Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Срок реализации

Июнь-июль 2015 г.

Авторы-составители программы

Муленкова Ирина Анатольевна

Андрюхина Алена Анатольевна

Руководитель Руководители программы

Директор МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Зеленская Нина Александровна

Юридический адрес организации

628634 Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ, Нижневартовский район,

р.п. Излучинск, ул. Школьная, дом 5

Телефон, факс

Тел.: 28-25-25 Факс: 28-25-25

Форма проведения

Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей

Количество смен

1,2 (июнь, июль)

Место реализации

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Вид проекта

Краткосрочный

Общее количество детей - участников за сезон

1 смена - 101 человек,

2 смена - 50 человек

Общее количество участников программы

Педагогический состав - 12, вожатые - 12, воспитанники - 151

Сведения о географии участников

Дети гп.Излучинск, п.Савкино, п.Пасол Нижневартовского района, ХМАО-Югра.

Целевая группа

Дети от 6 до 12 лет: обучающиеся школы и будущие первоклассники, дети-сироты, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, обучающиеся, состоящие на учете в органах и учреждениях профилактики безнадзорности.

Цель программы

Создать благоприятные условия для развития и личностного роста каждого ребёнка в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей.

Задачи программы


  • Пропаганда ценности здорового и безопасного образа жизни.

  • Содействие созданию благоприятных условий для развития и раскрытия творческих качеств, интеллектуальных способностей ребенка, а также для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности;

  • приобщение к культуре, традициям и обычаям родного края и страны;

  • привитие навыков бережного отношения к природе;

  • воспитание патриотического отношения и любви к Родине (расширение знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю)

Направления программы


  • Оздоровительное «Гармония здоровья»

  • Художественно-эстетическое «Мы вместе разукрасим мир»

  • Духовно-нравственное «Жизнь дана на добрые дела»

Принципы:


  • Личностный подход в воспитании

  • Природосообразность воспитания

  • Культуросообразность воспитания

  • Гуманизация межличностных отношений

  • Дифференциация воспитания

  • Принцип личностного Я

Условия реализации программы

1.Лагерь организуется на базе МБОУ « Излучинской ОСШ УИОП №1» Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный зал, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, актовый зал, медицинский кабинет, библиотека)

Ожидаемый результат от реализации программы


  • расширение кругозора детей о здоровом образе жизни;

  • изменение отношения детей к занятиям физкультурой и спортом в положительную сторону;

  • получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;

  • личностный рост участников Программы;

  • успешная социализация воспитанников при выполнении различных ролей;

  • сплочение детских коллективов;

  • становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России

Условия участия в программе

Заявления родителей воспитанников лагеря, проживающих на территории Нижневартовского района.

Финансовое обеспечение проекта

Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, родительской платы, спонсорской помощи

Система контроля

Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, педагогических советах, циклические мониторинги, анализ результатов деятельности, анкетирование и диагностирование роста отрядов и участников смены.

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Содержание программы

1.

Пояснительная записка (актуальность программы, новизна, понятийный аппарат)

с. 4

2.

Краткая характеристика участников программы

с. 7

3.

Педагогическая идея программы

с. 7

4

Целевой блок программы (цель, задачи, предполагаемые результаты программы)

с. 8

5.

Критерии и способы оценки качества реализации программы

с. 10

6.

Содержание и средства реализации программы (логика развития содержания по этапам (направлениям программы), модель игрового взаимодействия, система мотивации и стимулирования участников программы, содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений)

с. 12

7.

Кадровое обеспечение программы (взаимодействие по программе)

с.19

8.

Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.

с. 20

9.

Материально-техническое обеспечение программы.

с.25

10.

Список литературы

с. 27

11.

Приложения




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность разработки и эффективность реализации программы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей состоит в том, что её содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Поэтому разработка данной программы летнего оздоровительного лагеря в нашей школе вызвана следующим рядом факторов:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. И как всегда с наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль в решении этого вопроса играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая такой лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.

