- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект создания АЛЬМАНАХА «Альманах: события и люди»
Проект создания АЛЬМАНАХА «Альманах: события и люди»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Лейнвебер М.Ф. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Итоговая работа
Проект создания АЛЬМАНАХА
«Альманах: события и люди»
к 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг
В 2009 году мною был открыт кружок «Юный исследователь», разработана и утверждена программа. Здесь дети занимались исследовательской, творческой деятельностью.
В школе уже много лет, более 20-ти, работает музей, которым заведует Меновщикова Г. П. Она всегда поддерживает мои идеи.
Так вот, когда с первоклашками мы готовили макеты к 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 года; когда вышла в свет книга Памяти о герое, погибшем под г. Киевом (Герман А. А.) - мною было предложено выпустить серию Альманахов ко дню Победы, к 70-летию.
Работа оказалась трудной, в финансовом плане тоже, но вместе с ребятами и администрацией школы мы справились!
Мы создали серию Альманахов, также презентации к 9 мая 2015 года, фильмы и даже за счёт средств коммерсантов обновили памятник у сельской администрации.
Отчёт по проекту
В качестве итоговой работы по курсу «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» организовала и провела работу над проектом учащихся МОУ «Ильинская СОШ» , в группу вошли дети разного возраста, т. к. кружок «Юный исследователь» посещают дети разного возраста, именно это различие помогает в воспитании, обучении, рождении новых идей, решении творческих и исследовательских задач.
Отчёт по схеме.
-
Обоснование выбора проекта как метода обучения.
Дидактические цели проекта: изучить историю героического подвига соотечественников в годы ВОВ 1941-1945 гг., создать Альманах в память об участниках ВОВ, о «детях» войны.
Методические задачи проекта:
-
Собрать материал по данной проблеме (видео, фото, стать в СМИ, письма с фронта…)
-
Провести экскурсию у памятника героям, погибшим в ВОВ 1941-1945 гг.
-
Посетить школьный музей по заявленной тематике.
-
Провести работу в архиве МВД РБ, сбор архивных справок на имя участников ВОВ, а также репрессированных в годы ВОВ.
-
Просмотр видеосюжетов, фильмов о войне с целью решения информационных вопросов.
-
Встреча с ветеранами, «детьми» ВОВ.
-
Проведение классных часов с приглашением гостей с целью решения информационных вопросов «Из первых уст», а также для осознания необходимости создания Альманаха для будущих поколений «Правда о войне».
-
Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся:
- исходный уровень
Дети знают лишь базовый школьный материал по теме, некоторые дети знают фамилию, имя прадеда, где погиб.
-дефициты
По проблеме проекта дети составили вопросник: «Что надо знать?»
-где и как получить помощь
По проблеме проекта дети составили вопросник: «Где можно получить информацию по заданной проблеме?»
-предполагаемая степень участия в работе над проектом.
Так как в проекте участвуют дети разного возраста, то и помощь в участии будет разнообразной.
Работу строю так, чтобы кружковцы возрастом старше помогали детям младшего школьного возраста (давали им задания по силе и возможности, с которыми те могли справиться). А я в свою очередь помогаю консультацией восмиклассникам, участвую в корректировке сил команды, поддерживаю предложения, направляю, делаю процесс увлекательным, оцениваю на этапах создания качественно нового продукта «Альманаха», помогаю в составлении плана, во включении в планах некоторых изменений, возникших в процессе продвижения работы над проектом, предлагаю оптимальный способ при достижении цели, ребятам помогаю сделать анализ для выявления правильности, учитывая разницу во мнениях, помогаю оформлять выводы, в результате - написание отчёта, оформление его в портфолио.
Итог: осмысление полученного опыта, значимость созданного продукта - Альманаха, оценка результатов работы кружковцев для себя лично, для кружка «Юный исследователь», для школы, для села Ильинка, для Прибайкальского района, для Республики Бурятия, для государства.
-
Для достижения дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетенций мы выбрали тип проекта: исследовательский с творческим направлением.
