Методические рекомендации по ведению документации педагога дополнительного образования

"Описание материала: Моя работа содержит методические рекомендации по ведению документации педагога дополнительного образования, для того чтобы "повысить профессиональный уровень. Данный материал поможет грамотно составить планирование работы на учебный год. Имеются рекомендации по внедрению новых форм работы. Как правильно писать анализ работы. Как составить авторскую программу по своему направлению. Основными разделами работы по вопросам дополни­тельного образования на учеб­ный год могут быть следующие: • концептуальные основы план учебно-воспитатель­ной работы
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методические рекомендации по ведению документации педагога дополнительного образованияМетодические рекомендации по ведению документации педагога дополнительного образованияМетодические рекомендации по ведению документации педагога дополнительного образованияМетодические рекомендации по ведению документации педагога дополнительного образования

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГУ "Центр дополнительного образования

отдела образования акимата города Аркалыка»

в течение учебного года


Цель: повышение педагогического мастерства педагогов дополнительного образования

Основными разделами плана работы образовательного учреждения по вопросам дополнительного образования на учебный год могут быть следующие:

• анализ работы учреждения по вопросам дополнительного образования за прошедший учебный год;

  • концептуальные основы работы учреждения по проблемам дополнительного образования на планируемый учебный год;

• план учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения.

Рассмотрим подробнее каждый из названных разделов.

Раздел «Анализ работы по проблемам дополнительного образования детей»


Основные параметры и содержание анализа работы учреждения дополнительного образования за прошедший учебный год:

1. Статистические данные:

а) сколько детей занималось в творческих объединениях

  1. всего

  2. по возрастам

  1. дошкольники

  2. 1-4 классы

  3. 5-8 классы

  4. 9-1! классы

• по годам обучения

  1. первого года обучения

  2. 2-3 года обучения

  3. 4-го и более лет обучения;

б) сколько работало детских объединений и учебных групп

  1. всего,

  2. по направленностям дополнительного образования детей;

в) сколько работало педагогов

  1. всего,

  2. по направленностям дополнительного образования детей.

Анализ деятельности системы дополнительного образования:


  1. какие ставились цели и задачи;

  2. направленности и детские объединения;

  3. их программно-методическое обеспечение;

  4. стабильность состава учащихся детских объединений;

  5. результаты реализации образовательных программ (формы выявления результатов, обобщенные данные их выполнения);

  6. результаты участия воспитанников детских объединений в массовых и конкурсных мероприятиях (учреждения, района, округа, города, российских и международных конкурсах, выставках и фестивалях);

  1. проблемы и их причины;

  2. выводы и перспективы.

Раздел «Концептуальные основы деятельности ЦДО

по проблемам дополнительного образования на учебный год»


В этом разделе плана работы учреждения на учебный год с учетом тех выводов и перспектив, которые были сделаны в «Анализе» по вопросам дополнительного образования детей формулируются:

1) цели работы учреждения,

2) задачи работы учреждения,

3) приоритетные направления работы учреждения.

Раздел « План учебно-воспитательной работы системы ЦДО

на учебный год»


Этот раздел плана работы учреждения на учебный год может иметь следующую структуру:

I. Организация учебного процесса учреждения:

  1. организация рекламы (формы, сроки, участники);

проведение предварительной записи детей (формы, сроки, ответственные);

- сроки сдачи документации по организации работы детских объединений (списков расписаний работы, заявлений педагогов о нагрузке, программ и планов работы);

- сроки начала учебных занятий.

II. Содержание учебного процесса:

- основные направленности дополнительного образования и перечень детских объединений,

учебный план дополнительного образования учреждения на учебный год,

III. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса (перечень образовательных программ).

IV. Массовая работа:

- массовые мероприятия учебного характера (концерты, зачеты, экзамены, выставки и др.) - сроки, ответственные;

- массовые мероприятия воспитательного (развивающего) характера (экскурсии, клубные дни, тематические праздники и т. д.) - сроки, ответственные.