Было проведено предварительное анкетирование родителей, из которого выяснилось, что:

В летний период, находясь дома, ребенок больше времени уделяет:



Родители хотели бы, чтобы ребенок больше времени уделял:



В летний период ребенку лучше находится дома, или посещать пришкольный лагерь

Анкетирование показало, что в летний период, находясь дома ребенок больше времени уделяет играм на компьютере и просмотру телевизора. Родители хотят, чтобы ребенок на период каникул забыл обо всем этом, и отправился в увлекательный мир живого общения, спорта, захватывающих приключений и игр, а также был приобщен к чтению книг в летний период.

Дети очень любят сказки, приключения, поэтому типажи героев русских сказок и мультфильмов, как нельзя лучше научат и воспитают ребят. Примеры поведения не только положительных, но и отрицательных героев сказок помогут смоделировать необходимые поучительные ситуации. Познакомят с традициями разных народов. Через книги, фильмы, игры воспитают у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2015 год в России объявлен годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам. В России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества.Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

2015 год - это год юбилея Победы в Великой Отечественной войне, 85 летнего юбилея нашего округа, год сохранения коренных традиций и ремесел.

Сведения о прошлом нашей Родины издавна хранятся в памяти народной. Тема войны по-прежнему остаётся животрепещущей. Свои знания люди передают из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

В ходе реализации программы «В Тридесятом государстве» дети каждый день будут уделять 15 минут чтению. Перед ними будет поставлена задача: выбрать и прочитать сказку, любое литературное произведение, учитывая свой темп чтения. Через разные формы контроля вожатые и воспитатели будут проверять понимание прочитанного. За 21 день пребывания в лагере каждый ребенок может прочитать 21 сказку. В летописи каждого дня будет, кроме распорядка дня, представлена пословица или цитата, которые ребята должны запомнить и рассказать, как они ее понимают. Содержание программы представляет собой широкий спектр направлений деятельности.Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Данная программа является частью программы развития детской общественной организации "Росток", которая существует на базе МБОУ Излучинской ОСШ УИОП №1». Данная программа выполнима, оптимальна для потенциала участников, заявленные в ней результаты достижимы в рамках смены.

Новизна программы для педагогов заключается в отработке новых форм психолого-педагогической сопровождения детей и подростков во временном коллективе на протяжении всей смены. Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе в творческо-познавательную и оздоровительную деятельности учащихся посредством вовлечения детей в исследовательскую, информационную, интеллектуальную и игровую компетентности.

Для всех участников созданы равные условия и возможности на отдых и укрепление физических сил вне зависимости от благосостояния семьи. Программа пребывания в лагере насыщена разными спортивными, познавательными, развивающими мероприятиями и играми. Мы надеемся, что наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, к коренным традициям и ремеслам ХМАО, чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества дадут добрые всходы.

Исходя, из выше сказанного мы постарались сделать программу лагеря максимально интересной для детей. Программу, которая отвечает потребностям и детей, и родителей, и педагогов, и государства.

Понятийный аппарат программы

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.1

Художественное воспитание - формирование мировосприятия ребенка средствами искусства.2

Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.3

Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее). 4

Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.5

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.6

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Участники программы - дети 6-12, гп.Излучинск, п. Савкино, п. Пасол Нижневартовского района, ХМАО-Югра.

Количество детей:

1 смена -101 человек, сформированных в 4 отряда по 25человек, с одним взрослым наставником во главе и вожатыми (старшеклассниками) трудоустроенными в МАУ РКМЦ «Луч».

Схема комплектования:

1, 2 отряд - 6-7 лет;

3,4 отряд - 9-12 лет;

2 смена -50 человек, сформированных в 2 разновозрастных отряда по 25человек, с одним взрослым наставниками во главе и вожатыми (старшеклассниками) трудоустроенными в МАУ РКМЦ «Луч».

Схема комплектования:

1, 2 отряд - 6-12 лет;

При этом учитывается личное желание ребенка и родителя.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Программа «В Тридевятом царстве» взаимодействует с программой развития МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» на период 2011-2015 гг. «Интеграция общего и дополнительного образования». Связующим звеном является внедрение компетентностно - ориентированного подхода, то есть такого подхода в образовании, для которого в образовательном процессе приоритетной целью является формирование социальных компетенций воспитанников. Такой подход направлен на социализацию личности ребенка, способной к эффективному решению возникающих проблем.

