Урок по теме Образовательная карта города Нижний Тагил

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Образовательная карта горда Нижний Тагил».

автор: Толпекина С.Н.

учитель экономики I категории

МБОУ СОШ №50 г. Нижний Тагил

Цель урока: создание условий для осуществления свободного выбора профессиональной деятельности в соответствии со своими способностями и притязаниями.

Задачи урока:

- расширение знаний учащихся об учебных заведениях города,

- развитие рефлексивных умений, умений самопознания и самооценки

Тип урока: интегрированный урок совместно с ГЦЗН.

Вид урока: факультативное занятие по экономике.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Основная часть урока.

3. Подведение итогов урока.

Инструментарий:

1. Карточки по количеству учащихся:

«характеристика профессии»,

«Учебные заведения Ленинского района»,

«Учебные заведения Тагилстроевского района»,

«Учебные заведения Дзержинского района»,

«Анализ киноролика»,

«Карточка самооценки»,

«Правила работы в группе»,

2. Географическая карта города Нижний Тагил,

3. Диаграммы «Востребованность молодёжи на рынке труда города».

4. Цветные ярлычки для маркировки карты.

5. Мячик для работы группы.

Содержание урока.

Вступление: последний этап профессионального самоопределения - выбор учебного заведения, дающего профессиональное образование. В настоящее время таких учебных заведений очень много, разобраться самостоятельно выпускнику бывает порой очень сложно. Перед вами последние 2 года остро стояла проблема, какой тип учебного заведения выбрать. С целью решения данной проблемы мы с вами в течение двух лет регулярно проводили факультативные занятия совместно со специалистом кабинета профориентации ГЦЗН - профконсультантом Цыганковой Л. А.

И сегодня на уроке ваша задача - при составлении карты воспользоваться знаниями, полученными на факультативных занятиях.

Начнём мы наше занятие с упражнения «Характеристика профессий».

Мячик по кругу 1:

Вы работаете в группе, парами; каждая пара задает название профессии, передавая мячик той паре, ответ которой хотела бы услышать. Ответ должен опираться на опорную схему на доске. В тетрадях у вас есть более подробный алгоритм построения характеристики профессии, поэтому, тот, кто что-либо забыл, может открыть тетрадь и воспользоваться подсказкой.

Если ваши оппоненты затрудняются с ответом, то вам следует самим дать характеристику профессии.

Работаем быстро, говорим чётко, громко. Я оставляю за собой право прервать ваш ответ, если время будет поджимать.

Итог тренинга: характеризуя профессии, вы не только раскрыли такие понятия, как сфера деятельности, предмет труда, средства труда, условия труда, но и указали способы получения профессии, определяя учебные заведения, готовящие специалистов.

Как выпускники, вы наверняка определили для себя и будущую профессию и учебное заведение, в которое вы планируете поступать после школы для получения этой профессии. Давайте вспомним, какие есть типы учебных заведений.

Мячик по кругу 2:

- назовите типы учебных заведений, готовящих к профессиональной деятельности (ПУ, техникумы, ВУЗы);

- чем ПУ отличается от техникума?

- сравните техникум и ВУЗ.

Предлагаем вам посмотреть 3 видеофильма с профессиограммами, по ходу фильма вы не забываете делать записи в тетрадях с целью последующего анализа видеоролика по известному вам алгоритму. Для тех, кто забыл, как даётся анализ фильма, на доске - напоминание.

Ваша задача - определить тип учебного заведения.

(просмотр 1 фильма - ответ: какой тип ОУ, как пришли к такому выводу; просмотр 2 фильма - ответ; просмотр 3 фильма - ответ).

Вы без труда определили типы ОУ.

При подготовке к уроку вы получили задания выяснить, какие типы учебных заведений есть в каждом районе города (Ленинском, Тагилстроевском, Дзержинском), каких типов учебных заведений больше в том или ином районе. Сейчас проверим, как вы справились с д.з.

Все ли типы учебных заведений есть в нашем городе? (отвечают эксперты)

На основе собранной вами информации составлены карточки - памятки с названием учебного заведения, его адресом, телефоном; есть графа для примечаний. Вы эти карточки оставите себе на память. Но давайте памятку сделаем более наглядной и информирующей.

Цветными карандашами вы закрашиваете горизонтальную графу следующим образом: ПУ - синий цвет;

техникумы, колледжи - зелёный цвет;

ВУЗы государственного образца - жёлтый цвет;

филиалы и представительства - красный цвет.

Эти цвета мы перенесём и на географический вариант образовательной карты города, который предложим вашему вниманию спустя некоторое время.

Делаем вывод:

Какого типа учебных заведений в Тагиле больше, а каких меньше? (больше всего филиалов и представительств ВУЗов, а меньше всего в городе ВУЗов государственного образца - 2).

Какие специальности, по-вашему, востребованы в Тагиле? Для этого вспомним, какие в Тагиле градообразующие предприятия? (НТМК, УВЗ).

Что означает понятие «градообразующее предприятие? (То, что почти половина работоспособного населения занята в сфере деятельности данных предприятий).

Что из этого следует? (То, что рынок труда Тагила требует рабочие специальности).

Где можно получить рабочую специальность? (В ПУ, техникуме).

Но мы с вами видим, что в городе очень много представительств и филиалов ВУЗов, где готовят специалистов различных профилей, позднее выпускник такого учебного заведения, получив высшее образование, выходит на рынок труда и предлагает свои услуги.

Что может ожидать выпускника на рынке труда города, расскажет профконсультант ГЦЗН Цыганкова Л.А. (выступление специалиста ГЦЗН г. Нижний Тагил)

ИТОГ УРОКА.

Итак, предлагаем вам продукт вашей деятельности на уроке - вариант образовательной карты, глядя на которую можно составит представление об

учреждениях, осуществляющих профессиональное образование в нашем городе.

Чем полезен был для вас сегодняшний урок?

- ещё раз обобщили информацию об учебных заведениях города;

- повторили, как даётся характеристика профессий;

- выявили разницу между типами УЗ;

- проявили навыки исследовательской работы при подготовке к занятию (работали со справочниками, обобщали и группировали информацию).

Напоследок, предлагаем вам оценить себя и урок, заполнив «Карточку самооценки».

Карточка самооценки.

- что узнали нового:

- что хотели бы изменить в уроке:

- какой балл за работу на уроке заслуживаете (1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий):

АНАЛИЗ ВИДЕОРОЛИКА.

НАЗВАНИЕ

ПРОФЕССИИ.


ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;





ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРОФЕССИЕЙ.




СПОСОБЫ

ПОЛУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИИ.

Правила для учащихся, работающих в группе.


  1. ВЫСЛУШАЙ МНЕНИЕ ТОВАРИЩА, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ НЕ СОГЛАСЕН С НИМ.


  1. ПЕРЕСКАЖИ МЫСЛЬ ДРУГОГО, ЕСЛИ ОНА ТЕБЕ НЕ ЯСНА.


  1. СТРЕМИСЬ ПРИНЯТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТОВАРИЩА.


  1. ИЩИ РАЦИОНАЛЬНОЕ В ВЫСКАЗВАНИИ ДРУГИХ.






© 2010-2022