Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.  Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы. Поэтому актуальность проекта «Школьный передвижной музей» очевидна. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Социальный проект «Школьный передвижной музей»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Омолон»

Билибинского муниципального района



Окружной (региональный) конкурс на лучшее ведение краеведческой и мемориально-поисковой деятельности «Память» на территории Чукотского автономного округа в летний период 2013 года



Социальный проект

«Школьный передвижной музей»



Автор проекта:

Выходцева Е.М.

учитель МБОУ «ООШ с. Омолон»



Омолон, 2013

Отличительное свойство варварства беспамятность;

нет ни высокого дела, ни стройного слова

без живого чувства своего достоинства,

чувства собственного достоинства

нет без национальной гордости,

а национальной гордости

нет без национальной памяти.

П.В. Киреевский

Актуальность проекта


В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные к деятельности в реальной жизни для решения практико-значимых задач.

Общепризнано, что сохранить страну, можно только, возродив преемственность поколений, былые традиции. Ведь наша общая цель- укрепление солидарности поколений, создание у людей старшего поколения чувства востребованности, сохранение памяти и приобретение бесценного опыта; развитие исторического и культурного самосознания детей и подростков, изучение традиций и обычаев своего народа.

Интерес к историческим и художественным ценностям растёт день ото дня, потому что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей малой родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живешь.

Сегодняшние учебные заведения должны быть очень динамичной системой, быстро реагирующей на все изменения, происходящие за её порогом. Один из важнейших вопросов, который стоит перед нашим образовательным учреждением сегодня - это возрождение духовных традиций России. Необходимо донести до обучающихся такие основополагающие понятия как: Родина, Отечество, Отчизна, родной край, патриот, герой, ветеран войны и труда. Это можно организовать через работу школьного музея.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы.

Поэтому актуальность проекта «Школьный передвижной музей» очевидна. Во-первых, мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию родного края, каждый может стать хранителем культурного наследия.

Во-вторых, в 2013 году исполняется 75 лет со дня открытия стационарной сельской школы в нашем селе.

В- третьих, в этом году открывается новый современный образовательный комплекс, в котором найдется помещение для школьного музея.


Проблема проекта


  • угроза исчезновения этнокультурных традиций, связей прошлого, настоящего и будущего, толерантности и уважения в сознании и жизнедеятельности жителей и памяти об историческом содружестве наций.

Проектная идея


- договариваться и понимать друг друга можно только в совместном общественно значимом и социально зримом действии, которое нужно организовать в форме культурного обмена

Предпосылки проекта


- наличие первоначального архива - 5 альбомов с фотографиями из истории школы,

- наличие писем с воспоминаниями, написанных выпускниками школы, (приложение3)

- в селе проживают люди старшего поколения - кладезь опыта и мудрости, носители информации об истории села и национальных традициях, мастера-умельцы.

- наличие ученических заметок, сочинений, исследовательских работ, писем, рисунков - это своего рода интеллектуальная собственность нашего народа, которая бесценна.

- электронный вариант экспозиций будущего музея.

Цель проекта


- создание и организация работы школьного передвижного музея, средствами которого содействовать формированию патриотических, духовно - нравственных качеств обучающихся, бережного отношения к истории, культуре, традициям и природе родного края на примерах героического, трудового подвига нашего народа

Задачи проекта


  • Формировать у молодого поколения патриотические чувства, гражданственность, приобщать обучающихся к изучению знаменательных событий своего края.

  • Создавать условия для саморазвития подростков и повышать их социальную активность.

  • Работать с подростками группы риска, привлекая их к работе музея.

  • Организовать досуговую деятельности учащихся с целью предупреждения правонарушений и безнадзорности.

В основе проекта лежит установка на изменение отношения к жизни в социуме, на формирование активной жизненной позиции через самопознание и раскрытие своих возможностей, способностей

МИССИЯ проекта


- укрепление солидарности поколений, создание у людей старшего поколения чувства социальной и личной востребованности, а у младшего поколения - сохранение памяти и приобретение социокультурного опыта путём освоения истории и этнокультурных традиций всех народов, проживающих на территории Омолонского поселения.


Этапы проекта


Название этапа

Срок

Подготовительный

февраль-апрель 2013г.

Основной

май-август 2013г.

Заключительный

сентябрь-октябрь 2013г.


План реализации проекта


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Провести опрос населения о необходимости создания передвижных экспозиций, а в будущем музея (приложение№1)

февраль

инициативная группа, Выходцева Е.М.

2

Сформировать волонтерский отряд из учащихся 5-8 классов и составить план мероприятий

март-апрель

Выходцева Е.М - руководитель проекта

3

Реставрация альбомов с фотографиями, письмами

май-август

1 группа

«реставраторы»

4

Поиск новых экспонатов для передвижной экспозиции

май-август

2 группа

«поисковики»

5

Встреча с жителями села старшего поколения с целью сбора информации

май-август

3 группа

«корреспонденты»

6

Обработка информации

май-август

4 группа

«операторы»

7

Создание презентаций

май-август

5 группа

«режиссеры»

8

Оформление стендов, передвижных экспозиций.

Создание Красной книги Омолона

май-август

6 группа

«дизайнеры», уч-ся школы

9

Оборудование помещения для школьного музея

в течение учебного года

администрация школы, руководитель проекта

Деятельность по проекту


Цель деятельности школьного музея - расширение образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности.

