Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Глушенкова А.В. МБОУ «СОШ № 90»

Воспитание - это управление процессом

формирования и развития личности ребенка

через создание для этого благоприятных условий

(Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова )


Сегодня на рынке труда место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занял образ работника компетентного, наделенного такими качествами как: самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, способность видеть и решать проблемы, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни.

Активное использование компетентностного подхода в воспитательной работе с классом является составной частью работы школы над проблемой достижения нового качество образования.

С 2012г. МБОУ «СОШ № 90» успешно реализует сетевой социально-образовательный проект «Дорогою Добра» (далее СПК «Дорогою Добра») по созданию модели социально-педагогического комплекса как центра единого социокультурного пространства образовательного округа № 2 ЗАТО Северск, в инфраструктуру которого входят культурные, спортивные учреждения, коммерческие и некоммерческие общественные организации, предприятия микрорайона школы. Наша школа является активным членом Всероссийской Ассоциации общественно-активных школ (ОАШ).

Цель СПК «Дорогою Добра» - повышение качества образования, создание условий социальной стабильности развития местного сообщества посредством превращения школы в социально-педагогический комплекс - центр непрерывного образования, духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, как личности ребенка, так и взрослого на основе социального партнерства субъектов инфраструктуры образовательного округа в решении актуальных вопросов развития школы и социально-значимых проблем социума (Рисунок 1).

Вашему вниманию будут представлены лишь некоторые позиции организации воспитательной работы с классом в условиях реализации МБОУ «СОШ № 90» общественно-ориенированного образования на основе деятельностного подхода.

Рассмотрим на примере организации воспитательной работы в 5 классе.

В 2012/20113 учебном году в классном сообществе были определены перспективные цели и задачи воспитательной работы.

Цель: Формирование образованной личности, становление активной жизненной позиции, потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

Задачи:

  • создать благоприятную воспитательную среду, способствующую саморазвитию учащихся;

  • способствовать развитию устойчивых познавательных, интересов каждого ученика;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • формировать собственную жизненную позицию ученика и выбор предметно - профессиональной направленности (в рамках пропедевтики профильного обучения);

  • формировать потребность в самообразовании;

  • формировать стремление к здоровому образу жизни.

Рисунок 1.

Расширение взаимодействия ресурсов общего, дополнительного образования и внеклассной деятельности на основе социального партнерства.


Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Взаимопроникновение

ВзаимодополнениеПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Компетентности

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

личностные

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

ЕДИНСТВО, ЦЕЛОСТНОСТЬ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО


ПРОСТРАНСТВА


Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

коммуникативные

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

языковые

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Взаимосочетаемость



ВзаимозависимостьПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

социальные

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

образовательные

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

профессиональные

Организация деятельности субъектов

образовательного процесса

на основе социального партнерства

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС


Для реализации ведущего замысла воспитательной работы бригадой учителей, работающей на классе, используются такие технологии как:

  • педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика);

  • педагогика сотрудничества (с целью осуществления гуманно-личностного подхода к ребенку и реализации единства обучения и воспитания);

  • здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся),

  • проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, самоопределения в жизни);

  • информационно-коммуникационные (с целью развития информационной, коммуникативной и языковой грамотности) и т.д.

Структура воспитательной работы класса включает следующие блоки (Рисунок 2):

1. Модель выпускника основной школы.

1.1.Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

1.2.Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации: умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способность строить и вести общение, формирование и развитие собственного стиля общения); овладеть основами компьютерной грамотности; осуществлять действия и поступки, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе выбранных целевых и смысловых установок, собственной позиции, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; знать свои гражданские права и уметь их реализовывать и т.д.

2. Учебный план, вариативная часть которого формируется на основе изучения образовательного заказа учащихся и их родителей (вариативность обучения).

3. Ученическое самоуправление класса. В 5-ом классе осуществляется проект «Мой класс - первый опыт взрослой жизни» (азбука ученического самоуправления).

4. Социальное партнерство. Привлечение образовательного потенциала семьи происходит через совместное активное участие детей и родителей в жизнедеятельности не только класса и школы, но и в реализации социально - значимых сетевых проектах жителей микрорайона.

Приведем примеры сетевых проектов:

- «Предков слава - потомков мечта!» (сетевой проект гражданско-патриотической направленности).

- «Спортландия» (сетевой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий).

- «Шаги к успеху» (программа развития детской одаренности).

- «Окно в природу» (сетевой проект экологической направленности).

- «Раскрасим будни в яркие тона» (сетевой проект культурологической направленности)

Наши основные социальные партнеры:

  • МБОУ ДОД СДЮСШОР "Лидер";

  • АНКО спортивный клуб «Янтарь».

  • МБОУ ЗАТО Северс ДОД ДЮСШ «Русь»

  • АНКО «ДК им. Н. Островского»;

  • Северской городской организация ВОИ (совет ветеранов);

  • Городская детская библиотека;

  • Городской музей.

5. Дополнительное образование.

Учащиеся класса активно участвуют в работе школьных кружков, факультативов, научном - обществе учащихся, представляя свои достижения, результаты проектной деятельности в рамках ежегодного школьного научно-практического фестиваля «Инициатива». Большая часть школьников с увлечением занимаются в спортивных секциях, художественных и творческих студиях города.

В нашем классе 100% занятость.

6. Внеклассная деятельность по предметам.

Виды внеклассной работы по предметам у пятиклассников многообразны:

  • постоянно действующие: кружки по углубленному изучению английского языка, математики, истории, экологии;

  • эпизодические: викторины, конкурсы, турниры, интеллектуальные марафоны, олимпиады, КВНы;

  • комбинированные - предметная неделя, тематические модули программ комплексов.

