Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраКонкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добраМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей «Политэк» г. Волгодонска





Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


«Пирамида добра»

модель воспитательной системы




Автор:

Власенко Мария Васильевна

классный руководитель 9 «Б»

учитель высшей категории





2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

О себе …………………………….……………………………………….3

Паспорт…………………………………………………………………....4

Введение………………………………………………………………......6

1 Аналитическое обследование воспитательной системы………..7

1.1 Характеристика класса…………………………………………….7

1.2 Мониторинговые исследования…………………………………...9

2 Модель воспитательной системы «Пирамида добра».................13

3 Реализация воспитательной системы «Пирамида добра»……...14

3.1 Цель воспитательной системы……………………………………14

3.2 Задачи воспитательной системы………………………………….14

3.3 Принципы самооценки…………………………………………….14

3.3.1 Результаты внедрения самооценки……………………………….15

3.4 Принципы человечности…………………………………………..16

3.5 Принцип индивидуализации………………………………………17

3.6 Средства воспитательной системы……………………………….18

3.7 Профориентационная работа……………………………………...19

3.8 Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности классного руководителя………………………………….26

4 Формы реализации класса по направлениям……….…………….28

4.1 Этапы воспитательной работы…………………………………….28

4.2 Основные направления воспитательной работы…………………29

4.3 Привлечение родителей к процессу социализации учащихся…..33

5 Перспективы развития классного коллектива……………………35

6 Выводы……………………………………………………………...37

7 Приложения………………………………………………………...38

8 Список использованной литературы………………………….…..43

















О СЕБЕ


С чего же начать...Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Работа занимает главную часть в моей жизни. До обеда я учитель английского языка и классный руководитель, после обеда соц. педагог. В течение трех лет работала школьным уполномоченным по правам ребенка. Занимаюсь мониторингом учащихся, питанием, оздоровлением детей, в том числе и из Юго-Восточной Украины. На каникулах работаю начальником приходящего лагеря вот уже 3-й год. Председательствую и имею членство в разных комиссиях: по контролю питания, в Федеральной программе по правильному питанию в г. Волгодонске. Недавно вошла в состав городского Общественного совета.

В этом году впервые выпустила 9 класс и набрала 10-классников. Ребята у меня замечательные - творческие, спортивные, умные! "Веду" их со 2 класса, поэтому мы одна большая семья со своими проблемами, задачами, успехами.

Знаете, люди часто задают вопрос, люблю ли я детей. Для меня, это то же самое, как вопрос - люблю ли я людей. Да, люблю, но не так как это многие себе представляют. «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке» (Януш Корчак, польский педагог, писатель, врач и общественный деятель) По отношению к детям представляю себя как батарею с горячим отоплением - надежное, ровное, постоянное тепло. Поступки важнее пустых слов.

Как творческая личность организую в школе разные мероприятия для детей, как по предмету, так и в рамках воспитательной деятельности - фестивали, конкурсы, концерты. В этом году мы с ребятами планируем помогать детям из Украины в освоении учебной программы.

Обожаю находить и пробовать что-то новенькое - учусь создавать рисованные презентации, участвую в образовательных форумах, семинарах, вебинарах, городских конкурсах, как с классом, так и для повышения своего профессионального Я, собираю интересные презентации, разрабатываю свой сайт (infourok.ru/vlasenko-mariya-vasilevna), изучаю нестандартные подходы в обучении, регулярно использую аудио - и видеоматериалы, а также пишу в разные научные журналы. Люблю замечать интерес детей на своих уроках и учить их тому, что знаю и умею.

Именно так я и живу...

ПАСПОРТ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Наименование модели воспитательной системы

«ПИРАМИДА ДОБРА»


Основание для разработки системы

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ФГОС второго поколения, Программа развития МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска «Качественное образование - достойное будущее» на 2014-2019 годы, направления деятельности воспитательной системы учреждения, материалы наблюдения, тестирование, анкетирование, анализ результатов, мониторинга

Автор программы

Классный руководитель 9 «Б» класса - Власенко Мария Васильевна

МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Цель реализации воспитательной системы


Создание необходимых условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданского самосознания, толерантности, интеллектуального и творческого потенциала через самоактуализацию, стремлению к здоровому образу жизни, саморазвитию и самореализации на основе программы наставничества, к успеху на основе социального партнерства с социумом.

Задачи


  1. Формировать нравственные качества учащихся и потребность в нравственных поступках и делах.

  2. Воспитывать гражданско-патриотическое мировоззренческое самосознание, уважение к национальным традициям и обычаям Донской земли, толерантное отношение к народам России.

  3. Развивать творческие и организаторские способности, лидерские качества учащихся через воспитательную программу профильного педагогического отряда (автор Бурнаева Т. А., наставник-организатор).

  4. Стимулировать учебную и творческую инициативу, потребность в компетентностных знаниях.

  5. Создавать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации потенциала собственного Я для достижения определенного успеха в жизни.

  6. Обеспечить воспитанникам условия для максимальной самореализации посредством работы в лицейском ученическом самоуправлении (ЛУС), через участие в коллективно-творческой деятельности.

  7. Укрепление социального партнерства с семьей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки подросткам по программе «Ковер мира» (автор Трубкина Н. В., педагог-психолог).

