ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Федорова О.В.


Экологическое воспитание - особая область педагогической теории и практики, цели которой - формирование ответственного отношения учащихся к природе, отказ от потребительского подхода к природным ресурсам, привития любви к родному краю. Совершенно очевидно, что теоретические знания, полученные в школе, неподкрепленные личным восприятием и наблюдениями мало что дают для экологического образования, поэтому важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности обучающихся непосредственно в природной среде, в мире природы.

При этом учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т. е. на примере реальных природных объектов - животных, растений целых природных комплексов (экосистем) - в их естественных условиях существования. Такой «натуралистический» подход - это показ детям природы изнутри, с возможно большей степенью подробности и при «максимальном увеличении». В результате такого пристального «разглядывания» каждый человек, будь то ребенок или взрослый, оказавшийся если не в состоянии потрясения, то, по крайней мере, удивления, выражающегося словами: «неужели мы поэтому ходим?!»

Совершенно очевидно, что после такого мощного эмоционального воздействия психика человека существенно изменится в лучшую по отношению к природе сторону. Вряд ли можно себе представить после этого, что человек, хоть раз наблюдавший, как буквально на глазах раскрывается с первыми лучами утреннего солнца дикий цветок, или видевший как лесная птица кормит своих птенцов, сможет убить, растоптать, не заметить природу вокруг себя.

Вышеизложенное говорит о том, что необходимо создание «учебного кабинета в природе». Им является экологическая тропа в природе. Цель создания экологической тропы - формирование чувства любви к природе, убежденности в необходимости бережного отношения к ней, активной позиции и желания практической деятельности по ее охране.

Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают». С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у обучающихся элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы.

С другой стороны, задача педагога научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду.

Третья главная задача учебных троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения обучающегося, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха экологические тропы способствуют охране природы.

Особенность процесса экологического воспитания на экологических тропах состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Именно на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедиться в том, что природа, по выражению е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви». Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой - ее нужно пробудить.

Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания подростком, а затем и взрослым состава нарушения в своём поведении в окружающей природе.

Правильно организованная экологическая тропа позволяет раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей в дальнейшей жизни. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных начал обучающихся. В итоге рождается важное свойство личности - убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личном опыте.

Большую воспитательную роль играет процесс организации учебной тропы, направленный на формирование творческой активности обучающихся в процессе создания и использования экологической тропы. Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня дополнительного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные в школе. Главное же состоит в том, что обучающиеся овладевают умениями применять на практике знания экологии, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Учащиеся усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой факт - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

© 2010-2022