Авторская разработка по внеклассному занятию «Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах»

Авторская разработка «Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах» разработан учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла» Хомушку Риммой Дмитриевной.Цели урока: 1) разработать и реализовать в образовательной практике школы методическую систему работы по развитию у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность; 2) воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского и русс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Тыва

МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла











Авторская разработка по

внеклассному занятию

«Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах»





Выполнила: учитель русского

языка и литературы

Хомушку Римма Дмитриевна














Кызыл - 2013

Тема: Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах.

Цели: 1) разработать и реализовать в образовательной практике школы методическую систему работы по развитию у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность;

2) заложить основы этнокультурной компетентности у подрастающего поколения, сформировать у них готовность, стремление и умение исполнять адекватные модели взаимодействия с представителями разных энтокультур, учитывая специфику их культуры, устанавливать взаимодействие на основе доверия, взаимопонимания;

3) воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского и русского народа с использованием элементов народной физической культуры и национальных видов спорта в оздоровлении организма детей.

Актуальность. Региональные особенности и национальные традиции влияют на здоровье, физическое и моторное развитие, двигательную активность детей и подростков и позволяют, в свою очередь, сохранить традиционную культуру народа.

Достижению определенного уровня образованности школьников в области физической культуры, формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение национальных видов спорта, игр и танцев.

Приобщение школьника к культуре своего народа осуществляется через процесс образования, а к физической культуре - соответственно через физкультурное образование. Именно процесс физкультурного образования оказывает активное воздействие не только на физические способности человека, но и прежде всего на чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических качеств.

Педагогические технологии:

1) здоровьеоберегающая технология;

2) проектная технология (групповая);

3) игровая технология;

4) этнокультурная технология.

Ход урока.

  1. Организационный блок.

- Сегодня, ребята, у нас необычный рок. Давайте создадим пространство для работы: сдвинем столы и стулья и формируем группы.

II. Информационно-аналитический блок.

Урок учитель начинает сообщением информации в форме лекции.

- В настоящее время, ребята, в условиях информационного общества мы имеем значительно более широкий круг источников. Важным становится умение отбора, ограничение информационного потока при решении конкретной задачи. И это является важнейшей и актуальной проблемой современного человека.

-Ребята, как вы думаете, что означает понятие этнокультурная компетентность?

Этнокультурная компетентность представляет собой свойство, качество личности, содержанием которого является не только совокупность представлений о специфике той или иной культуре, но и умение применять эти знания в практике взаимодействуя с представителями разных этнокультур, учитывая их особенности.

Сегодня поговорим о национальной игре тевек1 (почекушки).

Тевек - игра интернациональная. Известно, что ещё в Древней Руси одной из любимых забав детворы были «почекушки» - аналог тувинского тевека. Подобный вид спорта до сих пор распространён и в Великобритании, он называется "soks", а в русской культуре - почекушки. Примерно такая же игра встречается и у китайцев.

Авторская разработка по внеклассному занятию «Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах» Рис. 1. Национальная тувинская игра в тевек.

Авторская разработка по внеклассному занятию «Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах»

Авторская разработка по внеклассному занятию «Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах»
Рис. 2. Великобританские мячи «soks»

История игры Socks

Из детства у многих остались воспоминания, как в отсутствии под рукой мячика дети пинали пластиковую бутылку или железную банку. Но это было слабо похоже на мяч, поэтому придумывали более хитрые штучки - набивали носок или крупой, или бумагой, и это уже больше походило на спортивный снаряд. Некоторые не остыли к этому делу до сих пор и продолжают получать удовольствие от игры в сокс.

Именно сокс был придуман приблизительно в 70-х годах в Штатах. Там дали ему название Hack the Sack. В то время в качестве материала использовали либо носок, либо чулок, а наполняли его, как правило, бобами или другими сыпучими веществами.

Сегодня можно встретить несколько вариантов названия этой забавы: Sox, Soks, сокс, футбэг. Но все это и является игрой с набитым носком, если выражаться простыми словами.

Есть несколько разновидностей этой игры, но самой популярной среди молодежи является перекидывания сокса от игрока к игроку без помощи рук. В случае, если игрок роняет снаряд или касается его рукой, то следует наказание, оговоренное до начала игры. Игроки помимо основной задачи "не уронить сокс" пытаются также продемонстрировать отличное владение снарядом, вызывая восхищение у своих товарищей и зрителей.

Другой разновидностью сокса является Footbag Net или же Volley Sock. Это аналог волейбола со схожими правилами и целями игры.

То, что игра популярна у нас в Туве, нам понятна еще во время празднования Шагаа. Среди любителей большинство - дети. Соревнуются в силе, ловкости, смелости. По данным материала Куулар Маадыра,
главного специалиста Центрального государственного архива Республики Тыва2, по моему мнению, история игры в тевек началась к VI-VIII векам нашей эры, с началом празднования Шагаа.

