Направления деятельности

Вопросы

Формы проведения работы

Я - абаканец.

Цель: приобщить детей к заботам абаканцев и к участию в жизни горожан.

  1. Знакомство с историей г.Абакана

  2. Работа по благоустройству школы, школьного двора, подъезда своего дома

  3. Принять участие в исследовательской деятельности: «История названия моей улицы»,

1. Экскурсии

2 Посещение выставок, театров. музея, библиотеки, станции юннатов

3 Участие в субботниках.

Следующий блок посвящен родной земле, для тех, кто любит родную землю, не безразличен к её судьбе. Мы предлагаем такие виды работы:

Направление деятельности

Вопросы

Формы проведения работы

Живи, Земля!

Цель: изучить свой край, ценить и беречь красоту родной природы, учиться рационально использовать богатства родного края.

  1. Лекарственные травы республики Хакасия.

  2. Животные республики, занесенные в красную книгу Хакасии

  1. Создание исследовательских экологических проектов.

  2. Экскурсии в заповедники.

  3. Изготовление поделок из природного материала

  4. Создание сборников «Народные приметы»

  5. Участие в «Марше Парков», «Семь чудес моей малой Родины»

Третий блок рассказывает о том, что живём мы на земле хакасской, которая испокон веков славится алыпами, мудрецами, умельцами, народными песнями, задушевными богатыми традициями.

Направление деятельности

Вопросы

Формы проведения

Моя малая родина - Хакасия. Хакасия, край мой любимый.

Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, познакомить с культурой хакасского и русского народов

  1. История моего города.

  2. Улица, на которой я живу.

  3. Мои славные земляки.

  4. Мой любимый уголок

  1. Летопись города

  2. Рассказ по фотографии « Мои знаменитые земляки»

  3. Викторина «Мой родной город Абакан»

  4. Вечер «Семейные династии»

Главная идея этого блока - забота. Забота о людях живущих рядом: о людях близких и далёких

Направление деятельности

Вопросы

Формы проведения

Откуда я родом ?

Цель: воспроизвести генеалогию своей семьи, знать ее историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению

  1. Что обозначает мое имя

  2. Моя семья.

  3. Традиции моей семьи.

1.Беседа «Что в имени моем»

2. «Семейные посиделки»

3. Составление генеалогического дерева.

4. Беседы «Профессия моих родителей»

Наши дети посетили межрегиональный фестиваль «Пёльбек», посвященный 300 - летию вхождения Хакасии в состав России. Театр «Читиген» представил нам выступление фольклорного ансамбля «Айланыс». Дети познакомились с костюмами, музыкальными инструментами, с традициями и обычаями хакасского народа. Услышали горловое пение и увидели национальные танцы. Выездная группа «Альянс» из Драматического театра познакомила детей с русскими народными костюмами, музыкальными инструментами и обычаями.

Моделируя процесс воспитания патриотизма у учащихся, мы использовали методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний, умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности.

Мы прилагаем все усилия, чтобы научить детей видеть в сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для их будущего, ценить это; обращаем внимание на то, как относятся наши дети к окружающей природе, эмоционально ли они реагируют на ситуации, которые возникают в жизни класса, школы, проявляются ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а так же контролировать и оценивать свои поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим. Это и есть черты патриота - разумного хозяина города, страны, планеты.

Практическая часть представлена разработками классных часов: Мохова И.В. («С любовью к городу) Трубинова О.М. («Я - гражданин»)





Деловая игра

Цели: доведение до осознания присутствующих, что гражданская компетентность - это способность человека быть активным членом гражданского общества; развитие коммуникативных способностей.

Описание игры Слушатели делятся на 3 группы Учителям предлагается на выбор взять флажок красного «Я будущий семьянин», синего «Я достойный житель моего края», желтого «Я - гражданин России» цветов). Каждая группа должна выбрать из предложенных высказываний те, которые должны подходить к их блоку. После того, как учителя озвучат свои предложения, появляется таблица «Моя гражданская позиция»

Урок для начальных классов на тему: «С чего начинается Родина?»











Следование традициям само собой не приходит, не передаётся по наследству. Чтобы человек был готов к мужественному поступку, к подвигу, к верному служению Родине, его надо к этому долго и настойчиво готовить.

IV. Рефлексия

- Ответьте на наши вопросы ( каждому участнику выдается анкета)

- Продолжите предложение: «Я узнал для себя…»

- Будете ли вы использовать формы и приемы работы в своей практике?

- Является ли для вас наш мастер класс полезным?

- Общее впечатление от мастер класса я бы оценила на… баллов.

Литература:

  1. Захарова О.В.Гринь О.В., Гражданско - патриотическое воспитание в нашей школе// Начальная школа плюс минус. - 2002. - №4.

  2. Методические рекомендации по проведению урока гражданина в первом классе// Начальная школа. - 2002. - №8.

  3. Попова А.И. Воспитание патриота // Начальная школа. - 2007. - №2.

  4. Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №10.


© 2010-2022