Урок по нравственному воспитанию Вечные ценности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по нравственному воспитанию Вечные ценностиМБОУ школа-интернат основного общего образования г.Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. ЖИЗНЬ И СОВЕСТЬ


Воспитатель Петрова Н.Ю.

19.01.2015 г.









г.Белебей.

Цели классного часа: Создать условия для формирования ценностных установок личности у подрастающего поколения. Повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа:

  • ознакомить с понятиями «жизнь» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами;

  • развивать умение коллективно и лично анализировать проблему; совершенствовать навыки общения; подвести к необходимым выводам;

  • формировать нравственную позицию человека.

Форма проведения. Воспитательный час.

Оборудование. Мультимедийная установка, экран, презентация, листочки с заданиями, ручки, ножницы.

Подготовка: На доске написать План проведения занятия.

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день уважаемые ребята и гости. Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о самом важном, что есть в жизни у каждого человека. Разговор предполагается серьёзный, но интересный, поэтому прошу настроиться на деловую волну, на активный откровенный разговор. Каждый в процессе занятия должен взять для себя из беседы что-то очень важное, нужное.

- Предлагаю провести нашу работу вот по такому Плану. (На доске. Краткое обсуждение каждого пункта плана)

  1. - Размышляем.

  2. Ищем истину.

  3. Притча о…

  4. Чудесный букет.

  5. Заглянем в свой внутренний мир.

Ведущий. -Начну я с вопроса:

- Как вы думаете, что является самым ценным, дорогим для человека? (дети предлагают свои варианты ответов).

- Все, что вы говорили важно для человека. А вот без чего все это невозможно? Я думаю, что вы поймете, о чем пойдет речь, посмотрев этот видеоролик:

Видеоролик «7 Чудес света» (обсуждение)

Ведущий. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте эпиграф нашей беседы (читают хором):

«То, с чем человек родился - подарок ему от Бога. То, с чем человек умрёт - его подарок Богу»

Восточная мудрость

-Как вы понимаете первую часть фразы? (когда человек рождается - у него есть какие-то способности, задатки, таланты, гениальность - нужно только это развить; человеку дан разум, способность к труду, любви, эмоциям; человеку присущи нравственные понятия…)

- Как вы понимаете вторую часть фразы?

(человек должен что-то сделать, иначе его жизнь пройдет впустую. Сделать что-то хорошее, чтобы Бог радовался этому, ведь он тоже с радостью дал нам свои дары. У человека в жизни должен быть смысл…)

Ведущий. Правильно, ребята.

В этой восточной мудрости заложен глубокий смысл. Кстати, посмотрите внимательно на слово МУДРОСТЬ. Первая часть - му - если поменять местами буквы - будет слово УМ, а вторая часть - дрость - напоминает какое слово? (радость). Получается, что мудрость - это радость ума, превосходство ума. Желаю вам, чтобы и у вас радость ума была очень светлой, чистой, глубокой, радостной.

Слайд

2. «Ищем истину»

Отрывок из текста «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовского:

«…Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»

Ведущий. Этот рассказ о композиторе Эдварде Григе вы проходили по чтению, он вам знаком. Давайте прочитаем его хором. Теперь задание:

-В этом отрывке спрятаны 2 большие мудрости. Как вы думаете, какие? Свои варианты ответов прошу записать на листочках, 1 задание.

(дети выполняют задание)

-Скажите, какие 2 мудрости вы обнаружили в этом отрывке? (все дети озвучивают свои мысли)

Вывод:

  1. Жизнь прекрасна в любом случае, при любых обстоятельствах. Даже когда тебе тяжело, происходят удивительные вещи - и тебе становится легко и радостно. Жизнь - это дар, это благо. Нужно уметь понимать это и ценить жизнь во всех её проявлениях. Только от человека зависит, каким содержимым он наполнит её.

  2. Жизнь имеет смысл. Он заключается в том, что жить надо не только ради себя, а в большей степени ради других, отдавать все без остатка - жизнь, работу, талант, всего себя, как это сделал музыкант Э.Григ, поэтому он написал, что самый счастливый человек. Счастье он видит в служении людям.

Ведущий. О смысле жизни задумывались очень многие люди - писатели, поэты, художники, композиторы, ученые, философы. И знаете, они все сходятся к одному мнению. Вот, посмотрите:

Слайд.

«Твори дела любви, и для тебя не будет смерти».

Л.Н. Толстой.

«Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи, и только от этого дела человеку всегда бывает радостно»

Л.Н. Толстой.

«Главная цель жизни - посвятить себя другим».

Дени Дидро

«Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик»

А.П. Чехов.

«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание».

Сенека


«Жизнь есть, несомненно, ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА, и уменьшение любви всегда есть уменьшение жизни».