Педагогическая идея программы базируется на основных положениях и требованиях к организации отдыха детей:

- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

-помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;

-удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;

- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.

Ключевая идея каждой смены - раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации:

  • Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектной и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

  • Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

  • Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию "ситуации успеха".

  • Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

  • Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

  • Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Миссия лагеря заключается в том, что дети познают себя и друг друга и окружающий мир через увлекательные приключения. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, дается возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Наши дети в лагере постоянно создают, творят своё ежедневное существование, свою жизнь здесь. И именно это делает данную программу продуктивной.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

Цель программы: Создать благоприятные условия для развития и личностного роста каждого ребёнка в летнем лагере.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оздоровительное «Гармония здоровья»

  • Пропаганда ценности здорового и безопасного образа жизни


  • приобретение нового социального опыта через расширение кругозора детей о здоровом образе жизни;

  • мотивация к здоровому образу жизни через активное участие воспитанников в спортивных мероприятиях;

  • повышение показателей физической подготовки детей (бег, прыжки в длину, высоту и т.д.);

Художественно-эстетическое «Мы вместе разукрасим мир»

  • Создание благоприятных условий для развития и раскрытия творческих качеств, интеллектуальных способностей ребенка, а также для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности;


  • получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;

  • личностный рост участников Программы, через степень включенности в активную жизнь организации;

  • Духовно-нравственное

«Жизнь дана на добрые дела»

  • приобщение к культуре, традициям и обычаям родного края (85-летие ХМАО-Югры) и страны;

  • воспитание патриотического отношения и любви к Родине (расширение знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю);

  • привитие интереса к чтению книг;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания


  • получение представления о базовых ценностях культуры;


  • становление и развитие высоконравственного, компетентного гражданина России;

  • успешная социализация воспитанников при выполнении различных ролей;


  • знакомство с книгами разных писателей;

  • сформированность личностных качеств, через успешную социализацию воспитанников при выполнении различных ролей;

  • сплочение детских коллективов через формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело.


КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

КРИТЕРИЙ

СПОСОБ ОЦЕНКИ

  • приобретение нового социального опыта через расширение кругозора детей о здоровом образе жизни;

  • мотивация к здоровому образу жизни через активное участие воспитанников в спортивных мероприятиях;

  • повышение показателей физической подготовки детей (бег, прыжки в длину, высоту и т.д.);



1.Узнали, что входит в понятие «здоровый образ жизни».

2.Узнали влияние вредных привычек на здоровье.

3.Узнали важность соблюдения режима дня.

4.Узнали сколько времени необходимо ежедневно проводить на свежем воздухе.

5.Узнали о правильном питании.

6.Узнали, что занятия физкультурой улучшают состояние здоровья.

7. Узнали, как компьютер влияет на здоровье.

8. Узнали, что конфликты со сверстниками, родителями, учителями отрицательно влияют на здоровье.

1.Опрос «Мое отношение к здоровью»

(Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. «Диагностика лично-сти ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере»)


2.Мониторинг физической подготовки воспитанников (Аблов Е.М., Цурихин Е.А. «Мониторинг физического развития школьников»)



  • получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности; личностный рост участников Программы, через степень включенности в активную жизнь организации;

1.На основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у детей и подростков творческой активности.


1.Диагностика уровня творческой активности воспитанников (методика М. И., Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б.С.Алишева, Л. А.Воловича)





  • получение представления о базовых ценностях культуры;

  • становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России

  • успешная социализация воспитанников при выполнении различных ролей.


  • знакомство с книгами разных писателей;


  • сформированность личностных качеств, через успешную социализацию воспитанников при выполнении различных ролей;

  • сплочение детских коллективов через формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело.

1.Определить уровень нравственной воспитанности детей и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

2.Выявили уровень социальной адаптиро-ванности, активности и нравственной воспитан-ности подростков.

3.Определить уровень понимания прочитанного произведения.

4.Определить степень удовлетворенности ребят своим коллективом.

5.Выявить нравственную воспитанность детей.

1.Методика «Пословицы»

(разработана С.М. Петровой)


2.Методика изучения социализированности личности подростка

(разработана М.И. Рожковым)

3. Библио-кросс - акция, направленная на привлечение к чтению книг за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.

