Мастер-класс Использование интерактивных методов в проведении классных часов

Мастер-класс на тему "Использование интерактивных методов в проведении классных часов" дает ясное представление об интерактивных методах. Начинается мастер-класс с теории о разнице между традиционным и интерактивным классным часом. Как гласит одна китайская пословица "Скажите мне - и я забуду, покажите мне - и я запомню, вовлеките меня - и я пойму!" Поэтому с учителями проигрывается алгоритм интерактивного классного часа. Затронута тема "Люди со специальными потребностями". Учителя высказываются...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глухарева Е.Н.

27.02.2014 г.

Мастер-класс «Использование интерактивных методов в проведении классных часов»

  • Здравствуйте, дорогие гости!

  • Я рада Вас видеть в нашей школе!

  • Надеюсь, что наше занятие будет продуктивным!

  • СЛАЙД 1

  • Позвольте представиться, меня зовут Глухарева Евгения Николаевна и я работаю в школе учителем английского языка и заместителем директора по воспитательной работе.

  • Тема нашего семинара, а вместе с ним мастер-класса «Использование интерактивных методов в проведении классных часов».

  • Классные часы, которые еженедельно проводят классные руководители, являются важным элементом в воспитании гражданина страны. При этом большое значение имеет как тематика, так и методы, применяемые при работе с учащимися.

  • СЛАЙД 2

  • Вот уже более двадцати лет российские школы проходят через множество изменений и испытаний. Новые школьные стандарты, введение частного образования, интернационализация подходов к образованию, широкая коммерциализация школьного образования, принятие тестовой системы ЕГЭ - это далеко не полный перечень вызовов российской школе. Один из самых сложных вызовов заключается в том, что произошла смена ценностных ориентиров, связанных с демонтажем советской идеологии и её заменой ценностями свободного рынка. Эти изменения, которые далеко не всегда проходят безболезненно (как для детей, так и для взрослых) и привели к появлению существенных разногласий внутри общества в восприятии и переосмыслении основ поведения и ценностей жизни и, как следствие, требований образования к школе. Изменились требования и к проведению классных часов.

  • Одна из важнейших задач воспитания, от успешного решения которой зависят его результаты, состоит в том, чтобы пробудить интерес учащегося. Анализ успешного опыта организации и проведения уроков, а также других воспитательных мероприятий, к которым интерес учащихся был высок, показывает, что это происходит тогда, когда ученик активно взаимодействует на протяжении всего времени обучения с учителем, одноклассниками, источниками информации (текстом, образом, экспериментом), стараясь связать новые знания и опыт с тем, что он уже знает и умеет. Такие занятия получили названия интерактивных.

  • СЛАЙД 3-4

  • В чем же их отличие от традиционных классных часов. Давайте посмотрим:

ТРАДИЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

ИНТЕРАКТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

Преобладает взаимодействие «учитель-ученик»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Преобладает взаимодействие «ученик-ученик»

АКТИВНЫ ЛИДЕРЫ

Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными.

АКТИВНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ

Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работы в парах и малых группах.

СОЦИАЛЬНО-ОЖИДАЕМОЕ МНЕНИЕ

Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать своё мнение, продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и подискутировать (порассуждать) со сверстниками.

УЧИТЕЛЬ - «НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ»

Учитель выступает в роли «носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ

Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ НА УЧИТЕЛЯ)

Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ ДРУГ НА ДРУГА)

Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач.



СЛАЙД 5

  • Алгоритм интерактивного классного часа прост: введение в занятие - основная интерактивная часть - обратная связь.

СЛАЙД 6

  • Есть одна известная китайская пословица: «Скажите мне - я забуду, Покажите мне - я запомню, Вовлеките меня - я пойму»

  • Поэтому сейчас я предлагаю проработать данный алгоритм и увидеть разницу традиционного и интерактивного классного часа.

  • Представьте, что вы учащиеся 8 класса, а я ваш учитель.