Условия достижения

Взаимодействие всех участников воспитательной системы (классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов лицея); доверие и поддержка, тьюторство, наставничество, сотворчество и сотрудничество

Основные направления

  • интеллектуально-познавательное

  • гражданско-патриотическое

  • духовно-нравственное

  • поликультурное

  • трудовое

  • профилактическое

  • спортивно-оздоровительное

  • профориентационное

Сроки реализации

Первый этап - проектирование воспитательной системы - адаптации и ориентации; 1-ое полугодие 2013 - 14 учебный год

Второй этап - внедрение воспитательной системы - включения; 2-ое полугодие 2013 - 14 учебный год

Третий этап - становление и развитие воспитательной системы - включения; 2-ое полугодие 2013 - 14 учебный год, 2014 - 15 учебный год

Четвертый этап - обновление воспитательной системы - рефлексии; 2015 год

Исполнители программы

Классный руководитель, учащиеся, родители, педагоги лицея и дополнительного образования, общественность

Ожидаемый результат

В итоге реализации воспитательной системы класса у учащихся сформированы:

- способность к познавательной деятельности, анализу и системному подходу;

- способность к постижению нравственных ценностей общества, осознание своего «Я»;

- способность взаимодействовать с окружающими по принципам гуманизма;

- освоение социальных полей;

- наличие потребности в самореализации, в позитивном преобразовании мира, в самосовершенствовании;

- осознанное отношение к здоровью, положительное отношение к спорту, негативное отношение к вредным привычкам;

- сформированы навыки социального партнерства с социумом.

Система контроля

Проведение мониторинговых исследований личностного роста учащихся, на основе данных анализа и принятие соответствующих решений в период воспитания учащихся (тьюторство как педагогическая поддержка)





ВВЕДЕНИЕ


«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты»

(Бетховен)


Писательница Кэтрин Райан Хайд сочинила книгу «Заплати вперед», а режиссер Мими Ледер сняла по ней фильм, ставший культовым. Эти женщины и не подозревали, что главная идея придуманной истории зажжет сердца людей всего мира. Идея была проста: помогите трем людям и попросите, чтобы каждый из них помог еще троим. Те сделают добро еще девяти другим, и так далее. Так в геометрической прогрессии вырастет пирамида добра.

Основной принцип Я - ТЕБЕ, ТЫ - ДРУГОМУ

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Пирамида добра «Рау It Forward» («Заплати вперед») - так называется общественное движение, возникшее после выхода фильма. Оно захватило весь мир. Есть сайт, на котором люди проводят виртуальные стрелочки от себя к другим, рассказывая о добрых делах. Там же лежат карточки-визитки, которые можно дать в руки тому, кого поддержали, чтобы долго не объяснять всю структуру: я тебе, а ты - еще кому-то. Кто-то устраивает марафон добрых дел, кто-то никак не афиширует свои поступки, а кто-то даже не знает, что является частью процесса мирового масштаба.

Именно это общественное движение послужило толчком для создания и реализации воспитательной системы класса «Пирамида добра» в рамках основных компонентов воспитательной системы лицея. Данная система рассчитана на период с 7 по 9 класс.

Воспитательная система класса - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.

Роль классного руководителя «проводника по стране знаний» и «старшего товарища». Он помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально - личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

  1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ПИРАМИДА ДОБРА»


1.1 Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива


Общие сведения о классе

Наш классный коллектив существует уже пятый год. В 7 классе у нас не было новичков, ни одного второгодника. Количество учащихся-29 человек. Из них 16 юношей и 13 девушек.

На конец 2014-2015 учебного года 5 учащихся имеют аттестаты особого образца, 9 «хорошистов», 6 учащихся закончили 9 класс с тремя «тройками». Таким образом, на сегодняшний день качество обучения класса составляет 48%, уровень обученности - 100%.

Замечаний по дисциплине нет.Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Место среди параллельных классов школы - 1.

Наш классный коллектив работает в стиле сотрудничества, сотворчества, соуправления, где учителю отводится роль «тьютора».


Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы

В классе есть несколько лидеров - по успеваемости, в творчестве, по спортивным успехам - все они составляют актив класса, которые вовлекают в свою деятельность других учеников личным примером, доброжелательным отношением, методом убеждения.

Учитывая давнюю сплоченность коллектива, основной ценностью для ребят является «человечность». Ни социальное положение, ни внешние данные, ни успеваемость не имеют решающего значения при решении общих дел. Традиционно в нашем классе проходят поздравления именинников, учителей, ветеранов, родителей в творческой форме. Ребятам не требуется напоминать о каком-либо значимом событии в жизни класса, лицея, страны. В их памяти всегда есть место таким праздникам и значимым датам как «День матери», «День пожилых людей», «День толерантности», «День победы» и др.

Открытая критика, связанная с успеваемостью, внешностью, социальному положению, отсутствует. Чаще всего ребята критикуют друг друга за отсутствие школьной формы, грубость в отношении взрослых и одноклассников, опоздания на значимые мероприятия, намеренную ложь. Самокритика у ребят, чаще всего, бывает в случае неудачи по результатам каких-либо учебных работ.


Характер общения учащихся в группе

Ребята самоорганизованы в разные группы - творческие, спортивные, трудовые, социальные - независимо от пола и социальной успешности в классном коллективе. В 5-6 классах мы проводили диагностику по следующим диагностическим методикам изучения классного коллектива: «Фотография», «Урок физкультуры», «Дом, где я живу» и др. (см. приложение №1)

Творческий потенциал и творческая активность учащихся

В 2013-2014 году в лицее прошел конкурс на лучшую эмблему учреждения. Ученица нашего класса Заруднева Ирина выиграла соревнование «Символ и девиз», сумев грамотно обосновать каждый элемент и каждое слово нового девиза нашего лицея.

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

1.2 Мониторинговые исследования

По последним результатам мониторингового исследования были получены следующие результаты: уровень адаптированности и нравственности учащихся 9 «Б» класса значительно выше, чем в параллельных классах.