4.Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)

5.Тест «Размышляем о жизненном опыте»

(методика Н.Е. Щурковой)


(диагностический материал - Приложение 1.)


СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы

Задачи

этапа

Результаты этапа

направления

Ключевые мероприятия

смены

Легенда

1. Орга

низа

цион

ный


(3 дня)





Создание условий для адаптации ребёнка к условиям и требованиям лагеря.


  • встреча детей;

  • знакомство детей друг с другом;

  • знакомство с традициями, законами лагеря;

  • ознакомление с правилами внутреннего распорядка лагеря;

  • знакомство со структурой лагеря;

  • введение в сюжет игры;

  • знакомство с планом работы лагеря;

  • формирование органов самоуправления;

  • проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • создание у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха);

  • оказание помощи ребенку в адаптационный период;

  • церемония открытия лагерной смены.

Оздоровитель-ное «Гармония здоровья»

1.Велопробег в Автогородке «Рули и ходи по правилам».


Воспитанники лагеря знакомятся с главным героем сказки В.Сутеева «Вовка в Тридевятом царстве», который всегда мечтал попасть в Тридевятое царство, где без труда могут исполняться все желания. Ведь в обычной жизни все приходиться делать самому. Дети вместе с Вовкой приходят в библиотеку, куда мальчик пришел за новыми сказками. Библиотекарь предлагает книгу под названием «Сделай сам». Вовка отказывается, объясняя это тем, что он не хочет ничего делать сам, а как в сказках: проси чего хочешь! Все исполниться. Таким образом Вовка вместе с ребятами попадает в Тридевятое царство.


Художественно-эстетическое «Мы вместе разукрасим мир»

1.Подготовка номеров (сценки, танца, песни) к открытию лагеря.

Духовно-нравственное «Жизнь дана на добрые дела»

1.КТД «Необыкновенное путешествие по сказкам»


2.

Основ

ной


(16 дней)


Реализация программы.

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

  • выездные мероприятия за пределы п.г.т. Излучинска.

Оздоровитель-ное «Гармония здоровья»

1.Конкурс рисунков «Я здоровье берегу»

2.Спортивное состязание «Царские забавы»

3. Игры на местности «Сильные духом»

Территория школы превращается в Тридевятое царство, а воспитанники лагеря и педагоги путешествуют по нему вместе героем сказки В.Сутеева «Вовка в Тридевятом царстве».


Художественно-эстетическое «Мы вместе разукрасим мир»

1.Открытие лагерной смены «Здравствуй Тридевятое царство»

2.Музыкальное путешествие «Звонкая капель»

3. Конкурс «Я-звезда!»

Духовно-нравственное

«Жизнь дана на добрые дела»

1.Экологическая дуэль

«Зеркало природы Югры»

2. Викторина «Традиции нашего поселка».

3. Виртуальное путешествие «Я - гражданин России, гражданин Югры»

4. КТД «Давайте говорить друг другу комплименты»

5. КТД «Научи свое сердце добру».

3. Заключите

льный


(2 дня)


Анализ, подведение итогов деятельности участников программы.


  • проведение итоговой диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей, детских ожиданий;

  • церемония закрытия лагерной смены;

  • подготовка отчета о деятельности лагеря;

  • педагогический анализ всех уровней программы смены;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря.

Оздоровитель-ное «Гармония здоровья»

1.Спортивная эстафета «ГТО для нас - это легко»


к концу смены ребята придут к выводу, как и Вовка, что «приятно сделать что-нибудь самому».

Художественно-эстетическое «Мы вместе разукрасим мир»

1.Закрытие лагерной смены «На бисс!»


Духовно-нравственное

«Жизнь дана на добрые дела»

1.КТД «Люблю тебя, мой край родной!» (в музее школы)



(План-сетка - Приложение 2)

ЛЕГЕНДА ЛАГЕРЯ

Воспитанники лагеря знакомятся с главным героем сказки В.Сутеева «Вовка в Тридевятом царстве», который всегда мечтал попасть в Тридевятое царство, где без труда могут исполняться все желания. Ведь в обычной жизни все приходиться делать самому. Дети вместе с Вовкой приходят в библиотеку, куда мальчик пришел за новыми сказками. Библиотекарь предлагает книгу под названием «Сделай сам». Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Вовка отказывается, объясняя это тем, что он не хочет ничего делать сам, а как в сказках: проси чего хочешь! Все исполниться. Таким образом, Вовка вместе с ребятами попадает в Тридевятое царство.