V. Кадровое обеспечение (не обязательный раздел в плане работы):

- сколько педагогов дополнительного образования и других категорий специалистов образовательного учреждения;

- данные по стажу, образованию, разрядам и категориям, званиям.

VI. Контроль за учебно-воспитательным процессом (формы, сроки):

- текущий: наполняемость учебных групп, посещаемость занятий, оформление журналов, работа детских объединений по расписанию;

- тематический (проблемный): итоги комплектования детских объединений, программно-методическое обеспечение, выполнение

образовательных программ, промежуточные и итоговые результаты

образовательной деятельности детских объединений;

- индивидуальный: комплексная проверка всех аспектов деятельности одного детского объединения (одного педагога дополнительного образования).

Если в плане работы образовательного учреждения на учебный год сложно сразу обозначить индивидуальные контрольные мероприятия, то можно изложить

обоснования для постановки педагога (детского объединения) на индивидуальный контроль. К таким обоснованиям можно отнести:

1) результаты работы детского объединения в предыдущем учебном году,

2) недостатки, обнаруженные в ходе текущего или тематического контроля.

VII. Выявление результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования учреждения (формы, сроки).

Учебный план ЦДО на учебный год


Учебный план дополнительного образования детей представляет собой не только содержательный, но и финансовый документ, фиксирующий необходимые содержательные и организационные параметры деятельности бюджетных детских творческих объединений в течение конкретного учебного года. Поскольку учебный план является основанием для выделения финансирования и составления тарификационного списка образовательного учреждения, в нем и в пояснительной записке необходимо в крайне сжатой форме обозначить целый ряд значимых параметров:


  1. содержательные направленности дополнительного образования (в соответствии с современной классификацией);

  2. профили (полные названия) детских объединений;

  3. количественные показатели (количество учебных часов в неделю, количество учебных групп и учащихся, общее количество часов к финансированию);

  4. возрастные показатели (т. к. многие профили дополнительного образования имеют определенные ограничения по возрасту);

  5. нормативно-правовые основания (в соответствии с какими нормативно правовым и документами разработан учебный план).

В настоящее время не разработаны нормативные требования к учебному плану дополнительного образования общеобразовательного учреждения, поэтому предлагаем к рассмотрению один из вариантов оформления этого документа.

Утверждаю:

Директор ГУ "Центр дополнительного

образования отдела образования

акимата города Аркалык»

___________________(Ф.И.директора)

«______» _____________20___ год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ЦЕНТРУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 20___-20_____ учебный год

Направленность дополнительного образования

Название детского объединения

Вид занятий

(групповые или индивидуальные)

Год обучения

Возраст детей

Количество учебных часов в неделю на одну учебную группу

Количество учебных групп

Итого часов в неделю

1

2

3

4

5

б

7

8







Физкультурно-спортивная








Военно-патриотическая








Итого часов:


Зам. директора по УВР: (Ф.И.)

При составлении учебного плана по дополнительному образованию детей необходимо учитывать нормативы, обозначенные в санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Поскольку учебный план дополнительного образования детей составляется только по итогам фактического комплектования детских объединений (т. е. при наличии списков учебных групп), то он может быть оформлен в сентябре текущего учебного года (а не в конце предшествующего!).

Расписание занятий детских объединений дополнительного образования

Расписание занятий детских объединений дополнительного образования является организационным и финансовым документом. Для его составления рекомендуем следующую форму:

Утверждаю:

Директор ГУ "Центр дополнительного

образования отдела образования

акимата города Аркалык»

______________________(Ф.И.директора)

«______» _____________20____ год

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

на ____полугодие 20____ -20_____ учебный год

Название детского объединении

Фамилия, имя, отчество педагога

Место занятий

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ





Зам. директора по УВР: Ф.И.