  • Для начала давайте разделимся на 3 группы: на первый, второй и третий.

СЛАЙД 7

ТЕМА: ЛЮДИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ВОКРУГ НАС.

Ожидаемые результаты.

По окончании занятия учащиеся смогут:

  • сформулировать потребности людей со специальными потребностями;

  • предложить идеи для интегрирования людей со специальными потребностями в общество;

  • высказать свое отношение к людям со специальными потребностями.

Для занятия нужно:

  • повязки для глаз (2-3 шт.), 3-4 ленты (отрезки шнура) или скотч длиной больше метра для связывания рук, 2-3 повязки для ушей (наушники);

  • набор материалов для представления праздников Нового года, Масленицы и Пасхи: бумага (А4 или из тетради), картон, сухой клей для бумаги или отрезок липкой ленты, фломастеры или цветные карандаши, скрепки, воздушные шары, пластилин, зубочистки, ножницы;

  • карточки с информацией о людях со специальными потребностями (по одной карточке для 1 человека, учитель выбирает из предложенных материалов или составляет сам);

  • копии текста «Что можно сделать для людей со специальными потребностями».

Время

Этап

ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ (примерно 20 минут)

Учитель говорит:

В обществе есть люди, которые отличаются от большинства из

нас. У кого-то нет рук или ног, кто-то очень плохо видит, кто-то не

может говорить и слышать. Как называют таких людей?

Выслушивает ответы.

В чем нуждаются эти люди?

Выслушивает ответы.

Мы проведем сегодняшнее занятие в форме эксперимента. Вы должны будете, работая в группе, изобразить праздник, который у каждой группы свой; выиграет та группа, у которой праздник будет представлен креативнее, ярче и аккуратнее.

В каждой группе будут 3 человека, которые сыграют роль людей со специальными возможностями. У кого-то из них будут завязаны глаза, у кого-то рука или пальцы, кто-то не сможет слышать и говорить.

Учитель создает «инвалидов» (лучше всего по желанию): завязывает глаза или уши, связывает пальцы рук или заводит руку за спину и привязывает к поясу. Каждая группа получает набор материалов.

Учитель говорит:

Итак, в течение 5 минут вы должны создать мини-проект, который должен быть красивым, ярким и аккуратным. Начинайте работать.

Группы работают, учитель наблюдает за работой, особенно внимательно следит за тем, как вовлечены в работу «инвалиды», и оповещает группы об оставшемся времени.

Учитель говорит:

Представьте ваши мини-проекты. Какие праздники изображены нашими группами? Определите самый красивый мини-проект. Давайте поаплодируем победителям и нам всем.

Присутствующие хлопают в ладоши.

Помогите снять повязки своим товарищам. Теперь обсудим ваш опыт. Первые вопросы тем, чьи возможности были ограничены:

  • Как вы себя ощущали? (Выслушивает ответы.)

  • Как вы участвовали в вашем мини-проекте?

  • Получили ли вы поддержку от товарищей?

  • В чем она выражалась?

Теперь вопросы для остальных членов группы:

  • Как вы себя ощущали, находясь рядом с теми, чьи возможности отличаются от ваших?

  • Они помогали или мешали вашей работе?

Теперь вопросы для всех:

  • Как связана ситуация нашего эксперимента с жизнью?

  • Всегда ли в жизни бывает именно так?

  • Какие уроки можно извлечь из этого эксперимента?

ОСНОВНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЧАСТЬ (примерно 15 минут)

Сейчас я раздаю всем присутствующим листки с кратким описанием людей, обладавших особыми потребностями, но сумевших реализовать себя в жизни (у одного присутствующего - описание одного человека).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

После того как вы прочтете то, что написано на вашем листе, вы должны будете рассказать об этом как можно большему числу одноклассников в течение только 3 минут.

Учащиеся активно общаются, рассказывают друг другу. Учитель следит за временем.

После окончания работы учитель проводит общий опрос с целью определить, насколько хорошо информированы учащиеся:

  • Что вы узнали о Бетховене?

