- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект родительского собрания Адаптация ребёнка в школе ( 1 класс)
Конспект родительского собрания Адаптация ребёнка в школе ( 1 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волошина Е.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание
1 класс
На тему: «Проблемы адаптации ребенка в школе»
Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться и привыкать. Школьная дисциплина требует большого напряжения, а первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. К тому же резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому со временем возникают первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Вот о том, как сделать так, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла как можно более быстро и безболезненно, я и хочу поговорить.
Во-первых, следует отметить, что адаптация к школе в целом длится от двух до шести месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника, и имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
Психологические особенности
Организм ребенка должен привыкнуть работать в новом режиме. Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к школьной жизни иногда затягивается на несколько месяцев и не всегда протекает гладко, что проявляется в возникновении повышенной утомляемости, нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу.
У с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
- создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
- формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
- обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психологические наказания;- поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
- развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка;
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
Притча «Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут мешать ему развиваться. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, и которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
Кризис семи лет -
название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Однако с психологической точки зрения все обстоит как раз наоборот. То, с чем сталкиваются родители, - закономерный, необходимый этап в развитии ребенка, который переживает очередной кризисный период. И именно психологическое пространство кризиса является той областью, где ребенок пробует свои новые способности.
Физиологические особенности
На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные "вредности". Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.
Таким образом, отношение ребенка к близкому взрослому на седьмом году жизни коренным образом изменяется. Родители отмечают возникновение новых форм поведения детей в семье, касающихся отношений с близкими взрослыми.
Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение. Это еще раз подтверждает, что кризис - это закономерный этап психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период.
В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их стратегии уже неэффективны. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Если же родители пытаются сохранить старые формы взаимодействия, то это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком и к собственным эмоциональным проблемам. Таким образом, взрослый должен обладать необходимыми знаниями о природе изменений в критический период и быть готовым не только действовать, но и анализировать собственные действия.
Родители первоклассника могут облегчить процесс его адаптации к школе:
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».
-
Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
-
Не торопитесь. Умение рассчитать время - Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
-
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
-
Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
-
Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
-
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
-
После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходим отдых.
-
Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий - 10 минут перерыв.
-
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то ...».
-
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
-
Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье.
-
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-
Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день