- Преподавателю
- Классному руководителю
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касьяненко И.И. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ
«ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Приоритет в воспитании детей принадлежит прежде всего семье. Беда в том, что в последние годы утеряны многие ценности семьи, которые веками считались основой воспитания. Функции родителей свелись к бытовому обслуживанию детей, а все воспитание переложено на школу. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по воспитанию школьника, т.к. изменился и сам объект воспитания - ребенок: стал более информированным, выросли его потребности, усложнились эмоциональные и психологические возможности. По традиции считается, что педагог обязан руководить семейным воспитанием. Родители занимают позицию наблюдателей, ожидающих результат деятельности педагога, проводимой желательно без их участия.
В связи с этим необходимо направлять усилия на восстановление взаимопонимания в семье, на повышение педагогической культуры родителей, усиливая потенциал семьи. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на включение родителей в учебно - воспитательный процесс и досуговую деятельность.
Принципы взаимодействия школы и семьи:
-
принцип согласия (обоюдное понимание)
-
принцип сопряжения (гармоничные требования семьи и школы)
-
принцип содеянности (совместная деятельность, праздники, походы)
-
принцип сопереживания (сохранение доброжелательности обеих сторон)
-
принцип сопричастности (договориться о степени участия каждого партнера в создании лучших условий для воспитания ребенка)
Отсюда вытекает три правила разговора педагога с родителями:
1.Не беседовать второпях на улице, договориться о встрече.
2.Дать возможность высказаться о наболевшем.
3.Не поучать, а дать рекомендации для родителей и ученика. Закончить разговор конструктивным предложением.
Связь семьи и школы теряется тогда, когда родители перестают верить в действенность сотрудничества.
Поскольку ребенок усваивает то, что видит, слышит и чувствует, психика ребенка развивается, «присваивая» себе установки из окружающего мира. Родителям можно предложить вспомнить несколько часто используемых фраз при воспитании ребенка. Возможные последствия психоэмоционального благополучия ребенка заставят задуматься над сказанным:
негативные установки
последствия
Вовремя исправьтесь!!!
«Дай сюда, ничего не умеешь…»
- низкая самооценка;
- страхи, безынициативность;
- задержки психического развития
«Попробуй еще раз…
потом обязательно получится!»
«Все девочки капризули, все мальчики - драчуны»
- осложнения в общении;
- трудность в выборе друга противоположного пола
«Все люди разные…»
«Ты плохой, я от тебя уйду (отдам тебя…)»
- тревожность, чувство вины;
- ощущение одиночества, уход «в себя»
«А я тебя все равно люблю»
«Вырастешь - узнаешь…»
- неумение преодолевать препятствия;
- подозрительность, трусость
«Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих!»
- скрытность, нарушение взаимоотношений с родителями;
- озлобленность, агрессия
«Иди сюда, давай подумаем вместе» (разберемся)
«Сам ничего не делай!»
- неуверенность в себе;
- зависимость от чужого мнения;
- тревожность, страхи
«Смелее, все получится»
«Подожди… я сейчас занята»
- ощущение ненужности;
- скрытность, отчужденность;
- излишнее самовольство
«Сейчас я тебе помогу»
«Не бойся, давай сдачу!»
- проблемы со сверстниками;
- отсутствие самоконтроля; ощущение вседозволенности
«Держи себя в руках»
Автор: Семенака С.И.
Психологи выделяют следующие группы помех в общении (записать на доске и предложить родителям их определить):
ПОМЕХИ
ВЫРАЖЕНИЯ
ПРИКАЗЫ, КОМАНДЫ
Мама приходит домой, обращается к сыну: Быстро выключи телевизор. Почему одежда разбросана?! Садись за уроки!
НАСМЕШКИ, ОБЗЫВАНИЯ
Ребенок ворчит, дуется с утра. Слова взрослого: Какой же ты смешной, когда ворчишь и дуешься. Как старый дед!
ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
По-моему надо сделать так …
А ты возьми и скажи…
УГРОЗА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Подросток пришел домой очень поздно. Слова родителей: Что уже взрослым стал?! Ничего ты у нас дождешься. Как ты с нами поступаешь, так и мы с тобой будем поступать!
