Профориентация в начальной школе

представлена презентация, примерное планирование по профориентации в начальных классах, рекомендации по организации профориентации в начальных классахПроблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, форми...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентация в начальной школе.

Мартынова Т.Г. ГБОУ СОШ №30 г.Сызрани

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

  • развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.



Примерные виды и формы работы в 1 классе

Сентябрь

Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»

Октябрь

Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии

Ноябрь

Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями

Декабрь

Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)

Январь

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения

Февраль

Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам экскурсии

Март

Экскурсия по городу

Апрель

Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле»

Май

Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад

Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Примерные виды и формы работы во 2 классе

Сентябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода

Октябрь

Экскурсия на хлебозавод

Ноябрь

Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»

Декабрь

Знакомство с профессией портнихи.

Январь

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Февраль

Профессии наших пап

Март

Знакомство с профессиями наших мам

Апрель

Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря

Май

Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных растений из черенков

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Примерные виды и формы работы в 3 классе

Сентябрь

Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода

Октябрь

Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы

Ноябрь

Экскурсия на спасательную станцию

Декабрь

Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного

Январь

Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин

Февраль

Я мастер. Сделай своими руками подарки папам

Март

Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Апрель

Знакомство с профессией повара

Май

Работа на пришкольном участке

Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Примерные виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера

Октябрь

Работа на пришкольном участке.

Ноябрь

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.

Декабрь

Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.

Январь

Профессия моих родителей (встречи, беседы)

Февраль

Экскурсия в конный клуб

Март

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира

Апрель

Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на огороде»

Май

Беседа «Чем я могу помочь дома»

Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.


© 2010-2022