И.Бунин.

(обсуждение каждой цитаты)

Слайд. Пословицы. Обсуждение

-Мудрый народ тоже сложил пословицы о добре и зле:

  • Следовать добру - взбираться на гору, следовать злу - скользить в пропасть.

  • Плохо тому, кто добра не творит никому.

  • Злого любить - себя губить.

  • Красота на время, доброта навеки.

  • Не бывает того, чтобы хорошее дерево принесло дурные плоды.

  • Нет худа без добра.

  • Добрые дела и после смерти живут.

  • Добрые слова дороже богатств.

  • Жизнь дана на добрые дела

Ведущий. Перейдём к следующему пункту плана -

3. «Притча о…»

-Что такое притча? (маленький рассказ с поучительным содержанием, чему-то учит)

Притча «Золото под камнем».

Однажды король выкатил на дорогу огромный камень, а сам спрятался, чтобы посмотреть, кто его уберет с пути. Многие проезжали и проходили мимо, громко ругая короля за то, что он не следит за дорогами, но никто из них и не подумал убрать с дороги камень.

Наконец, возле камня остановился бедный крестьянин, и откатил его в придорожную канаву. А под камнем, к своему удивлению, крестьянин обнаружил полный мешок золота и письмо от короля, в котором он объяснил, что это его награда тому, кто уберет, мешавший всем камень с дороги.

-Как вы поняли эту притчу? Какова задача этой притчи? Напомнить людям о чем?

(дети высказывают свои мнения)

Вывод: если человек, заботясь с любовью о других людях, не ожидая взамен награды, поступает по-доброму, - происходит истинное обогащение его души. Эта награда и есть подарок Богу. Эти сокровища мы собираем всю жизнь.

  • «Кем же еще я мог стать?»

Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был вором.

Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:

- Как получилось, что вы стали преступником?

- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?

В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил:

- Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?

- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?

(ответы детей. Обсуждение)

Вывод: Каждый человек сам делает свой выбор в жизни, по-своему смотрит на вещи, ситуации, проблемы, счастье и т.д. Если человек хочет построить хорошую жизнь - он это сделает, если ленится, не работает над собой, видит всё вокруг только в мрачном свете - у него ничего хорошего и не получается. Нужно верить в хорошее, тогда всё получится!

  • Притча «Совесть без муки»

Нашел совестливый человек чужой кошелек.

А в нем - столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось бы!

Обрадовался человек.

Но не деньгам.

А тому,… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.

Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.

Да еще б и на вечность хватило!

(Обсуждение, мнения детей)

-Судя по притче, что сделал человек с кошельком? Чему он обрадовался?

-Почему богатая, безбедная жизнь была бы для этого человека мукой?

-Как охарактеризован человек в притче? (совестливый). А если бы кошелёк нашёл не совестливый человек, как развивались бы события?

-Какое главное качество человека позволило ему сделать доброе дело? (совесть)

Вывод: СОВЕСТЬ - весть свыше, которая говорит человеку, хорошо или плохо он поступает. Она дана нам с рождения, только её нужно слушать и слышать. Совесть - это главный судья человека, внутренний стержень человека, не дающий ему прогнуться перед трудностями, проблемами. Совесть - внутренний самоконтроль. Совесть - это стрелка компаса, указывающая верный путь.

Слайд. Посмотрите на слайд.

- К сожалению, бывает и такое. Почему? (ответы детей)

-Какую сторону жизни вы выбираете? Почему? (ответы детей)

  • «Притча о двух волках»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- (сразу не говорить) -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ведущий.

-Как вы думаете, что ответил старый индеец? Напишите свои ответы на листочках, задание № 2.

- У кого какие варианты ответов? (обмен мнениями)

- Старик ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Что это значит? (от человека зависит, какие поступки совершать - добрые или злые, кому и чему отдавать предпочтение, куда стремиться, слушаться голоса совести, или нет).

-Как вы думаете, какие очень важные качества человека влияют на выбор поступков?

(варианты ответов детей).

ВЫВОД: Совесть, Честь, Добро, Любовь, Дружба, Трудолюбие, Ответственность и др.

Ведущий. Перейдем к следующему этапу занятия:

4 «Чудесный букет». Слайд.

-Что вы видите на картинке? Как понимаете? (ответы детей)

На картинке девочка в образе ангелочка собирает цветы.

-Почему девочку изобразили в образе ангелочка? (дети чисты сердцем, как ангелы). Она собирает чудесный букет, который ей очень нравится.

-Что сами по себе обозначают цветы? (красоту, гармонию, совершенство)

-Мы тоже сейчас будем собирать волшебный букет, но он будет состоять из названий самых хороших качеств человека. Они, как цветы, украшают личность.