При оформлении расписания обязательно нужно указывать начало и окончание занятий. Время занятий детских объединений дополнительного образования определяется из расчета в 60 мин.: 45 мин. - учебная деятельность, 15 мин. - перерыв. Для некоторых видов деятельности (хореография, спорт, индивидуальные занятия на музыкальных инструментах и др.) допустимо не проводить перерыв в середине учебного занятия, но общая продолжительность занятия изменяться не должна - время перерывов используется в начале и в конце занятия для решения организационных вопросов (переодевания детей, организации рабочего места и т. д.).

В основное расписание вносится первоначальное расписание занятий детских объединений вне зависимости от периода начала занятий - и в сентябре, и в декабре (если какое-либо детское объединение открылось в этот период).

При составлении расписания необходимо учитывать следующие рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

- посещение ребенком занятий более чем в двух объединениях (секциях, студиях и т. д.) не рекомендуется. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2-3 раз в неделю;

  1. окончание занятий детских объединений - не позже 20.00 часов;

- продолжительность занятий детей в детском объединении дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 2 ч. 15 мин (без учета перерывов), в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 35-45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

Переоформление или изменение расписания занятий детских объединений дополнительного образования с наступлением нового полугодия допускается. Но у каждого педагога есть право (в случае необходимости) изменить расписание работы детского творческого объединения в любое время.

Изменение расписания должно быть оформлено документально: заявлением педагога директору образовательного учреждения на установление нового расписания с конкретной даты. В этом случае нужно не вносить изменения в основное расписание, а оформить отдельный документ «Изменение расписания занятий детских объединений дополнительного образования» следующим образом:









Документация

детского объединения

дополнительного образования.


Детское объединение дополнительного образования представляет собой структурную единицу системы дополнительного образования детей любого уровня - государственного, регионального, учрежденческого. Поэтому его деятельность нуждается в документальной регламентации на каждом этапе работы с детьми.

Основным документом детского творческого объединения является образовательная программа, определяющая своеобразную "стратегию" его работы на весь предусмотренный период обучения. К тому же при написании образовательной программы педагог ориентируется на так называемого «идеального ребенка», т. е. имеющего нормальное для его возраста развитие без особых отклонений. Поэтому в образовательной программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности, а также организационные нормативы работы детского объединения - продолжительность обучения, количество учащихся в группе, количество учебных часов в неделю и т. д.

При этом все названное излагается обобщенно, т. е. без излишней детализации: например, календарно-тематического плана или сценического репертуара на конкретный учебный год. Такой подход объясняется тем, что невозможно предусмотреть все «тонкости» в учебно-воспитательной работе с реальными (а неидеальными) воспитанниками детского объединения дополнительного образования, а также особенности и тематические приоритеты каждого будущего учебного года.

Поскольку образовательная программа является нормативным документом, то ее необходимо проверить и утвердить в определенном порядке. Обоснованными представляются следующие этапы работы по утверждению образовательной программы;

  1. Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения - анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и содержательным требованиям в области дополнительного образования детей. По итогам обсуждения составляется «внутренняя» рецензия на образовательную программу.

2.«Внешнее» рецензирование программы, предполагающее оценку «профильного» содержания и методики учебной деятельности специалистами в данной области деятельности. Такая «внешняя» оценка образовательной программы необходима, т. к. в образовательном учреждении (даже специализированном учреждении дополнительного образования детей) вряд ли найдется необходимое для полноценного содержательного рецензирования количество специалистов в каждой направленности дополнительного образования. К тому же рецензирование педагогами программ друг друга не может быть признано правомочным. По результатам экспертизы образовательной программы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики «Профильной» подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения - законодательного органа, полномочного к утверждению нормативных документов, регламентирующих содержание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

  1. Утверждение образовательной программы приказом директора
    образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Еще одним необходимым документом, регламентирующим работу детского творческого объединения, является план учебно-воспитательной работы на учебный год. Ежегодное планирование - разработка конкретной «тактики» деятельности, учитывающей все реалии: возможности детей, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы учреждения и детского объединения дополнительного образования.

