- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Время инженеров: горный инженер»
Классный час «Время инженеров: горный инженер»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коркачева Д.А. |
Дата | 18.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 города Апатиты
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
ВРЕМЯ ИНЖЕНЕРОВ: ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР
номинация:
интерактивные формы и методы проведения мероприятий по профориентации в рамках проекта «Молодые кадры Апатиты» среди подростков и молодежи городов Кировск и Апатиты
место проведения:
10 класс ФОСАГРО
время проведения мероприятия:
12.12.2013 г.
автор:
Коркачева Дина Александровна,
учитель информатики высшей категории
Апатиты
2013
«То, что сегодня наука, - завтра техника»
Э. Геллер
Общие сведения
Класс, возраст: 10 класс, 16 лет
Продолжительность: 45 минут
Разработка системы классных по теме или разделу: календарно-тематическое планирование, утверждённое в начале учебного года на заседании методического объединения классных руководителей.
Определение места данного классного часа: классный час № 1 из цикла «Профессии, которые мы выбираем»
Цель: профессиональное просвещение в рамках ранней профориентации подростков.
Задачи:
-
расширить представление об инженерных профессиях;
-
создать условия для формирования позитивной оценки умственного труда, таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность;
-
создать условия для воспитания уважения к труду людей, занятых в материальном производстве (на примере ОАО «Апатит»;
-
создать условия для формирования потребности в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические средства: компьютерные презентации: «Маркшейдер», «Российские корифеи инженерного дела», «Об инженерах с улыбкой», видеоинтервью с учеником школы.
План и хронометраж классного часа
№ п/п
Вид работы
Время
1
Вступительное слово
2 мин
2
Проблемная ситуация «Время инженеров»
4 мин
4
Российские корифеи инженерного дела
5 мин
5
Какие бывают инженеры?
10 мин
6
Маркшейдер
5 мин
7
Видеоинтервью
2 мин
8
Требуются инженеры
5 мин
9
Об инженерах с улыбкой
4 мин
10
Диспут по теме «Защита профессии»
6 мин
11
Заключительное слово
1 мин
12
Подведение итогов
1 мин
45 мин
Ход проведения
-
Организационный момент. Вступительное слово
Ведущий
«Время инженеров: горный инженер» - такова тема нашего классного часа. Лет сто назад девушки мечтали выйти замуж за инженера. Это была престижная, востребованная профессия. А как сейчас девушки относятся к этой профессии? Хотели бы они выйти замуж за инженера?
Девушки высказываются
А как вы относитесь к тому, чтобы стать женой менеджера или маркетолога?
Девушки высказываются
Менеджер и маркетолог - это всего лишь продавец и «рынковед». Именно таков истинный смысл этих слов. Спросим у ребят, хотели бы они всю жизнь заниматься продажей, например, утюгов? Или интереснее изобретать новые модели утюгов, других машин?
Молодые люди высказываются
Конечно, каждому свое, но все же изобретать интереснее. Россия всегда была кузницей великих математиков, физиков, инженеров. Выпускники многих российских технических вузов работают в самых престижных научных лабораториях мира. А нужны ли инженерные кадры современной России?
Ученики высказываются
-
Проблемная ситуация «Время инженеров»
Классный руководитель
В одном из интернет-чатов 40-летний инженер с удовольствием отметил, что в России наконец- то наступило время инженеров.
...Вот, наконец, и закончилось время, когда экономисты, юристы, психологи и другие гуманитарии правили бал. Вакханалия гуманитарных специальностей закончилась, и все поняли, что нужно что-то производить. И тут из подземелий вышли мы - злые технари.
Это мы в молодые годы, стиснув зубы и пожирая дешевые макароны, поступали с упорством в «технарские» вузы. Это мы постоянно искали заработка, жили впроголодь, но не бросали учебу. В то время как менеджеры, мерчандайзеры, коммерческие агенты и прочие психологи изображали бурную деятельность, делая деньги из воздуха. Но теперь халява закончилась, наступает время производства, а значит и наше время - время инженеров.