Высокий уровнень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа учеников ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».

Данное исследование было проведено по методике для изучения социализированности личности (см. Приложение №2).

Сравнительная гистограмма уровня социальной зрелости обучающихся 9-х классов в 2014-2015 учебном году

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся


23 ученика вовлечены во внеурочную деятельность, остальные занимаются с репетиторами по иностранному языку, биологии, химии, математике. 3 посещают СЮТ, 9 - активно участвуют в олимпиадах по школьным предметам, остальные занимаются в творческих коллективах или спортивных секций города - 5 закончили художественную школу, 3 занимаются вокалом, 3 выступают в танцевальных коллективах города, юноши занимаются боксом, карате, дзюдо, футболом, волейболом, баскетболом, плаванием.

Охват детей дополнительным образованием

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Социальный портрет семей

Социальная картина классного коллектива: семьи учащихся имеют как служащий, так и управленческий состав. В целом семьи материально обеспечены, родители занимаются воспитанием детей. Преобладает состав родителей со средним специальным образованием. В основном родители относятся к школе доброжелательно.

Неблагополучных семей нет. Детей из малоимущих семей - 4 человека.


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Результаты диагностики удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А. А. Андреевым) (см. Приложение №3)


Данная методика позволяет корректировать воспитательную работу, выбирать наиболее интересные мероприятия и дела, которые повлияют на развитие учащихся и достижению цели воспитательной системы школы.

Группа вопросов

2012-2013

30 чел.

7 класс

2013-2014

29 чел.

8 класс

2014-2015

29 чел.

9 класс

1

Отношения с учителями

3,1

3,3

3,3

2

Отношения со сверстниками

3,6

3,7

3,7

3

Самовыражение

3,4

3,4

3,5

4

Общий уровень удовлетворенности

3,3

3,4

3,4

Результаты изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

(разработана доцентом Е. Н. Степановым)

Методика проводится один раз в конце года, среди родителей классов всех параллелей: с 5 по 9. Анкеты раздаются родителям на родительских собраниях и заполняются здесь же. Благодаря полученным результатам администрация школы имеет возможность корректировать работу учебного заведения, благодаря пожеланиям родительской общественности. Все предложенные вопросы родителям условно можно разделить на 5 групп:

1. Отношения в коллективе учащихся.

2. Отношения с учителями.

3. Обучение и развитие.

4. Досуг.

5. Здоровье.

6. Социализация ребенка.

Группа вопросов

2010-2011

2011 -2012

2012-2013

1

Отношения в коллективе учащихся

3,6

3,7

3,7

2

Отношения с учителями

3,3

3,2

3,7

3

Обучение и развитие

3,4

3,4

3,5

4

Досуг

3,3

3,3

3,3

5

Здоровье

2,4

2,5

2,3

6

Социализация ребенка

3,1

3,2

3,4

7

Общий уровень удовлетворенности по классу

3,5

3,5

3,6

Общий уровень удовлетворенности родителей работой школы и классного руководителя складывается из среднего показателя 3,3. Это значит, что среди родителей школы присутствует высокий уровень удовлетворенности работой школы. Это доказывает, что все меры, применяемые педагогическим коллективом, не проходят впустую, а находят благодатную почву. Но административный и педагогический коллектив замечает и не оставляет без внимания проблемы, которые волнуют родителей: большая загруженность детей уроками, что приносит здоровью ребенка некоторый вред. Над этим еще предстоит работать коллективу.

Формирование здорового образа жизни.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КЛАССА

Сводная ведомость

Критерии

Физическое развитие

Физическая подготовка

Группа здоровья

год

И

Н

Д

Н

С

В

О

П

С

Ос.

Май

2012-2013

20%

50%

30%

14%

62%

24%

89%

13%

5%

3%

Май

2013-2014

14%

72%

14%

7%

65%

28%

85%

10%

3%

2%

Май

2014-2015

11%

84%

5%

7%

68%

25%

88%

10%

1%

1%

Условные обозначения:

Физическое развитие:

Физическая подготовка:

Группа здоровья:

И - избыток веса

Н - ниже среднего

О - основная

Н - норма

С - средний

П - подготовительная

Д - дефицит вес.

В - выше среднего

С - специальная

Ос.- освобожденные


2013-2014 - «Президентские спортивные игры»: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, велосипедный спорт. Команда лицея «Политэк» (7-8 классы) заняла 3 место в легкой атлетике. Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


  1. МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ПИРАМИДА ДОБРА»

Цель воспитательной системы




Задачи воспитательной системы



Принципы




человечности

индивидуализации

самооценки




средства




экскурсии, походы, выезды

личный пример учителя

профориен-тация

система классных часов

лус






Результат:

- система нравственных ценностей (личность, семья, коллектив, дружба);

- активное участие в жизни класса, лицея, города, области;

- знания о предприятиях города, профессиях;

- стремление к здоровому образу жизни;

- саморазвитие и самореализация на основе программы наставничества





Р








материально-техническая база

совместная деятельность учителя

помощь родителей




условия

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛНОЙ СИСТЕМЫ «ПИРАМИДА ДОБРА»

Цель воспитательной системы




Создание необходимых условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданского самосознания, толерантности, интеллектуального и творческого потенциала через самоактуализацию, стремлению к здоровому образу жизни, саморазвитию и самореализации на основе программы наставничества, к успеху на основе социального партнерства с социумом.

Задачи воспитательной системы



  1. Формировать нравственные качества учащихся и потребность в нравственных поступках и делах.

  2. Воспитывать гражданско-патриотическое мировоззренческое самосознание, уважение к национальным традициям и обычаям Донской земли, толерантное отношение к народам России.

