- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Животные тундры
Внеклассное мероприятие Животные тундры
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шкатова Р.А. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие в 1-м классе
«Животный мир зоны тундры».
Цель: познакомить учащихся с животным миром зоны тундры.
Задачи: дать учащимся представление и понятие о животном мире зоны тундры; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.
Оборудование: презентация «Животные тундры»; кроссворд на листе ватмана; картинки «День» и «Ночь» на листах А4, «солнышки» по количеству учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече.
Отгадайте пожалуйста загадку.
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (ответы детей)
-Правильно, ребята, это северный олень.
2. Объявление темы.
-Сегодня тема нашего мероприятия «Животный мир зоны тундры». Какие же еще животные живут в тундре? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами посмотрим презентацию.
3. Основная часть.
1. Работа по презентации (чтение слайдов).
1-й слайд: Северный олень.
Когда стада северных оленей кочуют по тундре в поисках корма, то кажется, будто заросли причудливых кустарников движутся по суше, переплывают через реки, перебираются через холмы. Это единственные олени, у которых рога есть не только у самцов, но и самок. Эти рога - настоящее оружие: есть чем дать отпор волкам. Да и помериться силами между собой самцы не прочь. Сцепятся рогами и бодаются: кто кого? Олень очень сильный и выносливый. И в еде неприхотливый: зимой есть ягель - северный лишайник, - раскалывая снег широким, изогнутым, как совок, копытом. Летом его пища - листья и веточки деревьев, кустарников, ягоды, грибы, яйца птиц, гнездящихся на земле, и даже лемминги, если попадутся под шершавые оленьи губы. А для пополнения запасов солей в организме олени пьют морскую воду и едят водоросли. В потомстве у них один - два олененка. Едва родившись, малыши сразу встают на ноги, через день - уже резво бегают, а через неделю вместе с мамой могут переплыть широкую реку!
2-й слайд: Тундровый волк.
Окрас тундрового волка очень подходит к среде его обитания: его шкура сливается с белизной снега. Это позволяет волчьей стае неожиданно приближаться к своей добыче: в основном ею становится крупные травоядные, такие как овцебык и лось. Нападет волк и на мелких животных - бобров, кроликов, зайцев и крыс.
Преследуя стада оленей, волки иногда проходят более 100 километров в день.
Каждая самка рождает 5 - 6 волчат. О которых заботится в течение двух месяцев.
Один волк может съесть за день до 10 килограммов мяса.
3-й слайд: Лемминг.
Этот грызун немного похож на хомячка, но в отличие от него - с копытцами, в которые зимой превращаются в когти передних лапок. Ими зверек раскапывает снег, делая в нем множество ходов. Ищет замершие грибы, ягоды, мох, листочки ивы - у него все идет в пищу. Под снегом он и гнездо себе делает: шар из сухой травы, ивовой коры, мхов. Внутри гнезда тепло и уютно. Там у самок рождаются детеныши. Всего месяц они живут вместе, а потом молодые лемминги уходят, а родители вскоре уже ждут новое потомство.
Когда еды вдоволь, самка приносит в год два-три помета по пять-шесть малышей. Если становится слишком тесно на одной территории, зверьки совершают дальние переходы. Сверху посмотришь, и кажется - будто вся тундра шевелится. Эти маленькие зверьки - самые многочисленные жители тундры. Но их не так просто увидеть: летом шкурка лемминга пестренькая - под цвет мхов и лишайников, а зимой - белая и пушистая.
4-й слайд: Песец.
Песец похож на лисицу, только у него небольшие круглые ушки, короткий нос, да и сам он поменьше. Зимой зверек одет в ярко-белую шубку, лишь любопытные глаза да кончик носа темными пятнышками выделяются на белой мордочке. Зимний мех у песца длинный, пушистый, густой. Даже подошвы лап у него покрыты шерстью. А летом он серовато-бурый, облезлый и худой. В это время он растит потомство и постоянно занят поисками пищи. Летом песец охотится на суше, но зимой по льду может уйти от берега на сотни километров в глубь океана.