  • Чего смог добиться Маресьев?

  • Кто такой Брайль?

  • Как работает Стивен Хокинг?

Учитель продолжает задавать вопросы, в зависимости от карточек, которые получили учащиеся.

Примеры вопросов о людях со специальными потребностями

  • Что вы узнали о Бетховене?

  • Чего смог добиться Маресьев?

  • Кто такой Луи Брайль?

  • Как работает Стивен Хокинг?

  • Как звали президента США, передвигавшегося в инвалидной коляске?

  • Кому слепота не помешала стать всемирно известным музыкантом?

  • Чем знаменит Эрик Вайхенмайер?

  • Что вы узнали о великом изобретателе Эдисоне?

  • Кто из миллионеров научился читать только в 21 год?

  • Как Кристи Браун стал художником?

  • Чем отличалась Сара Бернар от других актрис?

  • Чему пришлось научиться Хелен Келлер?

  • Что вы узнали о Лине По?

  • Был ли в реальной жизни Кристофер Рив суперменом?

  • Кто играет в теннис сидя в коляске?

  • Чем известен Пабло Пинеда?

Учитель говорит:

  • Какая информация вызвала удивление?

  • Есть ли у вас подобные примеры из личного опыта?

  • Как вы думаете, что позволило этим людям реализовать себя?

Учитель собирает идеи учащихся (по очереди) и записывает их на доске или большом листе бумаги, соблюдая правило «мозгового штурма» - все идеи ценны, не критикуются и записываются так, как их высказали. (Возможные ответы: внимание родных, друзей, настойчивость, сила характера, вера в успех и т. п.)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (примерно 15 минут)

Учитель задает вопрос:

Как вы думаете, почему многие другие люди с такими же характеристиками остаются без образования и работы, проводят свою жизнь в стенах квартиры или в специальных интернатах?

Ответы учащихся записываются на доске при соблюдении правила «мозгового штурма» - записываем все идеи, без критики. (Примерные ответы: родителям стыдно, родители не знают, что делать, школы и другие здания не приспособлены, учителя не могут уделить им достаточного внимания, другие люди пугаются и проявляют агрессию и т. п.)

Учитель говорит:

В современном мире все реже используют термин «инвалид» и все чаще - термин «люди со специальными потребностями». Эти потребности можно создавать. Сравните теперь два этих списка («Что позволило этим людям реализовать себя?» и «Почему остаются без образования и работы») и, работая в группах, напишите, что можно сделать для того, чтобы люди со специальными потребностями смогли лучше реализовать себя в жизни. Используйте для работы эту таблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учащиеся работают в группах (по 4-5 человек), руководствуясь шаблоном. Учитель наблюдает за работой, следит за временем.

Учитель говорит:

Представьте результаты вашей работы. Представитель первой группы зачитывает идеи в связи с первым вопросом - остальные дополняют. На второй вопрос отвечает представитель второй группы - остальные дополняют и т.д.

Учащиеся представляют результаты.

Молодцы!

Закончить я бы хотела просмотром видеоролика, который очень хорошо показывает разницу обычных людей и людей со специальными потребностями.

СЛАЙД 8

Дорогие ребята, какой итог мы должны сделать? Мы разные, но всё-таки мы вместе! Терпение, понимание, забота, внимание, особые условия это то, что мы должны создавать таким людям и ни в коем случае не игнорировать, не отталкивать и не упрекать их, что они отличаются от нас.

Спасибо, дорогие ребята!

Теперь мы переходим к рефлексии. Только теперь вы уже учителя, заместители директоров по воспитательной работе. Скажите, полезен ли этот классный час? Могли бы вы его провести в вашей школе? С вашим классом? Увидели ли вы в чем заключается интерактивность? Я попыталась наглядно показать, что интерактивность заключается не в использовании интерактивной доски, интернета, презентации, а во взаимодействии всех участников учебного процесса!

