Ток-шоу Спасите русский язык

Многие говорят уже о языковой катастрофе. Язык улиц с его нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную речь, стал средством общения всех слоев населения, проник в СМИ, в худо­жественную литературу.      Низкая культура речи, небрежное отношение к слову, мода на ино­странную лексику - все это ведет к деградации языка, снижению его роли в мире.     Предлагаемый классный час в форме ток-шоу дает возможность познакомить детей с разными аспектами борьбы за чистоту родного язык...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПАСИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК

ТОК-ШОУ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Язык есть вековой труд целого по­коления.

В.И.Даль

Хочешь погубить народ, истреби его язык.

АС. Шишков

Методическая характеристика темы: «Спасите русский язык!» - такой призыв все чаще звучит со сто­роны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Многие говорят уже о языковой катастрофе. Язык улиц с его нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную речь, стал средством общения всех слоев населения, проник в СМИ, в худо­жественную литературу.

Низкая культура речи, небрежное отношение к слову, мода на ино­странную лексику - все это ведет к деградации языка, снижению его роли в мире.

Предлагаемый классный час в форме ток-шоу дает возможность познакомить детей с разными аспектами борьбы за чистоту родного языка.

В ток-шоу одни дети играют определенные роли, дают информа­цию для обсуждения, другие - зрители, их задача - свободно выска­зываться по предложенной теме. Именно эта свобода высказываний и является одной из главных задач данного мероприятия. А сверхза­дача - помочь детям услышать свою собственную речь, почувствовать красоту и силу русского слова.

Цели: расширить представление воспитанниц о современном состоя­нии русского языка; развивать критическое мышление; способство­вать воспитанию речевой культуры; воспитывать уважительное, бе­режное отношение к слову.

Форма проведения: ток-шоу.

Подготовительная работа:

  • Распределить роли среди воспитанниц:

  • спасатели (2 воспитанницы);

  • юный художник;

  • тинейджеры (2 воспитанницы);

  • агенты национальной безопасности (2 воспитанницы);

  • девушка в маске;

  • 2-3 пары для розыгрыша диалогов из видеоролика.

    1. Выбор костюмов и аксессуаров предоставить самим актерам.

Оборудование: микрофон для ведущего; компьютер, интерактивная доска, презентация, кни­ги: словарь В.И. Даля, «Славянорусский корнеслов» А.С. Шишкова, «Тайны русского слова» В.Д. Ирзабекова.

Оформление: выставить портреты В.И. Дал я, А.С. Шишкова.

План классного часа

  1. Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ?».

  2. Ток-шоу «Спасите русский язык!».

1. Язык уходящий.

2. Словесный бурьян.

3. Проблема национальной безопасности.

4. От кого и как спасать язык?

  1. Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык».

  2. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ?»

Классный руководитель. Русский язык! Великий, могу­чий, прекрасный, свободный... Великий язык великого народа... Сотни поколений создавали это сокровище, хранили его в чистоте, чтобы передать потомкам...

Но можно ли сказать, что мы, потомки, оказались достойными этого сокровища?

Многие учителя, общественные деятели, писатели указывают на то, в каком бедственном состоянии сейчас находится наш вели­кий и могучий русский язык. Говорят, что он нуждается в спасении и в очищении - от английских слов, от жаргона и мата, от безграмот­ного коверканья и уродливого словотворчества.

Так ли плачевно состояние русского языка в нашем обществе? Что мы можем сделать, чтобы очистить наш родной язык? Эти во­просы мы обсуждаем сегодня на ток-шоу «Спасите русский язык!». Знакомьтесь с нашими гостями: спасателями (имена, фамилии), аген­тами национальной безопасности (имена, фамилии), тинейджерами (имена, фамилии) и девушкой в маске. Начинаем обсуждение.

  1. Ток-шоу «Спасите русский язык!»

1. Язык уходящий

Классный руководитель. Первая часть ток-шоу - «Язык уходящий». Даю слово спасателям.

Спасатель 1. Ребята, попалось мне недавно слово интерес­ное - замолаживать. Как вы думаете, что оно означает? (Дети высказываются.)

Спасатель 2. Странно, слово русское, а смысла его никто не понимает. Придется брать словарь. Так (листает словарь), В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах» (пересказывает своими словами словарную статью): замолаживать, одно значение: привести пиво или квас в броже­ние хмелем; другое значение: заволакиваться тучками, клониться к ненастью.