Образовательная программа и план работы на учебный год являются содержательно взаимосвязанными документами: в плане педагог отражает выполнение образовательной программы в течение учебного года с учетом календарных сроков и организационных особенностей (например, каникул или учебных четвертей).

План учебно-воспитательной работы детского объединения обсуждается на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования сходного профиля деятельности (одной образовательной направленности) или на методическом совещании структурного подразделения (отдела, кафедры, студии). Результатом такого обсуждения может стать согласие на утверждение данного плана или рекомендации педагогу к доработке документа. На основании положительной рекомендации план утверждается директором образовательного учреждения.

Образовательная программа и план работы детского объединения являются «открытыми» документами, т. е. воспитанники детского объединения и их родители имеют право ознакомиться с их содержанием.

В течение учебного года каждый педагог ведет журнал учета работы детского объединения дополнительного образования, который выполняет двойную функцию: с одной стороны, это финансовый документ (отработка педагогом дополнительного образования своей недельной педагогической нагрузки), а с другой - документ, отражающий выполнение образовательной программы (изучение всех учебных тем, выполнение учебной нагрузки, регулярность проверки результативности учебной деятельности, творческие достижения детей и т. д.).

В отличие от программы и плана, журнал учета работы детского объединения является «закрытым» документом, т. е. с ним могут работать только педагог и администраторы образовательного учреждения.

Журнал регулярно (ежемесячно) проверяется и подписывается заместителем директора по учебно-воспитательной работе или руководителем структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей, заместителем директора по воспитательной работе или руководителем структурного подразделения дополнительного образования общеобразовательного учреждения.

При необходимости в комплект документации может быть включено Положение о детском объединении дополнительного образования. Такой документ составляется в том случае, когда деятельность детского творческого объединения требует особой организации и, значит, специального документального обеспечения.

Положение о детском объединении является административным документом, в котором фиксируются те основные организационные и административно-управленческие аспекты деятельности детского объединения, которые не включаются в образовательную программу:

• его статус (находится в структуре учреждения дополнительного образования детей, или включено в структурное подразделение учреждения, или является филиалом учреждения дополнительного образования детей на базе другого образовательного учреждения);

  1. его организационно-педагогическое назначение (т. е. зачем детское объединение было создано);

  2. цели и задачи деятельности детского творческого объединения, вопросы организации работы детского объединения: период обучения, этапы обучения (если они выделены), формы обучения, количество часов занятий в неделю (основных и дополнительных), правила приема в детское объединение, требования к его воспитанникам (к одежде, к индивидуальному оснащению, к поведению и т. д.), правила для родителей воспитанников;

  3. финансовые вопросы деятельности детского объединения;

  4. проблемы выдачи сертификата по окончании обучения;

  5. основные подходы к содержанию и методике образовательного процесса детского объединения(основное содержание учебной деятельности на каждом году или этапе обучения, формы учебной деятельности, формы итогового занятия, формы воспитательной работы и т. д.).

Положение о детском объединении может иметь следующую структуру:

I раздел. Общие положения

• Полное название детского объединения и его статус.

  1. Назначение детского объединения.

  2. Цели деятельности детского объединения.

  3. Задачи деятельности детского объединения.

II раздел. Организационные основы деятельности детского объединения

  1. Правила приема в детское объединение.

  2. Сроки и этапы обучения.

  3. Количество учебных часов в неделю - основных и дополнительных занятий, других форм учебной работы.

  4. Требования к одежде воспитанников на учебных занятиях.

  5. Требования к индивидуальному оснащению ребенка на занятии
    (что он должен приносить с собой).

  6. Правила для воспитанников детского объединения,

  7. Правила для родителей воспитанников детского объединения.

  1. Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности детского объединения (источник основного финансирования, денежные взносы родителей - как определяется их форма, порядок сбора
    денежных средств, расходование и отчетность).

