Сквернословие школьников, как социально – педагогическая катастрофа

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методической планёрке кл.руководителей.

Тема: Сквернословие школьников, как социально - педагогическая катастрофа.


Эпиграф выступления: «Речь - это показатель ума» (Сенека)

Актуальность.

Среди пороков, распространенных в наше время, не последнее место занимает употре­бление в речи непристойных слов. Можно сказать, этот недуг поразил все слои нашего общества. Родители в семьях сквернос­ловят при своих детях. Дети, в свою очередь, не стесняются проделывать то же самое в общественных местах. Иной подросток и двух слов связать не может без матерного, и никто его не остановит, не запретит ему. И только воспитатели в дет­ских садах, учителя в школах, да некоторые из родителей пытаются привести детскую лекси­ку к тем нормам, которые были приняты в го­ды их молодости. Они выступают как ревнители чистоты русского языка.

Проблема употребления подростками и мо­лодежью нецензурных выражений давно вышла за рамки вопросов коррекционно-педагогической работы с дезадаптированными и педагогически запущенными учащимися. Тема борьбы с ненорма­тивной лексикой в ученической среде весьма актуальна. В настоящее время «вирус сквернословия» поражает детей не только из группы риска, но и из семей вполне благополучных.

Проблема сквернословия имеет свои корни не только в низком уровне жизнеобеспечения и безысходности существования, а в элементарном бес­культурье и невоспитанности.

Термин.

«Сквернословие»,- согласно толковому словарю С. И. Ожегова, - это речь, на­полненная скверными, непристойны­ми словами. Сквернословие историче­ски возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений.

Причины сквернословия.

В общении большую роль играют обычаи, привычки, сложившиеся в практическом жизненном опыте народа. Использование нецензурных выраже­ний обусловлено различными целями: оскорбить, унизить, опорочить; сиг­нализировать о собственной принад­лежности к определенной социальной группе; продемонстрировать неприя­тие социальных запретов, табу; пока­зать свою «свободу», раскованность; усилить эмоциональность речи; снять психологическое напряжение. Подросток стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчи­вость - и вот начинается словесное лихачество, в котором матерщина играет далеко не последнюю роль.

Речевое поведение формируется на уровне привычки еще в дошкольном возрасте. Многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, посколь­ку им свойственно быстро впитывать всё новое и неизведанное. Между тем, дурной пример подают сами взрос­лые. Дети живут в семьях, где употребляют такие «лихие» выражения. Если дети с детства не приучены пользоваться сложнейшим языковым механизмом, речь его будет примитивна и груба. Вот чего надо опасаться родителям!

Если нецензурные выражения по­явились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла про­износимого, тем не менее, прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Взрослые не должны оставлять данные факты без внима­ния. Терпимое отношение к наруше­нию ребенком норм речевого этикета провоцирует формирование привыч­ки сквернословить. Бранные слова поначалу используются неосознанно, потом - для выражения плохого на­строения, неуважения к собеседнику, презрения к нормам морали, а далее уже бесконтрольно, безо всякого пово­да, и на этой стадии побороть данную привычку практически невозможно.

Проявление сквернословия. Сквернословие проявляется по-разному.

Прежде всего, это:

  • Привыч­ное сквернословие, свойственное лю­дям с невысоким уровнем культуры.

  • Сквернословие является также ин­струментом намеренного эпатажа, вызова обществу, стремления нару­шить общепринятые правила, выйти за рамки, а то и просто произвести впе­чатление, ошеломить и запомниться.

  • Особую тревогу вызывает широ­кое распространение так называемого аффективного сквернословия, которое связано с бурным выражением эмо­ций, является взрывной реакцией не только на поведение других людей, но даже на свои собственные (!) действия.

  • Как утверждают специалисты, часто использующий ненормативную лекси­ку человек имеет отклонения в обла­сти психического здоровья, и процесс его деградации продолжается. Это свидетельствует о примитивности личности, повышен­ной вероятности принятия ошибочных решений и использования неконструк­тивных моделей поведения.

  • Ненормативная лексика может использоваться для маскировки инфантильности мышления.

Причины и факторы употребления нецензурных слов под­ростками и молодежью.

1. отражается на образе мышления и качестве речи подростков и молодежи отражаются особенности их повсед­невной жизни. Экономический кризис, утрата людьми чувства социальной защищённости, боязнь безработицы, невозможность в необ­ходимой мере удовлетворять потреб­ности в жилье, пище, одежде провоци­руют в обществе эдакое «вселенское хамство» - ситуативную агрессию, злобу, зависть как реакцию на условия жизни. В сфере языка это проявляется в снижении культуры речи, агрессив­ности диалога, преобладании оценоч­ной лексики, росте вульгарного и не­цензурного словоупотребления.

2. отмена языковой цензуры привела к про­никновению сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лек­сики в средства массовой информа­ции, кино и литературу - важные инструменты социализации молоде­жи. В современной России, произошла смена коммуникативной парадигмы, т. е. доминирующего типа общения. Активизировались специфическая криминально- правоохранительная лексика и лексика шоу-бизнеса. В сти­листической системе русского языка образовалась новая подсистема - об­щенациональный сленг.

3. врагом воспитания являются телевидение, видео и компьютерные технологии. Увлечение просмо­тром телевизионных программ и ком­пьютерными играми значительно затрудняет физическое и творческое развитие детей и подростков.

