Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Биология  как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Средствами биологического образования возможно достижение положительной динамики в развитии учебно-познавательных компетентностей. При этом педагоги часто сталкиваются с проблемой как сравнить знания анатомо-физиологических особенностей растений со знаниями систематики животных и тому подобное, отслеживание...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей.

(дидактическая разработка)



Автор: Выгузова

А.В.(СОШ №4)


























Введение.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для общеобразовательной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Биология как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Средствами биологического образования возможно достижение положительной динамики в развитии учебно-познавательных компетентностей. При этом педагоги часто сталкиваются с проблемой как сравнить знания анатомо-физиологических особенностей растений со знаниями систематики животных и тому подобное, отслеживание результатов (мониторинг) в этом случае часто является формальным и позволяет оценить только усвоение материала.

В своей работе автор попытался изменить подход к составлению и использованию контрольных работ, учитывая не только степень усвоения пройденного материала, но и уровень сформированности интеллектуальных компетентностей. Рассмотрев предлагаемые различными авторами классификацию интеллектуальных компетентностей, были отобраны те, которые отражают особенности нашего предмета и возрастные особенности учащихся. Например, следующие компетентности:

  1. воспроизведение информации: дополнить высказывание, дать определение, тексты, в которые предлагается вписать пропущенные термины, тесты с выбором одного или нескольких ответов;

  2. абстрактное, образное мышление: перевод графической информации в текстовую и наоборот, например, используя рисунок, указать особенности строения, составить схему, отражающую классификацию, заполнение таблиц, схем;

  3. мыслительные навыки: определение соответствия, классификация, корреляция, определение последовательности, выбор сведений, характеризующих те или иные объекты или явления;

  4. применение знаний в новой ситуации: решение задач, задания направленные на сравнение, умение находить общее и отличное, раскрывать причинно-следственные связи, установление взаимосвязи;

  5. анализ, синтез, аналогия, обобщение.

При подборе заданий для контрольных работ учитывается, какие интеллектуальные компетентности они отражают. Контрольные работы составляются (нулевой срез, полугодовая, годовая) с учетом компетентностного подхода.

Контрольные работы в этом случае представлять систему, как по горизонтали (в тексте одной контрольной работы, одного курса), так и по вертикали (контрольные работы нескольких учебных курсов).

Накопление информации об учениках, в основе которых лежит информация об уровне развития интеллектуальной компетентности, о тех способах, которыми они пользуется при проработке учебного материала, даёт возможность оптимально корректировать учебные достижения каждого школьника в рамках овладения им программного материала.

Такой контроль знаний становится инструментом в руках педагога, который поможет сделать мониторинг неформальным, а действенным и позволит сформировать индивидуальную траекторию развития личности школьника.


Контрольная работа по биологии 6 класс.

(Нулевой срез)

Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения курса Естествознания и Познание мира, являющиеся базовыми для дальнейшего изучения биологии.

Базовые знания:

многообразие живых организмов, царства живого, особенности живых организмов, типы взаимоотношения между животными, необходимость охраны природы.

Базовые умения:

соотносить название живых организмов и царств живого, использовать информацию о свойствах живого.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Ромашка - представитель царства …

  2. Организмы подразделяют на одноклеточные и …

  3. Взаимоотношения между организмами, при которых один поедает другого, называют …

  4. Представитель бахчевых культур - …

  5. В природном сообществе растения чаще выступают в роли …

Задание 2.

Из предложенного списка выберите названия объектов относящихся к живой природе:

солнце, сосна, лягушка, гора, дуб, снег, шампиньон, таракан, ручей, радуга.

Задание 3.

Используя предложенный список животных, составьте пищевую цепь.

  1. Ястреб

  2. Гусеница

  3. Воробей

  4. Листья

Задание 4.

Объясните, почему мы считаем кошку живым организмом?

Задание 5.

Докажите, что растения необходимы в природе и для человека (приведите 5 аргументов).

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Мухомор - представитель царства …

  1. Животных подразделяют на беспозвоночных и …

  2. Взаимовыгодные отношения между организмами называют …

  3. Представитель зерновых культур - …

  4. В природном сообществе животные чаще выступают в роли …

Задание 2.

Из предложенного списка выберите названия объектов относящихся к неживой природе:

солнце, сосна, лягушка, гора, дуб, снег, шампиньон, таракан, ручей, радуга.

Задание 3.

Используя предложенный список животных, составьте пищевую цепь.

  1. Аист

  2. Жук

  3. Трава

  4. Лягушка

Задание 4.

Объясните, почему мы считаем березу живым организмом?

Задание 5.

Докажите, что животные необходимы в природе и для человека (приведите 5 аргументов).


Полугодовая контрольная работа по биологии 6 класс.


