- Преподавателю
- Классному руководителю
- Нравственное воспитание ( из опыта работы)
Нравственное воспитание ( из опыта работы)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щеколдина Л.М. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Щеколдина Лилия Михайловна учитель начальных классов. В 1988 году закончила Камышловское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. В настоящее время получает высшее образование в УрГПУ. Стаж работы учителем начальных классов 27 лет.
Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Поэтому приоритетным в работе считаю нравственное воспитание.
Основные задачи моей деятельности в этом направлении:
-
развитие у детей желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
-
формирование умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора
-
самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию
отношений.
Нравственное воспитание младших школьников становится одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Уже с 1 класса ввожу понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Чтобы развить нравственное сознание школьников, помогаю им осмысливать как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей, взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы помогает выработке у детей способности сопереживания, формирует их положительные нравственные эмоции.
Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Именно поэтому я уделяю особое внимание внеклассной работе, особенно проведению игр, КТД, праздников, сюрпризов, конкурсов. Я провожу тематические классные часы по нравственной тематике, дискуссии, организовала цикл бесед «Уроки нравственности», Это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Мы вместе с детьми проводим такие праздники: «Первый раз в первый класс» «Осень в гости просим!», «Что такое счастье?», «Мамин праздник»,«Красота весны», «Масленица», «Прощай азбука», «День Победы», другие, а так же игры: «Дружба с первого взгляда», «Поле Чудес», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», КВН «Дом друзей»
КВН «Девчонки и мальчишки» и др.
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ученике желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни - это одна из задач моей работы.
Также я участвую в подготовке и проведении коллективных творческих дел и акций школы: «День Защитников Отечества», «День Победы», «10000 добрых дел», «Неделя добра». При этом происходит обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеучебной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов.
Способствует воспитанию нравственности личный пример родителей, поэтому провожу родительские собрания в игровой форме на тему «Моя семья», «Папа, мама, я - читающая семья!», «Папа, мама, я - спортивная семья!».
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.