Классный час Нас песня вела к Победе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Красное

Классный час

«Нас песня вела к Победе!»










Подготовила:

классный руководитель

МБОУ СОШ с. Красное

Городецкая

Татьяна Викторовна



Классный час Нас песня вела к Победе


2015 год

Актуальность:

военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

В годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить. Они делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа - прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание любви к Родине, верности ее идеалам;

  • привитие интереса учащихся к истории Отечества



Оборудование, оформление:

фонограммы песен военных лет, презентация «Нас песня вела к Победе!», листочки с текстами песен.











Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

(В. Лебедев-Кумач)

Семьдесят лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.

Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

И слова тех честных песен звали

За Отчизну биться до конца,

И от песни слезы застывали

Каплями смертельного свинца.


Учитель: Маршал Советского Союза Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны у народа-великана, у русского народа родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - всё то, что помогало преодолеть военные трудности».
С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Очень хорошо об этом сказал поэт Михаил Светлов: «В бою песня встаёт комиссаром перед самым передним окопом».

Ведущий 1 Советские поэты и композиторы с огромным подъёмом принялись за работу. Их девизом стали слова: «Песня - фронту». Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен.
Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»
Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.

Ведущий 2 Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло семьдесят лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.

Ведущий 1 Тем и дороги нам эти «нестареющие» песни, такие разные и непохожие, такие близкие и далёкие, которые в суровые годы войны сопровождали солдата в походе, на привале, в бою: «От песни сердцу было тесно, она вела на смертный бой, чтобы громить врага под эту песню, защищая Родину собой!» Сколько их - прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат!

Священная война

Классный час Нас песня вела к Победе

Ведущий 1. Песня "Священная война", ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы "Известиями" и "Красной звездой", и с тех пор стали звучать по радио регулярно. «Священная война» - это «песня-воин. Песня-полководец, песня-пророк».

Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать и вскоре явилась на свет 10-тысячным тиражом небольшая книжица с песней на эти стихи. Музыка к "Священной войне" была написана композитором М. И. Блантером. А ещё через 3 дня увидел свет ещё один вариант песни, на этот раз на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора А. В. Александрова тиражом в 5 тысяч экземпляров, и именно этот вариант стал музыкальным гимном Великой Отечественной войны, символом того сурового, героического и незабываемого времени.

Ведущий 2. 27 июня песня была исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Ветеран Краснознаменного имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю.А. Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост - своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио… Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

С первых же тактов мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слезы, и это передалось нам - исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слезы в глазах.

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения .Вновь и вновь - пять раз подряд! - пели мы «Священную войну»»

Александр Васильевич Александров так напутствовал первую группу ансамбля, отправлявшуюся на фронт: «Мы - бойцы Красной Армии. Нам с вами дано прекрасное боевое оружие - песни. И пусть каждое наше выступление будет грозным ударом по врагу».

«Священная война» - песня далеких грозных лет - звучит и сегодня, потрясая сердца.









В землянке.

Когда на смерть идут - поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

Час ожидания атаки.

Семен Гудзенко.

Классный час Нас песня вела к Победе

Ведущий 1. Битва под Москвой - первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К. Листова на слова поэта А. Суркова « В землянке».

Алексей Сурков говорил о своей песне: «Родилась эта песня случайно… Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале 1942 года не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». ". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".

Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась.»

Это была первая лирическая песня, рожденная из пламени Великой Отечественной войны, принятая и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.





Катюша.

Классный час Нас песня вела к ПобедеКлассный час Нас песня вела к Победе

Шли бои на море и на суше

Грохотали выстрелы кругом

Распевала песенки «Катюша»

Под Касторной, Курском и Орлом.

Дух солдат советских поднимала

Пела марш победный, боевой.

И врагов в могилу зарывал

Под Великой Курскою дугой.

Учитель. Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды.

