- Преподавателю
- Классному руководителю
- Инновационные технологии в работе классного руководителя и результативность их внедрения
Инновационные технологии в работе классного руководителя и результативность их внедрения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабич Ф.А. |
Дата | 18.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Инновационные технологии в работе классного руководителя
и результативность их внедрения
Выступление классного руководителя
11 класса
Бабич Ф.А
Инновационная деятельность как условие развития личности
В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы. За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив диктатуру личности ребенка в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи - принятие ее коллективом - целеполагание - разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) - процесс реализации инноваций в школьной практике - педагогический мониторинг - качественные изменения «образа школы». Педагогический коллектив, решивший работать в режиме развития, должен:
-
создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер - классы, педагогические студии);
-
определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;
-
оценить личностно - индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;
-
провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;
-
составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;
-
объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно - следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.
Работа в режиме развития требует определенных условий:
-
достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно - воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, республике;
-
хорошая учебно - материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
-
высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
-
готовность детей и родителей к восприятию нового;
-
микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно - творческая направленность личности включает:
-
творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
-
сформированная потребность в личных достижениях;
-
стремление к профессиональному лидерству;
-
ожидание позитивной оценки;
-
создание ситуации успеха для коллег;
-
позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по воспитательной работе. Творческие возможности заместителя по воспитательной работе заключаются в следующем:
-
знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;
-
независимость суждений на основе высокого профессионализма;
-
владение панорамой инноваций в образовании республики, района, школы;
-
способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;
-
способность к оценочным суждениям и к рефлексии.
Творческие возможности заместителя директора по воспитательной работе являются предпосылкой развития профессиональных способностей - управленческих, организаторских, аналитических, - необходимых в сфере инновационной деятельности:
-
способность к овладению методологией творческой деятельности;
-
владение методами экспериментальной работы;
-
создание авторских программ и проектов;
-
способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;
-
способность к сотрудничеству с учеными и практиками;
-
умение разрешать творческие споры и конфликты.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:
-
общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого - педагогической литературы;
-
креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
-
постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом воспитания;
-
знание и использование национально - региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
-
уверенность и ответственность за порученные дела;
-
способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновациями в области воспитания могут быть: Инновационные программы воспитания:
-
-
федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;
-
целевые программы «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».
-
-
Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого - педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
-
Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
-
Инновационные технологии воспитания:
-
национально - образовательные;
-
телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
-
информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
-
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
-
социальное проектирование.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя - творца. Профессия учителя-воспитателя все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором. Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок - это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепциимодернизации образования.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей.
Воспитательная система строится на принципах, заложенных в Уставе школы, закона РФ «Об образовании». Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
Все классные руководители:
опираются в своей работе на «Календарь традиционных мероприятий», выбирая формы работы с учащимися (индивидуальные, групповые, коллективные);
определяют содержание и виды деятельности в соответствии с задачами школы, учитывая возрастные особенности учащихся и их потребности.
Деятельность классных руководителей оценивается по результатам:
участия в объявленных мероприятиях;
умения организовывать работу с детьми в соответствии с их уровнем развития;
взаимодействия с родителями, педагогами и общественностью;
творческого подхода, активности и инициативности.
В реализации меняющихся требований роль классного руководителя особенно значима. Анализ планов классных руководителей показал, что все классные руководители ставят цели работы в соответствии с возможными и желательными эталонами личности обучающихся.
В своей работе классные руководители используют инновационные технологии:
мониторинг воспитательного процесса;
тестирование, как один из методов изучения личности обучающихся и прогнозирования развития каждого ученика;
тренинги; практикумы;
мониторинг внешкольного образования и воспитания учащихся;
преподавание на базе средств мультимедиа с использованием ПК;
проектная деятельность. Работая над реализацией проектов, классный руководитель для себя получает богатейший опыт в плане повышения собственной культуры, творческих способностей, развития фантазии.
у большинства классных руководителей под рукой всегда ПК, который содержит всю необходимую информацию и повышает качество работы классного руководителя (планирование, итоги успеваемости, памятные даты, содержание работы различных направлений);
второй год в нашей школе проводится общешкольный смотр открытых классных часов. Для оценки профессиональной компетенции классных руководителей используются принятые критерии: 1)владение методами и средствами педагогической диагностики; 2) учет особенностей аудитории; 3)владение методами и технологиями, развивающими социально-значимые качества; 4)создание комфортного микроклимата. Такая оценка помогает классному руководителю увидеть свои сильные и слабые стороны, повышает его профессиональное мастерство.
В школе имеются возможности повышения профессиональной квалификации классных руководителей:
работа ШМО классных руководителей, в процессе работы которого, проводится обобщение и обмен опытом работы классных руководителей, повышения профессионального мастерства;
творческие отчеты;
работа на педагогических советах школы;
тестирование, анкетирование и круглые столы.
Результатом работы классных руководителей является:
осознание обучающимися своей значимости;
развитие системного мышления, умения ставить и решать проблемы;
умение добывать информацию и работать с ней;
умение строить отношения с участниками общения, работать в группе;
умение реализовать себя в разных видах деятельности и добиваться конкретных целей.
В ходе инновационной работы классные руководители постепенно меняют субъект - объектные отношения между учеником и учителем. В результате все чаще ученик и учитель выступают в роли деловых партнеров.