Цель: Проверить достижение обязательного государственного стандарта уровня знаний. Подготовленности учащихся по темам: « Клетка. Ткани», «Вегетативные органы».

Базовые знания:

- части побега (стебель, листья, почки);

- почка зачаточный побег;

- анатомическое строение листа

- взаимосвязь органов растений между собой и с окружающей средой.

Базовые умения:

- приводить факты, доказывающие единство строения и функции клеток, ткани, органов растительного организма;

- доказывать взаимосвязь организма и внешней среды и взаимного их приспособления.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. В Казахстане насчитывается … государственных заповедников.

  1. Ткань, состоящая из постоянно делящихся клеток, называется …

  2. Окружает клетку снаружи - …

  3. Видоизмененные корни редьки - это …

  4. Лист, не имеющий черешка, называется …

Задание 2.

Расположите названия участков корня по порядку, соотнесите название участка корня, ткани его образующей и функции используя условные обозначения. Например: А-б-3

А. Зона роста

Б. Зона деления

В. Корневой чехлик.

Г. Зона всасывания

Д. Зона проведения.

а проводящая ткань

б основная ткань

в образовательная ткань

г покровная ткань


  1. защищает корень снаружи.

  2. обеспечивает увеличение размера.

  3. обеспечивает поступление питательных веществ из почвы

  4. образует новые клетки

  5. передает питательные вещества другим частям растения

Задание 3.

Зарисуйте побег и укажите названия его частей.

Задание 4.

Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп на объективе, которого указана цифра 20, а на окуляре - 8.

Задание 5.

Объясните, с биологической точки зрения, почему такие агрономические операции как рыхление почвы, окучивание улучшают урожай.


Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. В Казахстане насчитывается … государственных национальных природных парков.

  2. Фотосинтезирующая и запасающая ткань это виды ткани …

  3. Прозрачное, коллоидное вещество клетки - …

  4. Видоизмененный побег картофеля - это…

  5. Если на черешке располагается несколько листовых пластинок, то это лист …

Задание 2.

Расположите названия слоев стебля по порядку, соотнесите название участка стебля, ткани его образующей и функции используя условные обозначения. Например: А-б-3

А. Сердцевина

Б. Древесина

В. Луб

Г. Кожица

Д. Камбий

а проводящая ткань

б запасающая ткань

в образовательная ткань

г покровная ткань


  1. защищает стебель снаружи.

  2. представляет собой «склад» питательных веществ

  3. обеспечивает поступление питательных веществ из почвы

  4. образует новые клетки

  5. обеспечивает передвижение питательных веществ в корень

Задание 3.

Зарисуйте вегетативную и генеративную почки и укажите названия их частей.

Задание 4.

Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп, на объективе, которого указана цифра 15, а на окуляре - 10.

Задание 5.

Объясните, с биологической точки зрения, почему такие агрономические операции как внесение удобрений, полив улучшают урожай.

Годовая контрольная работа по биологии 6 класс.


Цель: Проверить достижение обязательного государственного стандарта уровня знаний. Базовые знания:

- части побега (стебель, листья, почки);

- строение и значение вегетативных органов;

- взаимосвязь органов растений между собой и с окружающей средой.

- генеративные органы, их строение и значение;

- особенности строения и жизнедеятельности организма животных.

Базовые умения:

- приводить факты, доказывающие единство строения и функции клеток, ткани, органов растительного и животного организма;

- доказывать взаимосвязь организма и внешней среды и взаимного их приспособления.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. В Казахстане насчитывается … государственных заказников.

  2. Животная ткань, клетки которой имею отростки, называется …

  3. Окружает растительную клетку снаружи - …

  4. Видоизмененный лист гороха - это …

  5. Цветок, не имеющий пестика, называется …

Задание 2.

Заполните таблицу:

Название животного

Органы, составляющие систему

Тип нервной системы

дыхания

выделения

Гидра

Дождевой червь

Лягушка

Рак


Задание 3.

Укажите названия частей тела амебы.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Решите задачи:

  1. Определите, во сколько раз увеличивает микроскоп на объективе, которого указана цифра 10, а на окуляре - 15.

  2. Составьте формулу цветка: цветок с простым околоцветником, 6 лепестков расположенных в два ряда, 6 тычинок, один пестик.

Задание 5.

Объясните, с биологической точки зрения, видоизменение листьев кактуса.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. В Казахстане насчитывается … государственных заповедников.

  2. Животная ткань, клетки которой образуют кости, хрящи, называется …

  3. Окружает животную клетку снаружи - …

  4. … - это видоизмененный подземный побег

  5. Цветок, имеющий и пестик, и тычинки, называется …

Задание 2.