Спасатель 1. Вот такие разные значения, но ни в том, ни в другом смысле никто этого слова сейчас не употребляет. И та­ких слов, которые забылись, вышли из употребления, в словаре Даля немало.

Спасатель 2. Во времена Даля высшее общество было ото­рвано от народа, аристократы даже говорили на французском язы­ке, преклонялись перед всем иностранным. Для них русский язык был чужим, непонятным. Поэтому им нужен был словарь. Но, с дру­гой стороны, как языковед-любитель, Даль видел, какие сокровища таятся в русском языке, и, если эти сокровища не сохранить, они могут исчезнуть, и тогда новые поколения русских людей не смогут понять своих предков.

Классный руководитель. Составление словаря - это титанический труд, это самый настоящий подвиг.

(Классный руководитель задает вопросы.)

  1. О Дале говорили, что он спасает слова. Справедливо ли это утверждение?

  2. Как вы думаете, от чего или от кого понадобилось спасать русские слова?

  3. Владимиру Далю удалось таким образом спасти 200 тыс. слов. А прошло каких-нибудь 200 лет, и многие эти слова оказались забыты, никто ими не пользуется. Так для кого же трудился Даль?

(Воспитанницы высказываются.)

Классный руководитель. Да, В.И. Даль спасал русские слова от забвения, от неправильного употребления, от иностранной лексики, которая их поглощала. Но понадобилось ли это потомкам? Спросим у юного художника.

Юный художник. Девочки, нам в 1 классе дали задание - на­рисовать иллюстрацию к такому четверостишию Пушкина:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Сначала мы попытались разгадать значение непонятных слов, и вот до чего додумались.

Ямщик - это человек, который копает ямы, поэтому рисовать его нужно с лопатой.

Бразды - это зверьки такие (они же пушистые!), помесь дрозда и бобра.

Кибитка - летательный аппарат кубической формы (некоторые даже называли его кубитка).

Труднее всего было понять, что такое «сидит на облучке», самые изобретательные решили, что это обруч.

И вот какая у нас получилась иллюстрация.

...Над землей несется кубическая летающая железяка, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пуши­стых браздов, а за всем этим, сидя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает мрачная личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.

Классный руководитель. А какую картину нарисовали бы вы?

(Воспитанницы предлагают свои варианты.)

  • Как вы думаете, о чем говорит этот случай, который реально произошел с первоклассниками одной из российских школ?

(Воспитанницы высказываются.)

Примерные ответы воспитанниц:

  • Ребята мало читают.

  • Дети не умеют пользоваться словарем, не хотят расширять свой словарный запас.

  • Дети не уважают родной язык, не знают истории.

  • Родители плохо воспитывают, не учат любить Родину.

  • Эти слова слишком редко встречаются в современной жизни, трудно осуждать бедных первоклассников. И т. п.

2. Словесный бурьян

Классный руководитель. Вторая часть ток-шоу называ­ется «Словесный бурьян». В.И. Даль говорил, что язык - это вековой труд целого поколения. Как же трудится над языком наше новое поколение? Тут у нас присутствуют представители современной молодежи - тинейджеры, спросим у них.

Тинейджер 1. Мы считаем, что наше поколение внесло большой вклад в развитие русского языка. Мы напридумывали кучу новых слов (загибает пальцы, считая): комп, прикид, родаки, прикольнуться, перец, лох, отстой, туса, тусовка и т. п.

Тинейджер 2. Составили даже свой мини-словарь, чтобы; родаки нас понимали. Вот какие у нас там есть слова (по очереди чи­тают слова из словаря, сопровождая чтение соответствующимц жестами).

  • Парень - перец, крендель, пельмень, чел.

  • Отрицательные эмоции - отстой.

  • Положительные эмоции - кол басит, кул, зашибись.

  • Играть - рубиться.

  • Игра - игруха.

  • Деньги - лавэ, бабло.

  • Развлекаться - угорать, торчать, колбаситься.

  • Что-то необычное - фенька, феня.

  • Прозвище - кликуха.

  • Не работает - глючит, кирдыкнулся.

  • Хороший, известный, знаменитый; изысканный, блиста­тельный, изумительный, успешный, находчивый - крутой.

Тинейджер 1. Во-вторых, мы наизобретали кучу разных полезных словечек-паразитов, с помощью которых можно долго и много говорить, когда нечего сказать. Особенно полезно их ис­пользовать на экзамене. Вот послушайте.

