Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

Особое значение имеет  формирование толерантного отношения в процессе воспитательно-педагогической деятельности с воспитанниками школы-интерната. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Большинство воспитанников не ориентируются   в поликультурном воспитании, не умеют правильно оценивать себя и других, находить пра...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат №19» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»




Творческая разработка

Классный час

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству




Разработала и провела:

Воспитатель: Болдарева Н.С.

Новокузнецк

2013г

Есть праздник, который для всех

Людей, всех народов, традиций и тех,

Кто мыслит иначе, живет по-другому,

Но двери в его дом открыты любому,

Любому, готовому быть толерантным[6]!

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене «культуры войны культурой мира». (Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

Особое значение имеет формирование толерантного отношения в процессе социально-педагогической деятельности с воспитанниками школы-интерната. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Большинство воспитанников не ориентируются в поликультурном воспитании, не умеют правильно оценивать себя и других, находить правильное без конфликтное решение.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для общего выживания и свободного развития. Воспитанники должны все больше приходить к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям - умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Цель: Формирование толерантного мышления, развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей.

Задачи:

  1. формировать у воспитанников понимания сущности и значения «толерантности», «терпимости»;

  2. развивать умения правильно оценивать себя и других;

  3. способствовать формированию активной жизненной позиции;

  4. создавать условия для формирования терпимости к различиям между людьми.

Разработка классного часа предназначена для воспитанников среднего звена.

  1. познакомить учеников с понятием «толерантность», «терпимость»;

  2. игра - «Страны» и обсуждение (интерактивные методы);

3. составление синквейна (работа в микрогруппах);

  1. притча и ее обсуждение;

  2. проведение творческой работы.

Подготовка к мероприятию:

  • Выбор темы проведения мероприятия;

  • Анализ методической литературы;

  • Подготовить, как звучит слово «толерантность» на разных языках мира;

  • Подготовить канцелярские товары (бумагу, ручки, маркеры);

  • Изготовление листочков для творческой работы;

  • Подготовить презентацию.

Ход мероприятия:


Воспитатель:
На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решении проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «Толерантность». Ежегодно 16 ноября, начиная с 1995 года, отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога[6].

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Воспитатель просит детей прочитать высказывания и обсудить(Слайд 3)

  • В испанском языке - оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительность;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • с латинского - «толерантум» - терпимость к чужим взглядам, образу жизни, поведению, обычаям, верованиям.

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


Работа в микрогруппах:

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничествуКлассный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

Вопросы для обсуждения:

  • Какое из определений вам импонирует более всего?

  • Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  • Что объединяет и что разделяет разные определения?

  • Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

После обсуждения в микрогруппах высказываются мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.

2. Игра «Страны»

Реквизит. Листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников.

Ход-игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.

Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс, часы Биг Бен и т. д .

Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить им, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства...

Следующий этап игры заключается в том, что ведущий по желанию приглашает одного воспитанника и задает ему роль. Он представляется участникам, как иностранец, приехавший в Россию, и называет им свои ассоциации, связанные с названием нашей страны: матрешка, медведи, холод, угроза и т. д.

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

Задача воспитанника - описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям[3].

ПКлассный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничествуосле игровая рефлексия

Примерные вопросы для анализа:

  • Почему были названы именно такие ассоциации?

  • Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?

  • Каково же должно быть отношение к культурам других стран и народов?

В русском языке существуют два слова со сходным значением - «толерантность» и «терпимость».

В 1995 году Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В Декларации дословно говорилось, что толерантность - человеческая добродетель, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира[6].

Толерантность - искусство жить в мире разных людей и идей, это способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей[1].

Толерантность - это не уступка, не снисхождение и потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Толерантность - политика диалога и открытости[1].

В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.

А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность понимать и принимать другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Терпимость - умение прощать, быть снисходительным к поступкам других людей.

Терпимость - проявление сострадания и милосердия, готовый к примирению.

3. Составление синквейна со словом «терпимость».

«Терпимость»[6]

(с помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)

Милосердный, великодушный, снисходительный…

(с помощью глаголов объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)

Прощает, принимает…

Терпимость - это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, т.е. допускать, принимать, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.

(с помощью ключевого слова в виде имени существительного назовите ассоциацию слова - «Терпимость»)

Выдержка, примирение, принятие, снисходительность, великодушие

  1. Обсуждение притчи (4 слайд):

Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появились жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!»

Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи, и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно[6].

Вопросы для обсуждения (5слайд):

- В чем смысл этой притчи?

- Какие возникают отношения между людьми разных народов из-за внешних различий?

- Можно ли оправдать поведение женщин?

- Кто в этой ситуации прав?

- К чему призывает эта притча? Чему она учит людей?

Вывод:

Народы различаются между собой и часто те, кто смеётся над другими, не понимают своей ущербности, поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.

Давайте подытожим и, вы дадите определение «толерантности» в вашем понимании (воспитанники высказывают свое мнение)

Быть толерантным - это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас».

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Давайте подумаем и определим, какие качества человека помогают ему жить дружно со всеми детьми в классе, школе, на планете. Большими и маленькими, здоровыми и больными, разных народов и верований, говорящих на разных языках и соблюдающих разные обычаи и традиции. Для этого мы образуем три группы по цвету листочков, которые вы выберете.

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничествуКлассный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству



  1. Творческая работа: Дерево толерантности "[5]

Все выбирают листочки, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на обратной стороне листочка (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символическое дерево, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

ВКлассный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничествуоспитатель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Список литературы:

  1. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность". / И.В. Гревцева // Классный руководитель.- 2006.- №4.- С.81 - 88.

  2. Зайцева М.И. Проект «Подросток и толерантность»//Справочник классного руководителя. - 2007. - №1. - С.20 - 24.

  3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //Семья и школа. - 2001.- №№11-12. - C. 36-40.

  4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2001. - № 9. - С.91 - 97.

  5. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. / Л.П. Шустова // Классный руководитель.-2006.-№4.-С.77-80.

  6. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у

школьников О.А. Северина, Т.А. Дронова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорома, 2008. - 240с. (классное руководство).

ISBN 978-5-91497-035-9 (Панорама)

ISBN 978-5-9928-0053-1 (Глобус)

Классный час Толерантность - путь к миру, дружбе и сотрудничеству

© 2010-2022