Шагаа - весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечают многие народы Востока: китайцы, монголы, буряты, тувинцы, алтайцы и другие. Это и сам праздник Нового года, и первый месяц года, открывающий весну. У тувинцев упоминание о нем относят к VI-VIII векам нашей эры. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января до конца февраля.

В документах Центрального государственного архива Республики Тыва впервые упоминание о празднике Шагаа встречается в документах архивного фонда «Управление нойонов Танну-Урянхая (Тува)» за 1861 год, в приказе правителя Танну-Урянхая мээрен чангы Ламажапа Угер-даа Очуру о праздновании Шагаа. В дословном переводе данного документа со старомонгольского языка сообщается:
«В приказе чанчын хевей Амбыса указано о том, что в китайском письме министерства по наследию Внешней Монголии и отдела Законодательства пишется о том, что в час дракона (луу) 19 числа 12 лунного месяца сего года ставка (судебная) закрывается на каникулы и открывается в час змеи (могай) 21 числа первого лунного месяца будущего года.
В каникулярное время полностью прекращается разбор дел. Если возникнут неотложные дела, то они могут быть рассмотрены в прежнем порядке.
Празднование Шагаа (Новый год) проводится с 28 числа сего года по 5 число первого лунного месяца нового года. Все чиновники ниже по званию Вана и военные чиновники должны облачаться в нарядную одежду.
Настоящий приказ направлен правителю Танды Урянхая и по получении приказа он должен довести до сведения своих подданных.
Данный приказ направлен для исполнения Угер-даа Очуру.
Такие приказы направлены Угер-даа Седипу, Чульдум-Комбу и Седипу.
19 число 2 лунного месяца 10 года Т.Э. (так в документе)»
Из этого уникального исторического документа видно, что и 150 лет назад празднование Шагаа проводилось согласно приказу главного правителя Тувы. Дни празднования Шагаа были объявлены выходными днями.
О том, как праздновали Шагаа жители Тувинской Народной Республики, наши земляки, в 1929 году, мы узнаем из документов архивного фонда «Министерство Внутренних дел ТНР» где в объявлении Министерства Внутренних дел сообщается:
«ОБЪЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Об установлении 10 февраля днем нового года, в связи с этим 9 февраля работают полдня, после чего 10 и 11 празднуют встречу нового года - дни Шагаа - на работу выходят 12 февраля утром.
Дата 9 число, II луны, 1929 года (так в документе)».
Начиная с 1944 года официально Шагаа в Туве не праздновали. Шагаа был семейным праздником. И только в 1991 году Шагаа Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР был объявлен народным праздником Тувы3.

По данным исследования Айланы Кужугет празднование Шагаа началось с «привнесением китайско-монгольской формы встречи Нового года в культуру тувинцев (с 1267 г.)

III. Мотивационный блок.

- Итак, ребята, теперь мы рассмотрим два вида почекушки (тевек). Это (показывая тевек) тевек, который с давних лет играют тувинский народ, а это (показывая китайский тевек) привезли из Китая. И научимся сами делать почекушки.

1. Сделать тевек просто. Расплавить свинец, залить в круглую форму, сделанную из глины, посередине оставить дырочку. В эту дырочку нужно продеть шерсть козы. Нижнюю часть срезать вровень с формой, закрепить расплавленным свинцом. Оставшуюся длинную часть шерсти срезать вровень с кругом.

Иностранную версию soks можно сделать своими руками следующим образом.

А) Самый простой - из носка. Берем носок. Лучше чистый. Отрезаем ту часть, где пальцы, захватывая сантиметров 7-8. Засыпаем гречку. Зашиваем. Готово. На всё про всё минут 20-30. Сделав так один сокс и поиграв им пару часиков, ты увидишь слабые места.

Б) Связать крючком из капрона (разноцветный, мягкий, но быстро порвется).

Инструкция для начинающих вязальщиков:

Сначала 4 петли в круг, потом из 4х-8, 8-16, 6-32затем 4 провязываем из 5-той, делаем 2петли(прибавляем)потом из каждой 6-й делаешь 2 петли и так до того момента пока 56 петель в окружности не будет 12рядов одна в одну ,а дальше по обратной формуле добавляем.