  2. Правила выдачи (если это предусмотрено) воспитанникам сертификата по окончании обучения в детском объединении.

III раздел. Организация учебно-воспитательного процесса детского объединения

Учебная деятельность (отдельно по каждому году или этапу обучения):

  1. содержание учебной работы (основные теоретические знания и практические умения и навыки);

  2. основные формы обучения (в условиях учреждения и выездные формы работы, массовые мероприятия учебного характера);

- формы и сроки итоговых занятий.

Воспитывающая деятельность (также отдельно по каждому году или этапу обучения):

- основные подходы к содержанию (т. е. чему будет уделяться приоритетное внимание);

- основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.

Представленное содержание и структура Положения о детском объединении дополнительного образования носит примерный характер, и при необходимости каждый педагог-практик может внести в него свои дополнения.

Положение о детском объединении утверждается администрацией учреждения дополнительного образования детей.

Положение о детском объединении является «открытым» документом, т. е. с его содержанием имеют право познакомиться воспитанники детского объединения и их родители.

Все названные документы составляют общий комплект нормативно-правовой документации детского объединения, который должен постоянно находиться в учреждении и учебном кабинете детского творческого объединения.



Способы и формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.


Деятельность детей протекает в одновозрастных или разно-возрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок;. театр и другие). Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Численный, состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждениям и соответствующими нормативными: актами. Предусматриваются разнообразные формы проведения занятий; групповые" индивидуальные, со всем составом детского объединения. Наиболее распространенными формами являются кружок (группа), клуб, студия; школа, лаборатория, мастерская.

КРУЖОК, ГРУППА - традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. В объединении могут заниматься разновозрастные учащиеся.

КЛУБ - детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и подростков. Отличительные признаки клубов - наличие названия, определенной символики. В деятельности детского объединения активно участвуют органы детского самоуправления, с ним сотрудничают воспитанники разных поколений, родители и друзья клуба Существует определенный событийный ритм жизни - объединения, правила, традиции.; В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе),- по интересам (творческие группы, творческие объединения и т.д.) В разных учреждениях, районах могут быть созданы подразделения клуба.

СТУДИЯ - содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества (изобразительное, музыкальное, театральное, литературное творчество и т.п.). Среди педагогических задач студии - создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации; состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность с показом достижений воспитанников (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т.п.). В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет).

ШКОЛА - характеризуя школу как форму организации образовательного процесса в учреждении указанного типа следует обратить внимание на такие ее отличительные признаки, как наличие определенной концепции, представленной в проекте (уставе, положении) и образовательной программе; приоритет обучения при многообразии видов направлений деятельности детей; комплекс учебных программ; организация образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом; оформленные ступени (стадии) обучения; четко обозначенные условия набора и обучения; вручение сертификата об окончании школы и т.п.

Такие сложные образования, как клубы, студии, школы; могут дифференцироваться по профилю деятельности (музыкальная студия, спортивный (клуб и т.д.). Можно выделить однопрофильные (исторический клуб, студия эстрадного танца, школа этикета и т.п.) и многопрофильные, т.е. объединения, где деятельность осуществляется по различным направлениям, видам деятельности например: военно-патриотический клуб, в программу которого включаются учебные курсы по истории государства, физическая подготовка и т.д.; студия танца и пластики предлагает программу, в которую наряду с хореографией включены сценическое движение, актерское мастерство; школа творческой ориентации предполагается реализовать программы по изобразительному искусству, техническому моделированию, основам компьютерной грамотности, экологии, рукоделию, ритмике и т.п.

Интересными формами детского объединения являются лаборатория и мастерская. Исследовательские изыскания, поисковый, творческий компонент в образовательной деятельности, когда в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема, - все это черты, присущие лаборатории. В состав лаборатории входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Для мастерской характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества (в прикладной деятельности) или искусства (мастерская хореографии), приоритет предметно-практических задач - ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. В основе образовательного процесса - изготовление чего-либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита - если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений, овладение, специальными технологиями. Организация деятельности лаборатории и мастерской требует специального помещения.

