Классный час Берлинская наступательная операция

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Г(О)БОУ СПО «ЛИПЕЦКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







Методическая разработка единого тематического классного часа

«Берлинской наступательной операции - 70лет»




Классный руководитель: Лаухина Е. В.

Группа: МС-13-1








Липецк 2015



Пояснительная записка.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать обучающимся чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Единый тематический классный час «Есть такая профессия - Родину защищать» проведен 16 апреля 2015 года, приурочен к году 70-тилетия победы в Великой Отечественной войне и дате начала Берлинской наступательной операции и задуман для того, чтобы освежить в памяти обучающихся полученные ранее знания о Берлинской наступательной операции, а также рассказать о неизученных ими ранее фактах и различных подробностях.

Цели:

  • обновление и закрепление исторических знаний обучающихся;

  • показать на примере реального события героизм и благородство Русского солдата.

  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

При определении содержания мероприятия целесообразно обратить внимание на следующие позиции:

  • рассмотрение занятия в качестве этапа воспитательной работы с обучающимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей занятия;

  • учет тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в том числе семью, СМИ;

  • необходимость опираться на социальный опыт учащихся, на те общественные процессы, которые формируют их мнение по рассматриваемым проблемам;

  • разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике.

Форма проведения: Классный час

Оборудование.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, ресурсы Интернет.

Учебно-методические материалы: историческая фотохроника Берлинской наступательной операции.

Технология подготовки и проведения внеклассного мероприятия. Данное мероприятие предполагает следующий порядок подготовки:

  1. Подготовительный этап: преподаватель озвучивает тему классного час, определяет цель и задачи.

  2. Вводный этап - преподаватель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание обучающихся на сложность и актуальность темы.

  3. Основной этап строится в форме последовательного изложения событий операции обучающимися и преподавателем.

  4. Заключительный этап - выводы, подведение итогов.

Сценарий внеклассного мероприятия.

Тема озвучивается преподавателем. На слайдах презентации - историческая фотохроника.

Вступительное слово преподавателя:

Сегодня 16 апреля, 70 лет назад началась Берлинская наступательная операция - финальный этап Великой Отечественной Войны. Последние бои на улицах побежденной уже фашистской Германии. "Последний бой - он трудный самый". Давайте вспомним о тех событиях

(обучающийся):

Берлинская стратегическая наступательная операция - одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победоносно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня - с 16 апреля по 8 мая 1945 года,

(обучающийся):

Ширина фронта боевых действий - 300 км. В рамках операции проведены: Штеттинско-Ростокская, Зеловско-Берлинская, Котбус-Потсдамская, Штремберг-Торгауская и Бранденбургско-Ратеновская фронтовые наступательные операции.

(обучающийся):

Задачи советских фронтов

1-й Белорусский фронт

Овладеть столицей Германии городом Берлин

Через 12-15 дней операции выйти на реку Эльба

1-й Украинский фронт

Нанести рассекающий удар южнее Берлина, изолировать главные силы группы армий «Центр» от берлинской группировки и этим обеспечить с юга главный удар 1-го Белорусского фронта

Разгромить группировку противника южнее Берлина и оперативные резервы в районе Котбуса

За 10-12 дней, не позже, выйти на рубеж Белиц - Виттенберг и далее по реке Эльбе до Дрездена

(обучающийся):

2-й Белорусский фронт

Нанести рассекающий удар севернее Берлина, обеспечивая правый фланг 1-го Белорусского фронта от возможных контрударов противника с севера

Прижать к морю и уничтожить немецкие войска севернее Берлина

Днепровская военная флотилия

Двумя бригадами речных кораблей содействовать войскам 5-й ударной и 8-й гвардейской армий в переправе через Одер и прорыве вражеской обороны на Кюстринском плацдарме

Третьей бригадой содействовать войскам 33-й армии в районе Фюрстенберга

Обеспечить противоминную оборону водных транспортных путей.

(обучающийся):

План операции предусматривал одновременный переход в наступление войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов утром 16 апреля 1945 года. 2-й Белорусский фронт, в связи с предстоящей крупной перегруппировкой своих сил, должен был начать наступление 20 апреля, то есть на 4 дня позже.

(обучающийся):

За два дня до начала операции во всей полосе 1-го Белорусского фронта была проведена разведка боем. 32 разведывательных отряда силой до усиленного стрелкового батальона каждый в течение двух суток 14 и 15 апреля боем уточняли размещение огневых средств противника, дислокацию его группировок, определяли сильные и наиболее уязвимые места оборонительной полосы.

(обучающийся):

Задачи Германии.

Немецкое командование предвидело наступление советских войск и тщательно готовилось к его отражению. От Одера до Берлина была построена глубоко эшелонированная оборона, а сам город был превращён в мощную оборонительную цитадель. Дивизии первой линии пополнялись личным составом и техникой, в оперативной глубине создавались сильные резервы. В Берлине и близ него формировалось огромное количество батальонов фольксштурма.

