МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Нестандартные по форме и актуальные по значимости собрания (обсуждение статей и телепередач, анкетирование и статистика, памятки, анонимные вопросы) могут разбудить воспитательный потенциал родителей и желание помочь своему ребенку.В разработке перечислены принципы взаимодействия школы и семьи, а так же правила разговора педагога с родителями. Даны таблицы "Негативные установки и последствия", "Помехи в общении", "4 стиля семейного воспитания", "Воздействие на ребенка через образы".Во время собр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Приоритет в воспитании детей принадлежит прежде всего семье. Беда в том, что в последние годы утеряны многие ценности семьи, которые веками считались основой воспитания. Функции родителей свелись к бытовому обслуживанию детей, а все воспитание переложено на школу. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по воспитанию школьника, т.к. изменился и сам объект воспитания - ребенок: стал более информированным, выросли его потребности, усложнились эмоциональные и психологические возможности. По традиции считается, что педагог обязан руководить семейным воспитанием. Родители занимают позицию наблюдателей, ожидающих результат деятельности педагога, проводимой желательно без их участия.

В связи с этим необходимо направлять усилия на восстановление взаимопонимания в семье, на повышение педагогической культуры родителей, усиливая потенциал семьи. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на включение родителей в учебно - воспитательный процесс и досуговую деятельность.

Принципы взаимодействия школы и семьи:

  • принцип согласия (обоюдное понимание)

  • принцип сопряжения (гармоничные требования семьи и школы)

  • принцип содеянности (совместная деятельность, праздники, походы)

  • принцип сопереживания (сохранение доброжелательности обеих сторон)

  • принцип сопричастности (договориться о степени участия каждого партнера в создании лучших условий для воспитания ребенка)

Отсюда вытекает три правила разговора педагога с родителями:

1.Не беседовать второпях на улице, договориться о встрече.

2.Дать возможность высказаться о наболевшем.

3.Не поучать, а дать рекомендации для родителей и ученика. Закончить разговор конструктивным предложением.

Связь семьи и школы теряется тогда, когда родители перестают верить в действенность сотрудничества.

Поскольку ребенок усваивает то, что видит, слышит и чувствует, психика ребенка развивается, «присваивая» себе установки из окружающего мира. Родителям можно предложить вспомнить несколько часто используемых фраз при воспитании ребенка. Возможные последствия психоэмоционального благополучия ребенка заставят задуматься над сказанным:

негативные установки

последствия

Вовремя исправьтесь!!!

«Дай сюда, ничего не умеешь…»

- низкая самооценка;

- страхи, безынициативность;

- задержки психического развития

«Попробуй еще раз…

потом обязательно получится!»

«Все девочки капризули, все мальчики - драчуны»

- осложнения в общении;

- трудность в выборе друга противоположного пола

«Все люди разные…»

«Ты плохой, я от тебя уйду (отдам тебя…)»

- тревожность, чувство вины;

- ощущение одиночества, уход «в себя»

«А я тебя все равно люблю»

«Вырастешь - узнаешь…»

- неумение преодолевать препятствия;

- подозрительность, трусость

«Все будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих!»

- скрытность, нарушение взаимоотношений с родителями;

- озлобленность, агрессия

«Иди сюда, давай подумаем вместе» (разберемся)

«Сам ничего не делай!»

- неуверенность в себе;

- зависимость от чужого мнения;

- тревожность, страхи

«Смелее, все получится»

«Подожди… я сейчас занята»

- ощущение ненужности;

- скрытность, отчужденность;

- излишнее самовольство

«Сейчас я тебе помогу»

«Не бойся, давай сдачу!»

- проблемы со сверстниками;

- отсутствие самоконтроля; ощущение вседозволенности

«Держи себя в руках»

Автор: Семенака С.И.

Психологи выделяют следующие группы помех в общении (записать на доске и предложить родителям их определить):


ПОМЕХИ

ВЫРАЖЕНИЯ

ПРИКАЗЫ, КОМАНДЫ

Мама приходит домой, обращается к сыну: Быстро выключи телевизор. Почему одежда разбросана?! Садись за уроки!

