- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Познай и оцени себя»
Классный час «Познай и оцени себя»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова С.Н. |
Дата | 02.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Наша «тропинка здоровья»
Сохранение здоровья учащихся и формирование потребностей в здоровом образе жизни - важнейшая задача начальной школы.
Два года моя воспитательная система успешно функционирует в классе.
Родители поддержали предложение об основной цели воспитательной системы класса - создание условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Они приняли участие в определении перечня мероприятий, а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой - либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни. Ключевая идея нашей воспитательной работе - это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
ЗАДАЧИ:
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни;
-
Создание благоприятной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между учащимися, между детьми и взрослыми;
-
Развитие творческой активности учащихся, стремление к самовыражению в различных видах полезной деятельности.
Системообразующий вид деятельности - игра «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры - «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям:
- Горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», - это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями - направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно - оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка - слово ребенок. Лепестки цветка - сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, - оказывающие влияние на основные знания и увлечения.
Для учащихся названия лепестков звучат так: «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения». Названия лепестков подсказала книга В. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».
Для привлекательности этот «цветок» сделан цветным. На классном часе, посвященном знакомству с символом нашей жизни в классе, учащиеся натолкнули меня на поиск соответствия цвета его названию. После обсуждения получилось так: красный лепесток - мой организм. Аргументировали тем, что это цвет опасности, а если в организме есть отклонения, нужно сразу обратить на это внимание; желтый - мое настроение, потому что это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение; зеленый - мое отношение к людям и окружающему нас миру, потому что это цвет спокойствия и гармонии. Возник спор о синем и белом лепестках. Остановились на том, что синий цвет - это знания, а белый - творчество, так как знания оказывают влияние на любую из этих сфер ученика.
Идея игры: мы идем по «тропинке здоровья», несем свой «цветок», оберегая его от вредных влияний, получаем знания, приобретаем умения, преодолеваем препятствия. Классные часы - это наши походы по «тропинке здоровья», а походы предусмотрены разные: «Как сохранить и улучшить свое здоровье», «Познай и оцени себя», «Как живешь, «цветок здоровья»?». кроме того, мы провели для начальной школы праздник здорового питания, участвовали в празднике «Папа, мама, я - спортивная семья», в общешкольных творческих конкурсах.
Осознавая, что учащихся младшего школьного возраста свойственно стремление к новому, я обратилась к своим второклассникам с вопросом: «Не подумать ли нам о новом символе нашей «тропинки здоровья», ведь наш «цветок» мы в какой - то степени «вырастили»? Но дети дали отрицательный ответ. Учащимся нравились не только идея, но и сам символ. Он сделан из фольгинированного картона, прикреплен в классном уголке и при попадании на него солнечных лучей переливается всеми цветами радуги. Учащиеся начинают фантазировать, соотносить его цветущий вид с разными сторонами жизни класса: «Он радуется, что никто в классе не болеет», «На перемене мы дружно играем, не ссоримся, вот он и расцвел». Кроме того, он помогал мне осуществлять повседневную воспитательную работу. Например, мальчик обидел товарища. Я спрашиваю его: «Как ты думаешь, в каком состоянии находится твой «цветок здоровья»? Какой лепесток страдает?» он осознает свою вину и извиняется перед товарищем.
Предлагаю коллегам сценарий классного часа, помогающего наладить дисциплину, взаимоотношения между учащимися.
Классный час «Познай и оцени себя»
Цели: учить анализировать свое поведение; способствовать формированию психологического здоровья учащихся.
Оборудование: «цветок здоровья»; аудиозапись песен Е. Крылатова и Ю. Энтина «Прекрасное далеко», А. Ермолова «Новый день», Ю. Верижникова «Мои увлечения»; альбомные листы, цветные карандаши; плакаты с незаконченными фразами; иллюстрации, изображающие общение детей; на доске запись слов, обозначающих положительные и отрицательные качества личности.
При подготовке классного часа использовался материал: Строганова Л.В. Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе (М., 2005).
Ход занятия
-
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Звучит мелодия песни «Прекрасное далеко».
- Мы продолжаем растить свой « цветок здоровья» и в нашем воображаемом походе по «тропинке здоровья» делаем привал. Сегодня мы будем учиться оценивать себя, задавать себе вопрос: «Какой я?» На прошлом классном часе «Как дела, «цветок здоровья»?» мы отметили, что за каникулы у некоторых из вас подвял красный лепесток, так как, к сожалению, ели много сладкого, смотрели телевизор и из - за мороза мало гуляли. И мы продолжили разговор о здоровом образе жизни, пополнили запас знаний, то есть приняли меры по оздоровлению красного и синего лепестков.
Развитию, каких лепестков поможет наш сегодняшний привал, вы попробуете ответить в ходе занятия.
-
Основная часть.
Знакомство «с самим собой».
