Классный час Чти отца своего (8 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 8а классе

Тема: «Чти отца своего»


Цели: формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель (КР).

Ребята обратите внимание, пожалуйста, на слайд. Вы видите, что на них изображены фотографии ваших семей.

- А как складываются у вас отношения с вашими родителями?

- Бывают ли конфликты или в семье царит полное взаимопонимание?

-Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.

КР Сегодня мы поговорим с вами о ваших отношениях с родителями. И проведем час общения под названием «Чти отца своего». Вспомните, из-за чего происходили ссоры? Ответы детей

КР. Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? Ответы детей

КР. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети, ни в чем не виноваты? Ответы детей

КР. Сегодня мы попробуем понять родителей. Ведь с возрастом отношение к ним, как правило, меняется.

II. Информационный блок «Отцы и дети»

КР. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. Скажите, пожалуйста, а как сегодняшняя молодежь называет своих родителей? Ответы детей

КР. Посмотрите, какими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохранить, предать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и уважать старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы могли познакомиться с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относится к родителям. «Всегда воздавай должное родившим тебя, и тебе за это будет великое благо. Помни, что родители - это величайшие твои благодетели. Вспомни все их скорби, труды, переживания, которые они подъяли при твоем воспитании. И, памятуя это, всегда достойно их за это благодари». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа.

Ребята, скажите, а какие вы знаете пословицы и поговорки о роли родителей для детей? Ответы детей

Слайд с пословицами и поговорками

 «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»,

 «Как Бог до людей, так отец до детей»,

«Птица радуется весне, а младенец матери»,

 Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

 «Наказуй детей в юности, успокоят тя на старости».

 «Лучше плакать в детстве, чем в старости».

 «Родительское слово на ветер не молвится».

 Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

В России тот, кто поднимал руку на своих родителей, или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и наставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляя их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

III. Проблемный афоризм

КР. Среди различных выражений, посвященных семье, мне попалось интересное изречение. «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети». Как понять эти слова? Ответы детей

КР. А может быть, не ко всем относится этот выражение? Ответы детей

КР. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь? Ответы детей

КР. К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

IV. «Стержень моей семьи»

КР. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды. Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Я бы хотела, чтобы вы рассказали сейчас о тех людях, которые являются стержнем вашей семьи, идеалом для вас, авторитетом. Но перед тем как вы начнете рассказывать об этих людях, я познакомлю вас с одной очень знаменитой и именитой фамильной династией.

Но сначала я у вас хочу спросить, какое приближается важное для России событие? Это зимняя Олимпиада в Сочи с 07.02. по 23.02 2014года? Так как олимпиада зимняя, то какие виды зимних олимпийских игр вы знаете? Ответы детей

КР. А слышали ли вы о фамилии Тарасовы? Анатолий Владимирович Тарасов, согласно «Британской энциклопедии», является «отцом российского хоккея», который сделал СССР «доминирующей силой в международных соревнованиях». Под его руководством сборная СССР по хоккею становилась чемпионом во всех международных турнирах в течение 9 лет подряд (1963-1971). Это непревзойденный рекорд. В качестве тренера сборной СССР А.В.Тарасов привел сборную команду СССР по хоккею с шайбой к званию чемпиона:

  • Зимних Олимпийских игр 1964,1968,1972

  • Чемпионатов мира по хоккею с шайбой 1963-1971

  • Чемпионатов Европы по хоккею 1963-1970

Анатолий Тарасов основал юношеский турнир «Золотая шайба». Лауреат международной премии Уэйна Гретцки, вручаемой Залом хоккейной славы НХЛ людям, которые внесли выдающийся вклад в развитие хоккея.

Именем Тарасова назван один из дивизионов Континентальной хоккейной лиги.

Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1957, 1972), орденов «Знак Почета» (1965, 1968).

А еще он является - отцом тренера по фигурному катанию Татьяны Анатольевны Тарасовой.

Она подготовила больше будущих чемпионов мира и Олимпийских игр, чем какой-либо другой тренер в истории. До 2004 года её ученики выиграли, в общей сложности, 41 золотую медаль на чемпионатах мира и Европы, а также 8 золотых Олимпийских медалей в трёх дисциплинах из четырёх возможных.

Когда ей было пять лет, отец научил её кататься на коньках. Но потом из-за травмы её карьера как фигуристки не сложилась. С 1967 году Тарасова начала заниматься тренерской работой и постановкой программ. Среди её учеников были Ирина Роднина, Алексей Ягудин, Наталья Бестемьянова, Сидзука Аракава, Оксана Грищук и другие.

В середине 1990-х она организовала весьма успешное шоу - ледовый театр «Все звёзды», в труппу которого вошли многие знаменитые фигуристы. В 2005 году Татьяна Тарасова была назначена тренером-консультантом Федерации фигурного катания России. Была председателем жюри ряда ледовых шоу первого канала («Звёзды на льду» - 2006, «Ледниковый период» - 2007, «Ледниковый период-2» - 2008). Автор книги «Красавица и чудовище». 21 марта 2008 года, в дни проведения чемпионата мира в Гётеборге, Т. А. Тарасова была введена в Зал Славы мирового фигурного катания.

Я думаю, что мой рассказ о такой знаменитой семье, в которой уже правнук Анатолия Владимировича Тарасова Федор тоже занимается хоккеем, вам понравился. И вы сейчас тоже поделитесь рассказами о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом.

Дети, коротко рассказывают о своих предках.

V. Воспитывающие ситуации

КР. Хорошо, что все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Вашему вниманию предлагаются ситуации, которые часто возникают в той или иной семье.

Ситуация 1.

КР. Итак, представьте себе: тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание, бабушка вяжет. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет: « У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров - и в магазин!» А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а). «Сейчас закончится уровень, и я схожу»;

б). «Пусть сестра сходит»;

в). «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г). «Завтра схожу».
Какой вариант вам кажется самым лучшим? Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.

КР. Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? Ответы детей

Ситуация 2.

КР. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать: « Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать». Предлагаются такие варианты ответов:


а). «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б). «Закончится уровень, и она сядет»;

в). «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;

г). «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать? Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.

КР. Какие еще варианты можно предложить? Ответы детей

Ситуация 3

КР. Пока вы штурмовали свой уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы: « А почему это ты сегодня в школе отсутствовал?» Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре:

а). «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б). «Захотел - и прогулял!»;

в). «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г). «Как вы меня все достали!».

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям? Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.

КР. Какие еще будут варианты - самые достойные? Ответы детей

КР. Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями? Ответы детей






© 2010-2022