Программа факультативного курса Матушкина куколка

          Наблюдая за тенденциями развития семейных отношений и исследуя микроклимат семей своих учеников, я сделала вывод, что функции семьи в современной России существенно изменились: изменилась роль матери; роль отца в организации семьи и воспитании детей извращена или недооценивается; неполные семьи стали нормой жизни; потеряны навыки родительского поведения. Цели занятий в мастерской народной куклы: - изучение русских семейных традиций; - развитие интереса к народному творчеству; знакомств...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белая О.В.

Программа художественно-эстетического

и духовно-нравственного направления


«МАТУШКИНА КУКОЛКА»


МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ


Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определённой деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу-производство» учеников.

Мастерская имеет определённые отличительные черты:

  • Принадлежность содержания деятельности к определённому виду прикладного творчества, ремесла, искусства;

  • Приоритет целей обучения и предметно-практических задач;

  • Ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определённого вида деятельности, в освоении специальных технологий;

  • Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (проекты, выставки, конкурсы, фестивали).

Пояснительная записка

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависят от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.

Сегодня я хочу обратиться к этнопедагогике. Русская народная педагогика - уникальная система воспитания детей, выработанная многими поколениями наших предков.

Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи. Система воспитания народной педагогики готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Сегодня научно доказано, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребёнка. Поэтому издревле мать бережно формировала эмоциональную сферу ребёнка - основу для развития таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, любовь и сострадание, столь необходимых для его дальнейшей жизни в обществе. Далее наступал ответственнейший период социализации ребёнка, активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступал отец, на котором лежала ответственность за передачу детям навыков социального поведения, привития им тех или иных норм общественной жизни.

Наблюдая за тенденциями развития семейных отношений и исследуя микроклимат семей своих учеников, я сделала вывод, что функции семьи в современной России существенно изменились: изменилась роль матери; роль отца в организации семьи и воспитании детей извращена или недооценивается; неполные семьи стали нормой жизни; потеряны навыки родительского поведения. Родители всё больше перекладывают ответственность за воспитание своих детей на бабушек и дедушек, на воспитателя в детском саду, на учителя в школе. Нарушены биологически и социально обусловленные внутрисемейные связи, играющие огромную роль в нормальном процессе социализации ребёнка и обеспечивающие адекватность его включения в окружающий социум.

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где живёт человек, кукла - неизменный спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. В современных магазинах полки переполнены нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Куклами любуются, украшают интерьеры квартир, коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и чётко вырисованных черт лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Народные куклы простоваты на взгляд, но очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приёмов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья и т. п. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внуков старинному искусству кукольного рукоделия. Огромно игровое и культовое значение куклы в истории человечества и на современном уровне развития.

Сегодня интерес к народному творчеству особенно велик: возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма.

Цель занятий в мастерской народной куклы:

- изучение русских народных семейных традиций;

- изучение народной куклы как символа русской народной семейной традиции;

- приобщить всех желающих ребят к чарующему миру куклы, дать им возможность попробовать и научиться изготавливать её своими руками;

- дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в данном виде деятельности;

- развивать интерес к народному творчеству; познакомить с некоторыми сторонами культуры русского народа;

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся народоведением и художественно-творческой деятельностью.

Содержание курса

I раздел

Куклы из бабушкиного сундука

  1. Народная кукла как символ русской народной традиции (2ч)

Рассказ о том, что кукла - не просто первая из игрушек, а символ русской народной традиции. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается с древнейших времён до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где живёт человек, кукла - неизменный спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Рассматривание образцов различных кукол.


  1. Кувадки (1ч)

Обряд «кувады» (19 век, Орловская и Костромская губернии). Яркие и весёлые куколки Кувадки заменяли детям погремушки. Обычно в связке их было от 3 до 5 куколок. Изготовление куклы.


  1. Кукла для Бессонницы (1ч)

Когда без видимой причины начинал плакать малыш, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани или двух платков куклу - оберег и кидала её в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…

Рассматривание образцов. Изготовление зайки, куклы Бессонницы.


  1. Пеленашка (1ч)

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы. Техника изготовления, изготовление куклы.


  1. Мартинички (1ч)

Обряд «закликания» весны. Куколки из ниток - Мартинички. Материал для изготовления: белые и красные нитки. Различные варианты техники изготовления.


  1. Кострома (1ч) Обрядовая кукла праздника Масленицы. Техника изготовления, изготовление куклы.


  1. Крестец (1ч)

Кукла для сюжетно - ролевой игры в «дочки - матери». Крестовина с яркими пёстрыми ленточками. Изготовление куклы.


  1. Крупеничка (1ч)

Сказка о Крупеничке. В основе куколки - мешочек с семенами гречихи. Зерновушки, Горошинки - другие названия кукол. Техника и материалы для изготовления. Использование иголки и ниток для сшивания мешочка.


  1. Рождественский ангел (1ч)

История возникновения, рождественские народные традиции. Техника изготовления. Материалы: лоскут белой ткани, пакля или вата, нитки, тесьма.


  1. Кукла Столбушка (1ч)

Кукла выражала женские надежды и мечты. Основа делалась из бересты, на которой писалось имя жениха. Изготовление куклы.


  1. Матушкина куколка (праздник) (2ч)

Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них. Вот и в этой сказке обряды играют важную роль. С их помощью купеческая дочь Марьюшка избегает много бед и находит своё счастье.


  1. Кукла на ложке (1ч)

Знакомство с традицией изготовления куклы из деревянной ложки, в ожидании отца к трапезе. Изготовление куклы.