Территория школы превращается в Тридевятое царство, а воспитанники лагеря и педагоги путешествуют по нему вместе с героем сказки В.Сутеева «Вовка в Тридевятом царстве».

МОДЕЛЬ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Воспитанники лагеря помогают Вовке выполнять различные задания, получая за каждое правильное задание пазл. Который необходим им для строительства своего дворца, таким образом к концу смены ребята придут к выводу, как и Вовка, что «приятно сделать что-нибудь самому». Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В Тридевятом царстве»

Все дети лагеря делятся на четыре отряда по две разновозрастные группы. Каждый отряд - это жители одного строящегося дворца. Эти дворцы имеют свои названия. Жители имеют свою песню. Каждый дворец ежедневно проявляет свои способности в области организации общелагерных дел, предлагает свои идеи по улучшению жизни в Тридевятом царстве. Во всех отрядах будет свой отрядный уголок, в котором размещается список отряда, поздравления, достижения. В каждом дворце свои лидеры и активисты, которые отвечают за разные направления работы.

Население дворцов живёт по законам принятым на совете Тридевятого царства. Царицей является начальник лагеря, в совет старейших входят старшая вожатая и воспитатели, совет мудрейших - вожатые, кабинет министров - командиры отрядов.

В состав кабинета министра входят воспитанники лагеря (лидеры), выбранные на одну смену, взрослые являются помощниками. Кабинет министров, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

  • оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

  • создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

  • содействия в создании благоприятного психологического климата;

  • развития организаторских способностей детей.

Летописцы в отрядах отслеживают все происходящие события, выпускают листовки, стенгазеты и т.д.

Жители дворцов в конце дня должны предоставить информацию в методический центр «Летописцы» о выполненных мероприятиях в виде цитат, коротких высказываниях о проведенном дне, фоторепортажах. Гласность в игре осуществляет «Информационный - центр». Информационное обеспечение после каждого периода выпуск газеты «Ух, ты!». Информационный центр создаётся из представителей отрядов и утверждается на общем сборе.

Направление деятельности центра следующие:

  • выпуск газеты «Ух, ты!», освещающий наиболее важные события из жизни дворцов;

  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение премьер- министра и кабинета министров;

  • оформление летописи о жизнедеятельности во дворце.

Каждый житель царства имеет право:

  • на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

  • на защиту своих интересов и прав.

Каждый житель царства обязан:

  • ответственно исполнять порученное дело;

  • соблюдать законы общения и культуру поведения.

Деятельность участников игры:

  • первичное знакомство с легендой лагеря (на отрядных сборах);

  • подробное знакомство с системой мотивации и стимулирования участников программы.


СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ


Каждый день будет начинаться с пословиц, поговорок, стихов, высказываний великих людей. Между дворцами в ходе путешествия каждый день проводятся состязания, интеллектуальные и спортивные марафоны, конкурсы и соревнования. Настроение, самочувствие, впечатление от каждого дня жители будут отражать на

«зеркале настроения» по методике «Эмоциональная цветопись». Экран позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно, организовать индивидуальную работу с детьми. За победу в мероприятии отряд получает пазл (1 место - 3 шт., 2 место - 2 шт., 1 место - 1шт.)

Воспитанники могут получить дополнительные пазлы за:

- поведение в столовой;

- отличное выполнение трудовых заданий;

- бережное отношение к собственному и коллективному имуществу.

По окончании смены будут подведены итоги построения дворцов. Побеждает тот, у кого дворец будет выше.

Система стимулирования успешности и личностного роста заключается не только в организации мини-выставок поделок, рисунков, но также каждый ребенок собирает свой цветик-семицветик успеха. За участие в конкурсах, викторинах и другой деятельности лагеря каждый воспитанник от воспитателя получает лепесток к своему цветку в цветовой гамме, соответствующей направлению деятельности, на котором указывает: он был участником или победителем в данном мероприятии.