  3. Развивать творческие и организаторские способности, лидерские качества учащихся через воспитательную программу профильного педагогического отряда (автор Бурнаева Т. А., наставник-организатор).

  4. Стимулировать учебную и творческую инициативу, потребность в компетентностных знаниях.

  5. Создавать воспитательно - образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации потенциала собственного Я для достижения определенного успеха в жизни.

  6. Обеспечить воспитанникам условия для максимальной самореализации посредством работы в лицейском ученическом самоуправлении (ЛУС), через участие в коллективно-творческой деятельности.

Принципы самооценкиУкрепление социального партнерства с семьей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки подросткам по программе «Ковер мира» (автор Трубкина Н. В., педагог-психолог).




В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС второго поколения провозглашена совершенно новая задача образования и произошла смена смысловых ориентиров деятельности образовательного учреждения. Школьное образование на современном этапе должно создать условия для становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.

Режим обучения в современных условиях должен быть обеспечен не только внешней мотивацией к учению, но и внутренней, связанной с саморегуляцией процесса развития личности, основанной на самооценке.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности.

Доминирующие функции самооценки таковы:

констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить...)

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Изучив технологии: технологию саморазвивающего обучения Ухтомского А.А. - Селевко Г.К., технологию управления самообучением Леонова Н.Ф., технологию критического мышления, описанную С.И.Заир-Беком, я разработала и адаптировала методическую систему «Создание условий для саморазвития личности ученика через самооценку на уроке и во внеурочной деятельности».

На уроке:

• за основу взят системно - деятельностный подход обучения;

• введение самооценки на каждом уроке.

Во внеурочной деятельности:

• создание условий для формирования опыта различных видов деятельности;

• организация, оказание помощи при подготовке и участии в мероприятиях;

• создание и заполнение портфолио ученика.


Результаты внедрения самооценки

1. Средний показатель качества знаний составляет 71%;

3. Средний балл - 4,1

4. Участие обучающихся и воспитанников в мероприятиях различного уровня от школьного до международного (олимпиады, конкурсы, семинары, игры и т.д.) составляет 10% от количества всех участников школы.

5. Создан благоприятный нравственно-психологический климат в ученическом коллективе. Стиль общения - тьюторство.



Принципы человечности




  1. Быть милосердным и добрым. Творить добро бывает гораздо сложнее в мелочах, в бытовом масштабе, нежели спасать мир. Об этом и говорит первый принцип - в каждой ситуации, которыми наполнен каждый день человека, есть разные линии поведения и, соответственно, варианты действий. Выбирая тот, который несет в себе добрый посыл, вы не только делаете хорошо себе (потому что добро всегда возвращается), но и вдохновляете других поступать также. Не только эпидемии и привязчивые слова распространяются от человека к человеку, милосердие и внимание к другим тоже могут заражать людей.

  2. Быть смелым. Чем дольше существует человечество, тем точнее отрабатываются проторенные дорожки, и тем легче становится им следовать. Быть смелым не обязательно означает идти наперекор устоям и обществу - вероятно, вам этого вообще не хочется. Быть смелым значит делать то, чего хотите вы, поступать так, как вы чувствуете и говорить то, что думаете. Имейте смелость мечтать. Имейте смелость творить. И, главное, имейте смелость действовать.

  3. Всегда помнить, что вы не одиноки. Очень часто нам кажется, что мы одни против всего мира. Что никто не может помочь нам, и мы все должны делать сами. Принимать на себя ответственность за свою жизнь и поступки - очень хорошо, но не стоит замыкаться в пузыре собственных «могу» и «делаю», потому что существуют вещи, неподвластные человеку или то, чего точно не сделаешь в одиночку. Помните о двух вещах: во-первых, вы не одиноки - оглянитесь: вокруг множество людей, готовых и способных вам помочь, оказать поддержку. Верьте в людей. Во-вторых, как бы вы ни относились к религии, глупо отрицать, что кроме человека нет никаких высших сил. В этом мире существует нечто гораздо большее, чем каждый из нас в отдельности. Для кого-то это Бог, для кого-то - Вселенная, для кого-то - единство всех живых существ. Не забывайте, что вы не одиноки в масштабе огромного мира. Вы не потеряетесь, за вами приглядывают, вам помогают, о вас заботятся. Всегда.

  4. Находиться здесь и сейчас. Один из главных жизненных принципов, которому сложнее всего следовать: оставаться в настоящем, жить им. Реальность такова, что если вы не будете управлять своим настоящим, либо ваше прошлое будет определять вас, либо будущее будет построено кем-то другим. А для того, чтобы управлять настоящим, нужно находиться в нем. Развивайте осознанность, учитесь фиксироваться в «здесь и сейчас».

  5. Анализируйте. Прожить жизнь, не пытаясь понять причины и следствия своих собственных действий, событий своей жизни - значит, потратить ее впустую. Не плывите по течению словно бревно, садитесь в лодку и управляйте ее движением. Для этого вам понадобится стать анализатором происходящего как внутри, так и вокруг вас. Анализируйте себя - если вы поймете себя, вам будет доступно понимание всего мира.

  6. Исследуйте. В нашем прекрасном мире хватит поводов для удивления на жизнь каждого человека. Не теряйте любопытства ребенка, смотрите на все так, как будто видите впервые. Не бойтесь исследовать новое, делать открытия любого масштаба, и ваша жизнь никогда не будет скучной. Уже сейчас она наполнена тысячами удивительных вещей, о которых стоит узнать, которые стоит заметить и изучить. Живите с широко открытыми глазами, сознанием и сердцем.