Основными направлениями работы по созданию передвижного музея в нашей школе являются:

1. Поисково-собирательское.

Человек, как дерево, цветёт и растёт вверх, пока живут корни, пока питает земля. И знать, кто жил на ней до тебя - насущная потребность. Настоящее, обязано помнить прошлое, чтоб быть достойным будущего.

Важным этапом в процессе комплектования школьного музея является поисково-собирательская работа. Это направление даст возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. Планируем собирать материал о судьбах наших земляков, об истории школы, об истории развитии родного края.

В рамках года Защиты окружающей среды все учащиеся школы работают над созданием Красной книги Омолона, которая также будет храниться в музее.

«Обо всём могут рассказать только все, а ты расскажи о своём», - по этому мудрому совету Расула Гамзатова на сегодняшний день в школе уже имеется копилка творческих работ обучающихся по истории родного края.

2. Экспозиционное (оформительское).

В рамках данного направления учащиеся оформят стенды и передвижные экспозиции: «Далёкое прошлое» - история образования села Омолон, «Человек славен трудом» - о ветеранах труда, «АлСиб - трасса мужества», «Омолонские мотивы» - экспозиция-рассказ о человеческих судьбах, не о выдающихся общественных деятелях, а о простых селянах.

К 75-летию школы и открытию нового образовательного комплекса реставрируют имеющие альбомы на русском и эвенском языках с письмами выпускников школы и фотографиями, подготовят юбилейную экспозицию «Здесь прописано Детство моё». Уже готовы к оформлению материалы о почетных династиях оленеводов, о знаменитых мастерах вышивки, учителях - выпускниках нашей школы.

3.Экскурсионное.

Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка.

В рамках данного направления учащиеся сами будут учиться проводить экскурсии для желающих

4.Культурно-массовые мероприятия, дела.

Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение уроков по экспозициям, встречи с интересными людьми, работа с местным населением.

В рамках данного направления учащиеся будут проводить культурно-массовые мероприятия (конференции, вечера памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами- афганцами, исторические вечера, музейные уроки).

Предполагаем, что школьный музей поможет учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, проведении интегрированных уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю,

Планируемые результаты проекта

  1. Будет собрана и систематизирована информация об истории родного края, школы, талантливых людях

  2. Будут отобраны материалы для экспозиций по разным направлениям

  3. Будут проведены консультации с руководителями кружков, с экскурсоводами, хранителями материалов, с активистами

  4. Будет составлена годовая программа обучения активистов

  5. Будет организован на постоянной основе школьный передвижной музей, который станет частью социокультурного центра в новом здании школы, а со временем - виртуальный аналог школьного музея

А главное - активное участие школьников в работе школьного музея, организованный досуг, повышение уровня знаний ребят в различных областях, расширение их кругозора

Исполнители и партнеры проекта

Больница

Аэропорт

Администрация сельского поселения

Ассоциация

Коренных

Малочисленных

Народов

Севера

Волонтерский отряд - учащиеся 5-8 кл, рук-ль Выходцева Е.М.

Сельская библиотека


Пожарная часть

МП ЖКХ БМР

МП СХП БМР «Олой»

Метеостанция


Целевая аудитория


- учащиеся нашей школы, педагоги МБОУ «ООШ с. Омолон», родители, социум

Виды ресурсов

- финансовые

- административные

- материально-технические

- человеческие

Список лиц,

непосредственно ответственных

за реализацию проекта


Волонтерский отряд (приложение№2)

  1. Евтынки Екатерина

  2. Евтынки Олеся

  3. Теркинто Елизовета

  4. Курбатова Юлиана

  5. Хабаровский Николай

  6. Коновалов Александр

  7. Кудрявец Алексей

  8. Ягловская Виктория

  9. Татаева Александра

  10. Лаврищук Дарья

  11. Рыкева Марина

  12. Омин Сергей

  13. Щербаков Огюст

  14. Щербакова Ольга

  15. Слепцова Евгения

Руководитель проекта: Выходцева Елена Михайловна -

учитель МБОУ «ООШ с. Омолон»





Приложение №1

Опрос


Инициативная группа в феврале 2013 г провела опрос населения «Нужен ли музей в нашей школе?».

Были опрошены 200 человек разного возраста от 12 до 50 лет. Это ученики, родители, педагоги, жители нашего поселения.

183 человека - это 91,5% ответили «да»,

4 человека - это 2% считают, что в этом нет необходимости,

13 человек - это 6,5% остались равнодушны к этой идее.


Результаты опроса населения



Приложение №2

Распределение ролей в волонтерском отряде

Выходцева Елена Михайловна - руководитель проекта

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

«Дизайнеры

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Евтынки Олеся Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Курбатова Юлиана

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Евтынки Екатерина

«Поисковики»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Омин Сергей

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Хабаровский Николай

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Щербаков Огюст

«Корреспонденты»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Татаева Александра

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Лаврищук Дарья

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Рыкева Марина

«Операторы»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Теркинто Елизовета

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Ягловская Виктория

«Режиссеры»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Коновалов Александр

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Кудрявец Алексей

«Реставраторы»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Щербакова Ольга

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Слепцова Евгения

Приложение №3

Экспонаты, требующие реставрации

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

Социальный проект «Школьный передвижной музей»

© 2010-2022