Характеристика 9 класса и анализ работы

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Характеристика 9 класса и анализ работыХарактеристика 9 класса и анализ работы

История возникновения класса как группы.

9-А класс существует в основном составе с 2007г. Учатся вместе с первого класса 19 человек. 5 человека пришли к нам из других школ : Кудиев Курбан, Курбанов Магомед, Иманшапиев М-гаджи, Салимханов Умар, Хакимов Гаджимурад.

Состав класса, характеристика семей учащихся класса.

В классе учатся 24 человека: мальчиков - 14, девочек - 8. Большинство детей 2000 года рождения (14 человек), 2 человека 1999 года рождения и 8 человек 2001 года рождения.. Многие дети живут в полных семьях (21 человек). Воспитываются без отца: Гусейнов Давлет, Идрисов Ильяс, Мутаева Хатима, Дети, в основном, из семей со средним достатком. В классе есть дети из многодетных семей: Багаудинов Абдула, Вахидов Магомед, Гаджиев Якуб, В основном, все дети проживают в одном микрорайоне. Особо «трудных» детей в классе нет.

Состояние межличностных отношений в группе обучающихся.

Актив класса:
1) Староста класса - Гамзатова Чакар. (социометрический статус -звезда). Отличается целеустремлённостью, упорством, дисциплинированностью. Пользуется уважением класса. Со своими обязанностями справляется.
2) Зам. старосты класса - Мутаева Хатима. (социометрический статус - принятая). Отличается повышенной эмоциональностью, настойчивостью, решительностью. Не пользуется авторитетом у класса. Со своими обязанностями справляется.
3) Редколлегия - Расулова М.. (социометрический статус - звезда). Скромная, рассудительная, аккуратная. Со своими обязанностями справляется.
4) Физорг - Багаудинов А. (социометрический статус - звезда) Общительный, жизнерадостный, рассудительный, настойчивый и решительный. Свои обязанности выполняет полностью.
5) Культмассовый сектор - Алиева С.(социометрический статус - предпочитаемая). Отличается повышенной эмоциональностью, настойчивостью и решительностью. Свои обязанности выполняет полностью.

6) Трудовой сектор - Булатханов А. (Социометрический статус - предпочитаемый). Скромный, рассудительный, аккуратный, настойчивый. Свои обязанности выполняет полностью.

Актив класса в состоянии заинтересовать любого ученика класса различными видами деятельности. Так как актив выбирался путем голосования всех учеников класса, то можно говорить о том, что в его состав входят те учащиеся, к которым прислушиваются и которые служат примером для подражания большинства учеников класса. И это не странно, ведь староста класса одна из наиболее успевающих учениц класса.Так что именно в таком составе актив способен привлечь ребят к активному участию в жизни класса, развитию межличностных отношений между одноклассниками, сплоченности коллектива.
В результате проведения методики «Социометрия» по деловому критерию были получены следующие результаты: статус «звезды» получили 4 человека, статус «предпочитаемые» получили 8 человек, статус «принятые» - 11 человек, статус «изолированные»-1человек.
В классе есть 2 неформальных лидера: Булатханов Абдула. Вокруг него в основном сконцентрированы мальчики (слабоуспевающие), т.к. он им помогает в учебе и у них много общих интересов. А лидером у девочек является Хатима, она очень умная и сообразительная девочка, которая имеет на все свое мнение. Неформальные лидеры не оказывают никакого влияния на класс.
В классе имеется несколько «малых групп. «Малые группы» взаимодействуют между собой и не оказывают никакого влияния на класс.
Количество изолированных («отверженных») учащихся в классе - 1 человек: Иманшапиев Гаджи. Он держится в классе обособленно, сам по себе, нейтрален в отношениях между одноклассниками, замкнут, не всегда может себя ярко проявить перед сверстниками. Учителя относятся к нему хорошо. Я вижу причину его изолированности в том, что он недавно учится в этом классе и еще не нашел среди одноклассников интересных для себя людей.
В классе складывается дружеская атмосфера, благоприятный микроклимат. Уровень сплоченности коллектива - средний.
Образовательная программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9А класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы и при рассаживании детей в классе.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых» (Иманшапиев Гаджи и Курбанов Магомед). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Основная масса обучающихся класса - это дети с хорошим, средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в щколу для общения), которые в состоянии освоить учебную программу только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. классе можно выделить группу обучающихся (Абуев Зубаир, Вахидов Магомед, Гусейнов Давлет, Идрисов Ильяс, Курбанов Магомед), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.
Чтобы включить этих детей в работу на уроке, используются нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

Небольшая группа учеников (Булатханов Абдула, Гамзатова Чакар, Газиева Фатима, Мутаева Хатима, Расулова Мадина) проявляет желание и возможность изучать учебные предметы на высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Характер образовательной программы.