НАСМЕШКИ, ОБЗЫВАНИЯ

Ребенок ворчит, дуется с утра. Слова взрослого: Какой же ты смешной, когда ворчишь и дуешься. Как старый дед!

ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

По-моему надо сделать так …

А ты возьми и скажи…

УГРОЗА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Подросток пришел домой очень поздно. Слова родителей: Что уже взрослым стал?! Ничего ты у нас дождешься. Как ты с нами поступаешь, так и мы с тобой будем поступать!

ДОГАДКИ, ПОДОЗРЕНИЯ

Я тебя насквозь вижу!

Я все равно узнаю …

Почему молчишь? Понятно - значит виноват.

КРИТИКА

Вечно ты опаздываешь.

Все у тебя не как у людей!

УПРЕКИ

Ты меня совсем не жалеешь. Я целый день только для тебя и кручусь! Всю жизнь на тебя потратила!

МОРАЛЬ, НРАВОУЧЕНИЯ

Учитель пожаловался на поведение ребенка. Слова взрослого: Ты обязан вести себя хорошо. Каждый нормальный человек обязан.

Описанное выше общение носит форму «ТЫ - ВЫСКАЗЫВАНИЙ». Это такое построение фразы, когда ребенок ощущает свою неправоту, неполноценность, чувствует давление взрослого. Все это создает внутренний барьер, проявляется в раздражении, отказе делать то, что просят, в спорах.

Психологи предлагают использовать в своей повседневной речи другую форму высказываний - «я - высказывания». При таком общении, с одной стороны, ребенок не чувствует давления, а взрослый может получить то, что хочет, менее конфликтным способом, без негатива.

Чтобы научиться «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЮ» мы будем использовать схему :

  1. Событие - «КОГДА...» (описание нежелательной ситуации, поведения).

  2. Ваша реакция - «Я ЧУВСТВУЮ…» (ваши ощущения или эмоции
    в связи с этим поведением).

  3. Предпочтительный исход - «МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ…»(описание вашего желания).

  4. «ПОТОМУ ЧТО…» (обьяснение вашего желания).

ПРИМЕР 1: взрослый узнает, что ребенок пропускает уроки.

- взрослый описывает нежелательное поведение со слов: КОГДА ТЫ ПРОПУСКАЕШЬ УРОКИ В ШКОЛЕ - называет свои чувства в связи с этим: Я ЧУВСТВУЮ БЕСПОКОЙСТВО И СЕРЖУСЬ НА ТЕБЯ.

- говорит о своем желании: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ХОРОШО ОКОНЧИЛ ШКОЛУ

- объясняет своё желание: ПОТОМУ ЧТО, ПОТОМ ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫБРАТЬ ДОСТОЙНУЮ РАБОТУ.

ПРИМЕР 2: ребёнок не убирает в своей комнате.

СЛОВА ВЗРОСЛОГО: Когда ты не убираешь в своей комнате, я чувствую раздражение и обиду. Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок, потому что ты уже достаточно взрослый и можешь следить за чистотой сам.

Родители не любят, когда их воспитывают молодые учителя. Не переходя на личности и примеры из жизни детей, можно описать 4 стиля семейного воспитания по отношению к ребенку, характеру контроля и способу предъявления требований. Когда родители мысленно определятся, зачитать перспективы такого воспитания.

стили воспитания

отношение к ребенку

характер контроля

способ предъявления

требований

Авторитарные

родители

- управление, ограничение свободы;

- беспрекословное послушание, подчинение авторитету;

- навязывание своих вкусов и убеждений

Результат:

- растущая агрессивность;

- конфликтность, трудность адаптации;

- стремление к самоутверждению

- подавляющий

«Делай, как я сказал»

Результат:

- враждебность, отчуждение от родителей

- холодный тон;

- принуждение;

- готовность к наказанию;

непоследовательность

(то кричат, то ласкают)

Результат:

- повышена тревожность в школе;

- плаксивость;

- невозможность сконцентрироваться, неожиданный «ступор»

Равнодушные

родители

- самоуверенность родителя, холодность;

- предоставление свободы, отсутствие контроля;

- недостаток внимания, занятость собой;

- непринятие личности ребенка

Результат:

- нарушения поведения;

- любой ценой привлекают внимание;

- отсутствие друзей

- неудовлетворенность результатами ребенка;

- завышенные требования

Результат:

- чувство неполноценности, снижена самооценка ребенка

- высокие притязания;

- отрицательное отношение одного родителя, строгость

Результат:

- пессимизм;

- ожидание чьей-либо помощи или спасения;

- самоотрицание

Демократичные родители

- возможность выбора;

- направляющая самостоятельность;

- доверие, уважение личности

Результат:

- активность, независимость;

- коммуникативность, социальная адаптация

- предлагающий «Может лучше так?»