7. Мониторинг воспитательной работы класса (лаборатории классного руководителя) организуется на психолого - педагогической основе:

- мониторинг личностного роста;

- мониторинг уровня развития детского коллектива (Социально-педагогический рельеф классного коллектива);

- социометрия:

- изучение уровня воспитанности школьников;

- диагностика ценностных ориентаций;

- позиция педагога (учительская бригада);

- психолого-педагогический консилиум.

Комплексная диагностика, проводимая совместно с педагогом-психологом позволяет изучить потребности, интересы, склонности, личностные характеристики учащихся, определить уровень сформированности классного коллектива и состояния в нем деловых и межличностных отношений, место и роль каждого ученика в классе, а класса - в жизни школы и местного социума; сформировать индивидуальный стиль классного коллектива; определить эффективные средства реализации воспитательной работы (технологии, условия, ресурсы) и т.д.

Содержание каждого блока определяется целями, задачами, направлениями, конкретными мероприятиями исходя из образовательной программы школы, с учетом специфики развития классного коллектива, индивидуального стиля работающей на классе учительской бригады, образовательных и воспитательных возможностей семьи и т. д.

На рисунке 3 представлен пример организации гражданско - патриотического воспитания учащихся 5-го класса на основе системно-деятельностного, компетентностного подхода.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность, приводящей к успешности или неуспешности.

Сегодня использование системно - деятельстного подхода как основы компетентностной модели в процессе обучения школьников предполагает принципиальные изменения в организации воспитательного процесса, в управлении им, в деятельности всего школьного сообщества, в способах оценивания образовательных результатов учащихся, во взаимодействии школы и социума.

Список литературы:

  1. Афанасьева М. П., Козлова С.А., Клейман И.С. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении// Стандарты и мониторинг. -1999. - №1. - С. 13 - 23

  2. Белова Е.Н. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик// Классный руководитель. - 2007. - №8. - С. 29 - 34.

  3. Иванова Т.П. Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя// Классный руководитель. - 2007. - №8. - С 65 - 70.

  4. Концепция общероссийской системы оценки качества образования (извлечения)// Справочник заместителя директора школы. - 2008. - «8. - С. 10 - 21.

  5. Лисицкая И, Мухартова Н. Мониторинг качества образовательной среды// Директор школы . - 2007. - №4. - С. 37 -41.

  6. Петрова О. В., Солодова О. В., Жилина С. В., Рогозина Е. А. Рекомендации к проведению мониторинга деятельности классных руководителей// Классный руководитель. - 2007. - №8. - С. 43 - 56..

  7. Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2000. - 320 с.

  8. Чивина Н. П. Мониторинг качества воспитания// Классный руководитель. - 2007. - №8. - С. 6 - 18.

  9. Шуляева С. Ответ на вызов - изменение профессиональной позиции// Директор школы. - 2004. №6. - С. 68 - 72.

  10. Экспертиза образовательных инноваций/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 156 с

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОСПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Предметы обязательного изучения на базовом уровне

- Русский язык

-литература

-математика

-история

-природоведение

- англ. язык

- физическая культура

- ИЗО

- технология

- музыка

- ОБЖ

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КЛАССА

РПубликация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

НОВОЕ КАЧЕСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОТ ШКОЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СФЕР К ШКОЛЕ ЦЕЛОСТНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВАисунок 3.

Публикация по теме: Из опыта внедрения компетентностного подхода в воспитательную работу с классом в условиях перехода на ФГОС

Погружение ребенка в сферы образовательной деятельности на базе деятельностно - компетентностного подхода


Коммуникативные

Социальные


Языковые


Профессиональные

Образовательные

Личностные

К Л Ю Ч Е В Ы Е К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т И

СОЦИАЛЬНО МОБИЛЬНАЯ, СОЦИАЛЬНО - УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ, ОТКРЫТАЯ ДИАЛОГУ С МИРОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО КЛАССА

Учебно - предметная сфера деятельности

- Погружение (интеграция истории, литературы, музыки, права)

- Проектная деятельность

- Дискуссии

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Историко - литературный проект

«Честь имею», Историко - краеведческий турнир , дискуссия «Мои права и обязанности»; Проект «Дорогами боевой славы» (Пишем страничку учебника).

МЕРОПРИЯТИЯ

В/ч 3480, Гор. Совет ветеранов,

кафедра гуманитарных наук.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО


РЕСУРСЫ

Сфера внеклассной

деятельности в рамках уклада школьной жизни

Школьный праздник

Конкурсы, соревнования.

Поисковая деятельность

Традиция

Военно-спортивная игра «Рубеж»

Фотоконкурс, конкурсы рисунка, сочинений, чтецов, посвященные 65-Победы в ВОВ

Проекты «Дорогами памяти» , смотр строя и песни. Участие в реализации тематического школьного военно- патриотического модуля «Дорогами памяти» , посвященного 65ВОВ

Фестиваль профессий (секция «Профессия -Родину защищать»)

Школьный музей,

В/ч 3480, депутаты, Совет ветеранов.

Род. комитет

Управленческие

Актив класса

Родительский комитет

Организационные

- проектная группа;

-проблемные группы по направлениям

Кадровые:

Учащиеся 5А
Родители 5А

Учителя - предметники

Материально - технические:

Содержательные:

- Содержание проектов , технологии, программа ВР класса

Информационные

Инф. уголок класса;

шк. газета, листовки

книга жизни класса ,

сайт школы, Интернет


© 2010-2022