Тинейджер 2. Ну, шведы, чисто конкретно, типа, осадили Полтаву, потом, как бы, в натуре, проиграли, короче, блин, проду­ли сражение, типа, чисто конкретно, Полтавскую битву.

Тинейджер 1. Ну, у шведов же, вообще, был Карл XII, ну, как бы, король, ну, вообще, короче, например, типа Александра Македонского.

Классный руководитель. Спасибо нашим гостям за ин­тересную информацию. Что скажете, девочки, об этих представителях нового поколения?

  • Как называются слова, которые они «напридумывали» и «на­изобретали»? В какой мере обогатили эти слова современный русский язык?

Примерные ответы воспитанниц:

  • Жаргонные слова, слова-паразиты засоряют русский язык.

  • Эти слова свидетельствуют о низкой культуре тех, кто их ис­пользует.

Классный руководитель. Но настоящим бедствием для современного русского языка стало другое явление. Наши коррес­понденты записали несколько видеосюжетов. Посмотрите эти мате­риалы, потом мы их обсудим.

(Выходят 2-3 пары воспитанниц, разыгрывают диалог.)

  • Классный плейстейшн у чувака!

  • Гламурный!

  • Как насчет бодибилдинга и фитнеса?

  • Нет, лучше дайвинг.

  • Устроился на работу супервайзером в гипермаркете.

  • А я мерчендайзером в супермаркете.

  • У нас бизнес-ланч в 10 утра в блин-хаусе, там жесткий фейс- контроль.

  • А у нас в суши-баре, только там дресскод - кимоно.

  • Послушай, ты геймер, хакер или юзер?

  • Я байкер!

  • Как насчет шопинга в уикенд или пати, а может, махнем на би­еннале?

  • Нет, мой бойфренд предлагает пикник.

  • Ты давно юзаешь эту прогу?

  • Года два.

  • Так ее апгрейдить уже надо.

  • О'кей!

Классный руководитель. Вот такие разговоры мы услы­шали в метро, на улице, в магазине.

(Классный руководитель задает вопросы.)

  • Понятны ли вам эти диалоги? Можно ли сказать, что это гово­рят русские люди? Или они специально хотят казаться нерус­скими?

  • Как вы думаете, если бы эти разговоры услышал англичанин, смог бы он что-нибудь понять?

  • А почему бы этим товарищам не перейти на полноценный английский?

  • Можно ли сказать, что участники этих диалогов уважают свою страну, свой язык, самих себя?

(Воспитанницы высказываются.)

Классный руководитель (резюмирует высказывания воспитанниц). Действительно, участники этих диалогов изо всех сил хотят казаться американцами, ну уж и говорили бы по-английски, как говорили по-французски аристократы в старой России. Но англий­ский-то надо учить, а тут достаточно усвоить набор словечек, и ты уже выше толпы, можешь корчить из себя аристократа. Но никаким аристократизмом здесь и не пахнет, а отдает холуйством, неуваже­нием к своей стране, к своему языку, к самому себе.

А вот во Франции действует закон, запрещающий использова­ние иноязычных слов. Например, за использование их в рекламе, в прессе, на телевидении берется дополнительный налог или штраф.

  • Можно сказать, что французы любят свой язык, гордятся им и защищают его?* Кто нам, русским, мешает так же любить и защищать свой язык?

(Воспитанницы высказываются.)

3. Проблема национальной безопасности

Классный руководитель. Переходим к третьей части ток-шоу. Мы ее назвали «Проблема национальной безопасности».

(Классный руководитель задает вопросы.)

  • Девочки, как вы относитесь к слову «безопасность»?

  • А к словосочетанию «национальная безопасность»? Как, по-вашему, что это такое?

(Воспитанницы высказываются.)

А какое это имеет отношение к чистоте русского языка? - спро­сите вы.

Дело в том, что, по утверждению ученых, проблема чистоты рус­ского языка становится сейчас проблемой национальной безопас­ности России. Передаю слово агентам национальной безопасности.

Агент 1. Во времена Пушкина был такой замечательный чело­век - Александр Семенович Шишков, которого называют еще патри­архом русской словесности. Боевой адмирал и госсекретарь, он ве­рой и правдой служил четырем царям, был министром просвещения и президентом Российской академии наук. Всю жизнь он боролся за чистоту родного языка, осуждал засорение его французскими словами, осуждал преклонение перед всем иностранным в жизни русских аристократов.