В) Кожаный панельный. Берешь мягкую кожу/кожзам (не больше 0,5 мм толщиной), вырезаешь 12 равных пятиугольников (12-панельный) или 12 пятиугольников и 20 шестиугольников (32-х панельный, шъется по принципу футбольного мяча), после чего все это безобразие аккуратно сшивается. Маленький совет - все панели до самой последней (должно остаться незашитым 3 шва) нужно сшивать изнутри, после чего аккуратно вывернуть его и еще аккуратней зашить до конца (засыпать набивку лучше всего когда останется незашитым только один шов). Тогда футбэг (это уже никак соксом не назовешь) получится ровным, круглым, без видимых швов. Если он немного неровный - не беда, буквально через пару-тройку хороших игр он разомнется и станет просто идеальным. Преимущества: кожа долго не протрется, очень удобен. Недостатки: очень долго и трудно делать (уходит 3-4 часа) и иногда рвутся нитки на швах, но их можно снова зашить.

2. Правила игры в тевек. Нужно подбросить тевек рукой и, пока он не упал, поймать правой ногой, внутренней стороной лодышки и снова подбросить вверх. Считается каждый удар, и чем больше ударов - тем лучше. Если играют командами, то считают все удары, которые сделают игроки команды. У кого (или у какой команды) больше ударов, тот и победитель.

Выигравшие «стыдят» («човадыр») проигравших. Один из проигравших подбрасывает тевек одному из выигравших. Тот должен ударить по нему так, чтоб он не достался ни тому, кто подбрасывал, ни остальным членам проигравшей команды. Это и называется «човадыр».

Если выигравший не сумеет ударить по подброшенному тевек, ошибется, или кто-то из проигравших сумеет поймать тевек или хотя бы коснуться, то игра на этом прекращается. Если игра заканчивается вничью, то ее усложняют. Играют «далгып»: игру начинают с правой, как обычно, но следующий удар делают левой ногой, т. е. попеременно. Это очень трудно, и игра заканчивается быстро. А дальше игра продолжается так же, как описано выше - "стыдят" проигравших, только уже двумя ногами.

Если и на этот раз будет ничья, игра еще больше усложняется. Переходит в «чиннээри», который играют стоя на одной ноге. Как правило, эта игра заканчивается еще быстрее.

Но... если и после этого будет ничья переходят в «кызыл- чин». Играют в стоя на одной ноге, не подпрыгивая, а не двигаясь с одного места. Значит, нужно быть очень осторожным, чтобы не перестараться, чтобы тевек не улетел далеко, что требует большого внимания и нужно уметь рассчитывать правильно удары. Если игроки хорошо играют и знают все правила тевек, то игру можно еще больше усложнить. Это одна из сложнейших и интереснейших тувинских игр, которая укрепляла здоровье и развивала сноровку у детей и взрослых.

Правила игры в Socks

  1. Количество игроков - минимум двое, но желательно играть втроем и более.

  2. Соксеры встают кругом диаметром 2-3 метра. В случае игры вдвоем играющие встают друг к другу лицом на расстоянии несколько метров.

  3. Один игрок кидает другому сокс рукой примерно на уровень колена.

  4. Касаться сокса рукой нельзя! Накидывать его себе тоже нельзя. Можно лишь накинуть его партнеру.

Авторская разработка по внеклассному занятию «Национальная игра тевек (почекушки) и его аналоги в других странах»

Рис. 3. Игра в soks.

А теперь давайте посмотрим видеокадры, где молодые люди играют в soks в Великобритании, Китае.

3. Игра в группах.

Ход игры: мальчикам предложить поиграть в почекушки, а девочки, умеющие хорошо рисовать, могут два вида почекушек.

IV. Оценочный и рефлексивный блоки.

В данном блоке важно, чтобы учащиеся смогли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы:

  1. Что нового узнали на занятии?

  2. Что было самым трудным на уроке?

  3. Что вы считаете наиболее важным?

  4. Что было наиболее интересным?

V. Итог урока.

-Ребята, какие вы еще национальные игры знаете?



Список использованной литературы



  1. Адрианов А.В. Шагаа. (Сойотский новый год). Этнографический набросок из Урянхайской жизни. Кызыл, 1993.


  1. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. (Культура, традиции, символика). Москва, 2002.



  1. И. Самбуу «Тыва оюннар». Кызыл, Тыванын ном ундурер чери, 1992.


  1. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев. Кызыл, 1994.



  1. Курбатский Н.Г. Тувинские праздники. Кызыл, 1973.


  1. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл, 1992.



  1. Ооржак Х. Д- Н. Тувинские народные подвижные игры. - Кызыл, 1995.


  1. Плюс Информ. 2 февраля 2011 года.



  1. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы». № 1.


  1. Материалы из сайта xtremelife.ru

1Иргит Самбуу «Тыва оюннар». Кызыл, 1992.

2Из истории празднования Шагаа в Туве. - Плюс Информ. 2 февраля 2011 года.

3Из истории празднования Шагаа в Туве. - Плюс Информ. 2 февраля 2011 года.

© 2010-2022