Заполните таблицу:

Название животного

Органы, составляющие систему

Тип нервной системы

дыхания

выделения

Планария

Паук

Жук

Рыба


Задание 3.

Укажите названия частей тела эвглены.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)



Задание 4.

Решите задачи:

  1. Определите, во сколько раз увеличивает окуляр, если микроскоп увеличивает в 3оо раз, а на объективе, которого указана цифра 20.

  2. Составьте формулу цветка: цветок с двойным околоцветником, 5 сросшихся лепестков, 5 сросшихся чашелистиков, 5 тычинок, один пестик.

Задание 5.

Объясните, с биологической точки зрения, видоизменение корень свеклы.


Контрольная работа по биологии 7 класс.

Нулевой срез

Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения курса биологии 6 класса являющиеся базовыми для дальнейшего изучения биологии.

Базовые знания:

органы растений, процессы жизнедеятельности животных, строение растительной клетки.

Базовые умения:

соотносить процессы жизнедеятельности и организмы, для которых они характерны, определять части и органоиды клетки, органы растений.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. К вегетативным органам относится …

  2. Растительную клетку снаружи покрывает …

  3. Эвглена двигается с помощью…

  4. … обладают двойным дыханием.

  5. Сочный многосемянный плод - это …

Задание 2.

Соотнесите название органа и систему органов, в состав которой он входит, используя условные обозначения. Например: А- 6

А.Жабры

Б. Звездчатые клетки

В. Печень

Г. Капилляры

Д. Матка

  1. система кровеносная

  2. дыхательная система

  3. пищеварительная система

  4. система размножения

  5. выделительная система

Задание 3.

Используя описание цветка, составьте его формулу.

Околоцветник двойной, состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, цветок имеет 5 тычинок и один пестик .

Задание 4.

Вам предлагается описание клетки. Определите растительная или животная клетка описана. Свой ответ поясните.

«Клетка покрыта толстой целлюлозной оболочкой. В цитоплазме располагаются ядро, пластиды, центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, митохондрии.»

Задание 5.

Докажите, что животные живые.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. К генеративным органам относится …

  2. Полужидкое содержимое клетки

  3. Инфузория двигается с помощью…

  4. … обладают кожным дыханием.

  5. Сухой односемянный плод - это …

Задание 2.

Соотнесите название органа и систему органов, в состав которой он входит, используя условные обозначения. Например: А- 6

А. Мальпигиевы сосуды

Б. Трахеи

В. Артерия

Г. Зоб

Д. Яйцевод

  1. система кровеносная

  2. дыхательная система

  3. пищеварительная система

  4. система размножения

  5. выделительная система

Задание 3.

Составь описание цветка, используя его формулу.

* О3+3Т3+3П1

Задание 4.

Вам предлагается описание клетки. Определите растительная или животная клетка описана. Свой ответ поясните.

«Клетка покрыта мембраной. В цитоплазме располагаются ядро, клеточный центр, пищеварительная вакуоль, митохондрии.»

Задание 5.

Докажите, что растения живые.

Полугодовая контрольная работа по биологии 7 класс.


Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения особенностей строения и жизнедеятельности Вирусов, Бактерий, Грибов и Растений.

Базовые знания:

особенности строения клетки, процессы жизнедеятельности, многообразие и значение Вирусов, Бактерий Грибов и Растений.

Базовые умения:

уметь определять принадлежность царству, соотносить особенности и название организма, для которого они характерны, умение объяснять роль живых организмов в природе.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Неклеточные формы жизни …

  2. Дрожжи размножаются …

  3. Мох размножается с помощью …

  4. Споры расположены на нижней стороне листа у …

  5. Растения, размножающиеся семенами, имеющие плоды называются …

Задание 2.

Соотнесите название организма и систематической группы, к которой он принадлежит, используя условные обозначения. Например: А- 3, 6

А. Гриб

Б. Водоросль

В. Лишайник

Г. Мох

Д. Голосеменные

Е. Покрытосеменные

1. мукор

2. можжевельник

  1. ягель

  2. сфагнум

  3. шиповник

  4. улотрикс

  5. шампиньон

  6. сосна

  7. хлорелла

  8. цетрария

Задание 3.

Используя рисунок, укажите названия частей гриба, обозначенных цифрами.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

1

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)3

2

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)4

Задание 4.

По указанным признакам определите класс и семейство:

Корневая система стержневая

Жилкование сетчатое

Цветок с двойным околоцветником

Формула цветка * Ч(5)Л(5)Т5П1

Плод ягода или коробочка

Задание 5.

Докажите, что бактерии приносят пользу.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Одноклеточные безъядерные организмы - ….