  7. Любите. Без любви самая яркая жизнь - лишь тень того, какой она могла бы быть, впусти человек в нее самое высшее чувство - любовь. Дарить и принимать любовь для того чтобы быть счастливым также важно, как дышать и питаться для того чтобы жить. Довериться чувствам - рискованно и страшно, но помните второй принцип? Будьте смелее, когда дело касается любви, потому что только она может сделать вас по-настоящему счастливым. Любовь - высшая награда, и она требует большого труда. Любовь нужно холить, лелеять, поддерживать и развивать - тогда ее плоды сделают вас самым счастливым из людей.


Принцип индивидуализации



Под индивидуальным понимается такое обучение, когда педагог обучает каждого ребенка отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Преимущество такой формы обучения в том, что педагог-воспитатель имеет непосредственный контакт с ребенком и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.

Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ребенка и его познавательные возможности.

В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диагностической, коррекционной, экспериментальной, антропософской, христианской, педагогики мира, коллективного творческого воспитания, сотрудничества, ненасилия.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностно-ориентированное обучение», «личностный подход».

Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.

Личностно-ориентированное образование направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в познании, в учебной деятельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Личностный подход - это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в контексте системы гуманистического типа воспитания личность ребенка рассматривается как общечеловеческая ценность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений.

средства




Лицейское ученическое самоуправление (ЛУС)


В нашем лицее есть ученическая организация СМиД - "Союз Мальчишек и Девчонок" и активно работает ЛУС (лицейское ученическое самоуправление). Ребята 9 «Б» класса активно сотрудничают с президентом ЛУС и являются членами СМиД.

ЛУС - важная и необходимая часть воспитательного процесса в лицее. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и pеализовывать их в интересах своего коллектива. Участие обучающихся в ЛУС способствует формированию более четкой осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений для достижения общественно значимых целей. Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Девиз ученической организации СМиД: Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

«Сделанное для себя, умирает вместе с нами, сделанное для других, остается навечно»

Цели ученической организации СМиД:

- самовыражение каждого члена организации через участие в ее конкретных делах;

- защита прав и выражение интересов учащихся;

- создание условий для раскрытия возможностей личности.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ





В моем классе ведется активная работа по профориентации учащихся. Уже с 7 класса ребята являются членами педагогического отряда «Лабиринт». Наш девиз «Найди свой путь!»


Воспитательная программа для профильного отряда летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Летний.ру»

«Лабиринт» - это временная творческая группа подростков - добровольцев, объединённых общей целью - выполнять роль наставников в детском приходящем лагере на базе лицея «Политэк».

Стержнем программы является последовательность изучения этапов наставничества:

  1. «Я расскажу, ты послушай»;

  2. «Я покажу, ты посмотри»;

  3. «Сделаем вместе»;

  4. «Сделай сам, я подскажу»;

  5. «Сделай сам, расскажи, что сделал».


Каждый этап предполагает использование обратной связи.

Цель:

  • создание условий для освоения детьми новой социальной роли;

  • участие каждого члена группы в качестве наставника в конкретных делах.

Задачи:

  • формирование у школьников навыков общения и толерантности;

  • создание благоприятных условий для нравственного и интеллектуального развития личности школьников;

  • формирование качеств, помогающих реализовать себя как неповторимую личность;

  • профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.

Основные принципы деятельности:

- Самостоятельность;

- Ответственность;

- Равноправие и сотрудничество;

- Гласность;

- Коллективность.

Права:

- на проявление собственной активности в организации работы в соответствии с целями и задачами;

- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности и получение на них объяснений и ответов;

- на участие в планировании деятельности организации и выполнение принятого плана.

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Обязанности:

- действовать на благо лицея, заботиться о чести и поддержании традиций и авторитета лицея;

- достойно, культурно вести себя, заботься о красоте родной речи;

- проявлять уважение к старшим;

- уважать взгляды и убеждения других людей;

- уважать свободу и достоинство другого человека;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровья своих товарищей;

- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным.

Основные мероприятия в лагере:

- организация досуговой деятельности в лагере


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра



городской конкурс среди приходящих лагерей «Город мастеров», 3 место (см. Приложение №4)


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

городской конкурс отрядов ЮИД,

3 место

городской дистанционный конкурс «Грамотный потребитель»


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

праздник для детей приходящего лагеря «Хеллоуин»

День толерантности


- проведение игр и учебных занятий в кружке «Английский клуб», в компьютерной мастерской «КОМПиК», кружке «Донской край», «Математическая шкатулка», «КОМПАС» (работа со школьным уполномоченным)

- организация и проведение Первенства по плаванию среди приходящих лагерей


Основные мероприятия в течение учебного процесса:

- открытие семинара директоров, посвященное службе медиации

- проведение учебного занятия по медиации для учащихся 3-х классов «Письмо обидчику» в рамках семинара

- выпуск информационной газеты «ПРИшКОЛЬНАЯ»Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

- организация и участие в Ушаковском фестивале

- ежегодная акция «Чистота - лучшая красота» (проведение единых классных часов по теме «Гигиена и здоровье»)

- дисциплинарные рейды членов ЛУС, направленные на проверку внешнего вида учащихся, опозданий, отсутствия по причине болезни, прогулов










Исследование по профориентации 9 «Б» класса

На вопрос «В какой сфере деятельности Вы хотели бы себя проявить?» были получены следующие результаты


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра



Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Ребята помогают младшим товарищам в выборе следующих профессий


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра







личный пример учителя




Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности классного руководителя


Год

Деятельность

2010

Городской конкурс «Педагог года, лауреат»