Направления деятельности в цветовой гамме:

красный - мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием

коричневый - спортивные достижения;

жёлтый- творчество и оформление;

синий- интеллектуальные достижения;

зелёный - трудовые успехи;

фиолетовый - чтение книг.

Таким образом, к концу смены можно увидеть уровень роста активности каждого воспитанника.

По итогам смены самые активные ребята награждаются медалями, грамотами.



Схема управления программой






КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы и начальником лагеря. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану.

Кадровое обеспечение (1 смены):

Должность (условия участия)

Кол-во

Начальник лагеря

1

Педагоги -организаторы

1

Педагог дополнительного образования

1

Воспитатели

4

Отрядные вожатые - старшие воспитанники Центра МАУ РКМЦ «Луч» (По договору)

8

Инструктор по физкультуре

1

Медицинский работник

1

Технический персонал

1

Кухонные рабочие, повара

4


Всего

22

Кадровое обеспечение (2 смены):

Должность (условия участия)

Кол-во

Начальник лагеря

1

Педагог дополнительного образования

1

Воспитатели

2

Отрядные вожатые - старшие воспитанники Центра МАУ РКМЦ «Луч» (По договору)

4

Инструктор по физкультуре

1

Медицинский работник

1

Технический персонал

1

Кухонные рабочие, повара

2

    Всего

    13



    СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ














    Список организаций с адресами и телефонами (Приложение 3)

    ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Информационное обеспечение.


    Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя:

    • встречи с начальником лагеря, воспитателями;

    • индивидуальные беседы;

    • участие в различных мероприятиях.

    Информация о деятельности лагеря доводится до сведения родителей и общественности путём отражения на информационном на сайте школы и стенде, который расположен в фойе школы. Это такое место, через которое все дети проходят в день несколько раз. Место, где сконцентрирована самая важная информация для детского коллектива. Информация на стенде меняется практически ежедневно.

    Информационный стенд лагеря:

    1. Название лагеря, эмблема. (Приложение 4)

    2. Список организаций взаимодействующих с детским оздоровительным лагерем. (Приложение 5)

    3. Законы живущих «В Тридевятом царстве». (Приложение 6)

    4. Режим дня. (Приложение 7)

    5. Сегодня в нашем царстве. (Приложение 8)

    6. «Экран» санитарного состояния. (Приложение 9+ положение)

    7. «Зеркало настроения». (Приложение 10)

    8. Права и обязанности родителей (Приложение11)

    9. Словарик лагеря. (Приложение 12)

    10. Идет конкурс (Приложение 13)

    11. Советуем прочитать…(Приложение 14)

    12. «Поздравляем!» (итоги конкурсов, спортивных соревнований и т.д.) (Приложение 15)

    Поздравлять детей можно не только с победой, с днем рождения, но и…

    -всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере;

    -с первым дождем;

    -всех с последней неделей в лагере;

    -всех нас с первым днем в лагере;

    -с последним завтраком, обедом и т.д.

    Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал. Подбор начальника лагеря проводит администрация школы. Начальник лагеря участвует в подборе кадров. Для качественного организационного и методического обеспечения деятельности программы лагеря дневного пребывания является не только подготовка лагеря, но и подготовка специалистов.

    Повышение профессионального роста педагогического коллектива, способного удовлетворять образовательные запросы и потребности детей и их родителей, эффективно решать задачи, поставленные на данный период проводится на основании плана.

    План подготовки кадров

    Мероприятие

    Задачи

    Период

    Ответственный

    Семинар «Современные подходы к разработке программ»

    Дать рекомендации по написанию программ

    февраль

    МАУ «Центр развития образования»

    Семинар «Современные подходы к организации воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере»

    Подготовить кадры для работы с детьми в каникулярное время

    март

    МАУ «Центр развития образования»

    Курсы повышения квалификации по охране труда и технике безопасности

    Подготовить начальников лагерей для работы с детьми в каникулярное время

    март

    МАУ «Центр развития образования»

    Курсы повышения квалификации по программе пожарно-технического минимума

    Подготовить начальников лагерей для работы с детьми в каникулярное время

    март

    МАУ «Центр развития образования»