  2. Представляет собой симбиоз гриба и водоросли - …

  3. Водоросль прикрепляется к опоре с помощью …

  4. … имеет весенний и летний побег.

  5. Растения, размножающиеся семенами, но не имеющими плодов называются …

Задание 2.

Соотнесите название организма и систематической группы, к которой он принадлежит, используя условные обозначения. Например: А- 3, 6

А. Гриб

Б. Водоросль

В. Лишайник

Г. Мох

Д. Голосеменные

Е. Покрытосеменные

  1. сморчок

  2. пихта

  3. пармелия

  4. ламинария

  5. кладония

  6. лиственница

  7. саксаул

  8. пенницилл

  9. кукушкин лен

  10. спирогира

Задание 3.

Зарисуйте хламидомонаду, укажите названия ее частей, обозначьте их на рисунке цифрами.

Задание 4.

По указанным признакам определите класс и семейство:

Корневая система мочковатая

Жилкование дуговое

Цветок с простым околоцветником

Формула цветка * О3+3Т3+3П1

Плод ягода или коробочка

Задание 5.

Докажите, что вирусы являются паразитами.

Годовая контрольная работа по биологии 7 класс.


Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения многообразия живых организмов.

Базовые знания:

особенности строения, процессов жизнедеятельности, многообразия живых организмов

Базовые умения:

уметь определять принадлежность царству, соотносить особенности и название организма, для которого они характерны, умение объяснять роль живых организмов в природе.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5


Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Плесневый гриб представляющий собой одну разветвленную клетку …

  2. Капуста - представитель семейства …

  3. Плавательный пузырь отсутствует у … рыб

  4. Иглокожие обладают … симметрией.

  5. Зубы недифференцированные по форме и функциям у представителей отряда …

Задание 2.

Соотнесите название организма, класса, к которому он принадлежит, используя условные обозначения, назовите тип. Например: А- 4, ракообразные

А. планария

Б. креветка

В. каракурт

Г. дрофа

Д. саламандра

  1. ресничные

  2. земноводные

  3. ракообразные

  4. птицы

  5. паукообразные

Задание 3.

Используя рисунок, укажите названия частей тела инфузории, обозначенных цифрами.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)



Задание 4.

Укажите признакам характерные для семейства пасленовых:

Корневая система_________________

Жилкование_______________

Цветок с ___________ околоцветником

Формула цветка _____________________

Плод ____________________

Задание 5.

Объясните, в чем заключается приспособленность птиц к полету..

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Мухомор представитель …

  2. Перец - представитель семейства …

  3. Особый орган чувств характерный для рыб - … …

  4. Насекомое с неполным превращением …

  5. Имеют все типы зубов …

Задание 2.

Соотнесите название организма, класса, к которому он принадлежит, используя условные обозначения, назовите тип. Например: А- 4, ракообразные

А.гепард

Б. кречетка

В. крокодил

Г.стрекоза

Д. жаба

  1. пресмыкающиеся

  2. земноводные

  3. млекопитающие

  4. птицы

  5. насекомые

Задание 3.

Используя рисунок, укажите названия клеток гидры, обозначенных цифрами.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Укажите признакам характерные для семейства крестоцветных:

Корневая система_________________

Жилкование_______________

Цветок с ___________ околоцветником

Формула цветка _____________________

Плод ____________________

Задание 5.

Объясните, в чем заключается приспособленность рыб к водной среде обитания

Контрольная работа по биологии 8 класс.

Нулевой срез

Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения курса биологии 7 класса являющиеся базовыми для дальнейшего изучения биологии.

Базовые знания:

особенности строения, процессов жизнедеятельности, многообразия живых организмов

Базовые умения:

уметь определять принадлежность царству, соотносить особенности и название организма, для которого они характерны, умение объяснять роль живых организмов в природе.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5



Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Нервная система позвоночных … типа.

  2. Приматы относятся к классу …

  3. Почки орган … системы

  4. Раки дышат с помощью …

  5. Орган, в котором развивается зародыш млекопитающих, называется …

Задание 2.

Соотнесите название органа и системы, используя условные обозначения. Например: А- 4.

А. спинной мозг

Б. мышца

В. мочевой пузырь

Г. легкие

Д. желудок

  1. пищеварительная

  2. опорно-двигательная

  3. дыхательная

  4. нервная

  5. кровеносная

  6. размножения

  7. выделительная

Задание 3.

Используя рисунок, укажите названия тканей, обозначенных цифрами.

1. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 2 Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 3 Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Расположите последовательно органы пищеварительной системы млекопитающих:

пищевод, желудок, рот, кишечник, глотка.

Задание 5.

Докажите, что млекопитающие, с эволюционной точки зрения, являются высокоорганизованными животными

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Кровеносная система позвоночных … типа.