У каждой песни своя жизнь. Одна проживает ее мгновенно, как мотылек, едва появившись, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой - долго живут и не старятся, всегда любимы народом.

Песню «Катюша» поэт М. В. Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом поселке на берегу речки Угры, сто протекает на Смоленщине. Сначала было несколько строчек, написанных стремительно, на одном дыхании. И, как часто бывает, продолжения не последовало. Дальше было дело случая.

М. В. Исаковский случайно встретился в коридоре редакции газеты «Правда» с композитором М. И. Блантером. Блантер изъявил желание тут же услышать стихи. Затем Блантер при каждой встрече с Исаковским интересовался, когда получит от него полный текст песни.

Летом 1938 года Михаил Васильевич передал композитору стихи. Песня стала популярной. Ее пели всюду: в городах, селах, на «дальнем пограничье».

Во время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв сберечь родную землю.

Ведущий 2.Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека. Вот что рассказал сам М. В, Исаковский. Это произошло во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню второй раз.

- Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша «Катюша» у немцев в плену!

-Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из солдатского окопа звучала «Катюша».

Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове.

Ведущий 1. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Под покрывавшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым опереньем. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. Враг был полностью уничтожен. В первые же дни пребывания на фронте новое оружие получило сердечное имя - «катюша». Почему их именно так назвали?

Солдат нашел слово, которое соответствовало его вере в победу. А может быть, кто-то видел, как машины выехали на крутой берег и ассоциативное восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша…»

На берегу реки Угры в поселке Всходы на Смоленщине установлен памятник в честь песни «Катюша» и открыт музей, посвященный ей.

На эту тему также появились переделки "Катюши", вроде такой:

Вот к передней "Катя"
подходила.
Подвозя снаряды за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты подымали вой.

В канун 1944 года в Москву к М. Исаковскому приехали посланцы генерала А. И. Нестеренко, командовавшего крупной воинской гвардейской частью, вооруженной "катюшами". А. И. Нестеренко просил автора, написать новую песню, уже о другой "катюше".
М. Исаковский просьбу генерала выполнил поскольку новое оружие Красной Армии названо по имени песни "Катюша. Уже в начале января была готова "Песня про "катюшу". Начиналась она так:

И на море, и на суше,
По дорогам фронтовым
Ходит русская "катюша",
Ходит шагом боевым.
Подчистую немцев косит.
Подчистую гадов бьет,
И фамилии не спросит,
И поплакать не дает...

Ведущий 1. Музыку новой "Катюши" написал В. Г. Захаров. И очень скоро новая "Катюша", исполняемая хором имени Пятницкого, зазвучала сначала в Москве, а потом и по всей стране, а также на фронтах еще продолжающейся войны.

"Катюша" известна во многих странах: во Франции и Италии, Соединенных Штатах Америки, в Японии.
О популярности "Катюши" в нашей стране свидетельствует, в частности, хотя бы то, что в военные и послевоенные годы появилось множество переделок "Катюши", "ответов" на нее, продолжений, подражаний и тому подобное. Профессор И. Н. Розанов собрал около 100 переделок, продолжений "Катюши" и "ответов" на нее.

Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:

Отцветали яблони и груши,

Уплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песенку домой.

А в 1943-1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!





Заветный камень.



В песнях военных лет отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирические и трагические, веселые и грустные, общественные и личные.

Об одном трагическом эпизоде войны повествует популярная песня Бориса Мокроусова и Александра Жарова «»Заветный камень, которую сами авторы назвали «Черноморской легендой».

Писатель Леонид Соловьев на страницах газеты «Красный флот» рассказал легенду о севастопольском камне.

…После кровопролитных боев наши войска покидали полуразрушенный Севастополь. Один из вражеских снарядов, разорвавшись на набережной около памятника «Погибшим кораблям», отбил гранитный осколок от парапета. Кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, который уходя из Севастополя, поклялся вернуться сюда и положить камень на место.

Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым товарищам с наказом вернуть его в Севастополь. Воин - снайпер получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу-разведчику. Завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков, каждый из которых стремился выполнить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю.

Такова легенда, которую авторы воплотили в своей песне, легенда рожденная героическим временем и имевшая в своей основе реальный факт.














Огонек.


Классный час Нас песня вела к Победе

Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затемнение. На улицах не горели фонари, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Половина страны погружается в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар и поезда движутся черные, чтобы вражеские самолеты не нашли цели. И вдруг по радио прозвучала песня «Огонек».

Стихотворение «Огонек» написанное в 1942 году было отправлено из города Чистополя, где поэт Михаил Исаковский находился в эвакуации, композитору Матвею Бландеру. Вскоре по радио прозвучала песня на эти стихи. 19 апреля 1943 года в «Правде» было опубликовано уже широко известное произведение. Но стихи распространились быстрее чем музыка и поэтому стали указывать , что музыка к этой песни народная. Появились десятки музыкальных решений «Огонька, разнообразных, но всегда задушевных и искренних.

Впервые вариант «Огонька», который всем известен, был записан на грампластинку и прозвучал в эфире уже после войны, в 1947году, в исполнении замечательного певца Владимира Нечаева.

















Синий платочек.

После раздела Польши в 1939 году Ежи Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр.

Музыка была написана Ежи Петерсбурским в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь» Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий. Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау.

Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Песенку стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. «На пластинку в довоенные годы "Синий платочек" записан был дважды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки - Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница - популярная в те годы певица Е. Юровская и её аккомпаниатор - пианист Б. Мандрус. Существует также московская запись Изабеллы Юрьевой. Песенку подхватили различные оркестры, она зазвучала на танцплощадках, где под неё в модном тогда вальсе кружились пары, и стала одной из самых популярных предвоенной поры.

В первые же дни войны поэт Борис Ковынёв сложил строчки на полюбившуюся мелодию:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война.

Кончилось мирное время,

Нам расставаться пора.

Я уезжаю,

Быть обещаю

Верным тебе до конца.

И ты смотри,

С чувством моим не шути!

Выйди, подруга,

К поезду друга,

Друга на фронт проводи.

Дрогнут колеса вагона,

Поезд помчится стрелой.

Ты мне с перрона,

Я - с эшелона

Грустно помашем рукой.

Пройдут года,

Снова я встречу тебя.

Ты улыбнешься,

К сердцу прижмешься

И поцелуешь, любя.

С той поры появилось несколько десятков текстовых версий и

переделок на мотив «Синего платочка», но простые строчки

«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» навсегда сохранились

в народной памяти.

С началом войны многие популярные актеры выступали на

фронтах перед бойцами. Специально для исполнения песни

«Синий платочек» (в стихах Якова Галицкого) на фронте

Лидией Руслановой было изменено окончание песни, прозвучавшее так:

Ты уезжаешь далёко.

Вот беспощадный звонок.

И у вагона

Ночью бессонной

Ты уже странно далек.

Ночной порой

Мы распрощались с тобой.

Пиши, мой дружочек,

Хоть несколько строчек,

Милый, хороший, родной…

В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала этот вариант «Синего платочка» на грампластинку с другими военными песнями. Но в связи с арестом Лидии Руслановой в 1948 году все её записи подлежали уничтожению.

Клавдия Шульженко со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, - вспоминал Максимов, - Шульженко попросила меня написать новый текст "Синего платочка". "Песня популярна в народе, - сказала она, - у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом".

Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: "Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих".

И Клавдия Ивановна Шульженко запела.





Прощайте, скалистые горы

Рыбачий! Легендарный полуостров у 69 параллели - здесь проходил участок государственной границы, который ни разу за всю войну так и не удалось перешагнуть фашистам. Моряки прозвали его «гранитным линкором». Дело в том, что защитники Рыбачьего с первых же дней войны оказались отрезанными от материка. С трёх сторон их окружало Баренцево море, а со стороны суши - фашисты. И так - почти сорок месяцев!