Выступление на пед. совете «Метод рейтингов»

Руководитель НОУ, 2011-2013

2011

Уполномоченный по правам ребенка, 2011-2014

Диплом за участие в конкурсе дублеров Мэра города

Сертификат Южной региональной школы инновационного бизнеса за участие в специализированном интерактивном семинаре "Права человека в современном мире", Ростов-на Дону 2011

Выступление на городском МО «Валеологические подходы в обучении предметам гуманитарного направления»

2012

Подготовка агитбригады ЮИД, 3 место

Выступление на семинаре уполномоченных

Соц. педагог 2012-2015

Член жюри «Педагог года-2012»

Член комиссии ОГЭ 2012-2015

Выступление на городском МО «Здоровьесберегающие технологии на уроках ин.языка»

Выступление на пед. совете «Инновационный подход в обучении на уроках иностранного языка»


2013

Грамота консультанту команды, участвовавшей в городском конкурсе «Грамотный потребитель 21 века», 1 место в номинации "Презентация команды"

- Выступление пед. отряда на семинаре директоров по медиации, учебное занятие

Первенство по плаванию среди приходящих лагерей, 1 место

Общешкольное мероприятие "День толерантности" (освещение в СМИ), телеканал АНК

И. о. председателя Управляющего совета лицея (2013-2014)

Член Общественного совета по вопросам образования в г. Волгодонска (2013-2015)

Благодарственное письмо от Депутата Волгодонской городской Думы М. Л. Плоцкера

Благодарственное письмо от уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области И. А. Черкасова, Ростов-на-Дону 2013

Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая среда лицея «Политэк» в рамках реализации программы «Путь к здоровью» (сертификат), Москва 2013

Почетная грамота Управления образования за организацию приходящего лагеря, приказ от 09.09.2013 № 44

Городской конкурс уполномоченных, 2 место

- Выступление на городском МО «Инновационные технологии на уроках ин.языка»


2014

Городской конкурс среди приходящих лагерей «Город мастеров», 3 место

Первенство по плаванию среди приходящих лагерей, 1 место

VII Международная научно-практическая конференция «Структурные этапы деятельности классного руководителя в системе нравственного воспитания школьников», Чебоксары 2014

Общешкольное мероприятие в рамках недели иностранного языка «Ретро-party»

Председатель городского этапа всероссийского конкурса «Разговор о правильном питании»

Выступление на пед. совете «Воспитательная система классного руководителя»

2015

Создание личного сайта

Благодарственное письмо от родительского комитета
























  1. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

совместная деятельность учителя





  1. ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Класс

Направление

Целевая установка

Ожидаемый результат

5

«Школа безопасности»

  • Формирование ЗОЖ

  • Побуждение к активной учебно-познавательной деятельности

  • Развитие навыков общения

Способность к познавательной деятельности, анализу и системному подходу

6

«Школа самопознания»

  • Раскрытие личностных качеств

  • Расширение знаний о мире и человеке в меняющемся мире

  • Развитие способностей к самопознанию

Способность к постижению нравственных ценностей общества, осознание своего «Я»

7

«Школа толерантности»

  • Ориентация на диалог культур и гуманистические ценности

  • Развитие способностей к самопознанию и дальнейшему совершенствованию

  • Раскрытие и совершенствование направленности личности, нравственных основ

Способность взаимодействовать с окружающими по принципам гуманизма


8

«Школа права»

  • Освоение социальных полей

  • Формирование установки на толерантность и объемное видение мира

  • Расширение знаний о правах, свободах и ответственности

Освоение социальных полей

Способность организовывать взаимодействие на принципах гуманизма


9

«Школа самоопределения»

  • Формирование установки на активную жизненную и гражданскую позицию, на позитивное отношение к миру

  • Создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и освоение других культур

  • Раскрытие устойчивого интереса к определенным видам деятельности

Наличие потребности в самореализации, в позитивном преобразовании мира, в самосовершенствовании


  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Учебно-познавательное направление:

Задачи:

- подготовка школьника к жизни через развитие его духовных качеств

- развитие духовных потребностей на основе добровольного выбора;

- содействие интеллектуальному развитию школьника;

Формы реализации:

- тематические классные часы (День матери, День пожилого человека, День толерантности, Законы России и Ростовской области и др.) Одной из самой эффективной формой воспитательной работы является проведение классных часов, которые представляют большие возможности для изучения личности ученика.

- беседы, связанные с проблемами обеспечения безопасности жизни, с проблемами антиалкогольной и антинаркотической пропаганды; беседы, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, толерантности.

- мероприятия по профилактике правонарушений (беседы с инспектором ОДН, работа с социальным педагогом, индивидуальная работа классного руководителя с ребенком и семьей работа совета по профилактики, работа со школьным уполномоченным по правам ребенка)

- Работа творческих объединений

Педагоги нашего лицея в своей повседневной работе опираются на потребности и интересы обучающихся. Дети вовлекаются в разнообразную кружковую работу и работу спортивных секций, поскольку разнопрофильность микроколлективов создает условия для разностороннего развития личности. Ребенку предоставляется возможность свободного выбора любого из существующих, в школе и в учреждениях дополнительного образования, кружков, секций. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом.


Культурно - просветительское направление

- посещение театров, экскурсий, сотрудничество с библиотекой.

- подготовка и проведение школьных праздников

Важной частью развития воспитательной системы является формирование и укрепление традиций нашего лицея. Ребята не только принимают участие во всех мероприятиях, но и помогают их организовывать для детей младшего школьного возраста.

