Классный час на тему «Честь, достоинство и совесть»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему «Честь, достоинство и совесть»

Вступительное словео классного руководителя:

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство.

Честь, достоинство, совесть, благородство… Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести - будут и почести», «Жизнь - Родине, честь - никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов.

Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и защитить свои проекты. (ребята заранее рисуют на ватмане отображение чести, достоинства и совести)

После просмотра видеоролика… Ребята, какой смысл несут эти слова - «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Вывод какой мы можем сделать?

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом. Прошу вас ребята рассказать о своих проектах!

Спасибо командам за выступление!

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести.

У вас на столе разложены пословицы, соберите их и прочитайте!

  1. Чужая совесть - могила.

  2. Совесть без зубов загрызет.

  3. От человека утаишь, от совести не утаишь

  4. Жизнь дана на добрые дела.

  5. Есть слезы - есть и совесть.

  6. Правда как оса - лезет в глаза.

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Чего надо стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. Вам надо разделить их на две группы «стыдно» и «не стыдно».

Я вам буду их зачитывать, в той команде, в которой оно есть, отводят в тот столбик, который считают нужным. (на отдельных листах дети в команде разделяют эти выражения)

  • Физические недостатки

  • Бедность своих родителей

  • Неряшливого вида

  • Пренебрежение к окружающим

  • Грубости по отношению к людям

  • Высокомерие

  • Некрасивые поступки

  • Поношенная, но аккуратная одежда

  • Старомодная одежда

  • Непрестижная работа родителей

  • Невежество, необразованность, безграмотность

  • Вульгарная внешность

  • Грубое, бездушное отношение к людям

И завершаем мы это задание словами Мокаренко: « Надо, чтобы человек посиупал правильно, по совести, не тогда когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а тогда когда никто не видет и не узнает об этом»

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Честь и достоинство - главное качество человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Меня поразил отрывок из воспоминаний….

Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только на хлеб. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последний в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпением ждал похвалы. Но услышал: «Лучше бы ты умер»….

У вас конечно, первая реакция - как же так. Как такое могла сказать мать. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок дожжен давать оценку своим поступкам. А может, у этой женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

А как бы вы поступили на месте этого мальчика? (выступают из команд участники)

Честь была всегда…

Честь! Совесть! Достоинство! Нужно ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Примеряйте к себе истины:

  1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба - это наше бесчестие.

  2. Ушли самовольно с урока - запятнали свою честь

  3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство - потеряли чувство стыда.

А теперь мы с вами рассмотрим ситуацию, которая называется: «Голос совести»

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

Упражнение которое мы с вами сейчас рассмотрим называется: «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

- Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

- Нужно объявить бойкот.

- Не подавать руки, не здороваться.

- Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

Классный руководитель. Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

А теперь составим законы, которые и лягут в основу кодекса, нашего класса.

Закон правды

Запомни! Правда нужна не только для тебя, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах!

Закон уважения

Хочешь чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других

Закон смелости

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве

3акон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья»

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Классный час на тему «Честь, достоинство и совесть» Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Классный час на тему «Честь, достоинство и совесть» Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Классный час на тему «Честь, достоинство и совесть» Другое (написать)

Желаю вам, чтобы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью: «Я гражданин России, честь имею!!!!»

© 2010-2022