Агент 2. В этом увлечении всем французским Александр Семе­нович уже тогда видел угрозу национальной безопасности России. Он приводил интересное доказательство.

В то время среди дворян модно было приглашать в семьи фран­цузских гувернеров, чтобы дети с самого раннего детства, часто еще не усвоив русского языка, учились французскому, ведь этот язык был тогда распространен по всей Европе. На это Шишков так отве­чал в своей книге «Славянорусский корнеслов», приводя в пример древнюю мудрость: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». И в доказательство ссылался на книгу «Тайная история нового фран­цузского двора». В этой книге есть сцена: французские министры об­суждают, как им поработить Англию. Один из министров предложил самый лучший способ - распространить в Англии французский язык.

Агент 1. «Старайтесь, - продолжал он, - истребить в государ­стве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англи­чане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному француз­скому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашею рабою».

Классный руководитель. Как известно, англичане сумели отстоять и свою свободу, и свой язык и не стали рабами французов.

(Классный руководитель задает вопросы.)

  • Но какое это имеет отношение к нам, сегодняшним русским людям?

  • Чем времена Шишкова похожи на наше время?

  • Угрожает ли русскому языку истребление?

  • Опасно ли сегодняшнее засилье английских слов для русского языка?

Примерные ответы воспитанниц:

  • У нас сейчас тоже стали терять связь с родным языком - за­быты песни, люди редко употребляют пословицы, сказки дети узнают в основном по мультфильмам, в современном пере­ложении.

  • Тогда все подражали французам, а сейчас - американцам - в одежде, в музыке, в языке.

  • Сейчас тоже с самого раннего детства учат детей английскому, даже отправляют их на учебу в Англию и Америку.

  • Вокруг очень много английского языка - в рекламе, в назва­ниях товаров, фирм.

  • Истребление вряд ли угрожает, но люди отрываются от род­ного языка.

  • Засилье английского, может быть, временное явление, в ос­новном характерное для детей, молодежи, а когда они станут старше, вспомнят родной язык.

Классный руководитель. Настало время дать слово са­мой загадочной гостье нашего ток-шоу - девушке в маске.

Маска (кокетливо). Где нам за вами гоняться! У вас и мужики говорят по-французски! Вы умеете чепчики делать, и на головы на­калывать, и цветы к цветам прибирать. Ради самого Парижа, не от­ступайте от нас! Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить! Отложим попечение о собственных науках, художествах, ремеслах. Станем припасать золото и платить им за все то, чего сами сделать не умеем. Мы не наживем славы, но зато проживем деньги...

Классный руководитель. Попробуем отгадать: кто же эта маска? К кому обращен ее страстный монолог? Как его понять?;

(Воспитанницы высказываются.)

Думаю, нужно обратиться за помощью к агентам национальной безопасности.

Агент 2. Этот пародийный монолог произносит любительница всего французского из книги А.С. Шишкова «Славянорусский корне­слов». Она обращается к своим кумирам - французам. А понимать ее монолог нужно так, что наши русские мастера ничего делать не уме­ют, все самое лучшее - у французов.

Агент 1. А корень всего этого Шишков видит в забвении сво­его родного языка. Его слова, кажется, прямо обращены к нам, лю­дям XXI в. (Читает.) «Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. Где чужой язык употребляется предпочтительнее сво­его, где чужие книги читаются более, нежели свои, там... все вянет и не процветает».

Агент 2(читает). «Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти свое чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нем уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдет себе пищу, начнет расти, возвышаться, делаться искуснее и, наконец, достигнет совершенства».

Агент 1 (читает). «Но покуда не возникнет в нас народная гордость, собственные свои достоинства любящая, до тех пор мы будем только смотреть, как делают иностранцы. Свой ум останется бездействен, дух непредприимчив, око непрозорливо, руки неис­кусны...»

Классный руководитель. Согласны ли вы, что эти слова обращены к нам? Годятся ли для нас советы Шишкова о пробужде­нии народной гордости, об уважении к самим себе, о предпочтении своего чужому?

(Воспитанницы высказываются.)

4. От кого и как спасать язык?

Классный руководитель. Вот мы и подошли к заключи­тельной части ток-шоу. Действительно ли современное состояние русского языка так плачевно? Кто и как калечит родной язык? Что ему угрожает? Нужно ли его спасать? И как это сделать?

Даю по одной минуте каждому гостю.