ДОГАДКИ, ПОДОЗРЕНИЯ
Я тебя насквозь вижу!
Я все равно узнаю …
Почему молчишь? Понятно - значит виноват.
КРИТИКА
Вечно ты опаздываешь.
Все у тебя не как у людей!
УПРЕКИ
Ты меня совсем не жалеешь. Я целый день только для тебя и кручусь! Всю жизнь на тебя потратила!
МОРАЛЬ, НРАВОУЧЕНИЯ
Учитель пожаловался на поведение ребенка. Слова взрослого: Ты обязан вести себя хорошо. Каждый нормальный человек обязан.
Описанное выше общение носит форму «ТЫ - ВЫСКАЗЫВАНИЙ». Это такое построение фразы, когда ребенок ощущает свою неправоту, неполноценность, чувствует давление взрослого. Все это создает внутренний барьер, проявляется в раздражении, отказе делать то, что просят, в спорах.
Психологи предлагают использовать в своей повседневной речи другую форму высказываний - «я - высказывания». При таком общении, с одной стороны, ребенок не чувствует давления, а взрослый может получить то, что хочет, менее конфликтным способом, без негатива.
Чтобы научиться «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЮ» мы будем использовать схему :
-
Событие - «КОГДА...» (описание нежелательной ситуации, поведения).
-
Ваша реакция - «Я ЧУВСТВУЮ…» (ваши ощущения или эмоции
в связи с этим поведением). -
Предпочтительный исход - «МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ…»(описание вашего желания).
-
«ПОТОМУ ЧТО…» (обьяснение вашего желания).
ПРИМЕР 1: взрослый узнает, что ребенок пропускает уроки.
- взрослый описывает нежелательное поведение со слов: КОГДА ТЫ ПРОПУСКАЕШЬ УРОКИ В ШКОЛЕ - называет свои чувства в связи с этим: Я ЧУВСТВУЮ БЕСПОКОЙСТВО И СЕРЖУСЬ НА ТЕБЯ.
- говорит о своем желании: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ХОРОШО ОКОНЧИЛ ШКОЛУ
- объясняет своё желание: ПОТОМУ ЧТО, ПОТОМ ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫБРАТЬ ДОСТОЙНУЮ РАБОТУ.
ПРИМЕР 2: ребёнок не убирает в своей комнате.
СЛОВА ВЗРОСЛОГО: Когда ты не убираешь в своей комнате, я чувствую раздражение и обиду. Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок, потому что ты уже достаточно взрослый и можешь следить за чистотой сам.
Родители не любят, когда их воспитывают молодые учителя. Не переходя на личности и примеры из жизни детей, можно описать 4 стиля семейного воспитания по отношению к ребенку, характеру контроля и способу предъявления требований. Когда родители мысленно определятся, зачитать перспективы такого воспитания.
стили воспитания
отношение к ребенку
характер контроля
способ предъявления
требований
Авторитарные
родители
- управление, ограничение свободы;
- беспрекословное послушание, подчинение авторитету;
- навязывание своих вкусов и убеждений
Результат:
- растущая агрессивность;
- конфликтность, трудность адаптации;
- стремление к самоутверждению
- подавляющий
«Делай, как я сказал»
Результат:
- враждебность, отчуждение от родителей
- холодный тон;
- принуждение;
- готовность к наказанию;
непоследовательность
(то кричат, то ласкают)
Результат:
- повышена тревожность в школе;
- плаксивость;
- невозможность сконцентрироваться, неожиданный «ступор»
Равнодушные
родители
- самоуверенность родителя, холодность;
- предоставление свободы, отсутствие контроля;
- недостаток внимания, занятость собой;
- непринятие личности ребенка
Результат:
- нарушения поведения;
- любой ценой привлекают внимание;
- отсутствие друзей
- неудовлетворенность результатами ребенка;
- завышенные требования
Результат:
- чувство неполноценности, снижена самооценка ребенка
- высокие притязания;
- отрицательное отношение одного родителя, строгость
Результат:
- пессимизм;
- ожидание чьей-либо помощи или спасения;
- самоотрицание
Демократичные родители
- возможность выбора;
- направляющая самостоятельность;
- доверие, уважение личности
Результат:
- активность, независимость;
- коммуникативность, социальная адаптация
- предлагающий «Может лучше так?»