Отличительной чертой организации деятельности детских объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений. Педагог может пойти по пути преобразования существующей формы в более сложную (например; от кружка, группы к клубу, лаборатории), и тогда он будет ориентироваться на постановку более сложных задач, потребуется формулирование новых подходов к отбору содержания, организации образовательного процесса и т.д.














ГУ «Центр дополнительного образования отдела образования акимата города Аркалыка»








УЧЕТА ПОСЕЩАЕМОСТИ

ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ



Педагог _________________________________________________________


_________________________________________________________________






г. Аркалык, 200_г.

Дата

Фамилия, имя учащегося

Текущая оценка знаний и посещаемости



























































































































































































































Дата занятия

Количество выданных часов

Тема занятия

Подпись педагога












































Как разработать образовательную программу

дополнительного образования.

Программа - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. Классификация образовательных программ Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских - ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

  1. преподавание нового учебного курса (предмета);

  2. реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Структура и содержание образовательной программы

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1. Титульный лист




2.Пояснительная записка
















3. Учебно-тематический план

(по годам обучения)


4. Содержание

программы


5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)



6.Список литературы

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  1. полное название вышестоящего органа управления образованием;

  2. полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

  3. название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

  4. данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

  5. название населенного пункта, в котором написана программа;

  • год написания программы;

  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

  • возраст детей, на который рассчитана программа;

  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)

В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  1. ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

  2. связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

  3. вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

  4. новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение

в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,

умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности

и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,

гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков

здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4.В пояснительной записке отмечаются:

  1. основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  2. вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);

  3. особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий.

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  1. сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

  2. перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  3. дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
    конференции и т.п.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы

(см. таблицу 1.2.)


В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

  • указать ее название;

  • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
    Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу - индивидуальные и групповые,

практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

  • описать основные методы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы;

  • дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй - литературу для учащихся.

Таблица 1.1

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

З часа

2 раза

6 часов

216 часов

З часа

3 раза

9 часов

324 часа

Таблица 1.2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические


Итого часов:



Рецензирование образовательной программы дополнительного образования детей

Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

  1. внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);

  2. внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
    Примерный план рецензии.

1. Заголовок рецензии

Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  1. образовательная область;

  2. вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;

  3. адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);

  4. срок реализации, на который рассчитана программа;

  5. есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);

  6. в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;

  7. стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

  1. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.

  2. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  1. анализ пояснительной записки;

  2. анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные
    темы занятий);

  3. анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия,

необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

- оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

  1. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

  2. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

  3. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

  4. Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).

  5. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  1. стимулированию познавательной деятельности обучающегося;

  2. развитию его коммуникативных навыков;

  3. созданию социокультурной среды общения;

  4. развитию творческих способностей личности обучающегося;

  5. поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;

  6. творческому использованию жизненного опыта ребенка;

  7. профессиональному самоопределению обучающегося.

  1. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

  2. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

  3. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации.







Мониторинговый портфель ПДО

Объектом педагогического мониторинга в дополнительном образования являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Таким образом, образовательный мониторинг - процесс непрерывного наблюдения за состоянием и развитием педагогического процесса.

Мониторинговая карта детского объединения может отражать работу по следующим направлениям:

  • Воспитанники;

  • Педагоги;

  • Родители;

  • Методическое обеспечение;

  • Социум

Объект мониторинга - воспитанники

Здесь рассматриваются следующие показатели:

  1. Количественные.