(Классный руководитель дает микрофон гостям. Ответы заучивать не стоит, луч­ше, если воспитанницы скажут то, что думают.)

Примерные ответы гостей:

  • Да, плохи дела, калечит язык сквернословие, и старые и мо­лодые говорят матом.

  • Дела неважные, молодежь почти не читает классику, так и вы­ходят слова Толстого и Пушкина из употребления.

  • Самый большой вред языку наносит компьютер, Windows - там все термины английские, вот молодежь и переделывает их на русский манер. Но молодежь тут ни при чем - нужно создать русскую операционную систему, тогда все откажутся от английского.

  • Нет, самый большой вред - это американские фильмы и музыка, оттуда весь жаргон и ругательства.

  • Да ничего страшного не происходит, Шишков еще 200 лет назад говорил, что русский язык в упадке, в загоне, что кругом французские слова, а потом были и Пушкин, и Гоголь, и Толстой - прорвемся и в этот раз!

  • Спасать нужно, причем срочно - всех заставить читать классику по 100 страниц в день.

  • Нужно ввести штрафы за иностранные слова, как во Франции.

  • Нет, нужно штрафовать за матерные слова, а деньги - в фонд школы!

И т. п.

Классный руководитель. Вы познакомились с мнениями наших гостей, а теперь хотелось бы узнать мнения слушателей.

(Воспитанницы высказываются.)

III. Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык»

Классный руководитель. Девочки, наша встреча началась с вопроса, и закончить ее я бы хотела вопросом.

  • А что означает слово «человек»?

( Воспитанницы высказываются.)

Привычное для всех объяснение: чело - лоб, век - сто лет. Но так ли это? Ведь не каждый человек живет сто лет, век его бывает очень короток.

Может, правильнее толкование, которое дает Александр Семенович Шишков в упомянутой сегодня книге «Славянорусский корнеслов»? Вот что он пишет: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название словек (то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек».

Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди».

В своем толковании Шишков исходит из того, что Бог в Евангелии - это Слово, значит, и рожденные от него - это словеки, чловеки, человеки. И может быть, не нам надо спасать наш язык, а это русский язык уже много веков спасает наш народ от безбожия, от одичания и гибели. Как считаете?

(Воспитанницы высказываются.)

В доказательство хочется привести такие факты: по сообщению Агентства медицинской информации, «дети, родной язык которых русский, показали более высокие уровни навыков чтения и лучшую познавательную функцию по результатам тестирования в Универ­ситете Хайфы».

И еще одно обнадеживающее сообщение: «Международная ас­социация оценки школьной успеваемости провела исследование по качеству чтения и уровню понимания текста среди десятилет­них школьников из 45 регионов мира. Было проведено исследова­ние умений 215 ООО учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию. Результаты российских школьников оказались впечатляющими! Ока­залось, что школьники из России читают лучше и быстрее усваивают содержимое текста, чем их ровесники из других стран. Они были признаны наиболее грамотными»**.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее ток-шоу?

  • Какие факты и мысли врезались в память?

  • Кто из участников ток-шоу вам больше всего понравился?

  • Довольны ли вы своей ролью в ток-шоу?

(Воспитанницы высказываются.)

Дополнительный материал

Факты о благотворном влиянии изучения русского языка

Сообщение АМИ-ТАСС НОВОСТИ (Агентство медицинской информа­ции) от 13 июня 2007 г., опубликованное под заголовком «Носители русского языка учатся читать быстрее и лучше развивают грамотность», содержит результаты научной работы доктора Милы Шварц, преподавателя Хайфского университета Израиля: «Дети, родной язык которых русский, показали более высокие уровни навыков чтения и лучшую познавательную функцию, по ре­зультатам тестирования в Университете Хайфы (Израиль). 129 первоклассни­ков были разделены на три группы: русскоязычные дети из еврейских семей; дети, родной язык которых - иврит, и дети из смешанных семей, которые не обучались русскому языку. Оказалось, что школьники, которые приобре­тали навыки чтения на русском языке перед изучением иврита, показали от­личное преимущество перед другими группами в их способности различать звуки, быстрее читать и точнее переводить слова. Кроме того, специалисты оценили знание английского языка у 107 учеников, разделенных на те самые группы. Как и в первом исследовании, у русскоязычных детей было отмечено значительное преимущество в изучении иностранного языка. Исследователи полагают, что из-за лингвистической сложности русского языка его изначаль­ное знание дает преимущество при обучении другим языкам».



© 2010-2022