- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Создание условий для профессионально-трудового воспитания школьников с нарушением слуха во внеурочное время»
«Создание условий для профессионально-трудового воспитания школьников с нарушением слуха во внеурочное время»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Ю.В. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Создание условий для профессионально-трудового воспитания школьников с нарушением слуха во внеурочное время»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Профессионально - трудовое воспитание одно из самых сложных и важных направлений в работе воспитателя. Цель этой работы: подготовить школьников с нарушением слуха к сознательному выбору профессии, формировать качества личности важные для успешной трудовой деятельности. Работа ведётся систематически, целенаправленно, поэтапно (с учётом возрастных особенностей учащихся), имеет комплексный и коррекционно-развивающий характер. Тесное взаимодействие с педагогом- психологом, социального педагога, воспитателя, сурдопедагогом, родителями позволит сформировать у выпускника профессиональное самоопределение. Координирующем звеном в этой работе является воспитатель, так как он большую часть времени проводит непосредственно с ребёнком, несёт ответственность за его социализацию.
Система профессионально-трудового воспитания представлена в следующем виде. Воспитатель координирует работу по формированию социально- бытовых навыков и профориентации школьников. Родители выявляют индивидуальные особенности и интересы ребёнка, помогают осознанному выбору профессии. Кл. руководитель, учителя - предметники планируют и проводят профориентационные мероприятия. Учитель труда, руководители кружков организуют мероприятия с показом результатов труда учащихся (выставки, конкурсы), помогают применять специальные трудовые навыки в повседневной жизни. Сурдопедагог осуществляет работу по расширению специального словаря, развивает коммуникативные навыки. Медико - социально психологическая служба выявляют профессиональные интересы и возможности с помощью анкетирования.
Для создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников , которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе и о профессиональной деятельности, мною была разработана программа по социально - личностному развитию: «Я и моя будущая профессия» Учитывая психофизические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, темы занятий разработаны таким образом, чтобы школьники смогли не только получить знания о профессиях, но и осознавать свои личностные возможности среди выбранных профессий. Практическая значимость данной программы состоит в формировании профессионального самоопределения, посредством знакомства с миром профессий.
-
Задачи программы
-
Познакомить выпускников с различными видами профессий;
-
Выявить с помощью диагностики у учащихся способности к различным профессиям;
-
Познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми.
-
Формировать у учащихся умения целепологания, самоопределения с помощью профессиональных проб.
5.Формирование социально-личностной готовности к вхождению в социум
Трудовая подготовка учащихся в школе- это воспитание таких необходимых человеку качеств, как трудолюбие, уважение к любому виду труда. Честность, порядочность, личная ответственность, инициатива, готовность к профессиональному самоопределению..
Основные направления деятельности профориентационной работы.
Профориентационая работа в моём классе ведется по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительская: информационные листки, сменный стендовый материал «В мире профессий», презентации с описанием профессий, подходящих для наших воспитанников, викторины, подготовка памяток в помощь выпускникам; беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения. Серия профориентационных бесед: «На пути к будущей профессии», «Что значит правильно выбрать профессию», «Влияние профессии на дальнейшую жизнь человека», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности» , «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка».
2. Психодиагностическая работа - позволяет воспитанникам сделать правильный выбор, учитывая особенности личности. В диагностический блок входят - тесты, анкеты, опросники, которые предполагают формирования у учащихся представления о самом себе, об особенностях своего темперамента, мышления, памяти, внимания, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах. Исходя из поставленных целей используются следующие диагностические методики:
-
дифференциальный-диагностический опросник Е.А. Климова.
-
опросник Айзенка.
-
опросник «коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявского и Б.А. Федорошина.
-
тест готовности выпускника школы- интернат
Для детей моего класса больше подошел дифференциальный- диагностический опросник Е.А. Климова.
Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 вопросов. Испытуемым необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Испытуемым рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.
Список детей 9 б
Кол-во балов
Типы профессий
Профессия
Акуленко Д
6.б
Человек-техника
маляр
Беловодченко В.
5.б
Человек- техника
столяр
Кукштель К
5.б
Человек- техника
Швея
Усольцева Г
7.б
Человек- худ. образ
повар
Прохватилин Н
6.б
Человек- техника
строитель
Список детей 8г
Кол-во балов
Типы профессий
Профессия
Афонасьева А.
7.б
Чел- худ. образ
фотограф
Борисенко А
6.б
Человек-техника
монтажник
Бондарев К.
7.б
Человек- техника
строитель
Пяткова И
5.б
Человек-худ. образ
парикмахер
Провела анкетирование по личным качествам выбранных детьми профессий а также выбирали качества, которые больше подходят им . И по этим качествам учащиеся выбирали для себя профессию.
3. Практическая работа- занятия, в ходе которых учащиеся имеют
возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, осваивают приемы самовоспитания, саморегуляции.
-
Профориентационные экскурсии формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, знакомят с производственным процессом, содержанием и условиями труда рабочих специалистов. Ученики моего класса побывали на следующих предприятиях:
Хлебозавод № 1.
Лесхоз
Мебельная фабрика : «Эй- Би»
Швейная мастерская «Модекс»
Салон красоты «Элен»
-
Профориентационные деловые игры : «Поступление на учебу. Прием на работу» , «Я хочу у вас работать», «День открытых дверей».
«В регистратуре поликлиники», «В кассе вокзала», «Салон красоты»
«Права потребителя»
-
Заполнение деловых бумаг:
Практические занятия: «Как написать свое резюме», «Как правильно написать заявление, доверенность». «Заполнение анкеты».
5.Врачебно-профессиональная консультация включает изучение состояния здоровья воспитанников и рекомендации при выборе профессии и специальности в соответствии с состоянием его здоровья. В нашей школе многие дети обучаются с диагнозом легкая умственная отсталость, которым помимо черт, свойственным всем выпускникам интернатных учреждений характерны и специфические, к которым относится отставание в развитии мышления( как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение анализировать свои способности для успешного выполнения задания. Он нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
Основные формы работы: классные часы, беседы о профессиях, тематические и практические занятия, конкурсы рисунков, целевые экскурсии на предприятия города, игры-викторины, сюжетно- ролевые и деловые игры. Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда.
Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом имея в виду трудности, с которыми встречаются дети-сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.
Предложения:
-
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.
-
Организация посещений учащимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.
-
Организация экскурсий и проведение встреч с выпускниками школы, получивших образование и работающих по своей специальности.