Зверек ест все, что удается раздобыть. Подбирает остатки еды за белым медведем, ворует у птиц яйца - за ними он лазает на скалы, ест ягоды, растения и даже водоросли. Опустошает припасы полярников, если сможет до них добраться. Но главная его пища - лемминги. Когда их много у песцов рождается до двадцати щенят в норах, которые они роют сами. Под землей у них прорыты целые лабиринты из тоннелей с гнездовыми камерами и множеством выходов. Щенки, когда немного подрастут, вылезают из норы за едой, которую приносят им родители, а через полгода догоняют их по весу и начинают жить самостоятельно.
5-й слайд: Полярная сова.
Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные - по полгода. Попробуй проспи такой день! И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. Тут уже грызуну никуда не деться! Он и не заметит, как сова окажется рядом, летает она практически бесшумно. Протаранив снег когтистыми лапами, схватит зверька, а позже проглотит его целиком. Потом выплюнет погадку - комочек из непереварившихся шерсти и косточек.
Весной в углублении на земле сова откладывает яйцо и насаживает его. Потом еще одно и еще… Поэтому совята у нее разного возраста. Первый уже крепко стоит на ногах, а последний - еще совсем слепой и беспомощный. Зато пока родители охотятся, старший птенец согревает и защищает младших. А родители без устали то и дело подлетают к гнезду - то лемминга принесут, то мышь или птицу, а то и зайца-беляка притащат.
6-й слайд: «Угадай кто это?» (Задание для определения животных по описанию)
-Серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно они проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Ими питаются многие животные тундры (лемминги).
-За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе ее прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается грызунами. В тундре таким является лемминг. Отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они у нее белого цвета.
Размах крыльев - до 160 см, вес - 2,5 кг. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу (сова).
- Одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У него очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает ему находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает его незаметным на снегу (песец).
2.Решение кроссворда.
-Мы просмотрели с вами презентацию, вы все меня внимательно слушали. Сейчас ваша задача - отгадать загадки, а ответы будете вписывать в клеточки кроссворда, который находится на доске.
.
1.Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит.
( сова)
2.Не на прогулку - на охоту
(А в ней он, дети знает толк),
Прошёл по тундре вдоль болота
Матёрый, старый, серый…
(Волк).
3. Что за хищник за такой,
С шерстью бело - голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного. (Песец)
4. Корешки морошки гложем,
Мох грызём в конце концов.
Но без тундры жить не можем,
Хоть пугаемся песцов.
(Лемминг).
5.(в выделенных клетках)
На севере далёком обитает
И жителей тех мест и греет, и питает.
( олень)
-Молодцы, ребята, очень хорошо справились с решением кроссворда.
А сейчас давайте немного отдохнем. Прошу, ребята, всех вас встать, физкультминутку выполнять.
Физкультминутка.
В тундре вновь мы оказались.
Птиц вспугнуть мы опасались.
Осторожно зашагали.
Но природу не топтали,
Наклонились за морошкой,
Пособирали все немножко.
Мы замёрзли.
Мы согрелись.
Руки к солнцу мы подняли.
День полярный мы дождались.
- Садитесь, ребята. Вы немного отдохнули. Теперь давайте поиграем в игру.
3. Игра «Охотник».
-Играют в «Охотника» так: здесь на свободном месте у нас будет дом, а здесь (ставится метка) будет тундра, где водятся разные звери. В эту тундру и отправится охотник, один из желающих. (выходит один из учащихся). Стоя на месте он произносит такие слова: «Я пойду в тундру на охоту, я застрелю, н-р: зайца, делает второй шаг и говорит следующее животное и т.д. Надо дойти до «тундры» и не сбиться с пути. Надо правильно и без запинки называть животных.
(проходит игра).
4. Итоги.
Сейчас, ребята, мы подведем итоги нашего мероприятия. Я буду задавать вам вопросы, вы поднимайте руку и отвечайте.
-в тундре водится небольшой по размеру грызун… (лемминг)
-белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре? (да)
-песцы питаются леммингами? (да)
-чем питается северный олень зимой? (ягелем - северным лишайником)
-на кого в основном охотятся тундровые волки? (на оленей)
-песец похож на лису? (да)
-Перечислите, с какими животными тундры сегодня познакомились?
5. Рефлексия.
-Ребята, что вам понравилось на нашем мероприятии? (ответы детей)
Предлагаю проанализировать свое настроение. Если вам понравилось мероприятие, у вас хорошее настроение, то повесьте «солнышко» на картинку «день», если не понравилось - на картинку «ночь».
-До свидания, ребята!