Рабочая программа по дополнительному образованию Мир вокруг (2 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



1.Пояснительная записка.

Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Внеурочная деятельность в виде социального творчества и работы над проектами - адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей.

В контексте социального творчества дети должны научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Ребенок должен научиться воспринимать социум «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.

Ценность позитивного взгляда на жизнь, состоит в следующем:

  • Субъективной позиции ученика, т.е. ребенок учиться оценивать ситуации на основе собственного действия, поступка, решения, а не слов, оценок, мнений других людей;

  • Толерантности как умении принимать разное, отличное от собственного или привычного;

  • Рефлексивной оценке как способа решения жизненных задач.

Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела - проекта. Сочетание проектной деятельности и социальной помогут школьникам адаптироваться в современном жизненном пространстве, осознать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним свое отношение; вырабатывать нестереотипные способы действий в повседневной жизни; реализовывать свои способности и потенциал через создание проекта.

2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

  • Формировать у младшего школьника представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.

  • Дать школьнику представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни.

  • Пробуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;

  • Формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной, проектной, социальной деятельности;

  • Способствовать разнообразному творческому самовыражения, их творческому отношению к собственной жизни;

  • Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия;

  • Формирование социально приемлемых форм поведения.

  • формировать навыки устной презентации;

  • формировать умение планировать свою работу над проектом;

3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:

Направление «Я и социум»

Социум - это реальна жизнь любого человека, который помогает осознать, научиться позитивному отношению к жизни. Поэтому отношение к окружающему должно стать оптимистичным. Формирование положительной «Я - концепции», позитивного отношения к окружающему миру, коммуникативные качества.

Познавательный интерес к своей Родине, ее символам, чувство гордости за свое Отечество.

Словом можно развеселить, поддержать, обидеть. Задумываться над сказанным словом.

Правила поведения в столовой, раздевалке, библиотеке. Определять, что такое «можно» и что такое «нельзя». Взаимодействие в группе под руководством взрослых.

Правильно собирать портфель, брать в школу только необходимые вещи. Названия школьных принадлежностей.

История и культура страны.

Изучение социально-значимых мест села: почта, магазин, медицинский пункт, детская библиотека, музей школы.

Проект: «Правила школьника и Я»

Направление «Я - ЧЕЛОВЕК, Я - ЛИЧНОСТЬ»

Для каждого ребенка который приходит в школу, это прежде всего встреча с первым учителем. Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную новую планету - «Планету людей». Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Школьник должен показать себя, рассказать о себе как человеке, личности. Определить свое место среди людей. Показать детям уникальность каждого человека, школьника. Раскрыть «тайну» слова «здравствуйте», осознанное употребление данного слова в речи.

Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм - аут».

Понятие «друг». Умение дружить, беречь дружбу. Правила дружбы. Важность друга в жизни человека.

Обязанности по дому. Уважение к старшим и забота о них.

Бережное отношение к вещам, соблюдение порядка при их использовании.

Представление о семье, родственных отношениях. Обязанности членов семьи. Заботливое отношение к маме. Поведение мужчин и женщин в семье и обществе.

Проекты:

  • «Моя семья»

  • «Мой портрет»

  • Презентация «Профессии - людей»

  • «Дружная семейка»

Направление «Мое здоровье»

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью. Нацелено на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Руки - наши труженицы. Человек своими руками может сделать столько прекрасных дел.

Правильное питание: умеренность и разнообразие. Золотые правила питания.

Сон - лучшее лекарство. Потребность во сне. Гигиена сна.

Настроение человека. Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. Настроение влияет на труд человека, общение с окружающими.

Вредные привычка: алкоголь, курение. Пропаганда ЗОЖ. Соблюдение режима дня.

Проект: «Нет вредным привычкам»




Направление «Моя безопасность»

Сегодня каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если опасность случилась, то действовать.

Понятие «опасность», «безопасность». Находить опасные места.

Населенные пункты. Улица. Опасные ситуации на улице. Определить безопасный путь в школу.

Правила безопасного поведения в транспорте. Названия дорожных знаков. Правила перехода дороги.

Игры на проезжей части опасны. Наиболее безопасные места для игр.

Опасности дома. Опасности со стороны самых обычных вещей, осторожность в обращении с ними.

Пожар по вине детей. Правила пожарной безопасности. Правила действия при пожаре.

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучении социальному поведению, искусству общения. Усвоению коммуникативных умений, способов решения социальных ситуаций.

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективизм;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Методы:

  • Групповая дискуссия;

  • Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;

  • Создание проблемной ситуации, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;

  • Элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;

  • Ролевые игры;

  • Элементы социально - психологического тренинга;

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.

Формы:

  • Путешествия;

  • Экскурсии;

  • Конкурсы;

  • КТД.

  • Викторины;

  • Встречи с интересными людьми;

  • Устные журналы;

  • Защита проектов.

5. Требования к результатам освоения:

  • Освоение обучающимися навыков анализа жизненных проблем;

  • Оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;

  • Осознанно (на основе рефлексии) делать выбор при решении жизненных проблем;

  • Знать основы разработки проектов и организации КТД;

  • Знать способы самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный),

  • Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы;

  • Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.








6. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного планирования:


  • Внеклассные мероприятия: 1 класс/авт. - сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина и др. - 3 -е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2010.

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011.

  • Дереклева Н.И. Информационные часы в школе 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.

  • Классные часы: 1 класс/авт-сост. Т.Н.Максимова. - М.: ВАКО, 2011.

  • Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 клас. - М.: ВАКО, 2008.

  • Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2009.

  • Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008.

  • Обухова Л.А., лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2007.

  • Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов/ сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н.Шевченко - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Классные часы в 1-4 классах/авт. - сост. И.В.Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2006.

  • Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основа м безопасности жизнедеятельности: 1 класс. - М.: ВАКО, 2008.

  • Ривина Е.К. Государственная символика России: Беседы в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  • С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под. Ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.ТЦ Сфера, 2005.

  • Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2005.

  • Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия.

Дата

Основное содержание каждой темы

Виды учебной деятельности

«Я и социум»

1.

Я - гражданин России

История и культура своей страны. Символы государства.

Беседа. Разгадывание ребусов. Практическая работа учащихся.

2.

Ты - ученик.

правила повеления в школе, классе. Что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе.

Игры: «Школьники- дошкольники», «Знаешь ли ты правила?», обсуждение ситуаций.

3.

Правила поведения в школе.

Правила поведения в раздевалке, столовой.

Практическая работа учащихся.сообщение учителя. Обыгрывание ситуаций.

4.

В гости к нам пришел портфель. Экскурсия «Наша школа»

Правила сбора портфеля. Необходимые вещи.

Игра - рассуждение «Что было бы…», разгадывание загадок.

5.

Перемена с увлечением.

Правила поведения на перемене. Организованное проведение перемен.

Разучивание спокойных игр.

6.

Экскурсия «Что у нас во дворе»

Объекты школьного двора. Назначение. Правила поведения в школьном дворе.

7.

Доброе слово - что ясный день.

Словом можно развеселить, поддержать. Обидеть.

Игра «Ручеек», «ДА - НЕТ». Практическая работа.

8.

Человек среди людей.

Понятие «культура» и его составляющие.

Тренинг. Творческая работа.

9.

Наша Родина - Россия, наш язык - русский.

Русский фольклор. Пословицы и поговорки. Сказки.

Игра «Мы из сказок»

10.

Отражение русских традиций в национальном костюме.

Традиции русского народа.

Национальная одежда: сарафанный, поневный комплекс.

Сравнение одежды.

11.

Экскурсия в школьный музей.

Экспозиции школьного музея.

12.

Как живут в деревне? Добрые избы.

Жизнь на Руси. Русская деревня. Крестьяне. Изба.

Рассматривание образцов деревенской избы. Работа в парах.

13.

Экскурсия по социально значимым местам.

Почта, магазин, сельский дом культуры.

14.

Проект «Правила школьника и Я»

Книга правил школьника.

15.

Акция «Сделаем мир чище»

Помощь в уборке школьной территории.

16.

Моя осень.

Осень - чудесное время года.

Загадки. Разгадывание ребусов. Составление словарика грибника.

17.

Экскурсия «Моя малая Родина».

Объекты села.

Наблюдение за природой, достопримечательностями села.

«Я - ЧЕЛОВЕК, Я - ЛИЧНОСТЬ»

18.

Я - неповторимый человек.

Уникальность каждого человека. Сравнить признаки людей.

Практическая работа.

19.

Тайна слова «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

Раскрыть тайну слова «здравствуйте»

Беседа, практическая работа, игра «Подбери слово»

20.

Дружба - чудесное слово.

Правила дружбы. Важность истинных друзей. Стремление понимать друг друга.

Беседа о дружбе. анализ ситуаций. Групповая работа.

21.

Без друга в жизни туго.

Понятие «друг». Умение дружить, беречь дружбу.

Работа со словарем. Анализ ситуации «Кто кого».

22.

Можно ли ссориться.

Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм - аут»

Разыгрывание ситуаций. Чтение рассказов.

23.

Проект «Мой портрет».

Выполняют свой портрет в рамке на альбомных листах.

24.

Потолкуем о маме.

Заботливое отношение к маме.

Работа со словарем. Чтение стихов о маме. Творческая работа.

25.

Как я помогаю маме.

Организация помощи маме дома.

Речевая разминка. Составление рассказа. Игра «маляры»

26.

Мужчины и женщины в семье.

Члены семьи. Родственные отношения. Обязанности членов семьи.

Ролевая игра. Чтение рассказов. Анализ ситуаций.

27.

Проект «Моя семья»

Фото семь в коллаже.

28.

Порадовать близких, как это просто.

Чувствовать настроение другого. Поддержка близких людей в трудную минуту.

Игра с превращениями. Анализ ситуаций.

29.

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «прилежный», «старательный»

Анализ рассказа В.Осеевой «Сыновья». Составление правил.

30.

Каждой вещи свое место.