Пример: Ребенок, сидя перед экраном, ли­шен возможности выполнять самые важные для его развития действия: двигаться, общаться, подражать про­исходящим вокруг процессам, осмыс­ленно делать что-либо. Находясь продолжительное время в неестествен­ной неподвижности, ребенок приходит в состояние повышенного двигатель­ного возбуждения, становится скло­нен к агрессии, пребывает в дурном настроении и ведет себя вызывающе.

4. провоцирующими факторами становятся распространение антигуманных взглядов, пессимизма, Значительная часть молодых людей ориентируется на внешний блеск, «упаковку» в виде дорогой и модной одежды. Среди форм проведения молодёжью свободного времени преобладают пу­стые развлечения, «тусовки», в ходе которых проявляются «стадные» ин­стинкты, в том числе специфический сленг.

5. ускоренная социализа­ция современных подростков приводит к формированию «поведенческой раскованности», психологической неуравновешенности, к неумению со­средоточиться, к распростра­нению поверхностности как личност­ного качества. Этому способствуют: регламентация рутиной учебных занятий, которые становятся всё бо­лее напряженными и насыщенными; высокая степень индивидуальной от­ветственности за качество деятельно­сти; ранняя ориентация на будущую профессию. Вследствие этого усили­ваются тревожность и ощущение оди­ночества, появляются усталость от необходимости все время соответство­вать стандартам, внутренняя неустой­чивость, замкнутость в себе. В итоге: подростки начинают искать утешение в асоциальных увлечениях, стремясь снять психологическое напряжение всеми доступными способами.

6. складывающаяся в Рос­сии американская модель отношения к человеческим ресурсам, согласно ко­торой для прогресса важно отбирать лучших, наиболее подходящих, успеш­ных, компетентных, не только не способствует интеграции школьных сообществ, а наоборот, искусственно провоцирует формирование групп неуспешных, неудовлетворенных уча­щихся-аутсайдеров. Подобный селек­ционный подход проявляется сегодня в школе, начиная уже с первого клас­са. Создание портфолио, в которое иным детям просто нечего поместить; проведение конкурсов, для участия в которых приглашаются не все же­лающие себя проявить; организация воспитательной среды, рассчитанной на ее освоение наиболее продвинуты­ми, подготовленными, - всё это слу­жит цели выявления лучших и одно­временно барьером на пути развития большей части школьников, особенно обладающих индивидуальными осо­бенностями.

7. способствуют биологи­ческие факторы: 1) гормональные из­менения в организме, 2) половое созревание, вы­зывающее желание найти признание у противоположного пола 3) несоответствие биологических данных социальному статусу подростка или юноши, при котором физиологически он является взрослым, а его социальные и психо­логические возможности ограничены. Стремление преодолеть это проти­воречие может привести к принятию внешних атрибутов взрослости, таких как курение, употребление спиртных напитков, сквернословие.

Таким образом, нетрудно заметить, что большая часть перечисленных причин и факторов юношеского сквер­нословия относится к сфере ответ­ственности общества, взрослых, педа­гогической общественности. Взрослые не просто не создают условий для гуманизации жизни де­тей, но активно вытравляют присущие им доброту и чувство сострадания.

Задача педагогов - создать такую воспитывающую сре­ду, в которой не возникнет желания ругать кого-то, демонстрировать пре­зрение:

- роль играет личный пример учителя,

- проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов посёлка,

- предотвращение и устранение конфликтных ситуаций с детьми,

- выработка правил классного коллектива и соблюдение их,

- обсуждение данной проблемы в классном коллективе для дальнейшего решения.

Создать среду, в которой будет расти и крепнуть душа ребенка. Про­блема обеспечения условий для чистоты и красоты речи подрастающего поколения - это осознанный нравственный выбор взрослых и кропотливый, ответственный педагогический труд.

Сейчас сквернословие по юриди­ческим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может со­ответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций. Впрочем, выше суда гражданского и человеческого - суд собственной совести.

Н.Бердяев сказал «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Но, к сожалению, люди оскверняют его нецензурной бранью.

Что же делать? Что противопоставить матерному «валу» в речи подростков и юношей? Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдает человека с головой, дурно характеризуя его. С другой стороны, оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны, так сказать, «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем - припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре, на литературных концертах. Это «лекарство» уже вылечило не одно поколение. Необходимо отказаться от бранной речи и обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета. Это позволит «выразить себя», проявить лучшие человеческие качества в общении.

Своё выступление хочу закончить словами Ивана Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Это клад, это достояние! Обращайтесь бережно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!»

Предложить классным руководителям: материал для беседы, разработки классных часов о сквернословии, о проблемах в общении и несоблюдении речевого этикета. Памятки педагогам и ученикам по профилактике сквернословия.

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ УЧАЩИХСЯ.


  1. Не употреблять в собственной ре­чи нецензурных выражений.

  2. Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж до­стойного и уважаемого человека.

  3. Уметь культурно отдыхать, вла­деть приемами снятия психологиче­ского напряжения.

  4. Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем при­сутствии.

5. Научиться просить прощения, прощать самому.

6. Тренироваться в вежливой и кра­сивой речи. Подобрать для себя литературные выражения для использова­ния в критических ситуациях.

7. Постоянно заниматься самосо­вершенствованием.

  1. Читать хорошую литературу.

  2. Быть разборчивым в выборе дру­зей.

10. Искренне любить людей и боять­ся их обидеть.



5


© 2010-2022