К традициям лицея мы относим следующее:

  • День знаний

  • День матери

  • День учителя

  • Ушаковские чтения

  • Мы-таланты

  • День самоуправления

  • Конкурс инсценированной военной песни

  • Праздничные музыкально-поэтические программы

  • Последний звонок

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Мероприятия нравятся как воспитанникам, так и педагогам. Мероприятия проводятся в уже укрепившейся в школе форме КТД. В ходе проведения основных КТД учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень, учатся жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки.

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра


Общественно-патриотическое направление

Задачи:

- воспитать гражданина - патриота

- формировать интерес к событиям в общественной жизни

Основные направления:

  • взаимодействие с ветеранскими организациями города;

  • взаимодействие с ветеранской организацией участников локальных воин,

  • работа органов ученического самоуправления по патриотическому

воспитанию;

  • организация работы по патриотическому воспитанию через урочную систему

  • участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»

  • высадка деревьев на школьной аллее «Города-герои»

  • участие в театральных постановках (студия "Актер" лицея "Политэк" стала обладателем Гран-ПРИ конкурса «Книга на сцене», представив литературно-музыкальную композицию «У войны не женское лицо»


Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра

Физкультурно-оздоровительное направление

Задачи:

-формировать у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Одно из важных направлений в воспитательной работе по-прежнему остается формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей. В школе работают спортивные секции: баскетбол, легкая атлетика, футбол, плавание


Трудовое направление

Задачи:

- формирование позитивного отношения к труду

Данному направлению в школе уделяется особое внимание .В течении года проходят субботники на пришкольной территории и на территории микрорайона, в классах каждую четверть проводятся генеральные уборки. В дни летних каникул в школе работает трудовой отряд. Дети занимаются благоустройством школьной территории, ремонтом книг.


Профилактическая работа одно из основных направлений, так как легче предупредить заболевание, чем лечить его. Разработана и действует профилактическая программа по совместной воспитательной работе лицея и социальных партнеров по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма среди несовершеннолетних, ведется работа классными руководителями в этом направлении, активно взаимодействуем с родительской общественностью.

С целью выполнения Закона «Об образовании» в РФ, а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы c этой целью:

- ежедневные рапортички дежурного класса с данными об обучающихся, не посещающих занятия.

- классным руководителем регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале,

- учителя предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учеником,

- о пропусках уроков классный руководитель в тот же день сообщает родителям ((запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).

помощь родителей


  1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Конкурсная работа Модель воспитательной системы Пирамида добра






Организация социально-значимой деятельности с участием родителей

Мероприятие

Время проведения

Участники

День здоровья (включает все формы работы физического воспитания)

1 раз в четверть

Учащиеся

Родители

Учителя физкультуры

Физкультурные досуги:

«Дорога в школу»

День здоровья (общешкольное)

«Осенний калейдоскоп» (эстафеты)

Школьные старты

Зимние народные забавы

Мама, папа, я - спортивная семья (городское)


Первенство по плаванию (общешкольное)

День здоровья (охрана жизни, ориентирование, туризм)

Спортивные игры (волейбол, пионербол)


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль


март

апрель


май

Учащиеся

Родители

Учителя физкультуры

Инструкторы по плаванию

Учитель ОБЖ

Праздники:

День учителя

День матери

Новый год

Рождественские посиделки

День защитника Отечества

8 марта

Масленица

9 мая


октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

март - апрель

май

Учащиеся

Родители

Учителя

Туристические походы

сентябрь

май

Учащиеся

Родители

Учителя

Праздничные концерты в каникулярное время (пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей):

День народного единства

Рождество

Масленица

День России




осенние

зимние

весенние

летние

Учащиеся

Родители

Учителя

Муз. работники

Учитель ИЗО












  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА


- Передача опыта профильного отряда «Лабиринт» учащимся среднего звена по схеме



9 класс

9 класс

8 класс

8 класс

10 класс



9 класс

9 класс



8 класс

8 класс

8 класс




7 класс







1. Помощь детям из Юго - Восточной Украины младшего школьного возраста в усвоении учебной программы



2. Участие в серии конкурсов социальной программы «Солнечный круг»

Цель проведения конкурсов - создание условий для адаптации детей беженцев в условиях российских городов и сельских поселений, содействие укреплению дружеских и добрососедских отношений между людьми разных национальностей, между гражданами России и Украины, воспитание молодого поколения на основе примеров доброты.

В рамках конкурса предусмотрены четыре номинации:

  • конкурс внеклассных мероприятий «Уроки доброты»;

  • конкурс эссе о дружбе и взаимовыручке россиян и украинцев на примере литературных произведений, публицистики, на основе реальных жизненных ситуаций;

  • конкурс среди шефских групп «педагог + актив класса/группы», оказывающих помощь ученикам из Украины в освоении российской учебной программы;

  • конкурс «Дерево жизни».

Задачи Конкурса:

  • информирование молодежи о культурных традициях братского народа Украины;

  • вовлечение молодежи в активную поисковую деятельность, направленную на выявление фактов, подтверждающих богатые традиции дружбы и взаимовыручки в сложных жизненных ситуациях между русскими и украинцами;

  • стимулирование работы педагогов по оказанию помощи детям беженцев в освоении школьной программы по стандартам Министерства образования РФ;

  • создание стимула изучения истории собственной семьи.