Гитлер требовал от своих генералов, во что бы то ни стало захватить хотя бы часть полуострова. Но стойкость и мужество североморцев перечеркнули все планы захватчиков. Отсюда, от скалистых гор Рыбачьего, уходили в море бесстрашные десантники, громившие фашистов на вражеском берегу.

Среди экипажа «гранитного линкора» был боец морской пехоты, а затем сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин. Он-то и написал стихи, ставшие вскоре одной из любимых песен военных моряков. Да и не только моряков.

Стихи эти в 1943 году прочитал композитор Евгений Жарковский, морской офицер. Он давно уже искал стихотворение о героях Рыбачьего, которое можно было бы положить на музыку.

- Стихи произвели на меня большое впечатление, - рассказывал композитор. - Настроение поэтических строчек выразительно передавали чувства людей, уходящих от родных берегов в свирепое Баренцево море для смертельной схватки с врагами.

Песня, написанная в характере матросского вальса, была опубликована в газетах Северного флота и Беломорской флотилии. Все сразу же стали считать её своей, и подводники, и морские пехотинцы, и те, кто служил на надводных кораблях, и лётчики.

Песня «Прощайте, скалистые горы» была и остаётся символом сражавшегося Заполярья. Каждые тридцать минут она звучит на берегу Кольского залива у монумента в честь подвига моряков-североморцев. Звучит и в Мурманске возле пирамиды из якорей - памятника морякам торгового флота, погибшим в войну.


Классный час Нас песня вела к Победе



Шумел сурово Брянский лес.

В песенной летописи Великой Отечественной Войны особую главу составляют песни о партизанах.

Это вы, народные мстители,

Лихой комсомольский отряд.

Над вами чуткими листьями

В ночи деревья шумят.

Осенью 1942года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать … песню. Это «заказ» выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов. Премьера песни состоялась в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами.

В Брянске на площади Партизан высится величественный монумент в память тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины. На постаменте выгравированы слова:

Шумел сурово брянский лес.

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

Каждый час на площади звучат куранты, выбивающие первые такты мелодии, которая была грозным оружием в борьбе с врагами. Так песня стала памятником.

Классный час Нас песня вела к Победе







Дороги.

Эх, дороги…

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Победоносно окончена Великая Отечественная война. Отгремели праздничные салюты. И задачи военной песни стали иными - она уже не должна была звать в бой или вызывать улыбку на усталых лицах. Песня теперь способна была осмыслить войну. Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин поняли, почувствовали это. Однако думы все ещё связаны с войной, в памяти живут те, кто не вернулся домой, не утихло горе матерей, жен, детей…

- Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу, - вспоминал поэт Лев Ошанин. - Помню, как я искал в песне одну строку:

Выстрел грянет,

Ворон кружит…

Твой дружок в бурьяне…

Вот это место… Что он - мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец нашлось:

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит…

Вот это - «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать на это место.

- Я сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодичные фразы, гармонии, и в каком-то энном по счету варианте вдруг запелось: «Эх, дороги…». Запелось, словно со вздоха (так начинаются многие русские народные песни), - рассказывал композитор Анатолий Новиков. - Поезд, стук колес подсказывали ритм.

Эмоциональный заряд песни оказался огромным. Поэтические образы, прекрасная мелодия, в которой воплощены и боль, и надежда, и вера сделали «Дороги» одной из самых любимых песен.


Классный час Нас песня вела к ПобедеКлассный час Нас песня вела к Победе

Классный час Нас песня вела к Победе

Дорогая моя столица.

Песня о Москве «Дорогая моя столица» появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярослвле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал мл. лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции, Лисянский успел передать свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор И.Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.

Песня была близка и дорога не только москвичам. Ее знали и любили на всех фронтах и в далеком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей.