Результат:

- инициативность;

- самодисциплина;

- трудолюбие

- поддержка, вера в результат;

- терпеливость «В следующий раз получится лучше»

Результат:

- самостоятельность

«Любящие»

родители

- нежность, забота;

- недоверие ко всему, что делает ребенок;

- физический уход, ограничение свободы

Результат:

- нерешительность, зависимость;

- необщительность

- неусыпный контроль, гиперопека

Результат:

- инфантилизм;

- эгоцентричность

- «Я все для тебя делаю и никакого результата (благодарности)»

Результат:

- внутренний конфликт у ребенка;

- отчуждение от родителей по мере взросления

Автор: Гаврилова Т.П.


Педагогические воздействия на ребенка через образы

воспитательная позиция

способ воздействия

результат воспитания

«НАСЕДКА»

(обожает детей)

- бдительный присмотр, постоянно тревожится о детях;

- неустанно ухаживает, показывает как следует поступить

- неусыпный контроль

- неумение самостоятельно работать и учиться;

- пропадает желание узнавать что-то новое;

- надежда на других

«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (властная)

- формальная система операций, «процесс ради процесса»;

- цель - совершенство, как движение одинаковых и правильных частиц

- запрет на созидательную деятельность

- взращивание функционеров, покорных исполнителей чужой воли;

- отсутствие стремлений и собственных желаний

«МАЛЬВИНА»

(норма воспитанности)

- искренне верит, что все должны следовать правилам;

- в непривычной ситуации оказывается беспомощной;

- предлагает себя в качестве образца для подражания, не допускает иных способов поведения

- ограничение развития ребенка;

- стереотипное поведение;

- отсутствие интереса к познавательности и любознательности

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

(уровень ребенка)

- весела, беспечна;

- надеется, что все обойдется;

- предъявление своего натурально - ситуативного «Я»

- неорганизованность, трудность в прогнозировании своих действий;

- отсутствие волевых качеств, нарушение регуляции собственных действий;

- формирование усилий по преодолению сиюминутных желаний

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (безразличие)

- окружающая действительность не существует;

- дети «варятся в собственном соку»;

- находится вне ситуации взаимодействия с детьми

- отсутствие целеноправленной деятельности, не доводят дело до конца;

- разболтанность, деструктивное поведение;

- тормозящее развитие

«КАРАБАС - БАРАБАС»

(требует послушных исполнителей)

- наставление, диктат;

- окрик, наказания;

- «натаскивание» для достижения успеха

- боязнь высказать собственное мнение;

- «двойственность», говорит одно - делает другое;

- овладение только теми навыками, которые требует педагог

«МЕРИ ПОППИНС»

(гибкая)


- вариативность поведения в разных ситуациях;

- «чувствует» желания детей;

- создает условия для развития воображения, обучение способам разрешения проблем;

- свою программу превращает в программу ребенка

- развитие ребенка;

- рост личностного и творческого потенциала;

- самая адекватная воспитательная позиция

Автор: Клюева Н.В.


Памятка:

«10 заповедей для родителей»


  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать собой!

  • Не требуй от ребенка плату за все, что ты для него делаешь.

  • Не вымещай на ребенке свои обиды и проблемы.

  • Не относись к проблемам ребенка свысока, поделись опытом.

  • Не оскорбляй, не унижай!

  • Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь!

  • Не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы своему.

  • Люби своего ребенка любым - неудачливым, некрасивым, неталантливым!

  • Ребенок - драгоценность, которая дана тебе на хранение и развитие.

  • Самые важные встречи человека - встреча с детьми. Никогда не знаешь, кого «встретишь» в ребенке.



© 2010-2022