Бережное отношение к вещам. Соблюдение порядка при их использовании.

Анализ произведения «Маша - растеряша». Обсуждение ситуаций.

31.

Профессии, какие они?

Знакомство с видами профессий. Значение трудовой деятельности в жизни человека.

Игра «Угадай профессию». Конкурс «Назови профессию»

32.

Презентация - проект профессий.

Стихотворная - презентация - проект для дошкольников.

33.

Проект «Дружная семейка»

Фотоколлаж классных фотографий.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Посещение сельской библиотеки. Тематические выставки книг. Книги для детей.

«Мое здоровье»

34.

Режим дня.

Необходимость соблюдения режима дня. Распределение времени на работу и отдых.

Беседа «Режим дня - основа жизни человека». Игры на развитие чувства времени.

35.

Питание необходимое условие для жизни человека.

Понятие «здоровая пища».

Упражнение «гора».

Игра «полезные и вредные продукты»

36.

Рабочие инструменты человека.

Помощники человека: руки.

Оздоровительная минутка. Игра - соревнование «Кто больше?»

37.

Здоровая пища для всей семьи.

Здоровое питание для всей семьи. Условия здорового питания.

Анализ ситуаций. Опыты.

38.

Сон - лучшее лекарство.

Сон управляет организмом.

Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо - плохо»

39.

Какое настроение в школе?

Настроение человека. Факторы хорошего настроения.

Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Упражнение «Азбука волшебных слов»

40.

Какое настроение после школы?

Разное настроение.

Анализ ситуаций. Задание «Любишь - не любишь»

41.

Вредные привычки.

Знакомство с понятием «привычка». Анализ вредных привычек. Влияние вредных привычек на человека.

Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка «Деревце»

42.

Проект «НЕТ вредным привычкам!»

Групповая работа над плакатом «НЕТ вредным привычкам»

43.

Если хочешь быть здоров.

Правила закаливания.

Оздоровительная минутка. Анализ сказки о микробах.

44.

КТД «В поисках клада»

Участие в конкурсной программе.

45.

Игра «Диск для интеллектуалов»

Участие в интеллектуальной игре с вопросами разного направления.

46.

Экскурсия на фельдшерский пункт. Знакомство с профессией фельдшер.

Посещение фельдшерского медицинского пункта. Знакомство с фельдшером. Рассказ о профессии.

47.

Осанка - стройная фигура.

Правильная осанка. Правила поддержания осанки.

Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам».

48.

Проект «Моё здоровье - это главное»

Составление главных правил здорового человека.

49.

Путешествие в город «Здоровейск».

Правила ЗОЖ.

Игра - путешествие.

«Моя безопасность»

Город, поселок, микрорайон, где мы живем.

Знания о населенных пунктах. Понятие «улица». Опасные ситуации на улице.

Игра «Съедобное - несъедобное», «Назови одним словом»

50

Что такое безопасность?

Понятие «Опасность», «безопасность» опасные предметы. Правила безопасного поведения.

Анализ ситуаций. Загадки про опасные предметы. Игра «Угадай слово»

51

Безопасность на улице.

Правила безопасности на улице.

Игровая ситуация с героем. Игра «Запрещается - разрешается»

52.

Как правильно переходить дорогу.

Элементы улицы. Правила перехода дороги.

Практическое упражнение. Игра «Доскажи словечко»

53.

Наиболее безопасный путь в школу, и из школы.

Определить безопасный путь домой.

Игра «Да - нет», «Найди верный ответ».

54.

Практическое занятие по правилам безопасного движения на дорогах.

Разметка, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, перекресток.

55.

Мы - пассажиры.

Правила безопасного поведения в транспорте.

Игра «Светофор», «подскажи словечко»

56

В гостях у светофора.


Сигналы светофора. Правила перехода улицы по светофору.

Игра «Светофор», «Это я, это я, это все мои друзья»

57.

Знакомство с дорожными знаками. Угадай знак.

Дорожные знаки «пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» и другие.

Игра «Угадай знак». Анализ ситуаций.

58.

Экскурсия «Изучение дорожных знаков на территории села».

Осмотр дорожных знаков на территории села. Их значение и соблюдение.

59.

Где можно и где нельзя играть.

Игры на проезжей части опасны. Безопасные места для игр.

Игра «Запрещается - разрешается». Анализ текстов и ситуаций.

60.

Практическое занятие «Улицы села».

Расположение улиц села. Одностороннее и двустороннее движение.

61.

Какие опасности нас подстерегают в помещении.

Опасности дома. Опасность со стороны простых вещей.

Игра «Третий лишний».

Конкурс «Знаток загадок». Анализ ситуаций.

62.

Детские шалости с огнем. Основные правила пожарной безопасности.

Пожар по вине детей. Правила пожарной безопасности.

Анализ рассказа Б.Житкова «Пожар». Графический диктант.

63.

Проект «Улица будущего»

Создание макета «Улица будущего»

64.

Своя игра «Жизнь - это прекрасно!»

Интеллектуальная игра по направлениям программы.







© 2010-2022