  2. Горилла относятся к отряду …

  3. Спинной мозг орган … системы

  4. Пауки дышат с помощью …

  5. У млекопитающих развиты млечные, сальные и ... железы.

Задание 2.

Соотнесите название органа и системы, используя условные обозначения. Например: А- 4.

А.сердце

Б. кишечник

В. почка

Г. скелет

Д. желудок

  1. пищеварительная

  2. опорно-двигательная

  3. дыхательная

  4. нервная

  5. кровеносная

  6. размножения

  7. выделительная

Задание 3.

Используя рисунок, укажите названия тканей, обозначенных цифрами.

1. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 2. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 3 Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Расположите последовательно органы дыхательной системы млекопитающих:

трахея, носовая полость, бронхи, легкие, гортань.

Задание 5.

Объясните, почему человека можно отнести к царству животные.

Полугодовая контрольная работа по биологии 8 класс.


Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, опорно-двигательной, нервной системы, внутренней среды организма и анализаторов.

Базовые знания:

особенности строения и жизнедеятельности организма человека, опорно-двигательной, нервной системы, внутренней среды организма и анализаторов.

Базовые умения:

знать систематическое положение человека, особенности строения клеток, тканей, систем органов, соотносить особенности строения и жизнедеятельности, умение объяснять взаимосвязь строения и жизнедеятельности.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Наука, изучающая строение организма, его отдельных органов и систем, называется …

2. Белок является … веществом клетки.

3. Органоид клетки, синтезирующий АТФ называется …

4. Короткий отросток нервной клетки …

5. Форменные элементы иначе называются … крови.

Задание 2.

Соотнесите название костей и отдела скелета, к которому они относятся, используя условные обозначения. Например: А- 3, 6

А. Скелет головы

В. Пояс верхних конечностей

С. Скелет нижней конечности

  1. лобная

  2. лопатка

  3. большая берцовая

  4. бедренная

  5. нижняя челюсть

  6. височная

  7. ключица

Задание 3.

Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса. Укажите ее части.

Задание 3.

Заполните таблицу:

Название гормона

Название железы образующей гормон

Гормон роста

Половой

Тироксин

Инсулин

Тимозин

Задание 5.

Объясните с биологической точки зрения правила гигиены зрения:

  1. Нельзя читать в движущемся транспорте.

  2. Нельзя читать при слабом освещении.

  3. Защищайте глаза от травм


Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Наука, изучающая жизненные функции организма и его отдельных органов и систем,

называется …

  1. Вода является … веществом клетки.

  2. Органоид клетки, синтезирующий белки называется …

  3. Длинный отросток нервной клетки - …

  4. Жидкая часть крови называется …

Задание 2.

Соотнесите название костей и отдела скелета, к которому они относятся, исключив лишнее и используя условные обозначения. Например: А- 3, 6

А. Скелет туловища

В. Пояс нижних конечностей

С. Скелет верхней конечности

  1. позвоночник

  2. лучевая

  3. грудина

  4. локтевая

  5. ребро

  6. тазовые

  7. плечевая

Задание 3.

Составьте схему рефлекторной дуги рефлекса - отдергивания руки от горячего. Укажите ее части.

Задание 4..

Заполните таблицу:

Название железы образующей гормон

Название гормона

Щитовидная

Гипофиз

Яичник

Тимус

Поджелудочная

Задание 5.

Объясните с биологической точки зрения правила гигиены слуха:

  1. Не допускать воздействия громких звуков.

  2. Своевременно лечить больные зубы.

  3. Нельзя удалять ушную серу спичкой.


Годовая контрольная работа по биологии 8 класс.


Цель: Проверить достижение обязательного государственного стандарта уровня знаний. Базовые знания:

- органы, системы органов:

- строение и значение органов и систем органов;

- взаимосвязь организма человека с окружающей средой.

- особенности строения и жизнедеятельности организма человека.

Базовые умения:

- приводить факты, доказывающие единство строения и функции клеток, ткани, органов организма;

- доказывать взаимосвязь организма и внешней среды, их взаимного влияния.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Гликоген, по своей природе, является ….

  1. Ткань, клетки которой имею отростки, называется …

  2. Непроизвольное внимание иначе называется …

  3. Образует гормон тироксин … железа.

  4. В желудке начинается расщепление …

Задание 2.

Соотнесите название органа и систему органов, в состав которой он входит, используя условные обозначения. Например: А- 6,9; Б- 4

А. нервная

Б. опорно-двигательная

В. кровообращения

Г. дыхательная

Д. пищеварительная

Е. выделительная

  1. головной мозг

  2. почки

  3. позвоночник

  4. легкие

  5. артерии

  6. печень

  7. мимические мышцы

  8. желудок

  9. бронхи

  10. нервы

Задание 3.