Песня стала памятником. На 23-м километре ленинградского шоссе воздвигнут монумент в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой: три железобетонных «еже» из противотанкового заграждения стоят у шоссе. На гранитном барельефе высечены слова:

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова…




Случайный вальс.

Автор стихов следующей песни вспоминал:

«Стихотворение это я написал почти с натуры, - рассказывает поэт. - Еще первой тяжелой военной зимой, находясь в войсках на рубеже России и Украины в районе Харькова и Белгорода, я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить и отринуть все то, что принадлежит, казалось бы, лишь мирным временам и именуется лирикой.
Стоит воинской колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, и все это носит грустный и целомудренный характер; а рано-рано - расставание, отъезд…
Даже в заголовок стихотворения я вынес то, что крупными неуклюжими буквами было выведено на листах бумаги, прикрепленных к дверям школы: «Танцы до утра».
Подобные объявления зазывали молодежь в те времена…»

Много месяцев спустя, в декабре 1942 года, Евгений Долматовский встретил композитора Марка Фрадкина. Встреча произошла в районе Сталинграда. С бригадой артистов Фрадкин кочевал по войскам, завершавшим Сталинградскую операцию.

«Я прочитал ему «Танцы до утра»,- продолжает Долматовский свой рассказ.- Вскоре на трофейном аккордеоне он наиграл мне вальсовую мелодию, навеянную, как он говорил, этим стихотворением. Естественно, что ритмически стихи и музыка шли вразнобой.
Мне надо было думать о новом варианте текста, но, по правде говоря, момент требовал иных песен: мы становились свидетелями и даже участниками большой победы…»



Частушки.

На фронте среди солдат очень популярны были веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром А.Твардовский устами своего бессмертного героя Василия Теркина сказал:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой не мудрой.

Среди фронтовиков были популярны частушки, едко высмеивавшие провал гитлеровского плана «молниеносной войны». «Ведь частушка, как и пушка, по фашистам гадам бьет!»

Эх, частушка, ты частушка
Слово каждое - снаряд:
Бьет фашистов по макушкам
Помогает воевать.

Гитлер смелости набрался ,

К нам непрошенный пробрался.

От непрошенных гостей

Не останется костей.

Бьем врага и в хвост и в гриву,

Пулеметом, пушкою.

Меж боями, в перерыв -

Боевой частушкою.

Гитлер фрицам говорил,

Что дотла Москву спалил.

Говорил разочков двести,

А Москва стоит на месте.



День Победы.

Самым популярным музыкальным символом, является песня "День Победы", написанная на стихи участника той войны Владимира Харитонова на музыку представителем послевоенного поколения Давида Тухманова, к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых победе в Великой Отечественной войне как в России, так и в ряде бывших советских республик.

При подготовке к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов СССР объявили конкурс на лучшую песню к юбилейной дате. В рамках подготовки к проекту один из самых известных поэтов-песенников той поры Владимир Харитонов обратился к молодому, но уже популярному в молодёжной среде по музыке к песням композитору Давиду Тухманову с просьбой совместно поработать над новой композицией "День Победы".

Предложение было с благодарностью принято и за несколько дней до конкурса тандем опыта и молодости завершил свою работу. Песня прозвучала на последнем конкурсном прослушивании в исполнении жены Тухманова поэтессы и певицы Татьяны Сашко и была встречена ледяным молчанием, позже переросшем в яростную критику престарелых "динозавров" Союза композиторов. Пожилые мужи услышали в музыке синкопы и элементы то ли фокстрота, то ли танго. Плюс ко всему "пенсионеры" считали Тухманова (которому в то время было 35 лет) слишком молодым для роли соавтора такому признанному "мэтру" как Харитонов.

Несмотря на попытку "срезать" песню на корню, она всё же прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче "Голубой огонёк".

Классный час Нас песня вела к Победе

© 2010-2022