    Семинар «Педагог в сфере организации отдыха детей»

    Подготовить педагогические кадры к организации летних каникул

    апрель

    Начальник лагеря

    Обучающее занятие «Современные методы и формы работы с временным коллективом детей»

    Познакомить с современными методами и формами работы с временными группами детей

    апрель

    Воспитательная служба школы

    Практическое занятие «Я делаю так»

    Создать методические папки с набором игр для организации досуга детей

    апрель

    Старший вожатый

    Психологические тренинги

    Создать благоприятные условия для успешной работы педагогов

    апрель - май

    Педагог-психолог

    Семинар «Нормативные документы лагеря дневного пребывания детей»

    Познакомить с нормативными документами

    май

    Начальник лагеря

    Семинар «В Тридевятом царстве»

    Познакомить с программой работы лагеря дневного пребывания детей

    май

    Начальник лагеря, старший вожатый

    Знакомство с документами: Правила внутреннего распорядка, должностные обязанности работников лагеря

    Познакомить с нормативными документами

    30 мая

    Начальник лагеря

    Инструктажи:

    - пожарная безопасность;

    - электробезопасность при работе с бытовой аппаратурой;

    - перевозка детей авто-мобильным транспортом.

    - охрана труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий;

    - оказание первой помощи пострадавшему.

    Познакомить с инструктажами

    30 мая

    Инженер по технике труда



    фельдшер

    Консультация «Проведение диагностик воспитанников»

    Научить проведению диагностик, умению правильно их обработать

    Старший вожатый

    Педагогический коллектив представлен педагогами с первой и высшей квалификационной категорией. Данные мероприятия позволят не только подготовить педагогов, но и качественно провести смены пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей.

    Аналитическое обеспечение.

    Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности ребят, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов включает в себя:

    • Предварительный сбор данных на воспитанников лагеря;

    • Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере;

    • Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. Каждый день ребята заполняют «зеркало настроения» - наклеивают смайлики, тем самым выражая своё отношение к тому, как прошёл день. Экран позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно, организовать индивидуальную работу с детьми (Приложение 9).

    • Разработан механизм обратной связи - «Письмо царице» (на стенде лагеря). В конце дня отряды заполняют его, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения.

    • В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

    • Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

    • Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Каждый ребенок выращивает свой цветик - семицветик. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

    • Анкетирование детей и родителей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий (Приложение 1).

    • Анализ работы программы в заключительный день работы лагеря;

    Кроме этого в течение лагерной смены предусматривается организация всех видов анализа: проведенного дела, стиля взаимоотношений, участия в жизнедеятельности лагеря.

    На каждом уровне анализа и рефлексии предусматриваются определенные формы диагностики:

    - на личном уровне - анкеты, диагностические интервью, опросы;

    - на уровне отряда - достижения отряда по количеству собранных лепестков;

    - на уровне лагеря - отчетное мероприятие в конце смены;

    - на уровне педагогического коллектива - ежедневные планерки, текущие и итоговые педагогические советы;

    - освещение итогов реализации программы «В Тридевятом царстве» в СМИ и на сайте школы.




    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

    Материально-техническая база

    Применение

    Ответственные

    Кабинеты

    (отряды № 219, 220,221, 222,

    штаб 223)

    Комнаты отрядов, штаб

    Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

    Спортивный зал

    (1, каб. №228)

    Занятия спортом, состязания

    Спортивный руководитель

    Спортивная площадка

    Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

    Спортивный руководитель

    Школьный двор

    Отрядные дела, игры-путешествия, линейки

    Воспитатели, администрация лагеря

    Актовый зал

    (каб. №230)

    Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей

    Воспитатели, администрация лагеря

    Медицинский кабинет

    (кааб. №208)

    Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

    Медицинский работник школы

    Школьная столовая

    (1 этаж)

    Завтрак, обед, полдник

    Заведующая пищеблоком

    Библиотека

    (1 этаж каб.№113)

    Поиск необходимой информации, проведение досуга

    Начальник лагеря

    Компьютерный класс

    (каб. №326)

    Поиск необходимой информации, проведение досуга

    Администрация школы

    Техническое оснащение

    Просмотр презентаций, фильмов; звуковое и видео- сопровождение мероприятий

    Администрация школы








    Необходимое оборудование для реализации программы:

    Предполагаемая смета расходов

    Наименование

    Сумма, руб.