Используя рисунок, назовите части глаза обозначенные цифрами 1, 2, 3, 5, 11, 12, 13,14, 15,16

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Нарисуйте схему рефлекторной дуги чихательного рефлекса, укажите ее части.

Задание 5.

Объясните, с биологической точки зрения, как может отравиться человек с поврежденными почками, если попадание ядов в организм исключено.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Гормоны, по своей природе, является ….

2. Ткань, клетки которой образуют кости и хрящи, называется …

3. Произвольное внимание иначе называется …

  1. Образует гормон роста ….

  2. В ротовой полости начинается расщепление …

Задание 2.

Соотнесите название органа и систему органов, в состав которой он входит, используя условные обозначения. Например: А- 6,9; Б- 4

А. нервная

Б. опорно-двигательная

В. кровообращения

Г. дыхательная

Д. пищеварительная

Е. выделительная

  1. мочевой пузырь

  2. спинной мозг

  3. ребро

  4. капилляры

  5. сердечная мышца

  6. поджелудочная железа

  7. мышцы сгибатели

  8. кишечник

  9. альвеолы

  10. трахея

Задание 3.

Используя рисунок, назовите части уха обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 15, 17

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Нарисуйте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса, укажите ее части.

Задание 5.

Объясните, с биологической точки зрения, почему у здорового человека, даже если он ест сладкую пищу, анализ крови не показывает увеличение концентрации сахара.

Контрольная работа по биологии 9 класс.

Нулевой срез

Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения курса биологии 8 класса являющиеся базовыми для дальнейшего изучения биологии.

Базовые знания:

особенности строения, процессов жизнедеятельности организма человека

Базовые умения:

уметь определять систематическое положение человека, соотносить название органа и систем органов, особенности процессов жизнедеятельности, сходство человека и животных, умение анализировать, объяснять роль живых организмов в природе.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5


Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Центральная нервная система состоит из … … и … … .

  2. Человек относятся к классу …

  3. До аминокислот расщепляются … .

  4. S-образный изгиб имеет … человека.

  5. Орган, в котором развивается зародыш человека, называется …

Задание 2.

Из указанных признаков выберите те, которые отражают сходство человека и обезьян:

  1. сводчатая стопа.

  2. волосяной покров

  3. замкнутая кровеносная система

  4. противопоставление большого пальца остальным

  5. грудная клетка, сжатая в переднезаднем направлении

  6. четыре группы крови, резус-фактор

  7. трубчатая нервная система

  8. речь и мышление

  9. мозговой отдел черепа больше лицевого

  10. вскармливание детенышей молоком

Задание 3.

Используя рисунок, на котором отражены органы человека, укажите названия систем органов, используя цифровые обозначения.

1.Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 2 Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 3 Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

4. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 5.Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Расположите последовательно органы пищеварительной системы:

пищевод, желудок, рот, кишечник, глотка.

Задание 5.

Докажите, что человек, является самым высокоорганизованным организмом.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Периферическая нервная система состоит из … … и … … .

  2. Человек относятся к отряду …

  3. До глицерина и жирных кислот расщепляются … .

  4. Извилины и борозды имеет … .

  5. Орган, который служит для питания зародыш человека, называется …

Задание 2.

Из указанных признаков выберите те, которые отражают отличия человека от обезьян:

  1. сводчатая стопа.

  2. волосяной покров

  3. замкнутая кровеносная система

  4. противопоставление большого пальца остальным

  5. грудная клетка, сжатая в переднезаднем направлении

  6. четыре группы крови, резус-фактор

  7. трубчатая нервная система

  8. речь и мышление

  9. мозговой отдел черепа больше лицевого

  10. вскармливание детенышей молоком

Задание 3.

Используя рисунок, на котором отражены органы человека, укажите названия систем органов, используя цифровые обозначения.

1. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 2. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 3 Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

4. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка) 5. Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Расположите последовательно органы дыхательной системы млекопитающих:

трахея, носовая полость, бронхи, легкие, гортань.

Задание 5.

Докажите, что человек, является частью животного мира.

Объясните, почему человека можно отнести к царству животные.







Полугодовая контрольная работа по биологии 9 класс.

Цель: оценить уровень знаний полученных в процессе изучения общих принципов организации живых организмов, строения и функций живого, общих закономерностей развития живого.

Базовые знания:

основные уровни организации живого, основные процессы жизнедеятельности, теории возникновения и формирования жизни на Земле, основные положения клеточной теории, формы размножения организмов, строение клетки, ее химический состав, основные процессы жизнедеятельности, основные закономерности развития живой природы.