(обучающийся):

Военные ресурсы.

Всего: советские войска - 1,9 млн человек, польские войска - 155 900 человек, 6250 танков, 41 600 орудий и миномётов, более 7500 самолётов.

Кроме того, в составе 1-го Белорусского фронта имелись немецкие формирования, состоявшие из бывших пленных солдат и офицеров Вермахта, давших согласие на участие в борьбе с гитлеровским режимом - войска Зейдлица.

(обучающийся):

Всего: 48 пехотных, 6 танковых и 9 моторизованных дивизий; 37 отдельных пехотных полков, 98 отдельных пехотных батальонов, а также большое количество отдельных артиллерийских и специальных частей и соединений (1 млн человек, 10 400 орудий и миномётов, 1500 танков и штурмовых орудий и 3300 боевых самолётов).

24 апреля в сражение вступила 12-я армия под командованием генерала пехоты В. Венка, ранее занимавшая оборону на Западном фронте.

(обучающийся):

Начало операции.

16 апреля в полосе 1-го Белорусского фронта началась артиллерийская подготовка. 9000 орудий и миномётов, а также более 1500 установок РС БМ-13 и БМ-31 в течение 25 минут перемалывали первую полосу немецкой обороны на 27-ми километровом участке прорыва. С началом атаки огонь артиллерии был перенесён вглубь обороны, а на участках прорыва были включены 143 зенитных прожектора.

(обучающийся):

Первые полтора-два часа наступление советских войск развивалось успешно, отдельные соединения вышли ко второй полосе обороны. Однако вскоре гитлеровцы, опираясь на сильную и хорошо подготовленную вторую полосу обороны, стали оказывать ожесточённое сопротивление. По всему фронту разгорелись напряжённые бои. Хотя на некоторых участках фронта войскам удалось овладеть отдельными опорными пунктами, добиться решающего успеха им не удалось.

(обучающийся):

К утру 18 апреля танковые и стрелковые соединения, при поддержке авиации 16-й и 18-й воздушных армий, взяли Зееловские высоты. Преодолевая упорную оборону немецких войск и отражая яростные контратаки, войска фронта к исходу 19 апреля прорвали третью оборонительную полосу и получили возможность развивать наступление на Берлин.

(обучающийся):

20 апреля ознаменовалось артналётом по Берлину, нанесённом дальнобойной артиллерией 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии. Это был своеобразный подарок Гитлеру ко дню рождения. 21 апреля части 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой, 47-й и 5-й ударной армий преодолев третью полосу обороны, ворвались на окраины Берлина и завязали там бои.

(обучающийся):

1-й Украинский фронт (16-25 апреля)

Наступление войск 1-го Украинского фронта развивалось более успешно. 16 апреля рано утром на всём 390-километровом(!) фронте была поставлена дымовая завеса, ослепившая передовые наблюдательные пункты противника. В 6 часов 55 минут, после 40-минутного артиллерийского удара по переднему краю немецкой обороны, усиленные батальоны дивизий первого эшелона приступили к форсированию Нейсе.

(обучающийся):

К утру 17 апреля через Нейсе в полном составе переправились 3-я и 4-я гвардейские танковые армии. Учитывая медленное продвижение войск 1-го Белорусского фронта, а также успех, достигнутый в полосе 1-го Украинского фронта, в ночь на 18 апреля Ставка решила повернуть 3-ю и 4-ю гвардейские танковые армии 1-го Украинского фронта на Берлин.

(обучающийся):

К исходу дня 20 апреля главная ударная группировка 1-го Украинского фронта глубоко вклинилась в расположение противника, и полностью отсекла немецкую группу армий «Висла» от группы армий «Центр». Почувствовав угрозу, вызванную стремительными действиями танковых армий 1-го Украинского фронта, немецкое командование предприняло ряд мер по укреплению подступов к Берлину.

(обучающийся):

Днём 22 апреля в ставке Гитлера состоялось совещание высшего военного руководства, на котором было принято решение о снятии 12-й армии В. Венка с западного фронта и направлении её на соединение с полуокружённой 9-й армией Т. Буссе. Для организации наступления 12-й армии в её штаб был направлен фельдмаршал Кейтель. Это стало последней серьёзной попыткой повлиять на ход сражения, так как к исходу дня 22 апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов сформировали и почти замкнули два кольца окружения

(обучающийся):

С 25 апреля по 2 мая войска 1-го Украинского фронта вели ожесточённые бои на трёх направлениях: части 28-й армии, 3-й и 4-й гвардейских танковых армий участвовали в штурме Берлина; часть сил 4-й гвардейской танковой армии совместно с 13-й армией отражали контрудар 12-й немецкой армии; 3-й гвардейская армия и часть сил 28-й армии блокировали и уничтожали окружённую 9-ю армию.