Результат:
- инициативность;
- самодисциплина;
- трудолюбие
- поддержка, вера в результат;
- терпеливость «В следующий раз получится лучше»
Результат:
- самостоятельность
«Любящие»
родители
- нежность, забота;
- недоверие ко всему, что делает ребенок;
- физический уход, ограничение свободы
Результат:
- нерешительность, зависимость;
- необщительность
- неусыпный контроль, гиперопека
Результат:
- инфантилизм;
- эгоцентричность
- «Я все для тебя делаю и никакого результата (благодарности)»
Результат:
- внутренний конфликт у ребенка;
- отчуждение от родителей по мере взросления
Автор: Гаврилова Т.П.
Педагогические воздействия на ребенка через образы
воспитательная позиция
способ воздействия
результат воспитания
«НАСЕДКА»
(обожает детей)
- бдительный присмотр, постоянно тревожится о детях;
- неустанно ухаживает, показывает как следует поступить
- неусыпный контроль
- неумение самостоятельно работать и учиться;
- пропадает желание узнавать что-то новое;
- надежда на других
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (властная)
- формальная система операций, «процесс ради процесса»;
- цель - совершенство, как движение одинаковых и правильных частиц
- запрет на созидательную деятельность
- взращивание функционеров, покорных исполнителей чужой воли;
- отсутствие стремлений и собственных желаний
«МАЛЬВИНА»
(норма воспитанности)
- искренне верит, что все должны следовать правилам;
- в непривычной ситуации оказывается беспомощной;
- предлагает себя в качестве образца для подражания, не допускает иных способов поведения
- ограничение развития ребенка;
- стереотипное поведение;
- отсутствие интереса к познавательности и любознательности
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
(уровень ребенка)
- весела, беспечна;
- надеется, что все обойдется;
- предъявление своего натурально - ситуативного «Я»
- неорганизованность, трудность в прогнозировании своих действий;
- отсутствие волевых качеств, нарушение регуляции собственных действий;
- формирование усилий по преодолению сиюминутных желаний
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (безразличие)
- окружающая действительность не существует;
- дети «варятся в собственном соку»;
- находится вне ситуации взаимодействия с детьми
- отсутствие целеноправленной деятельности, не доводят дело до конца;
- разболтанность, деструктивное поведение;
- тормозящее развитие
«КАРАБАС - БАРАБАС»
(требует послушных исполнителей)
- наставление, диктат;
- окрик, наказания;
- «натаскивание» для достижения успеха
- боязнь высказать собственное мнение;
- «двойственность», говорит одно - делает другое;
- овладение только теми навыками, которые требует педагог
«МЕРИ ПОППИНС»
(гибкая)
- вариативность поведения в разных ситуациях;
- «чувствует» желания детей;
- создает условия для развития воображения, обучение способам разрешения проблем;
- свою программу превращает в программу ребенка
- развитие ребенка;
- рост личностного и творческого потенциала;
- самая адекватная воспитательная позиция
Автор: Клюева Н.В.
Памятка:
«10 заповедей для родителей»
-
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать собой!
-
Не требуй от ребенка плату за все, что ты для него делаешь.
-
Не вымещай на ребенке свои обиды и проблемы.
-
Не относись к проблемам ребенка свысока, поделись опытом.
-
Не оскорбляй, не унижай!
-
Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь!
-
Не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы своему.
-
Люби своего ребенка любым - неудачливым, некрасивым, неталантливым!
-
Ребенок - драгоценность, которая дана тебе на хранение и развитие.
-
Самые важные встречи человека - встреча с детьми. Никогда не знаешь, кого «встретишь» в ребенке.