- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по темеКонфликты в нашей жизни с применением теории критического мышления
Классный час по темеКонфликты в нашей жизни с применением теории критического мышления
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мокина И.В. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час по теме "Конфликт в нашей жизни» с применением теории критического мышления
В 10 классе
Задачи:
1. Образовательные:
-
способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
-
создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
2. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.
Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), мультфильм «Конфликтная ситуация», демонстрирующий конфликтную ситуацию; цветная бумага для упражнения "Снежинки"; разноцветные магниты по числу участников; учебные листы; дидактический материал для групповых заданий (разрезанные определения конфликта; конфликтные ситуации).
План урока:
-
Понятие конфликта.
-
Причины конфликтов.
-
Типология конфликтов.
-
Значение конфликтов (положительное и отрицательное).
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности к уроку
Добрый день. . "Общение - это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить". Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.
II. Изучение нового материала.
1 стадия -«вызов»,во время которой пробуждается интерес к теме,определяются цели работы.
А) Создание проблемной ситуации.»Погружение» А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев мультфильм «Конфликтная ситуация»
Б) Просмотр мультфильма «Конфликтная ситуация»(wwwyotube.com)
Что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах…) Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.
Г) (<Приложение 1>, слайд 3) И тема нашего урока… (называют) (щелчок) Конфликт в нашей жизни. Запишите её в учебных листах <Приложение 3>.
1. Понятие конфликта
2стадия-осмысление содержания, сотворчество
А)Составление ассоциативного кластера. Какие ассоциации возникают у вас со словом "конфликт" (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?
Б) Что же такое конфликт? (<Приложение 1>, Слайд 4) Дайте ему определение из своего личного опыта.
3. Восприятие нового учебного материала.
А) Слово "конфликт" происходит (<Приложение 1>, слайд 4, щелчок) от латинского conflictus - столкновение.
Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. С такими же трудностями столкнулись и учёные-конфликтологи.
Б) Как вы думаете, что за наука - конфликтология? (<Приложение 1>, слайд 5) (отвечают) Правильно. Конфликтология (щелчок) - это наука о конфликтах (щелчок) и способах их разрешения.
В) Наиболее известными специалистами в области конфликтов являются Валентин Иванович Андреев, Наталья Владимировна Гришина, Борис Иосифович Хасан. Из зарубежных конфликтологов - Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр (<Приложение 1>, слайд 6).
Г) Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение конфликта (<Приложение 1>, слайд 7).
Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим.
-
(Слайд 7, щелчок) Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
-
(Слайд 7, щелчок) Конфликт - это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
-
(Слайд 7, щелчок) Конфликт - это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? (Слайд 7, щелчок - противоречие, щелчок - две стороны)
Заполнение таблицы .Знаю-Хочу узнать-Узнал
2Причины конфликтов
6. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) В вашей жизни бывают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен
Почему же в жизни так часто возникают конфликты ?
Б)Упражнение "Снежинки"
Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Главное условие - работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).
Г) Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?
Каждый из нас - индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.
(<Приложение 1>, слайд 9) Причины конфликтов - это рассогласование:
-
Целей, интересов.
-
Взглядов, убеждений.
-
Личностных качеств.
-
Понимания информации.
-
Ожиданий, позиций.
3. Типология конфликтов
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Какие виды конфликтов выделяют учёные? (<Приложение 1>, слайд 10) .Анализ предложенных ситуаций:
-
Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм(внутриличностный конфликт).
-
Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: "Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти" (межличностный конфликт).
-
Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).
Б) Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые) (<Приложение 1>, слайд 11)
Первичное закрепление материала.
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из мультфильма , с которого мы начали урок? (межличностный)
В) (Слайд 13) По степени остроты противоречий:
-
Недовольство
-
Разногласие
-
Противодействие
-
Раздор
-
Вражда
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из мультфильма
4. Значение конфликта
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? (Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)
Б) (<Приложение 1>, слайд 14) Действительно, конфликт - это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны.
(Слайд 14, щелчок) К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.
(Слайд 14, щелчок) С другой стороны, конфликт - это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений.
В) По словам Маргарет Фоллет, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать.
3.Подведение итогов урока.
А) Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился. Заполнение 3 графы таблицы Знаю-Хочу узнать-Узнал
Б) Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт - это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.
В) Это только начало вашего знакомства с конфликтологией и конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих узанятиях. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому. (<Приложение 1>, слайд 15)
3стадия Рефлексия.
Составление синквейна по теме занятия.
Например:
Конфликт
Межличностный, внутриличностный
Разрушает,напрягает,изменяет
Конфликт бывает конструктивным и деконструктивным
Стресс.
А сейчас я прошу вас высказать своё мнение об уроке. Поместите магниты под одной из надписей:
-
Нужно, полезно, интересно, необходимо.
-
Страшно, сложно, неинтересно, обременительно.
-
Бесполезно, бесперспективно, безразлично.
(<Приложение 1>, слайд 17) Спасибо всем! Мне было очень приятно работать с вами.