Только где они? Нет их. Вернее, нет молодых технарей. Нет инженеров, технологов, проектировщиков, электриков, автоматчиков. В стране осталось всего 5-6 компаний, которые могут построить плотину. И теперь эти компании диктуют условия, командуют парадом. Технари набирают силу, и это только радует. Конкурсы в технические вузы уже больше, чем в университеты. Но время сегодняшних студентов настанет лет через 10, поэтому сейчас наш звездный час, 30-40 летних. Теперь мы имеем стабильное ремесло, которое передадим потомкам. Поэтому мы уважаемы, мы востребованы, и теперь так будет всегда.
Почему автор так уверенно говорит о том, что настало время инженеров? (В России возрождается производство, растет спрос на инженерно-технических работников) Почему автор уверен, что будут востребованы 30-40-летние? (Старики вышли на пенсию, многие вузы резко сократили выпуск технических специалистов, пройдет немало времени, пока будет выпущено достаточное количество инженеров) Разделяете ли вы оптимизм автора, что инженеры сейчас уважаемы, востребованы и так будет всегда?
Ученики высказываются
-
Информационный блок
Классный руководитель
А сейчас - небольшой информационный блок об инженерных профессиях. о российских корифеях инженерного дела.
-
Российские корифеи инженерного дела
Ученик
Выступление с опорой на мультимедийную презентацию.
-
Какие бывают инженеры?
Классный руководитель
О том, какие бывают инженеры, рассказывают (имена, фамилии). Особое внимание мы уделим инженерным специальностям, востребованным в ОАО «Апатит».
Ученик
ОАО «Апатит» является одним из предприятий компании «ФосАгро» - ведущего мирового производителя фосфорсодержащих удобрений. Основной вид деятельности ОАО «Апатит»: добыча и обогащение апатит-нефелиновых руд Хибинских месторождений, производство апатитового и нефелинового концентратов, а также других минеральных концентратов - сиенитового, сфенового и титаномагнетитового. ОАО «Апатит» - крупнейшее в мире предприятие по производству высокосортного (с содержанием P2O5 более 35,7%) фосфатного сырья - апатитового концентрата и единственный в России производитель нефелинового концентрата. ОАО «Апатит» представляет собой огромный современный горно-химический комплекс, в состав которого входят четыре рудника и обогатительный комплекс. ОАО «Апатит» разрабатывает шесть месторождений: Кукисвумчоррское, Юкспорское, Апатитовый Цирк, Плато Расвумчорр, Коашвинское и Ньоркпахкское. Руда добывается четырьмя рудниками: Кировский, Расвумчоррский (подземная добыча) и Центральный, Восточный (открытая добыча) с совокупными мощностями по добыче около 27 млн тонн руды в год
Ученик
Слово «инженер» произошло от латинского ingenium - способность, изобретательность). Инженер - это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству. Эта профессия сформировалась к концу XIX в. До революции инженеры были богатыми, обеспеченными людьми, имели прислугу, отдыхали за границей или в Крыму. Но «золотой век» инженеров длился недолго. Техника усложнялась, и новые проекты были под силу только крупным коллективам, внутри которых было разделение труда между инженерами.
Ученик
Все больше становилось инженерных специальностей, внутри каждой специальности было разделение на проектировщиков, технологов и эксплуатационников. Первый самолет братья Райт создали вдвоем, а уже через 40 лет в создании самолета В-29 на фирме Боинг принимало участие более 400 только инженеров-проектировщиков. Для организации работы таких больших коллективов, создана еще одна инженерная специальность - инженер-управленец.
Мы расскажем лишь о некоторых инженерных специальностях.
Ученик
Инженер-геодезист. Проводит съемку на местности и составляет планы и карты, осуществляет геодезический контроль за взаиморасположением важных промышленных, жилых сооружений; ведет научно-исследовательскую работу, связанную с разработкой новых методов измерений на местности.