Так как дети младшего и старшего школьного возраста работают сплочённо в одном объединении (кружок «Юный исследователь»), научились слушать и понимать друг друга, помогать, поддерживать и радоваться. Их возрастные особенности различны, индивидуальные тем более, потому я выбрала исследовательский характер проекта (необходим поиск - а это прерогатива детей младшего школьного возраста, очень нам в работе помогли наши «почемучки»; дети старшего возраста задавали глубокие, порой философские вопросы, спорили - так как этот возраст уже сформирован в личной позиции, у каждого есть своё мнение, но ответ находился в анализе истории, сопоставлении фактов, дат, времени…) Младшие задавали эмоциональную окраску проектной деятельности, а старшеклассники - формулировали, резюмировали, конкретизировали… «Юный исследователь» - это группа искателей, даже новаторов, их творческая активность высока, потому проет получил творческое направление (были в это время созданы и макеты, и листовки, и стенгазеты, и книга «Памяти» (Гревой Артур), и статья в районной газете «Прибайкалец», и разучены песни, которые ребята дружно распевали на занятиях, создавая поделки к выставкам…)
-
Позиция была разной: для детей младшей группы - обучающая и стимулирующая, а для детей 8 класса - дозированная помощь, стимулирующая, контроль (не заметный), помогать приходилось на этапе оценки хода работы, для обсуждения идей, зипотез, версий, по запросу со стороны учащихся.
-
Готовясь к празднику наша страна объявила много конкурсов и создала огромное количество разнообразных площадок к 9 мая 2015 года.
Мы в своём объединении подумали: «А, что мы можем сделать такое, чтобы привлекло внимание многих детей, родительское сообщество, коллектив учителей? А может и общественность села Ильинка?»
Так появилась проблема: «Что мы знаем о ВОВ 1941-1945 гг.?», которая заключала в себе цель рассказать историю села, жителей в годы ВОВ, донести до населения, до каждого жителя села - какой ценой досталась нам Победа, мир на Земле, чистое небо над головой»…
-
Описание процесса проблематизации.
- каждый наделил её личностным смыслом (для каждого история ВОВ - история семьи в страшные военные и послевоенные годы по сегодняшний день).
-первичным мотивом в работе над проектом было найти ответ на вопросы по выбору (т. к. разная возрастная группа)
Пример: сочинения и рисунки на тему….
«Что для меня ВОВ?»
«Семья в годы ВОВ»
«Если б не было войны…»
«Что я знаю о войне 1941-1945 гг?»
«Война - это…»
«Что такое война?»
И самостоятельный выбор темы сочинения.
-
Описание процесса целеполагания:
- дети сфомулировали цель так: показать историю соотечественников в годы ВОВ односельчанам, ознакомить жителей села с участниками войны.
-проблема может быть решена, если мы издадим «Альманах», напишем книгу «Памяти», будем участниками детского движения «Мы за мир», будем участниками конференций и конкурсов по теме.
-проектный продукт «Альманах», где описываются истории участников войны, истории, которые поведали ныне живущие «дети» войны (с документами и фото). Сопутствующие продукты: презентации, фильмы, макеты, газеты, листовки, венки, таблички, буклеты.
-да, у нас с ребятами получилось создать проектный продукт.
Высоко оценили его на конкурсах различно уровня: школа, район, республика, Россия.
- для кружка «Юный исследователь» этот продукт показатель кропотливой работы детей разных возрастов, их родителей, классного сообщества; для сообщества ШНОУ (школьного научного общества учащихся) данный продукт - способ решения для проблемы и для широкого круга учащихся и для родительского сообщества и для жителей села Ильинка.
-
Процесс планирования.
№ п/п
Этапы, выделенные учащимися самостоятельно.
Этапы работы, которые не могли выделить самостоятельно.
Этапы, сформулированные педагогом в процессе работы над проектом.
-
Погружение в проект
Присваивают проблему (делают её социально значимой). Вживаются в ситуацию, предложенную учителем.
Предлагать проблему проекта.
Описание сюжетной ситуации.
Наметить цели и задачи.
Предлагает проблему проекта.
Описывает сюжетную ситуацию.
Намечает цели и задачи.
-
Организация деятельности
Разбиваются на группы. Распределяют обязанности между членами группы.
Обдумывают формы презентации результатов.
Создать группы с конкретными задачами.
Разработать план работы групп.
Предлагает создать группы с конкретными задачами.
Предлагает распределить обязанности между членами группы. Предлагает разработать план работы групп.