3. Шефство по программе наставничества над 5 «А» классам (проведение общих мероприятий, поездок, трудовой деятельности)

4. Помощь в организации профильного отряда спасателей на воде в приходящем лагере «Летний.ру»

5. Продолжить работу:

- по профориентации в 10 классе

- по трудоустройству подростков в каникулярное время (в приходящем лагере, а также на предприятиях города)

- по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления ПАВ, бродяжничества среди несовершеннолетних

- по организации психологического сопровождения «Ковер мира»

- по защите прав и интересов ребенка с уполномоченным по правам ребенка (программа «КОМПАС»)

- по программе «Правильное питание»

- по программе «Служба примирения»



  1. ВЫВОДЫ

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Данная модель воспитательной системы «Пирамида добра» доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Он с честью носит звание "профильный класс".

Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Я думаю, что я смогла воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.






















Приложение №1


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА


«ФОТОГРАФИЯ»


Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

«УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование - учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

«ПИСЬМО ОСТРОВИТЯНИНУ»

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

«ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ»

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс - это маленькое государство, а все ребята - представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

«ФИЛЬМ О МОЕМ КЛАССЕ»

Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

1. Как называется фильм?

2. Где происходит действие фильма?

3. Кто является главным героем фильма?

4. Кто играет второстепенные роли в фильме?

5. Каким является фильм по жанру?

6. Каков финал фильма?

7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.









Приложение №2


МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

При определении уровня социальной зрелости обучающихся 9-х классов школы можно выделить следующие основные показатели:

- Социальная адаптированность

- Социальная активность

- Социальная автономность

- Приверженность к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности)

Приложение №3


Методика А. А. Андреева проводится в конце года. В анкетах содержатся вопросы, которые условно можно разделить на три группы:

- отношения с учителями;

- отношения со сверстниками;

- самовыражение

Методика проводится классным руководителем на классных часах при активном взаимодействии с психологом.

Данная методика построена на основе методик доцента А. А. Андреева и доцента Е. Н. Степанова. Учащимся (на классных часах) предлагается прочитать и ответить на вопросы, предложенные в анкетах и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

1 - не согласен

О - совершенно не согласен

Удовлетворенность "У" учащихся школьной жизнью является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У" больше трех, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если "У" больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности, и если "У" меньше 2, то это низкая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Позволяют соотнести ожидания родителей и детей от обучения в школе и полученные результаты. Данная методика проводится один раз в год, в конце учебного года как итог учебного года, реальный результат существующей системы. А так же проведение методики изучения удовлетворенности родителей и детей работой образовательного учреждения позволяет скорректировать планы на следующий учебный год с учетом высказанных пожеланий.














Приложение №4


Общешкольное мероприятие «Город мастеров» среди 3-4 классов

Название станции

Оборудование

Конкурсы

Место

проведения

Содержание

1.

Стюардессы

Интерактивная доска, компьютер, костюмы, вывеска

1. Указатели

2. Таможня

3. Игра «Небо»

каб. 346 (Власенко М. В.)

Презентация профессии




2.

Инспектор ГИБДД

Костюмы, вывеска, знаки, конусы, самокаты (2 шт.)

1. Дорожные знаки

2. Звуки транспорта

3. Эстафета

3 этаж, холл

Презентация профессии




3.

МЧС

Костюмы, вывеска, знаки, спортинвентарь

1. Знаки отличия

2. Спаси игрушку

3. Эстафета

малый спортзал (Платонова О. Ю.)

Презентация профессии


4.

Военные

Костюмы, вывеска, знаки, инвентарь (Еньшин С. А.)

1. Загадки

2. Песни

3. Осторожно, мины!

2 этаж, холл

Презентация профессии




5.

Моряки

Интерактивная доска, компьютер, костюмы, вывеска

1. Сигналы

2. Интерактивная игра

3. Эстафета

каб. 246 (Устименко Н. П.)

Презентация профессии


6.

Медработники

Интерактивная доска, компьютер, костюмы, вывеска, атрибутика

1. Угадай диагноз

2. Карточки

3. Эстафета

каб. музыки (Голубь И. В.)

Презентация профессии






7.

Инспектор полиции

Интерактивная доска, компьютер, костюмы, вывеска

1. Законы

2. Игра

3. Караоке

каб. 335 (Щепалова Т. Н.)

Презентация профессии


8.

Ученые

Костюмы, вывеска, атрибутика

1. Профессии

2. Загадки о науке

3. Опыты

каб. физики (Брыковская И. Р.)

Презентация профессии





8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Байярд Р.Т. ваш беспокойный подросток. практическое руководство для отчаявшихся родителей. - «Академический проект», 2003.

  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2009

  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», Москва «Просвещение», 2009

  4. Харченко И. В., Трубкина Н. В. «Программа по профилактике социально - негативных явлений «Путь к здоровью», г. Волгодонск МОУ лицей «Политэк»

  5. improve-me.ru: 7 основных жизненных принципов improve-me.ru/6243

  6. Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.

  7. Гуткина Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.

  8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

  9. Конституция РФ.

  10. СанПин 2.1.2.2645-10 с изменениями на 2015 год

  11. Методические принципы организации жизни школы в духе «Всеобщей декларации прав человека».

  12. Национальная доктрина образования РФ.

  13. Программа развития воспитания в системе образования России на 2011-2015 г.г.

  14. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе 5-11 классы. Н.И. Дегтярёва. М., «Вако». 2006 год.

  15. Спутник классного руководителя. М., Центр «Педагогический поиск», 2003 г.

  16. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004 г.

  17. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 2003 г.

Подпись _____________ Власенко М. В.

Подлинность данных, изложенных в воспитательной модели, удостоверяю

Директор МБОУ «Лицей «Политэк» Т. А. Самсонюк

г. Волгодонска

19.08.2015

Прошито и пронумеровано

43 (сорок три) листа

Директор МБОУ

«Лицей «Политэк»

г. Волгодонска Т. А. Самсонюк

19.08.2015


48


© 2010-2022