Количественные показатели мониторинга воспитанников как объектов исследования анализируются три раза в течение учебного года и оформляются ежегодно, причем таким образом, чтобы можно было увидеть их в сравнении с предыдущим годом. В таблицах это будет выглядеть так:

Таблица 1. Характеристика детского коллектива_________________

Уч.год

Всего детей

Всего групп

Год обучения

Возрастной состав

Гендерный состав

национальность

1

2

3

Более з-х

7-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

Старше 16 лет

мальчики

девочки

казахи

Русские

Др. нац-ть





итого





Таблица 2. Социальный паспорт коллектива ___________________________

Уч. Год

Всего детей

одаренные

гдн

вшк

Группа риска

сироты

Без попечения родителей

С огранич. возмож-ми

С хронич. заболев.

М/д семьи

м\о семьи

Небл. семьи




итого




Таблица 3. Сохранность детского контингента

Всего

Данные на 15.09.

Данные на 01.01.

Данные на 25.05.

Выбыло

прибыло

Причины отсева

Количество детей


Количество групп


1 год обучения


2 год обучения


3 год обучения


Более 3-х лет



  1. Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются также три раза в год путем проведения стартового, промежуточного и итогового контроля воспитанников. Педагог самостоятельно разрабатывает пакет диагностических материалов для определения уровня обученности воспитанников.

Формы контроля: собеседование , творческое задание, соревнование, турниры, конкурс, конференция.

Методы контроля: тестирование, опрос, беседа, наблюдение.


Схема аналитического отчета о работе методиста

ФИО __________________________________________________________

Направление деятельности, категория_______________________


  1. Перечислите, какие цели, и задачи Вы ставили в начале учебного года?______________________________________________

  1. Анализ реализации плана или программы, укажите по какой программе или над какой темой работаете, определите степень реализации:

  • реализовано полностью,

  • реализовано частично.

  1. Что, по Вашему мнению, является приоритетным в Вашей деятельности:

  • организационная деятельность;

  • аналитическая;

  • информационно-методическая;

  • программно-методическое обеспечение;

  • распространение и создание передового педагогического опыта.

Приведите примеры.

2.Какова степень выполнения задач по оказанию методической помощи педагогам Дворца и другим образовательным учреждениям? Чем объясните трудности в ее реализации?

3.Какие формы методической работы Вы используете? Какие, на Ваш взгляд, дали наибольший педагогический эффект?

  1. Что предпринимаете для совершенствования Вашей методической деятельности?

  • использование инновационных форм, создание педагогических технологий, углубленное изучение тем и т.д.;

  • поиск новых форм и приемов методической работы (повышение квалификации, создание пособий и дидактического материала, видео- и аудиоматериалов и пр.);

  • учет социального заказа;

  • сотрудничество с управленческими структурами, спонсорами и т.д.;

  • популяризация деятельности через средства массовой информации, Интернет, обобщение опыта работы.


  1. Анализ результатов деятельности (заполните таблицу в приложении).


Приложение № 1

Таблица результативности деятельности методиста.


  1. Оказана методическая помощь в составлении и реализации образовательной программы: (Ф.И.О. педагога, результат)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Проведены консультации (тема, аудитория) индивидуальные, групповые

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Какие провели мониторинговые исследования (тема, коллектив)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Какие написаны аналитические записки в течение года
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Проведены семинары, научно-практические конференции (тема, аудитория)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

6. Выступления на совещаниях, педсоветах, научно-практических конференциях (тема, аудитория)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Подобран и оформлен материал из опыта работы. (Ф.И.О. педагога, тема, форма оформления)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8. Разработана целевая программа, программа реализации (приняли участие в разработке положений, учебно - методической документации и пособия)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.Разработаны рекомендации, выступления (тема, кому адресованы)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Перечислите Ваши достижения в профессиональной деятельности за отчетный период?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составлен и систематизирован материал для методического кабинета. ( тема, форма оформления, кому адресован)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Подготовлены к изданию методические материалы

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* В каждом из параметров необходимо представить два уровня:

  • Внешний (на город);

  • Внутренний (в коллективе)






ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГУ "Центр дополнительного образования

отдела образования акимата города Аркалыка»

в течение учебного года


Составитель: методист по ВР

Суровцева А.М.






© 2010-2022