Родительское собрание Мотивы «плохого поведения» детей

Предлагаю родительское собрание Мотивы « плохого поведения» детей. Материал будет полезен учителям начальных классов. Цель собрания: научиться понимать внутренние мотивы ребёнка, помочь в построении нормальных отношений. Непослушных детей, а тем более « отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных труд...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание на тему:

МОТИВЫ «ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ.

Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений

План:

  1. Теоретическая часть по теме.

  2. Как найти путь к бесконфликтной дисциплине.

  3. Практическая часть: разбор педагогический ситуаций, упражнение.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Можно выделить 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делая замечания… А дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Испытывая дефицит личного внимания к себе, они чувствуют себя «пустым местом».

  2. Борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего ребенка сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, запрещают все, а их критика слишком резка и опасения преувеличены, то ребенок «восстает». Запреты требуют серьезного осмысления. Это та ключевая зона наших контактов с детьми, от которой зависит, станет сегодняшний ребенок или нет трудным подростком, от этого зависит будущий характер взрослого человека, который в самом детстве легко можно загубить. В целях сохранения здоровья и характера запрещаем брать острые, колющие режущие предметы, влезать на высоту, прикасаться к раскаленному предмету, опасаясь за сохранность вещей, запрещаем их трогать, брать в руки, стучать по ним. Оберегая свой покой, запрещаем бегать, прыгать, шуметь… Т.е. мотивы наших запретов различны. Но сводятся запреты к тому, что многие действия наших детей для нас нежелательны, и поэтому мы их запрещаем. Мы запрещаем сами действия вместо того, чтобы их изменить в нужном направлении для пользы здоровья. Даже бесцельное барахтанье, беготня и возьня детям необходимы как воздух. Требуя от ребенка отказаться от действий, мы тем самым нарушаем условия его развития. Отсюда их неудовольствие, нежелание выполнять наши запреты. Так что, запрещая действия, мы заранее ставим себя в условие невыполнение нашего требования.



Напрашивается вывод:

  • Бесполезно и вредно запрещать то, что ему жизненно необходимо, он все равно не сможет выполнить наших требований. Движения и действия не запрещайте, а отправьте в спортивные секции: гандбол, баскетбол, теннис, футбол, карате, бег по утрам и вечерам - используйте энергию детей для пользы дела и здоровья. Научите подтягиваться, строгать и пилить.

  • Нужно сделать так, чтобы слово «нельзя» стало убедительным сигналом запрета и опасности интонацией голоса в исключительном случае, например, Связано с электричеством, с кипятком, при переходе дороги и т.д.

  • Запреты должны быть ограничены строго избирательно - не на всё подрят. Многочисленные и беспорядочные запреты только приучают не обращать внимание на них.

Для психологического развития детей любого возраста очень вредна невыполнимость запретов. Так что все ваши порой бездумные многочисленные запреты - это палка о двух концах. Невыполнимое запрещающее требование вносит дезорганизацию в психологическую жизнь ребенка и разрушает дисциплинированность. Отсюда берут начало очень многие случаи невротического развития. Отсюда же срывы, дикие выходки у многих «трудных», которые протестуют против нашего произвола. Нравственное воспитание детей обеспечивается не запретами, а домашней средой, укладом жизни семьи. У человеческого детеныша самое хрупкое и уязвимое - мозг. Любое потрясение, психическая травма могут приостановить его развитие или отбросить его назад - на неделю, месяцы и даже года!

Запреты и запреты! Нам многое не нравится, порой их друзья. Пытаемся исправить многое, но как: упреками, замечаниями, разоблачениями, лишениями. Видя бесполезность и вред своих запретов, родители обрушиваются на взвинченных, колючих, взрывающихся детей. А нужны убеждения, необходимость терпения и спокойная доброжелательность.

  1. Третья причина непослушания - это желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи, или родители уделяют больше времени младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушания.

  1. Четвертая причина непослушания - это потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, У мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стало запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это - в душе, А поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…».

Как же найти путь к бесконфликтной дисциплине?

Во-первых, необходимо выявить условия, необходимые для воспитания дисциплины у ребенка. Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности.

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

  • Взрослые должны согласовывать правила между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

  • Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

  • Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после еды», чем «Не смей есть конфеты!»

  • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать плохое.

Важно знать, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Таким образом, всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Практическая часть.

Анализ трудных ситуаций.

Раздаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Сначала возможно их обсуждение в парах или тройках.

Примеры ситуаций:

  1. Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает, как себя вести.

  2. Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть?

  3. Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь - и прямо на нас с палкой идет и бьет!» Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?

  4. Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встречи с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?

Упражнение «В чем ошибка?».

Психолог читает фразы, в которых есть неточность. Родителям нужно определить, в чем ошибка, и написать более действенное высказывание.

  1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?».

  2. «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»

  3. «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».

  4. «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешься в комнате».

Возможные варианты ответов:

  1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол».

  2. Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости; помоги мне сейчас убраться в ванной».

  3. Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить как следует». Неясно, Какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запрет и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запрет и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запрет и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Притча.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»,

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанет быть необходимым, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Обобщение высказывания родителей.







© 2010-2022