Праздник со слезами на глазах

Цели: 1)    формирование у учащихся патриотического воспитания на примерах героического подвига советского народа; 2)    воспитание чувства любви и уважения к Родине, сопричастности к ее светлым и трагическим страницам; 3)    способствовать развитию чувства сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; 4)    формирование межнациональной терпимости. Задачи: 1)    формировать знания об исторических фактах и явлениях, связанных с нашим городом; 2)    воспитание у учащихся чувства глубокого уваже...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное Бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования Ростовской области


Профессиональное училище № 38















«Праздник со слезами на глазах…»


(методическая разработка-сценарий

проведения общеучилищного мероприятия)
























Г.Шахты

2012

Рассмотрено и рекомендовано «Утверждаю»

к практическому проведению Зам.Директора по УВР

в актовом зале для учащихся Морозова Н.Н.

I, II, III курсов, групп ТУ. «10» февраля 2012 год

Методический совет ____________/(Морозова Н.Н.)

«10» февраля 2012 год

__________/(Симбирская В.И.)




Разработала: преподаватель общественных дисциплин

________________/(Санжиева Е.С.)


































Сценарий.

Форма проведения: час общения, урок патриотического воспитания.

Место проведения: актовый зал.

Цель:

  1. формирование у учащихся патриотического воспитания на примерах героического подвига советского народа;

  2. воспитание чувства любви и уважения к Родине, сопричастности к ее светлым и трагическим страницам;

  3. способствовать развитию чувства сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста;

  4. формирование межнациональной терпимости.

Задачи:

  1. формировать знания об исторических фактах и явлениях, связанных с нашим городом;

  2. воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945 года;

  3. способствовать формированию у молодежи готовности к защите Родины.

ТСО: мультимедиапроектор, экран, ПК, видео «Бухенвальд после освобождения», «В освобожденном Освенциме», CD диск с музыкой, презентация.

В сценарии участвуют учащиеся группы № 22: Елжи-Оглы Марина;

Пешкова Анна;

Недойвозова Анна.

учащаяся группы № 20: Тюнина Кристина.





Ход мероприятия:


Изучение страшного прошлого-

это не только сохранение памяти

о погибших, но и одно из условий

выживания современного человека.

Учитель: Здравствуйте! Наша сегодняшняя встреча посвящена дню памяти всем, кто причастен к героической и трагической войне XX столетия. 12 февраля 1943 года наш город Шахты был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году мы отмечаем 69 годовщину. Это праздник со слезами на глазах…

XX столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно и стало для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение: кто-то сражался с оружием в руках. Кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших. Война! Это слово рванулось из репродукторов и набатным громом прокатилось по родной земле 22 июня 1941 года.

Учащийся №1: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Жизнь в городе, как и по всей Советской стране, быстро перестраивалась на военный лад. Шахтинцы мужественно встретили весть о начале войны, проявили горячее стремление защищать любимую Родину, отдать все свои силы, а если понадобится, и жизнь, для разгрома врага, для Победы. Об этом жители города говорили на состоявшихся в первый день войны митингах и собраниях, прошедших на городской площади имени Ленина, предприятиях, учебных заведениях.

Учащийся №2: Сотни и тысячи шахтинцев разного возраста и разных профессий, мужчины и женщины после объявления мобилизации в Красной Армии направились в Шахтинский горвоенкомат с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

Учащийся №3: 25 июня горожане собрались на митинг, посвященный отправке на фронт добровольцев и мобилизованных товарищей. Сотни людей добровольно вступали в ряды ополченцев. Глубокой осенью и зимой 1941 года Красная Армия, опираясь на прочную поддержку тыла, остановила и разбила врага под Москвой, под Ростовом . Жители Ростовской области и города Шахты , воодушевленные первыми победами нашей армии, писали в июне 1942 года: "Мы ясно отдаем себе отчет в том, что враг ещё не разбит, что кровавые руки фашистских варваров тянутся к богатствам нашей великой страны, к донецкому углю. Но Донбасс жив и будет жить!"

Учащийся №1: Положение на юге страны осложнялось . Гитлеровцы бросили сюда огромные силы, они во что бы то ни стало решили овладеть Кавказом. Им нужна была бакинская нефть. На подступах к Северному Кавказу разгорелись упорные бои с мощной группировкой войск под командованием генерала фон Клейста. На рассвете 21 июля 1942 года город Шахты был оставлен нашими войсками. В город вошли фашисты.И даже теперь, через 69 лет, шахтинцы , пережившие фашистский "новый порядок" , не могут без содрогания вспоминать черные дни оккупации. Первой акцией немецкого командования в горняцком городе были расстрел советских служащих, активистов, военнопленных. Много дней на рассвете в песчаных карьерах, около станции Каменоломни, хуторов Поповка, Власовка, в районе Горного леса фашисты совершали свои кровавые злодеяния.