(обучающийся):

2-й Белорусский фронт (20 апреля-8 мая)

C 17 по 19 апреля войска 65-й армии 2-го Белорусского фронта, под командованием генерал-полковника Батова П. И., провели разведку боем и передовыми отрядами овладели междуречьем Одера, облегчив тем самым последующие форсирование реки. Утром 20 апреля в наступление перешли главные силы 2-го Белорусского фронта: 65, 70 и 49-я армии. Форсирование Одера происходило под прикрытием артиллерийского огня и дымовых завес.

(обучающийся):

Штурм Берлина (25 апреля - 2 мая)

В 12 часов дня 25 апреля замкнулось кольцо вокруг Берлина, когда 6-й гвардейский мехкорпус 4-й гвардейской танковой армии форсировал реку Хафель и соединился с частями 328-й дивизии 47-й армии генерала Перхоровича. К тому времени, по оценке советского командования, гарнизон Берлина насчитывал не менее 200 тысяч человек, 3 тысячи орудий и 250 танков.

(обучающийся):

К 26 апреля в штурме Берлина принимали участие шесть армий 1-го Белорусского фронта (47-я, 3-я и 5-я ударные, 8-я гвардейская, 1-я и 2-я гвардейские танковые армии) и три армии 1-го Украинского фронта (28-я, 3-я и 4-я гвардейские танковые армии)

(обучающийся):

К 27 апреля в результате действий глубоко продвинувшихся к центру Берлина армий двух фронтов группировка противника в Берлине вытянулась узкой полосой с востока на запад - шестнадцать километров в длину и два-три, в некоторых местах пять километров в ширину. Бои в городе не прекращались ни днем, ни ночью. Квартал за кварталом советские войска «прогрызали» оборону противника.

(обучающийся):

К вечеру 28 апреля, части 3-й ударной армии вышли в район рейхстага. В ночь на 29 апреля действиями передовых батальонов под командованием капитана С. А. Неустроева и старшего лейтенанта К. Я. Самсонова был захвачен мост Мольтке.

(обучающийся):

1 мая в руках немцев остались только Тиргартен и правительственный квартал. Здесь располагалась имперская канцелярия, во дворе которой находился бункер ставки Гитлера.

(обучающийся):

Правительство Германии предложило заключить перемирие. Сообщение тут же было передано Г. К. Жукову, который сам позвонил в Москву. Сталин подтвердил категорическое требование о безоговорочной капитуляции. В 18 часов 1 мая новое правительство Германии отклонило требование о безоговорочной капитуляции, и советские войска вынуждены были с новой силой возобновить штурм.

(обучающийся):

1 мая части 1-й ударной армии, наступавшие с севера, южнее рейхстага соединились с частями 8-й гвардейской армии, наступавшими с юга. В тот же день сдались два важных узла обороны Берлина: бетонная зенитная башня Зоопарка («Зообункер») и цитадель Шпандау.

(обучающийся):

Рано утром 2 мая было затоплено Берлинское метро - группа сапёров из дивизии СС «Нордланд» взорвала тоннель, проходящий под Ландвер-каналом в районе Треббинерштрассе. Взрыв привёл к разрушению тоннеля и заполнению его водой на 25-км участке. Вода хлынула в тоннели, где укрывалось большое количество мирных жителей и раненых. Число жертв до сих пор неизвестно.

(обучающийся):

В первом часу ночи 2 мая радиостанциями 1-го Белорусского фронта было получено сообщение на русском языке: «Просим прекратить огонь. Высылаем парламентёров на Потсдамский мост». Прибывший в назначенное место немецкий офицер от имени командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга сообщил о готовности берлинского гарнизона прекратить сопротивление.

(обучающийся):

Вейдлингом был подписан приказ о капитуляции. По мере доведения этого приказа до обороняющихся сопротивление в городе прекращалось. К концу дня войска 8-й гвардейской армии очистили от противника центральную часть города. Отдельные части не пожелавшие сдаваться в плен, пытались прорваться на запад, но были уничтожены или рассеяны.

(обучающийся):

Результаты операции

  • Уничтожение крупнейшей[2] группировки немецких войск, захват столицы Германии, пленение высшего военного и политического руководства Германии.

  • Падение Берлина и потеря руководством Германии способности к управлению привели к практически полному прекращению организованного сопротивления со стороны германских вооружённых сил.

(обучающийся):

Берлинская операция продемонстрировала союзникам высокую боеспособность Красной Армии и явилась одной из причин отмены операции «Немыслимое», плана полномасштабной войны Великобритании против Советского Союза. Однако это решение в дальнейшем не повлияло на развитие гонки вооружений и начало холодной войны.

(обучающийся):

Из немецкого плена освобождены сотни тысяч людей, среди которых не менее 200 тысяч граждан иностранных государств. Только в полосе 2-го Белорусского фронта в период с 5 апреля по 8 мая из плена было освобождено 197 523 человека, из которых 68 467 граждан союзных государств

Преподаватель: давайте помолчим в память о людях, которые погибли в той страшной войне...

© 2010-2022