Образовательная программа - стандартная.

Успешность освоения обучающимися образовательной программы.
В классе 4 отличницы : Гамзатова Чакар, Газиева Фатима, Мутаева Хатима, Расулова Мадина. Учатся на «хорошо» : Ахмадулаева Шамай. Алиева Самира, Булатханов Абдула, Багаудинов Абдула, Меджидов Магомед, Насибова Марьям, Салимханов Умар. Остальные учащиеся имеют посредственные знания. В процессе обучения, в качестве шефской помощи , им помогают более успешные ученики. Качество обучения - 46%. Ученики класса успешно осваивают программу

Материальная обеспеченность учебного процесса.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа располагает следующим перечнем кабинетов и учебных пособий.

Учебная база: учебные кабинеты, актовый зал, столовая, кабинет педагога-психолога и социолога, библиотека, медицинский кабинет.

Техническое обеспечение: кабинет информатики со свободным доступом учащихся к сети Internet.

Кабинеты не имеют методического обеспечения. Кабинеты эстетически оформлены, все они соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

Все ученики подготовлены к учебному году: приобретена одежда, спортивная форма и обувь Частично обеспечены учебниками. Куплены тетради, атласы и иные учебные принадлежности.

Состояние динамики здоровья ребенка.

В классе нет ребят с хроническими болезнями, все ученики относятся к основной группе здоровья. Никому из учеников не противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки. Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни. Ученики, имеющие заболевания, направляются школьным врачом на консультации к специалистам. Чаще других по болезни пропускают занятия: Алиева Самира и Мутаева Хатима.

Все ученики посещают уроки физической культуры. Контрольные нормативы всеми ребятами сдаются, в основном, на «хорошо» и «отлично». Общий процент успеваемости - 100% , качество знаний - от 90% до 100%. Все ребята любят спортивные игры, состязания, соревнования. Являются постоянными участниками всех спортивных мероприятий в школе. Мальчики неоднократно защищали честь школы на городских и республиканских соревнованиях. 14 человек посещают спортивные секции.

В результате изучения читательских формуляров учеников было выявлено, что большая часть класса почти не посещает библиотеку, но дети обмениваются книгами между собой, с удовольствием читают детективы, фантастику, меньшей популярностью пользуется художественная литература.
В ходе беседы учащиеся рассказывали, что свободное время любят проводить в кругу друзей (в том числе и школьных), много времени уделяют компьютерным играм.

В школе нет системы дополнительного образования.

У классного коллектива сложился тесный контакт с родителями, основанный на соблюдении правила: уважение к родителям каждого ребенка. Изучение семей учащихся проводится тактично, корректно, объективно. Это позволяет понять уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, а главное, стиль взаимоотношений родителей и их детей Существует взаимопонимание и взаимоучастие в делах школы, ребенка, семьи.

Работа с родителями строится по 4 направлениям:

- педагогическое просвещение родителей;

- диагностика семьи;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении делами класса и школы.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи используются разнообразные формы работы.




Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Целевая направленность образовательного процесса в школе -

создание условий для воспитания интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота. Воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Исходя из этого, были поставлены следующие воспитательные задачи:

  • Воспитание любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; почитания и уважения народных традиций и обычаев;

  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;

  • Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

  • Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

  • Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

  • Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;

  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

  • Качественное улучшение индивидуальной работы с учащимися группы риска, работы по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей.

Разработанный план воспитательной работы включал в себя 7 направлений: учебно-познавательное, экологическое , физкультурно-оздоровительное , патриотическое, нравственно-эстетическое,трудовое и работа с родителями. Исходя из данных направлений, разрабатывались классные часы, родительские собрания, встречи, индивидуальные беседы; происходило участие детей в классных и общешкольных мероприятиях.

Особое внимание уделялось охране жизни и здоровья детей. В этих целях проводились беседы, диспуты, родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, алкоголизма; мероприятия по ПДД и ОБЖ. Ребята участвовали в школьных и городских конкурсах. Неоднократно данные вопросы затрагивались при встрече с родителями.

