- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Диалог о вредных привычках
Классный час Диалог о вредных привычках
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузякина О.Н. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДИАЛОГ О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ»
9 класс
О.Н.Кузякина,
классный руководитель
«ДИАЛОГ О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ»
Цели:
Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.
Содействие формированию здорового образа жизни.
Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Достичь цель можно через решение основных задач:
-
Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
-
Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).
-
Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.
-
Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.
-
Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.
Методы обучения - источники информации:
Вербальные
рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия.
Наглядные
иллюстрирование плакатов, рисунков, демонстрация картинок.
Средства обучения:
-
учебно-наглядные средства (плакаты, рисунки);
-
дидактическая техника (электронная презентация).
Способы контроля
тип: промежуточный;
вид: самоконтроль, взаимоконтроль, интерконтроль;
методика: письменный экспресс-опрос, тест;
форма: фронтально.
Вид урока - продуктивный, проблемный и частично-поисковый.
Форма организации - групповая, парная, коллективная.
Оборудование и материалы:
- Тетради, ручки;
- Раздаточный материал;
- Лист формата А4;
- Маркеры, фломастеры;
- Цветные карточки 6 цветов 3 типоразмеров (по количеству участников);
- Компьютер.
Опережающее задание - цитаты, рисунки (вывешиваются на доске, стенах).
Ход урока
Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят "Здравствуйте!", какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Что такое здоровье?
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье - это здоровье нашего разума, а физическое - здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека - бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.
Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика - на 15. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!
Из истории табака.
До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 - 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.[3].
Из истории алкоголя.
А сейчас послушайте притчу: "Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу - становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше - превращались в тупых упрямых ослов". [2].
С пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.
Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.
Работа в группах:
-
причины курения;
-
последствия курения;
-
меры для предупреждения курения;
-
причины употребления алкоголя, пива;
-
последствия употребления алкоголя, пива;
-
меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Результаты фиксируют на рабочих листах и их представляют.
Педагог уточняет или комментирует ответы учащихся.
Промежуточное объяснение о причинах, наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе "взрослых сверстников", быть "крутым"; "легкое" общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.
Наиболее характерные для табакокурения заболевания:
-
Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
-
Раковые заболевания легких, гортани.
-
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
-
Спазм артерий, облитерирующий эндоартериит, инфаркт, инсульт, мигрень.
-
Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
-
Расстроена работа потовых и сальных желез.
-
Волосы истончены, секутся и выпадают.
-
Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).
-
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
-
Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
-
Понижается острота слуха.
-
Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
-
"Синдром хронической усталости".
Последствия употребления алкоголя:
-
Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
-
Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
-
Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.
-
Заболевания желудочно-кишечного тракта - гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
-
Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
-
"Синдром хронической усталости".
-
Снижение иммунитета.
-
Раннее старение (особенно девушек).
-
Ухудшение работы желез внутренней секреции.
Меры для предупреждения:
-
Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
-
Запретить рекламу сигарет.
-
Запрет со стороны родителей.
-
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
-
Получать достоверную информацию о вреде.
-
Принятие самостоятельного решения: да или нет!
1. Конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды - так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец - на другом.
Пословицы:
-
Хмель шумит, | а ум молчит.
-
Дали вина, | так и стал без ума.
-
Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
-
И худой квас лучше | хорошей водки.
-
Кто вино любит, | тот сам себя губит.
-
Работа денежки копит, | хмель их топит.
-
Вино полюбил - | семью разорил.
-
Водка и труд | рядом не идут.
-
Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
-
Невинно вино, | но проклято пьянство.
2. Экспресс-опрос
1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:
Френсис Дрейк - 16 век.
Христофор Колумб - 15 век.
Васко да Гама - 15 век.
2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:
Царь Михаил Федорович.
Иван Грозный.
Петр I.
3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:
Экономика.
Из-за частых пожаров.
Для сохранения здоровья.
4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:
Петр I.
Екатерина II.
Александр III.
5. Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это - только для взрослых?
4. Анаграмма. - Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. [2].
ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).
Позитивная оценка деятельности учащихся.
Проверка степени понимания.
Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание).
В мире мудрых мыслей... [1].
1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.
2. Начинается пьянство с легкомыслия.
3. Без ума пьет - без угла живет.
4. Водка и труд рядом не идут.
5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
6. Веселая голова живет спустя рукава.
7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки - находишься без рубашки.
8. Пей за столом, а не пей за столбом.
9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.
10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.
11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.
12. Когда вино входит - тайна выходит.
13. Вино веселит, да от вина голова болит.
14. Водку пить - ум топить.
15. Счастлив тот, кто вина не пьет.
16. Вино веселит сердце, да человека губит.
17. Не упивайся вином - будешь крепче умом.
18. Как хватил через край, так все пропадай.
19. Дали вина - так и стал без ума.
20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.
21. Пей, да дело разумей.
22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.
23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.
24. Вечером пьяница, утром лентяй.
Все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
О причинах пьянства.
Пьянство - угроза жизни и здоровью человека.
Алкоголь и труд.
Пьянство и семья.
Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь.
Проверка - в паре. Ответы:
- 2, 5, 13
- 1, 9, 13, 14, 16, 19, 20, 23
- 4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24
- 3, 10, 15
- 7, 8, 17, 21
Шкала перевода баллов в оценку:
24-20 баллов - "5"
19-15 баллов - "4"
14-10 баллов - "3"
Приоритет позитивных ценностей.
Лучший способ борьбы с вредными соблазнами - никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: "Тот, кто может победить другого - силен, тот, кто может победить самого себя - поистине могуществен!"
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить?
и лучше вообще ничего не делать, чем пить и курить.
Цель урока - содействие формированию ЗОЖ - достигнута.
Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?
Замечательно! И еще. Есть такая фраза:
"Ум и руки - на пользу обществу!"
Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.
Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Благодарность за урок.