Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»

Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Социальный проект «Книга в жизни младшего школьника»Актуальность

В младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в школьном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Книга в жизни младшего школьника», которые заключаются в следующем:

- Книга и мир видеотехники в жизни школьника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.


МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность детей и родителей.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Данный проект позволяет осуществить одно из приоритетных направлений работы МБОУ СОШ № 4 - художественно - эстетическое развитие обучающихся

Цель

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи

  1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

  4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

  5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Ожидаемый результат

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

  2. Возрождение традиции домашнего чтения.

  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.


МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»

Основное содержание проекта

Современная система школьного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания школьников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и школе.

В семье

В школе

ежедневное чтение детям художественных произведений

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми

ввести в круг чтения детскую периодику

ввести в круг чтения детскую периодику

контролировать процесс семейного чтения, давать рекомендации родителям по организации семейного чтения

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал

активизировать работу библиотеки (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни

Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помещаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение; «письмо», адресованное детям автором произведения; словесное рисование, цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

- сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- игры - драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

- театрализованные игры - драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение учителя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация подпроекта предполагает:

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.


МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»


Участники

Формы взаимодействия

обучающиеся

непосредственно образовательная деятельность;

организация книжной библиотеки в классе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги, ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

родители

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи

традиция «Гость класса»

родители, обучающиеся

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;

выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

экскурсия в филиал библиотеки искусств;

книжные выставки «Книжный парад»;

традиции класса: «Книга напрокат», «Книжное дерево»;

литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я - читающая семья»

Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.

Информация о внедрении проекта публикуется на Сайте МБОУ СОШ № 4.

Ресурсное обеспечение проекта:

- фонотека, видеотека, книжная библиотека, познавательные фильмы о родном крае.


МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»

Методическое обеспечение:

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

- детская художественная литература.

Технические средства обучения:

- Компьютер - LG;

- Процессор - SKAT, Pentyum(R) Dual-Core;

- Монитор - LG;

- Мультимедийная установка
Целевая аудитория:

Участниками проекта «Папа, мама, я - читающая семья» являются:

классный руководитель, библиотекарь, родители.

Функциональные обязанности участников проекта.

Должность

Функциональные обязанности

Классный руководитель

Разрабатывает локальные акты;

Разрабатывает методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в рамках внедрения проекта;

Контролирует воспитательно-образовательную деятельность;

Взаимодействует с родителями;

Взаимодействует со специалистами;

Взаимодействует с родителями;

Организует воспитательно-образовательную деятельность;

Внедряет новые формы работы с детьми и родителями;

Оформляет развивающее пространство.

Библиотекарь

Взаимодействует с родителями;

Организует книжные тематические выставки;

Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях»

Обеспечивает программно-методическое обеспечение;

Разрабатывает сценарии литературных КВН, турниров, праздников.


МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»

План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап.

  1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

  2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

  3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

  4. Провести анкетирование родителей.

  5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

  6. Обновить развивающую среду.

  7. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

  1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

  2. Внедрить новые формы работы с детьми.

  • Конкурс чтецов.

  • Книжная ярмарка (обмен книгами).

  • Конкурс «Суперобложка для любимых книжек своими руками».

  • Создание рукописной книги.

  • Конкурс книжных закладок.

  • Передвижная книжная выставка.

  • Работа волонтёрского отряда в библиотеке, МБДОУ № 48,49,52.

  • Проведение библиотечных уроков и часов воспитательной работы для учеников 1-2 классов «Книга - наш лучший друг и помощник!».

  • Создание буктрейлеров и электронных читательских дневников в 3-4 классах.

  1. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

  2. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

  3. Осуществить контроль реализации проекта.



МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»

Заключительный этап.

  1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

  2. Обработать результаты реализации проекта.

  3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

  4. Провести презентацию проекта в рамках классного конкурса «Электронный дневник»

  5. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.

Ожидаемые результаты и социальный эффект:


  1. I. Ожидаемые результаты проекта

  1. 1. Методические продукты

- Создан проект «Папа, мама, я - читающая семья», ориентированный на семьи, воспитывающие детей младшего школьного возраста;

- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;

- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

2. Информационно-практические продукты

- Созданы буктрейлеры по книгам: «Волшебник изумрудного города», « Королевство кривых зеркал».

3. Повышение рейтинга МБОУСОШ №4 в социуме

- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте МБОУ СОШ № 4 в сети Интернет;

- Творческий отчет о внедрении проекта «Книга в жизни младшего школьника»;

- Публикация на сайте «Инфоурок.ру»


МБОУ СОШ № 4 г. Муром

«Воспитательное пространство класса

на основе социального проектирования»






© 2010-2022