В рамках патриотического воспитания и нравственных традиций проводились не только классные часы, ребята были участниками общешкольных акций «Милосердие». Создана бригада «Патриот»

Особую активность класс проявлял при проведении интеллектуально-познавательных и музыкально-эстетических конкурсах, играх, соревнованиях. Спортивные игры, соревнования - самое любимое занятие детей. Многие дети класса посещали весь год спортивную секцию, являлись постоянными участниками всех школьных соревнований, а некоторые и городских.

Учебная деятельность в классе оставляет желать лучшего.

Межличностные отношения в классе хорошие. Дети дружны между собой, активных противоборствующих группировок не наблюдалось.

Родительские собрания в классе проходили регулярно в конце каждой четверти. Рассматривались вопросы учебной деятельности, поведения детей, охране жизни и здоровья, внеурочной деятельности. Все родители приходят в школу.

К детям, требующим особого внимания в учебе, приходилось выходить в семьи.

Следует отметить, что отношение родителей к школе и учителям положительное. Никаких нареканий не звучало, всегда доброжелательны и подчеркнуто уважительны.

Планируя воспитательную работу на следующий учебный год, надо заострить особое внимание на учебе детей, попытаться как можно больше контактировать с родителями, продолжать работу по охране жизни и здоровья детей, нацеливать на здоровый образ жизни.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.

За прошедший год было проведено 34 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию: «Я - гражданин России. Конвенция о правах ребёнка», «Развитие космоса. Современный космонавт. Как им стать?» , «История праздника «День славянской письменности», по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию семиклассников: « Сам себя воспитать должен», «Мои хочу и мои могу», «Мои отношения в классе», «Компьютер в моей жизни», «Я и сотовый телефон», «Удовлетворенность школьной жизнью». Тематические классные часы «Люди пожилые - сердцем молодые», внеклассное мероприятие «День матери» воспитывали у учащихся уважение к традициям семьи и школы. Развивали творческий потенциал и имели эстетическую направленность такие внеклассные мероприятия, как «Новогодний карнавал», «А ну - ка мальчики», «Как много девочек хороших», общешкольный конкурс «Осенний калейдоскоп»».

Больше всего учащимся нравятся экскурсии, походы: поход в лес «Мы за здоровый образ жизни».

Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведено 5 инструктажей по ТБ.

Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2014 - 2015 году задачи, я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают высоким интеллектуальным потенциалом. По итогам года в классе 2 отличников (Щульц К., Шишкин К.), 1 ученик окончил учебный год с одной "4"( Иванькин А.) ,1 ученик окончил учебный год с двумя "4"(Чижиков М) и 2 учеников на «4» и «5». К.О. - 41%, У.О. - 100%.

В плане учебы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети.( Бородаев К., Радченко А., Овчаренко Н и Смоляков А.)Учеба им дается трудно. В течение года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, организовывала их встречи с родителями. С учащимися класса постоянно проводятся индивидуальные беседы на темы учебы и дисциплины.

В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Семиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День матери», Зарница-2014, праздник « Масленица», «День учителя», «Знамя победы»

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Учащиеся класса активно включились в общешкольные акции «Забота», «День пожилого человека», «Знамя победы».

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.

5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания по плану. Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, родители Бородаева К присутствовали на собрании только один раз, приходилось вызывать их для индивидуальной беседы. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.

6. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня взаимоотношения семиклассников процессу обучения. Выявлены проблемы поведения на уроке музыки, осуществлялись совместные с родительским комитетом профилактические меры. Проводились беседы с учителями - предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.

7. Выводы:

- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.

- Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: химия, МХК, физика, разнообразить формы работы с учителями - предметниками.

- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.

- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.

- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.

Общие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом.

В целом можно говорить о том, что этот год обучения является главным из всего срока обучения учащихся в школе. Дети стоят на пороге сдачи экзамена, некоторые стоят перед вопросом выбора дальнейшего пути. Куда пойти учиться? Поэтому важно за этот год как можно больше внимания уделять всестороннему развитию ребят, способствовать их интеллектуально-нравственному формированию.
Судя по успеваемости учащихся, у некоторых всё же имеются проблемы с учебой, поэтому следует направить деятельность учителей-предметников, родителей и самих учеников на решение данной проблемы. Необходимо так же продолжить работу по развитию взаимоотношений и сплочению коллектива 9 класса.. Конечно, многое на этом пути уже достигнуто, но еще остаются кое-где чрезмерная индивидуальная своеобразность. Ребятам нужно стремиться к тому, чтобы научиться решать различные проблемы сообща, вместе.


© 2010-2022