Инновационные технологии в работе классного руководителя и результативность их внедрения

Инновационная деятельность  как условие развития личности В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы. За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив диктатуру личности ребенка  в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии в работе классного руководителя

и результативность их внедрения

Выступление классного руководителя

11 класса

Бабич Ф.А

Инновационная деятельность как условие развития личности

В современных социокультурных условиях России модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность школы вписываются инновационные процессы. За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив диктатуру личности ребенка в центр школьного мироздания, многие руководители школ и педагоги, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи - принятие ее коллективом - целеполагание - разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) - процесс реализации инноваций в школьной практике - педагогический мониторинг - качественные изменения «образа школы». Педагогический коллектив, решивший работать в режиме развития, должен:

  • создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер - классы, педагогические студии);

  • определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;

  • оценить личностно - индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;

  • провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;

  • составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов;

  • объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно - следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.

Работа в режиме развития требует определенных условий:

  • достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно - воспитательного процесса, рейтинг школы среди детей, родителей, в районе, республике;

  • хорошая учебно - материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;

  • высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;

  • готовность детей и родителей к восприятию нового;

  • микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.

Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно - творческая направленность личности включает:

  • творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;

  • сформированная потребность в личных достижениях;

  • стремление к профессиональному лидерству;

  • ожидание позитивной оценки;

  • создание ситуации успеха для коллег;

  • позитивное отношение к творчеству и творческим людям.

Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по воспитательной работе. Творческие возможности заместителя по воспитательной работе заключаются в следующем:

  • знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;

  • независимость суждений на основе высокого профессионализма;

  • владение панорамой инноваций в образовании республики, района, школы;

  • способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;

  • способность к оценочным суждениям и к рефлексии.

Творческие возможности заместителя директора по воспитательной работе являются предпосылкой развития профессиональных способностей - управленческих, организаторских, аналитических, - необходимых в сфере инновационной деятельности:

  • способность к овладению методологией творческой деятельности;

  • владение методами экспериментальной работы;

  • создание авторских программ и проектов;

  • способность аккумулировать и использовать опыт творчески работающих классных руководителей и воспитателей;

  • способность к сотрудничеству с учеными и практиками;

  • умение разрешать творческие споры и конфликты.

В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:

  • общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого - педагогической литературы;

  • креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;

  • постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом воспитания;

  • знание и использование национально - региональных особенностей в контексте воспитательной системы;

  • уверенность и ответственность за порученные дела;

  • способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.

Инновациями в области воспитания могут быть: Инновационные программы воспитания:

    • федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;

    • целевые программы «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».

  • Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого - педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.

  • Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.

  • Инновационные технологии воспитания:

  • национально - образовательные;

  • телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

  • информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);

  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

  • социальное проектирование.

Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя - творца. Профессия учителя-воспитателя все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором. Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок - это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепциимодернизации образования.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей.

Воспитательная система строится на принципах, заложенных в Уставе школы, закона РФ «Об образовании». Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.

Все классные руководители:

 опираются в своей работе на «Календарь традиционных мероприятий», выбирая формы работы с учащимися (индивидуальные, групповые, коллективные);

 определяют содержание и виды деятельности в соответствии с задачами школы, учитывая возрастные особенности учащихся и их потребности.

Деятельность классных руководителей оценивается по результатам:

 участия в объявленных мероприятиях;

 умения организовывать работу с детьми в соответствии с их уровнем развития;

 взаимодействия с родителями, педагогами и общественностью;

 творческого подхода, активности и инициативности.

В реализации меняющихся требований роль классного руководителя особенно значима. Анализ планов классных руководителей показал, что все классные руководители ставят цели работы в соответствии с возможными и желательными эталонами личности обучающихся.

В своей работе классные руководители используют инновационные технологии:

 мониторинг воспитательного процесса;

 тестирование, как один из методов изучения личности обучающихся и прогнозирования развития каждого ученика;

 тренинги; практикумы;

 мониторинг внешкольного образования и воспитания учащихся;

 преподавание на базе средств мультимедиа с использованием ПК;

 проектная деятельность. Работая над реализацией проектов, классный руководитель для себя получает богатейший опыт в плане повышения собственной культуры, творческих способностей, развития фантазии.

 у большинства классных руководителей под рукой всегда ПК, который содержит всю необходимую информацию и повышает качество работы классного руководителя (планирование, итоги успеваемости, памятные даты, содержание работы различных направлений);

 второй год в нашей школе проводится общешкольный смотр открытых классных часов. Для оценки профессиональной компетенции классных руководителей используются принятые критерии: 1)владение методами и средствами педагогической диагностики; 2) учет особенностей аудитории; 3)владение методами и технологиями, развивающими социально-значимые качества; 4)создание комфортного микроклимата. Такая оценка помогает классному руководителю увидеть свои сильные и слабые стороны, повышает его профессиональное мастерство.

В школе имеются возможности повышения профессиональной квалификации классных руководителей:

 работа ШМО классных руководителей, в процессе работы которого, проводится обобщение и обмен опытом работы классных руководителей, повышения профессионального мастерства;

 творческие отчеты;

 работа на педагогических советах школы;

 тестирование, анкетирование и круглые столы.

Результатом работы классных руководителей является:

 осознание обучающимися своей значимости;

 развитие системного мышления, умения ставить и решать проблемы;

 умение добывать информацию и работать с ней;

 умение строить отношения с участниками общения, работать в группе;

 умение реализовать себя в разных видах деятельности и добиваться конкретных целей.

В ходе инновационной работы классные руководители постепенно меняют субъект - объектные отношения между учеником и учителем. В результате все чаще ученик и учитель выступают в роли деловых партнеров.

© 2010-2022