Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников.

Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников.

Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников.

Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников.


Выступление на школьномметодическом объединении учителей начальных классов

МОУ Толбинская СОШ





Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников.









Учитель начальных классов

Комарова Алла Николаевна.



2014 год

Кинезиологические физминутки в коррекции обучения и оздоровлении школьников.


На одном из районных методических объединений я услышала о науке кинезиологии, элементы которой коллеги применяли для улучшения каллиграфии учащихся. Эта тема меня заинтересовала и увлекла. Я решила применить элементы этой методики в своей работе.

Кинезиология - как наука была известна в глубокой древности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году н.э., также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон.Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

Что же такое - кинезиология?

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития- это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий, они тесно связаны между собой системой нервных волокон (так называемые межполушарные связи). Каждое из полушарий имеет функциональную специализацию.Так, у левого специализация математическая, знаковая, у правого - гуманитарная, образная.

Выделяют три основных типа организации мозга:

  1. Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно.

  2. Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

  3. Равнополушарный тип - отсутствие яркой выраженности доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической общей одаренности.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

Еще академик И.П. Павлов (1849-1936) придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Учёные В.М. Бехтерев, П.Н. Анохин, И.М. Сеченов доказали, что двигательные упражнения способствуют стимуляции интеллектуального развития.Особое внимание они уделяли влиянию на функции высшей нервной деятельности манипуляции с руками. Именно кисти рук принадлежит самая большая роль в развитии речи ребёнка. Поэтому развитие интеллектуальных и мыслительных процессов нужно начинать с развития движений пальцев рук и тела.

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. В комплексы упражнений включены: растяжки, дыхательные, телесные, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Необходимо: учитывать определенные условия:

  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

  • Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.

- Внимание! Важные моменты!

1.Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идёт стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

2.Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

  1. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

  2. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

Мои упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики.

Развивают мышцы рук и межполушарное взаимодействие коры головного мозга. Колечко, Лягушка, Лезгинка, Фонарик..

Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма. Офтальмотренажеры.

Массаж. Под действием массажа в рецепторах кожи возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, влияют на центральную нервную систему, а она в свою очередь лучше регулирует деятельность всех систем органов.

Уши

Можно сопровождать упражнения «звуковыми поговорками», которые создают дополнительную эмоциональную разрядку и улучшают качество выполнения.

Например:

Кивки «Покиваем головой, чтобы был в душе покой».

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

«Домик» «Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем». Соединить фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

«Колечко» «Ожерелье мы составим, маме мы его подарим». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Внимание» «Чтоб внимательными быть нужно на ладонь давить». Большим пальцем правой руки нажать на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 с). То же самое сделать для правой руки (10с).

«Поворот» «Ты головку поверни, за спиной что, посмотри?» Повернуть осторожно голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

«Ладошки» «Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем».


Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает улучшение памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности ребенка и снижение утомляемости.

Применяя в своей работе кинезиологические упражнения я отметила некоторые достижения детей.

Признаки, по которым я сужу о достижениях детей.

1. У ребёнка пропал страх отвечать у доски, он стал спокойнее, увереннее в себе.

2. Ученик научился самостоятельно работать с учебником, справочной литературой

3. Уученика появилось желание больше читать.

4.У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания

5Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.

6.Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала

7.Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи

8. Снизился процент заболеваемости детей,



  • Сравните результаты заболеваемости детей в 1-ом и 2-ом классе (1-2 четверть).

……………

Хочу предложить…..

Еще почувствовать себя целостным поможет… обычный крест, вернее, две диагонально перечеркнутые линии. Весь мир переполнен изображениями вертикальных параллельных линий - и мозг на это реагирует как на команду разобщения двух полушарий, когда же глаз видит пересечение линий, то он воспринимает это как команду к объединению.

Схватился за голову - избавился от негатива

  • Специальная кинезиологическая гимнастика - простая и веселая.

  • Для расслабления после напряженного рабочего дня подойдет поза «Святоша» - посидеть несколько минут, сложив пальцы вместе и зажав между зубами кончик языка.

Совет: как только чувствуете, что получили стресс - кто-то накричал, появилась какая-то тревога, страх, неуверенность, нужно одну руку положить на лоб, другую на затылок. Так называемый лобно-затылочный охват. И сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, посидеть так пару минут. Можно делать самому, можно попросить у кого-нибудь помощи.

Признак, что процесс пошел, - зевок. Это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.

Таким образом,(я думаю мне удалось вас убедить), кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка.

Для закрепления мысли человеку необходимо движение!

Неподвижный ребенок - не обучаем!

Дорогие коллеги, помните это!

Спасибо за внимание.

© 2010-2022