Ученик
Горный инженер. Организует горные и взрывные работы, руководство работой бригады, участка, планирует рабочее время и графики выходов рабочих, проведение инструктажей, выдачу нарядов на работу и контроль за их выполнением.
Ученик
Инженер-программист. Обеспечивает бесперебойную работу электронного оборудования, проводит контроль, диагностику и осуществляет восстановление работоспособности компьютерных систем и комплексов; осуществляет комплектование, конфигурирование и настройку средств вычислительной техники и компьютерных сетей; осуществляет инсталляцию, конфигурирование и настройку операционной системы, драйверов, резидентных программ; составляет программы с помощью языков высокого уровня.
Ученик
Инженер-электрик. Проектирует системы электроснабжения промышленных предприятий и населенных пунктов, включая наружные и внутренние электроустановки всех номинальных напряжений и назначений; производит монтаж и наладку электрических подстанций, кабельных и воздушных узлов; составляет технико-экономические требования на конструирование и создание новых технических средств электроснабжения.
Ученик
Инженер-энергетик. Организует бесперебойную работу и правильную эксплуатацию энергетического оборудования и коммуникаций на промышленных предприятиях; составляет план производства и потребления энергоресурсов в часы максимума нагрузок энергосистемы и обеспечивает их выполнение, разрабатывает нормы расхода энергии и мероприятия по ее экономии.
Ученик
Инженер по обслуживанию автотранспорта. Рассчитывает схемы взаимодействия транспортных средств; исследует грузо- и пассажиропотоки, дорожные условия и режим движения транспорта в целях оптимизации перевозок; работает на автотранспортных предприятиях, в научных и проектных организациях.
Ученик
Инженер по кадастру. Организует работу по эффективному использованию земель, контролирует соблюдение земельного законодательства; внедряет проекты землеустройства и освоения новых земель; ведет кадастровые книги; дает заключение об использования территории.
Ученик
Инженер-конструктор. Руководит выполнением проектно-конструкторских работ, участвует в конструировании изделий; разрабатывает проектную и рабочую документацию, выполняет технические расчеты по проектам; составляет схемы и экономическое обоснование; участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче опытных образцов.
Ученик
Инженер по рационализации и изобретательству. Организует работу по рационализации и изобретательству; принимает рационализаторские предложения и оформляет заявки на изобретения, оказывает помощь рационализаторам и изобретателям в разработке чертежей, выполнении расчетов, изготовлении и испытании опытных образцов; контролирует внедрение рационализаторских предложений в производство, правильность оформления документации и расчета авторских вознаграждений.
Ученик
Инженер связи. Проектирует станции и узлы связи; системы передачи аналоговой и дискретной информации; разрабатывает структурные и принципиальные схемы сетей связи; проводит пусконаладочные и ремонтные работы; осуществляет контроль и диагностику оборудования; рассчитывает эффективность внедряемых решений.
Ученик
Инженерных специальностей - сотни. Спрос на них в России с каждым годом растет. По прогнозам ведущих кадровых агентств, в ближайшие годы перспективы для инженеров вырастут.
Классный руководитель
Сегодня мы поподробней остановимся на профессии инженер-маркшейдер.
Ученик
Инженер-маркшейдер. Ведет маркшейдерско-геодезические работы и геометрический контроль качества технологических процессов на производственных участках строительных, горно-строительных, горнодобывающих, геологоразведочных, проектных и научно-исследовательских организаций.
Ученик
Выступление с опорой на мультимедийную презентацию.
Фрагмент презентации
Видеоинтервью с учеником школы Удаловым Владиславом
-
Требуются инженеры
Классный руководитель
В 90-е гг. прошлого века технические вузы России выпускали инженеров, и многие из них не могли найти применения своим знаниям. Но сейчас, когда в нашей стране запущены крупные национальные проекты, когда вновь заработали заводы, стройки, конструкторские бюро, профессия инженера вновь становится востребованной и престижной.