-
Осуществление деятельности
Реализуют план работы. Выполняют свои обязанности, оказывают помощь другим.
Ищут знания и применяют их при реализации проекта. Готовят презентацию. Презентуют результаты.
Т. к. информации очень много… ребятам трудно было выбрать нужную, конкретную. Пошаговый анализ собранного материала.
Консультация по запросу. Контроль и стимулирование при необходимости.
Предоставление информации по запросу учащихся. Оказание помощи (в виде обратной связи) при подготовке презентации результатов.
-
Презентация результатов работы.
Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта.
Дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы.
Затруднялись осуществлять анализ и рефлексию, описать итоги работы.
Обобщение и резюмирование результатов, подведение итогов работы над проетом.
Оценивание приобретённых предметных и иных знаний, проектных навыков, умение работать в группе.
Мне удалось помочь учащимся разработать план и график работы над проектом создавая ситуацию «успеха» на каждом этапе работы, поддерживая и направляя детей на созидание и творчество, придавая исследовательский характер нашему делу.
Вопросы, представленные на стр. 26, лекции № 2 помогли разработать подробный план и график работы над проектом.
Этапы работы над проектом
Вызвали затруднение
Проблематизация
Целеполагание
Планирование
+
Реализация
+
Рефлексия
+
Презентация
-
Процесс рефлексии и самооценки учащихся своей проектной работы с опорой на критерии оценивания.
- трудности при планировании, реализации, рефлексии (при соотнесении план-факт)
-учащиеся находят ошибки при анализе своей работы (при заполнении таблици каждого этапа работы «План-факт: причины и способы преодоления ошибок»)
-помощь заключалась в формулировке, корректном и лаконичном описании хода работы каждого этапа.
Учитель.
Эксперт.
Ученик получил опыт самоанализа и рефлексии, научился давать адекватную оценку собственной работе, у учащихся сформировалось представление об эталоне работы.
Ученик активный участник оценивания результатов своей работы и работы других участников проекта.
Критериальная оценка работы учащихся в % (средний показатель).
№ п/п
Перечень критериев
Оценка ученика
Оценка учителя
Оценка эксперта
1
Постановка цели и обоснование проблемы проекта
100
100
100
2
Планирование путей её достижения
60
70
70
3
Глубина раскрытия темы проекта
90
90
100
4
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
100
100
100
5
Соответствие выбранных способов работы цели и содержания проекта
80
80
90
6
Анализ хода работы, выводы и перспективы
70
80
90
7
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
100
100
100
8
Соответствие требованиям оформления письменной части
90
90
90
9
Качество проведения презентации
100
100
100
10
Качество проектного продукта
100
100
100
Разногласий не было, т. к. процесс работы над проектом оказался интересным, увлекательным и результативным.
-
Трудности, возникшие при написании отчёта о проектной работе безусловно были.
Заключались в конкретизации и лаконичности описания, чёткой формулировке описания каждого этапа работы. Преодоление трудностей вижу в методической помощи руководителя интересного и поучительного курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» М. А. Ступницкой; также в заинтересованности учащихся результатом проекта - получением продукта, создание ситуации «успеха» и позитива с моей стороны и со стороны родителей в деле социально значимом для многих людей, в праздничной обстановке предстоящих событий (на кануне 09.05.2015 года) к празднованию 70-летия Победы в ВОВ 1941-1945 гг., а также в успешном участии в одноимённых проектах различного уровня и характера.
-
Учащийся показал результат своей работы и собственную компетентность, выступая на конференциях различного уровня.
Правительством была создана программа «Бессмертный полк» - нами воссоздан портрет Герман А. А.; в периодике под рубрикой «Вспомним всех поимённо» (от 4 марта 2015 года Республиканская газета «Традиция») - нами написана статья; создана книга «Помним, гордимся» в честь памяти Герман А. А.; созданы Альманахи о земляках села Ильинка; отреставрирован памятник; также приняли заочное и очное участие во всероссийской конференции «ЮНК-Сибирь» г. Новосибирск - результат диплом I степени.
-
Обоснованность применения проектного метода обучения в данном проекте.
Запланированные дидактические цели достигнуты.
Запланированные методические задачи решены.
Возник воспитательный эффект.