19 февраля я была на семинаре в Ставрополе, на котором нам представили интерактивный классный час, мы также побывали в роли учащихся. Каждому из нас подарили сборник «35 классных часов», которые готовы к использованию. Я бы хотела подарить вам диск с этими классными часами. Закончить я хочу следующими словами:

Учитель - это творческая личность, которая должна сама постоянно развиваться, искать новые подходы и методы в обучении и воспитании наших детей, и главное в этом процессе ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ, СОЗДАВАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ!!!

Спасибо за внимание!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Известные люди с ограниченными возможностями

Людвиг ван Бетховен

(1770-1827) - немецкий композитор. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени создал свои самые известные произведения.

Луи Брайль

(1809-1852) В трехлетнем возрасте поранил себе глаз ножом, отчего развилось воспаление и он ослеп. В 1829 году он разработал рельефно-точечный шрифт для слепых. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым. Шрифт Брайля используется до настоящего времени во всем мире.

Франклин Делано Рузвельт

(1882-1945) - 32-й президент США (1933-1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом, остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске.

Алексей Маресьев

(1916-2001) - летчик, Герой Советского Союза. В бою с фашистами самолет Маресьева был подбит, а сам он тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. После ампутации обеих ног снова сел за штурвал самолета и сбил еще 7 самолетов врага.

Стивен Хокинг

(1942) - английский астрофизик. В 1962 году в результате болезни оказался парализован. После операции на горле в 1985 году потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Продолжает работать профессором Кембриджского университета.

Стиви Уандер

(1950) - американский певец и композитор. Потерял зрение в грудном возрасте. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени: 22 раза получал премию «Грэмми».

Эрик Вайхенмайер

(1968) - потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. Покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Эверест, Килиманджаро и Эльбрус.

Кристофер Рив

(1952-2004) - американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, общественный деятель. В 1978 году получил мировую известность благодаря роли Супермена в одноименном американском фильме. В 1995 году во время скачек упал с лошади, получил тяжелейшую травму и остался полностью парализованным. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Кристофер Рив до последних дней продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.

Томас Эдисон

(1847-1931) - автор более 1000 изобретений, среди которых электрическая

лампа накаливания, фонограф (аппарат для звукозаписи и звуковоспроизведения) и кинокамера. Родился с большой головой (из-за воспаления), после перенесенной скарлатины начала прогрессировать глухота, до 12 лет не мог научиться читать.

Чарльз Шваб

(1937) - американский предприниматель, мультимиллионер. Научился читать в 21 год и до настоящего времени предпочитает воспринимать книги на слух, а не читать их. Основал центр для детей с проблемами в развитии.

Кристи Браун

(1932-1981) - ирландский художник и поэт. В течение многих лет не мог самостоятельно передвигаться и говорить. Врачи считали его умственно неполноценным. Однако мать продолжала с ним говорить и старалась его учить. В пять лет он отнял у своей сестры кусок мела левой ногой - единственной подчиняющейся ему конечностью - и стал рисовать на полу. Мать учила его азбуке, и он старательно копировал каждую букву, зажав мел пальцами ног. В конечном итоге он научился говорить и читать.

Сара Бернар

(1844-1923) - французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в «Даме с камелиями» сидя в кресле.

Хелен Келлер

(1880-1968) - американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона «Сотворившая чудо» (1959), экранизированной в 1962 году.

Лина По

- псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899-1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение. После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

Пабло Пинеда

(1975, родился и живет в Испании) - первый в Европе человек с синдромом

Дауна, пошедший в школу. Первый закончивший университет и получивший диплом учителя. Сыграл роль студента с синдромом Дауна в фильме «Я тоже...»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ?

Что могут сделать родители?

Что могут сделать сверстники?

Что могут сделать архитекторы и строители?

Что могут сделать инженеры-конструкторы?

Что могут сделать программисты и инженеры-электронщики?



© 2010-2022