- Преподавателю
- Классному руководителю
- Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»
Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Альбина В.Ш. |
Дата | 07.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Актуальность
В младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в школьном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Книга в жизни младшего школьника», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни школьника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность детей и родителей.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Данный проект позволяет осуществить одно из приоритетных направлений работы МБОУ СОШ № 4 - художественно - эстетическое развитие обучающихся
Цель
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи
-
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
-
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
-
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
-
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
-
Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
-
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
-
Возрождение традиции домашнего чтения.
-
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
-
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Основное содержание проекта
Современная система школьного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания школьников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и школе.
В семье
В школе
ежедневное чтение детям художественных произведений
ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми
ввести в круг чтения детскую периодику
ввести в круг чтения детскую периодику
контролировать процесс семейного чтения, давать рекомендации родителям по организации семейного чтения
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения
развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного
привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал
активизировать работу библиотеки (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки
вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помещаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение; «письмо», адресованное детям автором произведения; словесное рисование, цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры - драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры - драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение учителя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация подпроекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Участники
Формы взаимодействия
обучающиеся
непосредственно образовательная деятельность;
организация книжной библиотеки в классе;
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
дневные литературные чтения;
создание книг-самоделок, книжные выставки;
тренинги, ситуативное обучение;
мастерская по изготовлению творческих работ;
родители
презентация опыта семейного воспитания;
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи
традиция «Гость класса»
родители, обучающиеся
открытые мероприятия с участием родителей;
конкурс семейной рукописной книги;
арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
экскурсия в филиал библиотеки искусств;
книжные выставки «Книжный парад»;
традиции класса: «Книга напрокат», «Книжное дерево»;
литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я - читающая семья»
Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.
Информация о внедрении проекта публикуется на Сайте МБОУ СОШ № 4.
Ресурсное обеспечение проекта:
- фонотека, видеотека, книжная библиотека, познавательные фильмы о родном крае.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
- детская художественная литература.
Технические средства обучения:
- Компьютер - LG;
- Процессор - SKAT, Pentyum(R) Dual-Core;
- Монитор - LG;
- Мультимедийная установка
Целевая аудитория:
Участниками проекта «Папа, мама, я - читающая семья» являются:
классный руководитель, библиотекарь, родители.
Функциональные обязанности участников проекта.
Должность
Функциональные обязанности
Классный руководитель
Разрабатывает локальные акты;
Разрабатывает методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в рамках внедрения проекта;
Контролирует воспитательно-образовательную деятельность;
Взаимодействует с родителями;
Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями;
Организует воспитательно-образовательную деятельность;
Внедряет новые формы работы с детьми и родителями;
Оформляет развивающее пространство.
Библиотекарь
Взаимодействует с родителями;
Организует книжные тематические выставки;
Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях»
Обеспечивает программно-методическое обеспечение;
Разрабатывает сценарии литературных КВН, турниров, праздников.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
-
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
-
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
-
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
-
Провести анкетирование родителей.
-
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
-
Обновить развивающую среду.
-
Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
-
Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
-
Внедрить новые формы работы с детьми.
-
Конкурс чтецов.
-
Книжная ярмарка (обмен книгами).
-
Конкурс «Суперобложка для любимых книжек своими руками».
-
Создание рукописной книги.
-
Конкурс книжных закладок.
-
Передвижная книжная выставка.
-
Работа волонтёрского отряда в библиотеке, МБДОУ № 48,49,52.
-
Проведение библиотечных уроков и часов воспитательной работы для учеников 1-2 классов «Книга - наш лучший друг и помощник!».
-
Создание буктрейлеров и электронных читательских дневников в 3-4 классах.
-
Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
-
Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
-
Осуществить контроль реализации проекта.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Заключительный этап.
-
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
-
Обработать результаты реализации проекта.
-
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
-
Провести презентацию проекта в рамках классного конкурса «Электронный дневник»
-
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
-
I. Ожидаемые результаты проекта
-
1. Методические продукты
- Создан проект «Папа, мама, я - читающая семья», ориентированный на семьи, воспитывающие детей младшего школьного возраста;
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- Созданы буктрейлеры по книгам: «Волшебник изумрудного города», « Королевство кривых зеркал».
3. Повышение рейтинга МБОУСОШ №4 в социуме
- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте МБОУ СОШ № 4 в сети Интернет;
- Творческий отчет о внедрении проекта «Книга в жизни младшего школьника»;
- Публикация на сайте «Инфоурок.ру»
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»