На листочках найдите задание № 3. Какие-то слова уже зашифрованы, допишите в пустые клеточки буквы, а какие-то можете добавить сами.

Звучит красивая музыка. Дети выполняют задание.

(ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ТРУДОЛЮБИЕ, ЧУТКОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ДОЛГ, ДРУЖБА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и т.д.)

Ведущий. - У кого какие слова получились? - У кого есть дополнения?

  1. Слайд «Заглянем в свой внутренний мир»

Ведущий. Возьмите свои листочки. Видите сердце? Я предлагаю вам заглянуть глубоко в своё сердце, свою душу,- и написать внутри этого сердечка ответ: Для чего Я живу?

(Выполнение задания) 3-4 мин.

Заключение.

-Мы хорошо обсудили тему жизни, совести. Поднимите руки, кто сделал для себя полезные выводы.

-Давайте подытожим, как же нужно жить, чтобы быть счастливым Человеком с большой буквы? Ваши выводы. (ответы детей)

Слайд «Законы жизни»

  • Быть Человеком - значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

  • Жить по Совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.

  • Долг и Совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.

Ведущий. В заключение хочу сказать:

Слайд.

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя пить Вовремя спать, ,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать,

И подарить его людям!








Задание № 1 «Ищем истину»

1)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2 Что ответил индеец?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание № 3 «Чудесный букет»

л


ь


о

а


е

ь

д


е


ь


о



о






о

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего я живу?















Дополнительный материал:

Есть одно дерево, плоды которого называются фиговой сливой. Оно цветет в июне, а в августе его плоды достигают полной зрелости и красоты. Но горько бы разочаровался тот, кто решился бы съесть такую сливу. Она совсем невкусная. Лишь с наступлением морозов вкус плодов меняется, они делаются сочными и вкусными, хотя при этом сморщиваются и становятся совсем не красивыми.

Многие люди похожи на эти фиговые сливы. На вид хороши, а по сути злые, самолюбивые и гордые. Для таких людей нужен трескучий мороз испытаний или горячий огонь переживаний, чтобы они смирились, познали себя, стали мягкими, мудрыми и добрыми. Поэтому, прежде чем восхищаться красотой внешней, следует увидеть суть - так ли она добра, потому что "не все то золото, что блестит". Как дерево познается по плодам - так человек познается по делам.

Злой лук.

Мне никогда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.

Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать добро от зла.

После очередного недоразумения, я стояла на кухне, чистила лук и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:

- Чего ты плачешь?

- Ты знаешь, такой злой лук попался! Вот есть же сорта, от которых не плачешь.

- Видимо этот мало поливали.

Я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.

Жил-был юноша. Целыми днями он сидел дома, тосковал и думал, отчего уродился таким несчастливым.

Как-то спросил он у матери: - Скажи, как мне отыскать своё счастье? - Выйди, сынок, в чистое поле; что поймаешь, то и будет твоим счастьем, - ответила она.

Вышел юноша в поле, видит - бежит жеребёнок. Кинулся догонять - не догнал. Из-под куста выскочил заяц. Бросился его ловить - не поймал. Видит, летит голубка. Побежал за ней, да куда там - улетела.

Смотрит юноша - ворона идёт по полю, червячков выискивает. От нечего делать потянулся к ней рукой - и поймал. - Неужели, - спросил он у вороны, - ты и есть моё счастье? - Нет, - ответила ворона. - Какое я счастье? А подсказать, как счастье поймать, я могу.

- Как? - спросил юноша. - Возьми душистого сена, положи у двора, жеребёнок подойдёт есть сено и сам с тобой останется. Возьми сладкой моркови, положи под плетень. Будет прибегать заяц, есть морковь - и постепенно ручным станет.

Разбросай по двору пшеничные зёрнышки - голубка прилетит, под крышей поселится. - А разве это счастье? - удивился юноша. - А счастье будет потом...

Сделал юноша всё так, как велела ему ворона. И как-то раз, когда юноша кормил свою живность, мимо двора проходила добрая да красивая девушка. Залюбовалась она, как он кормил жеребёнка, зайца и голубку, - полюбила его и стала ему женой. Так нашёл он своё счастье

Ученик спросил учителя:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и большой мешок.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в мешок.

- И это всё? - недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Мешок ученика пополнился картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых мешок слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

-- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны.

Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

У сладкой лжи - всегда горький привкус!


  • Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

- Такие колючки, - говорит она, а сама облизывается, - больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

- Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! - узнав, в чем дело, сказала она.

- Зачем? - не понял еж.

- А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! - объяснила сова. - Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!


© 2010-2022