Организация и проведение экскурсий в природу

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация и проведение экскурсий в природу


Федорова О.В.


Сомневаться в пользе и необходимости экскурсий в природу - значило бы отрицать прописные истины.

Экскурсии позволяют последовательно формировать систему экологических знаний у школьников, подвести их к пониманию актуальной в наши дни проблемы взаимоотношения природы и общества, сформировать знания о научных основах охраны природы, привить чувство бережного отношения к ней, вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране природы.

Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя с классом или кружком. На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные факторы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимообусловлены.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

  1. Помните, экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

  2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

  3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

  4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

  5. Избегайте длинных объяснений.

  6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

  7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут.

  8. Умейте сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.

  9. Закрепите материал экскурсии в памяти учащихся на следующих уроках.

Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазить без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

Исходя из этой воспитательной позиции, учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жучками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет школьников (по их согласию) на группы по 3- 5 человек, каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при передвижении, за сбор учащихся на определенных этапах экскурсии, обеспечивает построение их возле учителя. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит школьников работать в коллективе.

Каждый ученик на экскурсии ведет полевой дневник, где записывает: тему, цель, свое экскурсионное оборудование, маршрут, место и время, отмечает характеристику погоды, используя условные обозначения, индивидуальное задание, методику его выполнения и результат экскурсий. Отчет в дневнике дополняется фотографиями, рисунками, заметкой в школьную газету или на стенд, сочинением.

Обработка собранного на экскурсии производится уже в школе.

Темы для экскурсий ботанических и вообще естественноисторических могут быть двоякого рода: 1) отдельные представители растений; 2) объекты и явления общего порядка, например, растительные ценозы (сообщества).

Так, если на экскурсии изучаем особенности и свойства сосны, березы, ольхи- знакомимся с отдельными представителями древесных пород. Если исследуем, в чем сказывается влияние деревьев друг на друга, на растительный покров, почву и т.д. - изучаем лес как растительный ценоз.

А если специально следим за насекомыми, перелетающими с цветка на цветок, и производящими их опыление, на разнообразном конкретном материале - разбираем общий вопрос об опылении растений.

Темы и того, и другого порядка необходимы. Нельзя увлекаться общими вопросами, не изучив предварительно конкретный материал, а вводя его только попутно. Нельзя прямо начинать с общих вопросов еще и потому, что на первых шагах обучения дети по своему развитию не способны к охвату таких вопросов. С другой стороны, нельзя ограничиваться изучением только отдельных конкретных форм, отдельных представителей, взятых хотя и в большом количестве. Это не дает понимания природы в целом.

Среди экскурсий по естествознанию ботанические экскурсии наиболее распространены. Типы ботанических экскурсий очень разнообразны. Знакомство с растительным миром обычно начинается на сезонных экскурсиях (весенняя растительность, осенние явления в мире растений) в парк, лес, сад, огород. Такие экскурсии дают основу для фенологических наблюдений, которые в дальнейшем ведутся учащимися самостоятельно.

Более четкие представления об отдельных растениях в связи с окружающей их средой, о растительном мире как результате постоянного взаимодействия между растительными организмами и средой обитания учащиеся получают на экскурсиях в растительные сообщества - лес, луг, озеро, болото и на экскурсиях по изучению сельскохозяйственных растений и связанных с ними сорняков.

В маршрут экскурсии целесообразно включать не более двух - трех ландшафтов, различающихся экологически, например: светлый и тенистый лес, суходольный и заливной луг, поля с разной степенью засоренности посевов. Наибольшим признанием пользуются экскурсии в лес, когда учащиеся работают самостоятельно на целом ряде этапов.

Так, выбрав насаждения различного возраста, учитель предлагает учащимся установить возраст, высоту, толщину составляющих их деревьев.

Экскурсия «Половое размножение у растений»

  1. Осмотрите березы, в каком состоянии найдете их сережки? Есть ли тычиночные, есть ли пестичные? На какую стадию цветения указывает состояние сережек березы?

  2. Проделайте те же наблюдения над осиной, над дубом. Если дуб еще не отцвел, обратите внимание на развитие его пестичных и тычиночных цветов. Одновременно ли созревают тычинки и пестики у дуба?

  3. Пронаблюдав за различными деревьями и кустарниками, отметьте, какие из них находятся в цвету. Какие уже плодоносят? Какие еще не зацветают? Где раньше зацветают одни и те же деревья - в городских садах или лесу? Составьте списки и возьмите образцы для гербария (срезать, а не рвать).

  4. Запишите у каких пород цветы однополые, какие деревья и кустарники однодомны и какие двудомны.

  5. При составлении гербарной таблицы цветущих в день экскурсии деревьев и кустарников отметьте в ней, какие породы ветроопыляемы.

  6. Какие из известных вам трав зацветают, цветут и отцветают? Составьте списки.

  7. Осмотрите отцветшие фиалки. Найдите у них поздние цветы и плоды. Чем поздние цветы фиалок отличаются от весенних: а) по виду; б) по расположению. Сделайте заключение о способе их опыления. Образцы возьмите для гербария.

  8. В травяном покрове леса поищите блестящие, темно - зеленые округло- почковидные листья копытня. Найдите у этого растения цветы. Подумайте, почему эти цветы пользуются нередко самоопылением. Возьмите цветущий копытень в гербарий.

  9. Чем отличаются по строению цветов двудольные растения (лапчатка, звездчатка, чина, лютик) от однодольных (ландыш, рябчик, тюльпан, ирис). Сосчитайте число листочков околоцветника и тех и других (простой или двойной околоцветник). Какие численные отношения характерны для цветов двудольных и однодольных растений?

  10. Вскройте завязь в каком- нибудь цветке и в лупу рассмотрите ее содержание (например, хохлатка). Что вы нашли внутри завязи?

  11. Ознакомьтесь с особенностями насекоопыляемых цветов и с взаимоотношением их с насекомыми. Для этого проделайте следующие работы:

11.1 Проследите, какие цветы посещаются какими насекомыми. Не посещают ли один и тот же цветок разные насекомые? Не посещают ли одни и те же насекомые разные цветы?

11.2 Во второй половине мая обратите внимание на шиповник, цветы которого привлекают внимание насекомых обилием пыльцы, но не имеют нектара. Проследите за работой пчел на нем, как они собирают пыльцу.

В итоге экскурсий может быть создана небольшая выставка. В тех случаях, когда экскурсионный материал нельзя в достаточной степени изучить в природе, необходимо продолжить его рассмотрение в ходе практической лабораторной работы. Все собранные во время экскурсии материалы должны быть приведены в порядок и обработаны.


© 2010-2022