Где же сейчас требуются инженеры? Об этом рассказывают (имена, фамилии).
Ученик
Первое - крупные западные компании, открывающие представительства в России. Они охотно берут на работу наших инженеров, потому что российские специалисты обходятся иностранным фирмам значительно дешевле.
Ученик
Второе - российские производственные предприятия, которые переживают процесс восстановления и динамичного развития.
Ученик
Третье направление - проектная работа. Это монтаж компьютерных сетей, установка вентиляционного оборудования, сборка машин и т. п. В таких проектных группах нужны не только рядовые исполнители, но и руководители, технические менеджеры проектов.
Ученик
Кроме того, наших инженеров активно переманивают за рубеж, где они занимаются научными разработками. Это в первую очередь касается проектно-конструкторского направления, оборонной промышленности, машиностроительного сектора, биофизики.
Ученик
В России сейчас строятся новые заводы. А значит, нужны инженеры-проектировщики. Заводское оборудование нужно поддерживать в рабочем состоянии, поэтому нужны и инженеры-механики.
Ученик
Ни пищевое, ни швейное производство не может обойтись без инженера-технолога. Но специалистов инженерного дела в России сейчас явно не хватает.
Ученик
Чего же хотят от претендентов будущие работодатели? Три-пять лет опыта, свободный английский язык и знание компьютерных программ, с которыми придется работать, например, «AutoCAD». Очень повысит ценность специалиста, коммуникабельность, умение работать в команде, эрудиция, широкий кругозор. Причем такие факторы, как гражданство и московская прописка, отодвинуты на задний план. Компании готовы нести дополнительные расходы, даже оплачивать квартиру - был бы специалист хороший.
Ученик
Нехватка квалифицированных кадров настолько остра, что фирмы готовы брать даже 55-60-летних инженеров-проектировщиков! Чтобы обеспечить себя грамотными специалистами, крупные компании начали готовить инженерный персонал для себя прямо в вузах. Крупные предприятия открывают свои кафедры в известных российских институтах и университетах.
-
Об инженерах с улыбкой
Классный руководитель
Инженеры - люди очень серьезные, но далеко не скучные. У них прекрасно развито чувство юмора. Вот как инженеры рассказывают о себе.
Ученик
Выступление с опорой на мультимедийную презентацию.
-
Диспут по теме «Защита профессии»
Классный руководитель
Думаю, ни у кого не возникает сомнений в том, как важна профессия инженера в мире. Но нужно ли поднимать престиж этой профессии в России? Это вопрос, на который существуют разные ответы. Отрицательный ответ озвучит (имя, фамилия).
Ученик
Профессия инженера в современной России абсолютно бесперспективна. Количество инженеров будет постоянно сокращаться.
Классный руководитель. Кто разделяет это мнение? Какие аргументы вы можете привести в защиту своей позиции?
Примерные ответы:
-
В России используется устаревшее оборудование, оно загрязняет атмосферу, является источником аварий, техногенных катастроф.
-
Все производство в мире сейчас постепенно переносится в Китай, а развитые страны оставляют у себя только магазины, то же будет и в России, значит, инженеров будет все меньше и меньше.
-
Любое производство в России очень затратное, инвестиции пойдут туда, где дешевая рабочая сила, более теплый климат. Поэтому нам и не нужно такого числа инженеров, какое было в годы СССР.
-
В сфере торговли всегда будут доходы выше, чем в сфере производства, поэтому молодежь будет стремиться именно туда.
Классный руководитель
Выслушаем противоположное мнение. Слово в защиту профессии инженера в России.
Ученик
У профессии инженера огромные перспективы в России. В нашей стране сейчас есть необходимые средства, чтобы модернизировать всю промышленность, создать самые современные научные лаборатории. В России начинает создаваться своя Силиконовая долина. Уже сейчас инженерно-технических работников не хватает. Приглашают даже глубоких пенсионеров. Скоро не инженеры в России будут искать работу, а работа будет искать их.
