- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проектная неделя Мирный класс-мирная школа
Проектная неделя Мирный класс-мирная школа
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дубинина(Шейфер) В.А. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проектная неделя
« Мирный класс - мирная школа!»
Автор программы:
Дубинина Виктория Анатольевна
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и - к вседозволенности, агрессивности. Агрессивность - помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить. Сейчас, как никогда, важно воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Я являюсь классным руководителем 9 класса и могу сказать , что мой класс не является образцово-показательным: : один - не успевает, у другого - нет понимания с коллективом, учителями, у третьего - страдает дисциплина, у четвертого - неполадки в семье. Случаи проявления жестокости у нас происходят не чаще и не реже, чем в других классах . Надо также отметить, что в этом году ребятам пришлось нелегко, так как всем классным коллективом мы были переведены из одного образовательного учреждение в другое. Я как классный руководитель переживала за процесс адаптации детей и поэтому решила провести в классе проектную неделю, с целью предпринять что-то против детской неосмотрительности, эгоизма и жестокости.
С другой стороны, споры и конфликты тоже относятся к опыту повседневной жизни учеников. Спорные ситуации являются важными моментами социального сосуществования и серьезно влияют на формирование личности ребенка. Однако многие учащиеся по причине недостаточно развитых жизненных навыков не имеют схемы поведения в конфликтных ситуациях и ведут себя недопустимо («зуб за зуб», «глаз за глаз») или же остаются совершенно пассивными, никак не реагируя на проявления жестокости и насилия.
Таким образом, у меня и моих коллег возникло желание научить детей поведению в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению конфликтов. Научить этому за один урок или даже за неделю невозможно, но можно создать модели поведения, на которые дети могут опираться в конфликтных ситуациях.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель: создание системы по формированию у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Задачи:
-
развивать умение к анализу и осмыслению получаемой информации, развивать рефлексию;
-
способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя самого и другого;
-
создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через воспитательную работу;
-
воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов;
-
создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье, через организацию работы проекта.
Участники проекта:
-
учащиеся 9-го класса, в том числе дети « группы риска» ;
-
классный руководитель, школьный психолог, социальный работник;
-
родители.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.
Процесс обучения детей поведению в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению конфликтов состоит из следующих этапов:
-
Постановка проблемы (основание - социальная значимость: мирный класс- мирная школа; мониторинг микроклимата в классе );
-
Определение стратегии, постановка целей и задач (основание - переход от традиционного к инновационному подходу; реальные условия класса);
-
Разработка путей реализации целей и задач (программа проекта);
-
Выделение ресурсов (материальные, интеллектуальные).
Определение проблемы. Актуализация проекта вызвана проблемами переходного возраста, а их много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
В рамках рационального подхода к названной проблеме решение может состоять в расстановке приоритетов и нахождении эффективных решений для улучшения ситуации.
Разработка стратегии. Обучение поведению детей в конфликтных ситуациях и конструктивному разрешению конфликтов основано на стратегии, направленной на повышение уровня нравственно-этических норм поведения учащихся и уровня знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье. Школа - одно из основных мест, где эта стратегия имеет хороший потенциал для достижения результатов.
Разработка методов и форм реализации целей и задач. Решение поставленных задач требует эффективных методов и форм работы. Эффективность используемых методов и форм работы определяется комплексностью и системностью подхода к процессу реализации поставленной цели. Большое значение имеет характер сотрудничества и взаимодействия класса с социальным окружением .
К основным формам и методам, позволяющим формировать у учащихся социальные компетенции, а также содействовать расширению знаний, развитию умений и формирование навыков учащихся, которые помогут им избежать социально негативные девиации в моделях поведения относятся:
-
Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
-
Социальное проектирование.
-
Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости, психотерапевтические занятия).
-
Классные часы.
-
Беседа.
-
Диагностика.
-
Ролевые и деловые игры.
-
Мозговой штурм.
-
Круглый стол.
-
Дискуссия.
-
Мини-спектакли.
-
Дебаты.
-
Изучение отдельных случаев.
-
Консультации с учащимися и с родителями
-
Творческие конкурсы.
Ресурсы. К определяющим ресурсам относятся: кадровые (специальные знания, высокая мотивация к деятельности), организационные (имеющийся опыт работы других классных руководителей), инновационные (интерактивные методы обучения, здоровьесберегающие технологии). В процессе реализации проекта возможна корректировка и реорганизация ресурсного обеспечения.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№
Мероприятия
Ответственные
День недели
1.
Подготовительный этап.
Родительское собрание:
« Профилактика жестокости - что могут сделать родители?»
( Приложение 1)
Классный руководитель, творческая группа учащихся
понедельник
2.
Час общения: « Кто я? Какой я?»
( Приложение 2)
творческая группа учащихся, классный руководитель
вторник
3.
Представление и анализ творческих работ на тему: « Мы за позитивное общение!». Оформление классного уголка творчества.
учащиеся классный руководитель
среда
4.
Внеклассное мероприятие: « Учимся жить без конфликтов»
(Приложение 3)
творческая группа учащихся, классный руководитель
четверг
5.
« Круглый стол»- совместная встреча родителей, учащихся и педагогов.
творческая группа учащихся, классный руководитель
пятница
6.
Подведение итогов работы проекта. Опрос учеников по поводу недели
Творческая группа проекта
суббота
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
повышение уровня нравственно-этических норм поведения учащихся;
-
высокий уровень сплоченности классного коллектива и их родителей;
-
возрастание интереса родителей к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;
-
участие социума в формировании положительных качеств характера ребенка.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
В конце проектной недели проводится опрос учеников.
Анкета
1 2 3 4 5
-
Как понравилась тебе проектная неделя?
2. Какие мероприятия понравились больше всего?
Какие не понравились?
-
Вы делали на уроках что-то еще, кроме общих мероприятий?
Это было интересно?
Что тебе больше всего запомнилось?
4.. Считаешь ли ты, что благодаря этому в классе стало меньше конфликтов?
5. Надо ли повторять подобные недели?
-
Чему ты лично научился за эту неделю?
-
Доволен ли ты своим классом?
-
Дружишь ли ты со всеми одноклассниками?
-
Какие у тебя отношения с учителями?
-
Какие отношения у тебя с родителями?
-
Сколько тебе лет?
-
Ты мальчик или девочка?
Легенда: 1- очень хорошо
2-хорошо
3-нормально
4-не очень плохо
5- очень плохо