Учащийся №2: Уже после освобождения города, в апреле 1943 года, в песчаных карьерах около хутора Поповки были обнаружены трупы 94 человек, в том числе 71 военнослужащего, 20 рабочих, одной женщины и двоих детей четырех и восьми лет. На трупах были обнаружены следы фашистских истязаний и пыток: выбиты зубы, оторваны челюсти, разбиты черепа, трупы исколоты штыками. Для казни фашистские изверги приспособили ствол шахты им. Красина, куда были сброшены около 3500 советских патриотов. 10 марта 1943 года приняло постановление об увековечении памяти замученных патриотов города Шахты. Теперь на месте трагической казни у ствола шахты им. Красина стоит величественный памятник, у подножия которого горит Вечный огонь славы.

Учащийся №3: В лагерях, расположенных на территории школ №5 и № 10 , шахты " Пролетарская диктатура" бойцы Красной Армии подвергались самым жестоким пыткам, их морили голодом, не оказывали медицинской помощи. Во дворе шахты "Пролетарская диктатура" ежедневно гремели выстрелы: шли расстрелы. Как позже было расследовано, гитлеровцы замучили и расстреляли 10260 советских воинов.

Учащийся №1: Оккупанты рассчитывали быстро восстановить угольную промышленность в городе Шахты. Но их расчеты провалились. Фашисты насильно сгоняли на работу оставшихся в городе шахтеров. Угрожали им смертью. Но шахтеры Дона делали все, чтобы сорвать планы фашистов. Самоотверженную борьбу с врагами вели подпольщики города. Но многие из них были раскрыты и уничтожены в первые же дни оккупации.

Учащийся №2: Организатором подпольного сопротивления в городе был Тимофей Семенович Холодов, который со своим помощником, механиком шахты им. Воровского, Никитой Ивановичем Гудковым выполнили первое задание: взорвали шахту. Другую группу партизанского движения возглавил Иван Тимофеевич Клименко. Ночью подпольщики на дорогах за городом забрасывали гранатами автомашины с гитлеровскими солдатами, поджигали бензовозы, взорвали хлебопекарню, эшелон с военной техникой на станции Каменоломни. Ни одна крупная шахта в городе не работала. Был организован побег военнопленных из лагеря школы №10.

Учитель: Фашисты бросили все силы, чтобы найти подпольщиков, и это удалось сделать с помощью предателей. В начале сентября 1942 года схватили Т.С.Холодова и после жестоких пыток его расстреляли около станции Каменоломни. 5 октября был арестован Иван Тимофеевич Клименко. В фашистском застенке он вел себя героически. Свой последний подвиг он совершил во время казни. На площадке перед шурфом шахты имени Красина он гордо сказал фашистам: " Все равно победа будет за Красной Армией". Один из гестаповцев приблизился, чтобы прервать речь патриота, Клименко схватил фашиста и бросился вместе с ним в ствол шахты. Позже гестаповцы арестовали и других членов подполья. Подвиг Клименко повторила отважная партизанка О.А.Мешкова. Перед расстрелом один из полицейских пытался снять с нее пуховый платок, но она схватила карателя и вместе с ним бросилась в ствол шахты. Когда немцами было уничтожено шахтинское подполье, Галина Сосненко создала пионерско-комсомольское подполье. Подростки приводили в негодность технику оккупантов, линии связи, распространяли листовки.

Подвиг патриотов-шахтинцев вечно будет жить в сердцах людей. Их именами названы улицы города, Дворец Культуры в поселке шахты Октябрьской.

Учащийся №3: 11 февраля 1943г. части 258-й стрелковой дивизии под командованием полковника С.С.Левина вышли на подступы к городу Шахты. Противник обстреливал подступы к городу из орудий и минометов. Днем 11 февраля части 258-й стрелковой дивизии атаковали, а к вечеру заняли примыкавшие к городу поселки Каменоломни и имени Красина. Утром 12 февраля все три полка дивизии поднялись в атаку, чтобы полностью освободить город от войск противника. К полудню 12 февраля передовые подразделения 258-й стрелковой дивизии вышли к центру города, а через несколько часов гитлеровцы были полностью выбиты из Шахт.

