Конспект внеклассного мероприятия Дамы и кавалеры

Конспект внеклассного познавательного мероприятия "Дамы и кавалеры" для учащихся 5-6 классов. Цель занятия - создание благоприятных условий для повышения мотивации обучающихся к изучению хороших манер. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Дамы и кавалеры»


Вед. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас всех на мероприятии "Дамы и кавалеры». Сегодня мы поведем наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему. Мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям.

А знаете ли вы, что такое этикет? /отвечают уч-ся/. Да, этикет - это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня мы хотим предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Позвольте начать игру и представить жюри.

Кого принято называть дамами и кавалерами?

Одно из значений слова: Кавалер - благородный, порядочный, воспитанный человек, обладающий прекрасными манерами, сопровождающий даму, занимающий ее в обществе, на прогулке, ухаживающий за ней.

Дама - женщина высшего сословия, госпожа, барыня.

Наше мероприятие мы назвали так потому, что хотим видеть вас порядочными, благородными, воспитанными, умными, красивыми, находчивыми, в общем, настоящими Дамами и Кавалерами.

В ходе нашего праздника жюри предстоит нелегкая задача: назвать имя самой обаятельной дамы и самого галантного кавалера. Желаю всем успехов.

Более 200 лет тому назад были разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в Средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски и кувшины с кушаньями прямо с седла, а остатки пищи бросали собакам. Жирные руки было принято вытирать о шкуры четвероногих.

Как хорошо, что понятия о воспитанности изменились и теперь предпочитают салфетки. Кому же охота, чтоб о любимую собаку вытирали руки?

А вот древние римляне были куда культурнее. Они уже пользовались салфетками, которые потом, правда, исчезли из употребления и появились вновь только в середине XV века.

В наши дни вилка, нож и ложка при еде необходимы, как воздух для дыхания. Но когда-то, в XVI веке, это было новомодным изобретением. Вилку, сделанную обязательно из золота или слоновой кости, можно было встретить только в очень богатом доме. Так что нам с вами повезло - есть и салфетки, и ножи, и вилки, и ложки. Только необходимо научиться правильно пользоваться всем этим богатством.

Великий русский учёный И.П. Павлов говорил, что "нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием". Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

С любовью накрытый стол - это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому большое значение и могут накрыть стол также красиво и со вкусом. Но независимо от того, "колдуют" тут женские или мужские руки, возможностей накрыть стол никогда не было так много, как сегодня. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола - дело достаточно творческое.

И мы с вами переходим к первому конкурсу «Домашнее задание. Сервировка стола». Посмотрим, как вы справились с этим достаточно трудным, но интересным заданием.

(команды представляют свою работу)

Пока жюри подводит итоги конкурса, вам предлагаю небольшой тест «Застольный этикет». За каждый правильный ответ команда получает один бал.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?

А) как только вошли в комнату; Б) только после того, как сядут хозяева; В) после приглашения хозяйки.

  1. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…

А) заправляете за воротник; Б) кладете на колени; В) кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

А) гневно отказаться; Б) отказаться, назвав причину отказа; В) взять немного, поблагодарив.

4. Как правильно есть котлету?

А) ножом и вилкой; Б) одной вилкой; В) одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

А) разрезать большой кусок на маленькие; Б) отделять мясо от костей; В) придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

А) самые большие; Б) самые маленькие; В) те, что лежат ближе к вам.

Слово жюри.

Следующий конкурс мне бы хотелось начать с притчи о мудрости древнегреческого баснописца Эзопа. Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете».

Хозяин велел позвать Эзопа. «Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете».Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой.

Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете». Вновь Эзоп возвращается с подносом…

- Что лежало под салфеткой в первом и во втором случае? Что ответил Эзоп удивленным гостям богатого купца?

(«Язык. Разве это не самое прекрасное? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Язык. Разве не самое ужасное? Языком произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».)

По манере человека говорить и вести себя мы легко можем судить о том, с кем имеем дело. Мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

В силу жизненной необходимости вы постоянно вступаете в контакты со множеством людей, с разными взглядами, вкусами, настроениями, встречаете людей знакомых и незнакомых, молодых и старых. И чтобы эти встречи не привели к конфликтам, не заставили кого-то страдать напрасно, нам на помощь опять приходят правила поведения.