  1. Солнечные кони (1ч)

У многих народов мира конь был символом добра и счастья. На протяжении веков - первый помощник и слуга человека. Поверья древних славян. Соломенные кони для первых закличек весны. Использовали ржаную и пшеничную солому, камыш, мочало. Техника изготовления. Изготовление.


  1. Конь Богатырский (праздник)(2ч)

Знакомство с русской народной семейной традицией о том, что отец делал для сына игрушку-коня из ткани, из соломы и из дерева.


  1. Глиняная кукла (2ч) Знакомство с историей куклы и росписи. Изготовление и роспись кукол по мотивам дымковской глиняной игрушки.



  1. Деревянная игрушка (2ч)

История происхождения. Роспись матрёшки.



  1. Мастер - класс мастеров народной куклы Городской Творческой Общественной Организации «Волжский - Город Мастеров».



II раздел

Солнце в рушнике

  1. Орнамент (1ч)

Знаки орнамента в русской вышивке. Сюжеты русской вышивки. Роспись знаков с помощью специальной техники.

  1. Рушник как символ русской народной традиции (1ч)

Роль рушника в традициях и обрядах славян. Изготовление и роспись рушника.



  1. Традиционный русский костюм (2ч)

Наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Рассказ о русском костюме. Рубаха, сарафан, передник. Головные уборы. Платки, кокошники, повязки - ленты, пояса. Изготовление отдельных элементов русского народного костюма.



  1. Мастер - класс мастеров народной куклы Городской Творческой Общественной Организации «Волжский - Город Мастеров».

III раздел

Русские народные праздники

  1. Рождество (1ч)

История праздника. Славянские традиции.



  1. Масленица (2ч)

История праздника. Славянские традиции.



  1. Пасха (1ч)

История праздника. Славянские традиции.



  1. Народные игры и обряды (2ч)

Мастер - класс мастеров народной куклы Городской Творческой Общественной Организации «Волжский - Город Мастеров».



























































2.Традиционный русский костюм (5 ч.)

Наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Рассказ о русском костюме. Рубаха, сарафан, понёва, передник. Головные уборы. Платки, кокошники, повойник, сорока, повязки - ленты, накосники. Пояса. Рассматривание. Зарисовки. Изготовление отдельных элементов русского народного костюма.



17. Коляда (2 ч.)

Традиционные рождественские ритуалы. Кукла из соломы. Техника изготовления.

18. Владимирская Столбушка (4 ч.)

Сказка о Ленивице. Кукла из бересты, лоскутов разноцветных тканей, яркие нити. Изготовление основы. Наряд куклы.

19. Курская Столбушка (3 ч.)

Отличие от других видов Столбушек. Техника изготовления.

20. Архангелогородская Столбушка (4 ч.)

Обряды заплетания девичей косы. Техника изготовления куклы.

21. Орловская кукла (4 ч.)

Из истории. Традиционная игровая кукла с Пеленашкой. В играх воспроизводился быт многочисленной крестьянской семьи.

Материалы и техника изготовления.

22. Солнечные кони (5 ч.)

У многих народов мира конь был символом добра и счастья. На протяжении веков - первый помощник и слуга человека. Поверья древних славян. Соломенные кони для первых закличек весны. Использовали ржаную и пшеничную солому, камыш, мочало. Техника изготовления. Украшение.

23. Солнечные символы (3 ч.)

Традиционный солнечный символ - крест в круге. История с древнейших времён. Изготовление солнечных символов.

24. Рождественский ангел (3 ч.)

История возникновения. Техника изготовления. Материалы: лоскут белой

ткани, пакля или вата, нитки, тесьма.

25. Кукла в русском крестьянском быту (33 ч.)

Быт и традиции русской деревни. Христианские и языческие праздники. Праздники были красочными, сопровождались многообразной символикой. Историческая память народа. Праздники, которые связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы:

Рождественский Сочельник - кукла Коляда;

Рождество Христово - символ Вифлеемской звезды;

Бабьи каши (8 января) - куклы Пеленашки;

Крещение - кукла Крестец;

День Трифона (14 февраля) - куклы из бересты;

Сретение - свеча громница;

Евдокия (14 марта) - соломенные кони;

Герасим Грачевник (17 марта) - кукла из грачиного пера;

Сороки (22 марта) - выпечка фигурок птиц - жаворонков, изготовление кукол Мартиничек;

Благовещенье (7 апреля) - куклы Лихоманки;

1 мая (встреча лета) - соломенное чучело;

Николай Вешний (22 мая) - кукла Кукушка;

Акулина Гречишница (26 июня) - Крупенички;

Аграфена (6 июля) - куклы из травы;

Иван - Купала (7 июля) - кукла Кукушка;

Летние Кузьминки (14 июля) - различные куклы собственного изготовления;

Трофим Бессонник (5 августа) - кукла Бессонница;

Первый Спас (14 августа) - ряженая кукла из соломы;

Мирон Ветрогон (21 августа) - изготовление ветренков (флюгеры), деревянных петушков;

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) - кукла из дожинального снопа;

Параскева Пятница (10 ноября) - кукла Параскевы Пятницы;

Зимние Кузьминки (14 ноября) - куколка из куриной косточки;

Гурий (28 ноября) - кукла-хозяин дома;

Пасха, Красная Горка, Радуница, Масленица, День святой Троицы, Пятидесятница, Духов день, Всесвятская неделя - это праздники, где использовались обрядовые кушанья, ритуалы, предметы, а так же различные куклы.

26. Матушкина куколка (русская народная сказка) (1 ч.)

Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них. Вот и в этой сказке обряды играют важную роль. С их помощью купеческая дочь Марьюшка избегает много бед и находит своё счастье.

27. Глиняная кукла (12 ч.)

Изготовление и роспись кукол по мотивам дымковской глиняной игрушки.

© 2010-2022