Учащийся №4:

Мела поземка в сорок третьем,

Суровой выдалась зима,

Но по приказу, на рассвете,

Был взят и город, и дома.

Бежали немцы без оглядки,

Оставив Шахты позади...

У тех солдат - седые прядки,

Да ряд медалей на груди.

А семь месяцев неволи

Оставили глубокий след.

Хранит нам город эхо боли

Всех тех, кого в живых уж нет.

Гори, свеча, не затухай,

Непреходящей болью будь

Пусть в пламени твоем встают,

Чей оборвался путь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех

Погибших на войне.

Учащийся №1: Страшную картину представлял наш город после освобождения. Разрушенными оказались здания городского драматического театра, Дома печати, горного техникума, школы, больницы им. Ленина и другие объекты. Были приведены в негодность и подъемные сооружения на шахтах, разрушена железнодорожная станция и ее путевое хозяйство. Общий ущерб, нанесенный городу войной, оккупацией, более 296 миллионам рублей. Каждый шахтинец горел желанием внести свою долю в восстановление родного города. Сразу же после освобождения в кинотеатре "Родина" состоялся митинг горожан и представителей частей Красной Армии. Обращаясь к советским воинам, потомственный горняк тов. Аладышев сказал: "Громите немецких захватчиков до полной победы, а мы поможем вам в тылу. Мы, старые шахтеры, снова пойдем в забой и дадим стране уголь".

Учащийся №2: Выступая на собрании горняков, домохозяйка Алехина сообщила : "Наш долг работать не покладая рук, чтобы быстрее восстановить шахту, чтобы раздобыть угля. Мы знаем, что каждая тонна добытого угля обрушиться на голову еще огрызающегося врага. Ускорением восстановления шахты мы поможем Красной Армии быстрее разгромить гитлеровские полчища и изгнать немецко-фашистских оккупантов с нашей земли." Ни днем, ни ночью не прекращались работы по восстановлению ГРЭС им. Артема, несмотря на холод, нехватку механизмов. Жизнь города постепенно входила в нормальный ритм. В городе быстро шло восстановление предприятий легкой, пищевой и местной промышленности. Первостепенное значение придавалось ремонту жилого фонда, медицинских и детских учреждений, школ.

Учитель: И нельзя вспомнить еще одно очень важное и горькое событие того времени. Холокост… Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит "всесожжение" - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях. Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев ("Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.

Немцы уничтожали всех людей еврейской национальности. В августе 1942 года по приказу военного коменданта о явке всех евреев с ценными вещами пришли 100 человек. Их вывели из города и расстреляли, несмотря на то, что это и дети, и женщины, и старики. Перед казнью немцы заставляли их петь, танцевать и хлопать в ладоши. Фашисты угнали в рабство в Германию 3500 жителей города, преимущественно юношей и девушек в возрасте от 15 до 20 лет.

Нельзя не упомянуть и о трагедии, которая произошла в Ростове-на-Дону в Змиевской балке.

С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200 человек к поселку 2-я Змиевка, жителей которого обязали покинуть на время свои дома (но некоторые спрятались и стали свидетелями казни евреев). Здесь полицейские - бывшие советские граждане в качестве подручных немецких руководителей расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50 человек), которых предварительно заставляли раздеться догола. Детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом. Свидетели впоследствии показали, что еще через 2-3 дня после расстрелов слышали стоны заживо погребенных людей в Змиевской балке.

В первый же день было уничтожено более 13 тысяч евреев. Остальные были расстреляны ночью и на следующий день. Некоторые евреи, поняв смысл проводившейся акции, кончали жизнь самоубийством. Вместе с евреями было уничтожено некоторое число членов их семей - неевреев, пожелавших разделить судьбу своих близких.

В последующие дни полицейские с помощью бывших соседей ловили евреев, не явившихся на верную гибель, и уничтожали их. Все же некоторым евреям удалось выбраться из города, но лишь очень немногие спаслись. В Змиевской балке во время оккупации расстреливали также подпольщиков, душевнобольных, частично военнопленных и др., среди которых были представители разных национальностей, но нет никаких сомнений, что среди погубленных здесь людей преобладали евреи.

Просмотр видео.


Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.

В настоящие время не только в России, но и во всем мире происходят межнациональные конфликты. Это своего рода Ахиллесова пята нашего времени. Но противостояние это было и раньше. Националистические организации постоянно напоминают о себе. В современном мире мы все считаем себя толерантными людьми. И верим что такие уроки как Холокост и План «Ост» не повторятся. Но так ли это?


© 2010-2022