Базовые умения:

характеризовать свойства живого, процессы жизнедеятельности, этапы формирования жизни на Земле, соотносить части и органоиды клетки, их функции в клетке, сравнивать формы размножения организмов, точки зрения Ламарка и Линнея и Дарвина.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Способность живых систем отвечать на действие раздражителя, называется …

2. Наука, структуру входящих в состав организмов химических веществ и процессы их превращения, называется …

3. Кислород является …элементом клетки.

  1. Под действием адреналина артериальное давление ….

  2. Движения растений и животных в ответ на действие раздражителя, называется …

Задание 2.

Соотнесите функцию и название части или органоида клетки. Указав порядковый номер и букву, обозначающую часть или органоид клетки.

А) ядро

Б) Комплекс Гольджи

В) оболочка

Г) пластиды

Д) митохондрия

  1. Покрывает клетку, имеет трехслойное строение (белок- липид- белок).

  2. Бывает гладкой и шероховатой.

  3. Внутренняя среда клетки.

  4. Органоид характерный только для животной клетки.

  5. Органоид, на котором проходит процесс сборки молекулы белка.

  6. Органоид, на котором проходит процесс синтеза АТФ.

  7. Органоид характерный только для растительной клетки

  8. Отсутствует у бактерий

  9. У растений содержит целлюлозу, а у грибов хитин.

  10. Выводит продукты жизнедеятельности.

Задание 3.

А) По принципу комплементарности составить схему молекулы ДНК и иРНК по известному участку одной цепочки ДНК.

А-Т-Ц-Г-Т-Т-Г-Г-А-А-Т-Т-Г-Г-А

В) Сколько аминокислот кодирует данный участок ДНК, ответ поясните.

Задание 4.

Расположите уровни организации живого по порядку, начиная с меньшего.

A) Молекулярный

B) Биосферный

C) Организменный

D) Популяционно-видовой

E) Биогеоценотический

F) Клеточный

Задание 5.

Объясните значение фотосинтеза для живого.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

  1. Способность живых систем реагировать на внешние и внутренние раздражители, называется …

  2. Наука, изучающая строение, функции и свойства клеток, называется …

  3. Сахароза относится к …сахаридам.

  4. У пойкилотермных животных … температура тела.

  5. Ответная реакция организма на раздражение с помощью центральной нервной системы, называется …

Задание 2.

Соотнесите функцию и название части или органоида клетки. Указав порядковый номер и букву, обозначающую часть или органоид клетки.

А) центриоль

Б) мембрана

В) ЭДС

Г) цитоплазма

Д) рибосомы

  1. Покрывает клетку, имеет трехслойное строение (белок- липид- белок).

  2. Бывает гладкой и шероховатой.

  3. Внутренняя среда клетки.

  4. Органоид характерный только для животной клетки.

  5. Органоид, на котором проходит процесс сборки молекулы белка.

  6. Органоид, на котором проходит процесс синтеза АТФ.

  7. Органоид характерный только для растительной клетки

  8. Отсутствует у бактерий

  9. У растений содержит целлюлозу, а у грибов хитин.

  10. Выводит продукты жизнедеятельности.

Задание 3.

А) По принципу комплементарности составить схему молекулы ДНК и иРНК по известному участку одной цепочки ДНК.

А - Г - Т - А - А - Т - Г - Г - Г - Ц - Ц - Т

В) Сколько аминокислот кодирует данный участок ДНК, ответ поясните.

Задание 4.

Расположите фазы митоза по порядку.

A) Метафаза

B) Профаза

C) Телофаза

D) Анафаза

Укажите количество хромосом в дочерней клетке, если материнской клетке хромосом 20.

Задание 5.

Объясните значение раздражимости для живого.


Годовая контрольная работа по биологии 9 класс.

Цель: Проверить достижение обязательного государственного стандарта уровня знаний. Базовые знания:

основные уровни организации живого, основные процессы жизнедеятельности, теории возникновения и формирования жизни на Земле, основные положения клеточной теории, формы размножения организмов, строение клетки, ее химический состав, основные процессы жизнедеятельности, основные закономерности развития живой природы, генетические законы, экологические законы и закономерности.

Базовые умения:

характеризовать свойства живого, процессы жизнедеятельности, этапы формирования жизни на Земле, соотносить части и органоиды клетки, их функции в клетке, доказательства эволюции, доказывать происхождение рас, их единство, сравнивать формы размножения организмов, точки зрения Ламарка и Линнея и Дарвина, основные этапы антропогенеза, эволюция человека, происхождения рас, решать генетические задачи, использовать общие экологические законы и закономерности для решения задач.

Интеллектуальные компетентности:

воспроизведение информации, перевод графической информации в текстовую, определение соответствия, классификация информации, применение знаний в новой ситуации, нахождение общего и отличий, умение раскрывать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи, анализировать и синтезировать информацию.