    Канцелярские товары

    4800х2 смены=9600

    Хозяйственные товары

    2700х2 смены=5400

    Призы, сувениры

    6000х2 смены=12000

    Спортивно-игровой инвентарь

    3500х2 смены=7000

    Картриджи, бумага, расходы на оргтехнику

    5500х2 смены=11000

    Расходы на бутилированную воду (на 1 ребенка)

    4,20х150=630х2 смены=12600

    Всего расходов

    57600

    ЛИТЕРАТУРА

    Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

    2 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 313

    3Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

    4(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.)

    5(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.)

    6(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.)

    Нормативные документы:

    1. Письмо Минобрнауки России от 26 сентября 2012г. № 09-260«Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)»

    2. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 08.04.2014 № 09-613

    3. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

    4. Конвенция ООН о правах ребенка

    5. Конституция РФ

    6. Трудовой Кодекс РФ

    7. СанПиН 2.4.4.2599-10 «гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010г.

    8. Постановление правительства ХМАО-Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа «дети Югры» на 2010-2015 годы» №247-п от 09.10.2010г.

    9. Постановление Главы администрации Нижневартовского района «Об утверждении сети лагерей, с дневным пребыванием детей, палаточных лагерей и дворовых клубов в муниципальных учреждениях района на летний период 2015г.» №154 от 02.02.2015г.

    10. Приказ директора МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» «Об организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей»

    11. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2010

    12. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост. Н.А.Панченко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 128 с. - С.61-69

    13. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. - С. 208

    14. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2006. - с. 44-51

    Рекомендуемая для подготовки педагогов к смене:

    1. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Диагностика личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере. Нижневартовск 2011

    2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012

    3. Кувватова С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д:

    4. Феникс, 2011 - 311с.

    5. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 311с.

    6. Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2011 - 288 с.

    7. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2010 - 192с.

    8. Пособие для вожатого.- Ростов н/Д: Феникс, 2013

    9. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2010 - 208с.

    10. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. - М.: ВАКО, 2010 - 192с.

    11. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. - М.: глобус, 2012 - 206с.

    12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). - М.: ВАКО, 2012 - 288с.

    13. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. - М.: ВЛАДОС, 2011 - 176с.

    14. Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы.- Москва. ВАКО,2010

    15. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2010

    16. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. - М., АСТ; СПб.: Сова, 2012 - 62с.

    17. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010 - 224 с.

    18. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. В поисках приключений. .- Ярославль: Академия развития. 2010

    19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009

    Литература, для детей - участников смены:

    1. 180 лет сказке Х.-К. Андерсена «Дюймовочка» (1835)

    2. 150 лет сказке Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865)

    3. 135 лет сказке К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (1880)

    4. 90 лет произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (1925).
      90 лет стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925).
      90 лет сказкам К.И. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит» (1925)

    5. 85 лет сочинению В.В. Бианки «Где раки зимуют» (1930)

    6. 85 лет стихотворению С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (1930).

    7. 80 лет повестям А.П. Гайдара «Военная тайна» и «Судьба барабанщика»(1935).

    8. 80 лет сборнику Б.С. Житкова «Рассказы о животных» (1935).

    9. 80 лет поэтическому произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа» (1935)

    10. 80 лет сказке К.И. Чуковского «Лимпопо» (1935).

    11. 75 лет повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (1940).

    12. 75 лет поэтической сказке Д. Хармса «Лиса и заяц» (1940).

    13. 70 лет сборнику рассказов М.М. Пришвина «В краю дедушки Мазая»(1945).

    14. 60 лет сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955).

    15. 60 лет поэтическому произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер» (1955).
      60 лет сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (1955).
      50 лет роману-сказке Н.Н. Носова «Незнайка на Луне» (1965).

    16. 45 лет сборнику стихотворений А.Л. Барто «За цветами в зимний лес»(1970)

    17. 35 лет поэме О.Е. Григорьева «Витамин роста» (1980).

    14


    © 2010-2022