- Помните, вы делили листок пополам и на одной половине писали, за что вы себя любите, а на другой - за что вы себя не любите? Просмотрев ваши записи, я убедилась, что вы себя плохо знаете, написали очень мало. Поэтому мы сейчас проведем знакомство вас с самими собой, а заодно вы представите себя гостям. Участвовать в этом знакомстве вы будите по желанию. На плакате - подсказка. Вам нужно продолжить фразы:
Я - ученик(ца) 2 класса…
Мой любимый школьный предмет…
Я увлекаюсь…
Я мечтаю стать…
Мои хорошие качества...
Мои недостатки…
Говоря о хороших качествах и недостатках, вы можете воспользоваться словами, написанными на доске. Если какую - то фразу вы затрудняетесь продолжить, можете ее пропустить.
Самооценка. Какая она бывает?
- Две последние фразы говорят о том, как человек оценивает себя - о его самооценке. Если человек себя очень плохо оценивает (это заниженная самооценка), он становится замкнутым, не активным, у него будет мало друзей. Если человек оценивает себя слишком высоко, считает себя лучше всех (завышенная самооценка), он будет хвалиться, зазнаваться, и его за это не будут любить, у него опять же будет мало друзей. Представьте, что кто - то из ребят написал много, за что он себя любит, и мало или совсем ничего, за что он себя не любит. Тогда какой у них будет самооценка? А у тех, которые написали о себе мало хорошего и много плохого, какая у них самооценка? Когда человек видит и свои хорошие, и свои плохие черты - такая самооценка называется правильной или адекватной. Зная свои хорошие качества, человек будет более уверен в себе, а зная свои недостатки, будет бороться с ними, стараться устранить их. То есть правильная самооценка помогает человеку общаться, дружить, добиваться хороших результатов в учебе, спорте и других делах.
Анализ ситуаций.
- Проанализируем две ситуации.
1. Учительница вызвала мальчика к доске отвечать домашнее задание и за ответ поставила ему 4. Он обиженно произнес: «За что? Я все ответил правильно. Мне надо поставить 5, а не 4».
2. Девочка занимается в художественной студии и хорошо рисует. Но когда в студии проходят выставки, она не выставляет своих работ. Ее многие спрашивают, почему она не выставляет свои картины. Она говорит, что они недостаточно хорошие, могут не понравиться людям.
- Что вы можете сказать о мальчике? (Очень любит себя, не видит в себе недостатков, у него неправильная самооценка.)
- Что можно сказать о девочке? (Недооценивает себя, стеснительная, скромная.)
Что вы можете посоветовать мальчику, чтобы он стал лучше? Что можно посоветовать девочке, чтобы она изменилась?
Игровое упражнение «Распускается цветок».
- Я буду рассказывать вам о цветке, а вы показывать позами и движениями, как он рос.
1. Теплый луч солнца упал на землю и согрел в ней семечко (сесть на корточки, голову и руки опустить).
2. Из семечка проклюнулся росток (медленно поднять голову, выпрямить корпус, поднять руки вверх).
3. Из ростка вырос прекрасный цветок (встать, голову слегка откинуть назад).
Осознание цели классного часа.
- Как распустились сейчас ваши воображаемые цветы? Я хотела бы, чтобы так же рос и развивался наш «цветок здоровья», все его лепестки. Что для этого нужно? (Беречь и укреплять свое здоровье, больше знать о здоровом образе жизни, не портить себе и другим настроение, заниматься спортом, доброжелательно относиться к людям и т.д.)
Теперь попробуйте ответить, на развитие каких лепестков может оказать влияние наш привал с беседой о самооценке?
Упражнение на выявление самооценки и на ее повышение.
- У каждого из вас лежат на парте листы, на которых нарисована лестница. Представьте, что на ее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу - самые плохие. Отметьте галочкой или буквой «Я» ту ступеньку, на которой, по - вашему, стоит каждый из вас.
Всем нравится, когда их хвалят. Это помогает добиваться успехов, доводить дело до конца. Теперь подумайте, что у вас плохо получается (в учебе, общении, игре, в любой другой деятельности), а на листочках напишите, что эта деятельность вам нравится и очень хорошо получается. Например, кто - то из вас плохо танцует, а пишет: «Я прекрасно танцую!», у кого - то не получается быстро и правильно ходить на лыжах, а он напишет: «Я очень хорошо катаюсь на лыжах!» Пишите крупными буквами, цветными карандашами или фломастерами.
Звучит песня «Мои увлечения».
- Кто хочет громко прочитать свои предложения? Дома повесьте свои листы с записями на видное место и читайте их.
Учащиеся исполняют песню Ю. Верижникова «Мои друзья».
- В заключение пополним «Копилку хороших поступков». Вспомните о своем хорошем поступке, совершенном вами в течение последней недели, напишите о нем несколько слов и опустите в копилку.
Звучит песня А. Ермоловой «Новый день».
-
Итоги.
- Я думаю, что сегодняшний привал в ходе путешествия по «тропинке здоровья» поможет развитию зеленого, желтого, синего и белого лепестков «цветка здоровья», поднимет всем настроение, поможет правильно относиться к себе и другим людям, воспитывать в себе хорошие качества и развивать свои способности.