Критерии оценки:

Кол-во выполненных заданий

Характер выполнения

Оценка

Два

В полном объеме

3

Три

С небольшими ошибками

3

Четыре, пять

Со значительными ошибками

3

Три

В полном объеме

4

Четыре, пять

С небольшими ошибками

4

Пять

В полном объеме

5

Вариант 1.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Крахмал относится к …сахаридам.

2. В бескислородный этап энергетического обмена образуется … молекул АТФ

3. Твердая оболочка земли - ….

4. Мутация, при которой происходит удвоение нуклеотидов, называется …

5. Индивидуальное развитие организма с момента рождения до смерти - …

Задание 2.

Соотнесите направление приспособления и пример, заполнив таблицу:

Пример



Пищевая

специализация

Климатические приспособления

Окраска

Криптическая

Мимикрия (подражательная)

Демонстрация

Расчленяющая

Скрадывающая

1. Окраска кузнечиков под цвет травы


2. У рыбы брюшко светлое, а спина темная


3. Большая синица питается насекомыми, а хохлатая семенами


4. Божья коровка имеет яркую окраску (красная с черными точками)


5. Большие уши у лисички фенека



Задание 3.

Используя рисунок, составьте пятиэлементную цепь питания, укажите название групп организмов по их положению в цепи.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

У кареглазой матери и голубоглазого отца родился сын с голубыми глазами. Определите генотипы всех упомянутых лиц.

Задание 5.

Объясните значение фотосинтеза для развития жизни на Земле.

Вариант 2.

Задание 1.

Дополните высказывание:

1. Глюкоза относится к …сахаридам.

2. Кислород образуется в … фазу фотосинтеза.

3. Жидкая оболочка земли - ….

4. Мутация, при которой происходит поворот участка хромосомы, называется …

5. Историческое развитие живого - …

Задание 2.

Соотнесите направление приспособления и пример, заполнив таблицу:

Пример



Пищевая

специализация

Климатические приспособления

Окраска

Криптическая

Мимикрия (подражательная)

Демонстрация

Расчленяющая

Скрадывающая

1. Бабочка стеклянница похожа на осу


2. Ушастая круглоголовка при угрозе открывает рот с ярко окрашенными складками


3.Уж похож на гадюку


4. Иголки кактуса


5. Полосатая окраска зебры



Задание 3.

Используя рисунок, составьте пятиэлементную цепь питания, укажите название групп организмов по их положению в цепи.

Система контрольных работ по биологии, как средство мониторинга интеллектуальных компетентностей. (дидактическая разработка)

Задание 4.

Укажите возможные генотипы детей от брака темноволосых родителей гетерозиготных по данному признаку.

Задание 5.

Объясните значение хищников в природе.






Литература



  1. Биологический энциклопедический словарь, М, Большая энциклопедия, 1995

  2. Биология в школе. Журнал.

  3. Т.Л.Богданова. Биология. Москва, «АРТС-ПРЕСС ШКОЛА», 2005.

  4. М.К.Гильманов, Л.У.Абшенова, А.Р.Соловьева. Биология, учебник для 9 класса средней школы, Алматы, Атамура, 2009.

  5. К.Жунусова, Р.Алимкулова, К.Жумагулова. Биология, учебник для 6 класса средней школы, Алматы, Атамура, 2006.

  6. А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс, Москва, «ВАКО», 2005.

  7. Г.И. Лернер. Ботаника. «ВАКО»,Москва, Аквариум, 1998.

  8. Г.И. Лернер. Животные. «ВАКО»,Москва, Аквариум, 1998.

  9. Л.А.Луцкая, А.И.Никишов. самостоятельные работы учащихся по зоологии. Москва, «Просвещение», 1987.

  10. С.С.Молис, С.А.Молис. Активные формы и методы обучения биологии. Москва, «Просвещение», 1988.

  11. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. М. Просвещение 1989.

  12. А.И.Никишов, Л.А.Косорукова, Р.А. Петросова, В.С.Рохлов. Проверочные задания по биологии. Москва, 2000.

  13. Пугал Н.А., Козлова Т.А., Лабораторные и практические занятия по биологии, М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003.

  14. Л.В. Сорокина Тематические зачеты по биологии.




























Оглавление.

стр

1. Введение …………………………...………………………………………. 2

2. Контрольные работы по биологии 6 класс ……………………………….. 3

3. Контрольные работы по биологии 7 класс …...…………………………... 8

4. Контрольные работы по биологии 8 класс ……………………………… 14

5. Контрольные работы по биологии 9 класс ………………………………. 21

6. Литература ……………..……………………………………………………. 29


© 2010-2022