Следующий конкурс так и называется «Правила поведения в общественных местах».

Приглашаю подойти ко мне по одному игроку от команды и выбрать карточку с заданием.

Вашему вниманию предложены карточки. Ваша задача: вспомнить основные правила поведения в той или иной ситуации. На выполнение - 5 минут. Форма представления - любая.

  1. Правила поведения в автобусе.

  2. Правила поведения при посещении музея.

  3. Правила поведения при посещении магазина.

  4. Правила поведения на танцевальном вечере.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам решить задачи, но задачи не на сложение, а задачи на уважение.

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Какие ошибки он допустил? (спокойно спросить, извиниться)

  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (тот, кто вежливее)

  3. Подскажите Лене, как себя следует вести: «Однажды я выходила из гастронома. В одной руке у меня была сумка, а в другой руке портфель. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее , пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но я не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях. (надо было обязательно поблагодарить)

Слово жюри.

В последнем конкурсе-викторине мы хотим предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Итак, наши правила. Я зачитываю вопрос команде, на обсуждение дается 10 секунд. Если ответ готов, команде предоставляется право ответить . В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.

ВОПРОСЫ:

1. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего - "здравствуйте"; кивок и жест - при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие - при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

2. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

4. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: "Здравствуйте").

5. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

6. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

7. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

8. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем - мужчина; выходят - наоборот).

9. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым?

(Вверх по лестнице - мужчина; вниз - дама).

10. Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить.

(За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответственно купленным билетам).

11. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

(Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим).

12. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?

(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).

13. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?

(Выбросить в урну).

14. Что нельзя делать во время спектакля?

(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).

15. При разговоре по телефону кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись).

16. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?

(Позвонивший).

17. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?

(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

18. Как надо есть хлеб?

(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

19. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?

(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).

20. Как едят бисквит, пирожные, слоёные пирожки и пироги?

(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).

21. Вас угостили стаканом компота, как вы выпьете его?

(Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить её на блюдо).

22. С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть, почему?

(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).

23. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?

(Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде. Параллельно - окончание трапезы).

24. Как выйти из-за стола по окончании обеда?

(Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул).

25. Подростки идут по улице и жуют: кто ест пирожок, и повидло капает на платье, кто мороженое лижет языком, кто смакует жевательную резинку. Можно ли есть на улице?

(Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка, чтобы все видели, какой он длинный и как ты лижешь со всех сторон мороженое. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть фрукты на улице).

26. Что такое "шведский стол"?

(Приём, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).

27. Вы размешали сахар в чае, что делать с ложкой?

(Кладут на блюдечко).

28. Как берут из общего блюда хлеб?

(Рукой).

29. Куда вы положите ложку, если уже поели?

(Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку).

30. В тарелке осталось несколько ложек супа, куда наклонять тарелку - к себе или от себя?

(Всё зависит от того, что вы хотите залить, свой костюм или хозяйкину скатерть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, оставив его в тарелке).

31. С какой стороны обходят прохожих?

(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу - справа).

32. Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это - вы или ваша спутница?

(Мужчина).

33. Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми - мужчина или женщина?

(Оба).

34. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?

(Правой).

35. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить - лицом или спиной к сидящим?

(Лицом).

36. Может ли девушка отказаться от приглашения на танец?

(Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),

37. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: "Извините" или "Извиняюсь"?

(Извините).

38. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек?

(Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие -нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

39. Как правильно говорить: "звони'те" или "Зво'ните"?

(Звони'те).

40. Кто первым кладёт телефонную трубку - мужчина или женщина?

(Женщина).

Слово жюри по итогам конкурса.

На случай паузы конкурс «Пословица за пословицей»

1. Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала матери одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше)

2. Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая - третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету)

3. Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: «Смотри, вон там кто-то стоит!» Оказалось, что это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики)

Ну, что ж, пока жюри подводит общие итоги, я предлагаю всем немного перекусить и потанцевать.


(перерыв)

Слово жюри

Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает перед старшими дверь. Но рано или поздно притворщик снимает маску и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное.

Желаю вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.

7

© 2010-2022