Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елена Владимировна Некрасова

г. Орел

[email protected]



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

В статье рассматривается вопрос использованияздоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе начальной школы. Показана связь здоровьесберегающих и образовательных технологий в обучении младших школьников, влияние здоровьесберегающих технологий на результаты обучения.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, образовательные технологии, личностно - ориентированный подход.

Проблема здоровья детей сегодня является актуальной проблемой современности. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может многое сделать для сохранения и укрепления здоровья современного ученика. Современный учитель должен владеть здоровьесберегающими образовательными технологиями, которые обеспечивают формирование, укрепление здоровья обучающихся, воспитание у детей культуры здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать одним из главных направлений в деятельности учителя начальных классов. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе. [1]

От жизнерадостности, бодрости детей зависит очень многое: и их духовная жизнь и мировоззрение и умственное развитие, а также прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

Работа учителя по формированию здорового образа жизни младших школьников может быть реализована через: рациональное построение уроков, проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятий, уроки физической культуры, внеурочную и внеклассную работу, работу с родителями.

Проведение мероприятий по сохранению здоровья обеспечивает развитие навыков правильного режима дня, гигиенических навыков, профилактику заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также повышение интереса к предметам, а следовательно, и результативности обучения.Здоровьесберегающий эффект на уроке имеет разнообразие и смену видов деятельности учащихся.

Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно проводится гимнастика для глаз. Приведем пример нескольких упражнений:

  • Крепко закройте глаза на 3-5 секунд;

  • Не меняя положения головы, начинайте медленно переводить взгляд с потолка на пол, справа налево и обратно;

  • Вытяните правую руку и поднимите указательный палец. Посмотрите на него в течение 3-5 секунд обоими глазами. После этого на 3-5 секунд закройте один глаз и смотрите другим. Затем снова посмотрите двумя. То же самое сделайте для другого глаза;

  • Перемещайте в разных направлениях взгляд: (сначала по кругу, затем против часовой стрелки), влево - вправо, вверх - вниз, рисуя восьмерку. Глаза можно оставить открытыми или закрыть, как Вам удобнее. Если занимаетесь с открытыми глазами, то при перемещении взгляда смотрите на ближайшие от Вас предметы. Это способствует укреплению мышц глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение. [3]

Хороший эффект дают задания на расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся), формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, должны учить мыслить, применять знания в новой учебной ситуации. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение учеников к самостоятельности, формирование умения учиться выступают стимулами к дальнейшему совершенствованию, созданию условий успеха, а значит и сохраняют здоровья обучающихся.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления - важные моменты работы учителя начальных классов. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям возможность справиться с утомлением, переключить внимание с одного вида деятельности на другой, физкультминутка может нести и познавательную информацию в соответствии с содержанием урока. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности тесно связана с такими образовательными технологиями, как педагогика сотрудничества, уровневая дифференциация обучения, развивающие обучение, проектирование, групповые формы обучения, игровые технологии. [2;4].

Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни детей. Работа с родителями может включать например такие вопросы: «Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни». «Игра как фактор укрепления здоровья детей», «Здоровый образ жизни семьи».

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся оптимально адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Учитель, который успешно реализует в учебно - воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии, руководствуется следующими положениями: здоровый ребенок - это практически достижимая норма детского развития; оздоровление обучающихся - это форма развития их психофизических возможностей; индивидуально - дифференцированный подход - это основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися. [5]

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в работе учителя представляют собой комплексную систему, включающую принципы педагогики сотрудничества, эффективные педагогические технологии, элементы педагогического мастерства на едином методическом фундаменте. Умелое использование здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе является важным фактором повышения результативности обучения младших школьников.

Библиографические ссылки:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.

4. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся. - Начальная школа. 2013. №11.

5. Золотых И.В., Золотых Н.А. Здоровье школьника - один из факторов эффективности обучения// Начальная школа. 2012. №8.



© 2010-2022