Классный руководитель. Кто хочет поддержать это мнение? Кто смотрит на перспективы инженерного дела в России оптимистично?
Примерные ответы:
-
В России все равно будут строиться дороги, жилье, электростанции, трубопроводы, плотины. Это потребует большого количества инженерно-технических работников.
-
Заводы уже сейчас возрождаются. Они переходят в частную собственность, новые владельцы модернизируют оборудование. Нужны будут новые инженеры.
-
Россия является одним из лидеров производства оружия в мире. В оборонной промышленности всегда будут нужны инженеры.
-
Многие инженеры уже поняли цену своего труда. Скоро они сами станут диктовать условия нанимателям. А владельцы заводов вынуждены будут принять эти условия.
-
В России приступили к изучению и освоению нанотехнологий. На этот проект выделены огромные деньги. Значит, нужны будут инженеры, технические специалисты.
Классный руководитель
Мы выслушали мнения сторон относительно перспектив инженерных профессий в России. Какая же точка зрения показалась вам наиболее убедительной?
Кто согласен с тем, что инженерные профессии имеют огромные перспективы в России? Что сейчас молодежи следует связывать свою жизнь с наукой и техникой? Прошу голосовать.
Ученики голосуют. Учитель объявляет результат голосования
-
Заключительное слово
Классный руководитель
Действительно, в России сейчас многие заводы убыточны, тысячи высококвалифицированных специалистов оставили науку и производство или оказались за рубежом. Звучат иногда прогнозы о том, что Россия безнадежно отстала от Запада, и уже не способна на технологический порыв. Но в истории науки бывали такие случаи, что самые реалистичные прогнозы, сделанные самыми скрупулезными аналитиками на основании самых точных расчетов, не сбывались из-за того, что было сделано какое-то принципиально новое изобретение. Возможно, в скором времени, и наши ученые сделают такое открытие, которое внесет революционные изменения в нашу жизнь. И, может быть, это сделают именно те, кто сегодня выбирает профессию инженера, быть может, именно молодежь сыграет в этом не последнюю роль!
-
Подведение итогов
Классный руководитель. Что нового вы узнали об инженерных профессиях? Появилось ли у вас желание стать инженером? На следующем классном часе из цикла «Профессии, которые мы выбираем» мы познакомимся с профессиями рабочих высокой квалификации, востребованных на ОАО «Апатит», и рассмотрим пути их получения.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Литература
-
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2007
-
Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 203с.
-
Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.
Справочники
-
Молодые кадры ОАО «Апатит» mkapatit.ru/
-
Справочник профессий moeobrazovanie.ru/
Интернет-ресурсы
-
Выбор профессии: кем стать ucheba.ru/
-
Центр тестирования proforientator.ru/
-
Профориентация в школе c-psy.ru/index.php/teacher/
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Литература:
-
Автономова, Т. В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: Книга для учителя [Текст]/ Б. И. Аргунов - М. Просвещение, 1988г. - 127с.
-
К изучению перемещений на координатной плоскости / Г.Б. Лудина // Математика в школе - 1983г.- №2
-
Лускина М. Г. Факультативные занятия по математике в школе: Методические рекомендации [Текст]/ В. И. Зубарева - Киров ВГПУ, 1995г.
-
Метод координат / А. Савин // Квант -1977г. - №9
-
Никольская, И. Л. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7-9 кл. ср. шк. [Текст] - М. Просвещение, 1991г. - 383с.
-
Упражнения по теме «Координатная плоскость» / О.А. Леонова // Математика в школе - 2001г. - №10
Ресурсы сети Интернет:
-
nsportal.ru . Метод координат в пространстве.
-
revolution.allbest Метод координат.
-
exponenta Теоретическая справка.
-
matemonline.com Решение задач online.
Электронно-образовательные ресурсы:
-
Модуль «Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы». Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС). Автор: Дубровский В.Н.