«Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения»«Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения»«Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения»«Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения»Здравствуйте! Я Воловодова Марина Ивановна, учитель кубановедения МБОУ СОШ № 3 ст. Павловской хочу поделиться опытом работы по теме: «Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения». Я родилась и выросла на Дону в селе Красная Поляна. В детстве я часто наблюдала, как бабушка прядет пряжу на прялке, как красиво вышивает наволочки на подушки. А какие вкусные, ароматные пирожки с гарбузом получались у бабушки в духовке….

И вот нити судьбы привели меня донскую казачку в кубанскую станицу Павловскую. По специальности я учитель начальных классов, но когда в 2004 году мне предложили вести предмет кубановедение, я согласилась, не задумываясь.

Передо мной встала задача - собрать, изучить, сохранить и передать потомкам опыт наших предков, чтобы не были забыты наши корни, прошлое. Я поставила пред собой цель- создание музейной комнаты в кабинете кубановедения. Ведь говорить о малой родине без погружения в атмосферу старины невозможно. При обучении и воспитании подрастающего поколения необходимо опираться на наглядно- действенный метод. Музей- место, где встречаются прошлое и настоящее. Здесь можно помечтать и представить себя, то казаком, то солдатом. Все предметы, собранные в музее, имеют свою историю. Каждый экспонат прошел через многие руки, и теперь занимает достойное место в нашей музейной комнате. Совместно с учащимися были созданы экспозиции: «Кубанская старина», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя станица Павловская».

Но любая наглядность, постоянно действующая перестает интересовать ребят, поэтому приходиться искать новые формы и методы для повышения познавательного интереса учащихся и в этом мне помогает архив музейной комнаты. Здесь хранятся экспонаты, которые были выставлены ранее или еще не выставлялись.

Ни для кого не секрет, что музейная педагогика расширяет возможности учителя в решении многих задач.

Ключевыми понятиями музейной педагогики являются: музейный предмет- подлинник, обладающий большой научной, исторической и художественной значимостью, который можно рассматривать, брать в руки.

Музейная культура дает ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, как необходимо относиться к нему.

Музейная коммуникация - это процесс общения с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи.

С помощью музейной педагогики у учащихся развиваются универсальные учебные действия:

  • Умение ставить перед собой цели и проектировать пути их достижения

  • Умение сопоставлять и анализировать

  • Умение находить применение своим знаниям

  • Умение и готовность обучаться

  • Умение добиваться целей речевыми средствами

  • Умение презентовать себя и результаты своего труда

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, который основан на интересе детей к исследовательской деятельности, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

Моя методическая система реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Я использую следующие нетрадиционные виды уроков:

- урок экскурсия


На этапе урока «О чем рассказал экспонат?» передо мной стоит цель: дать информацию о назначении этого предмета;

  • познакомить с его историей и историей появления в музее;

  • воспроизвести с помощью экспоната возможные события в быту казака;

При этом я использую следующие методы и приемы: словесный, наглядный, а у учащихся развиваются универсальные учебные действия: умение слушать, видеть, воспринимать, переживать и сопереживать; умение обобщать и анализировать.

На уроке - встрече музейный предмет, письмо солдата с фронта, позволяет использовать метод погружения в историческую обстановку, учащиеся узнают о действии военно- полевой почты, учатся приему складывания письма в виде треугольника. Но самое главное этот музейный экспонат позволяет почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы ВОВ.

Наиболее часто используемый мною урок- путешествие.


Мы часто с ребятами совершаем виртуальные экскурсии по краю. Учащиеся приносят в музейную комнату много фотографий и вот одна из них, это снимок реки Сосыка, позволил нам отправиться в путешествие по родному краю. Предо мной стояла задача: с помощью ролевой игры использовать метод погружения и обсудить экологическую обстановку реки. А ребятам предстояло найти ответ на вопрос: «Как спасти реку?» У учащихся развиваются следующие УУД: умение слушать и слышать, умение анализировать, приводить аргументы и делать выводы, умение работать в группе .

С целью активизации познавательной деятельности, развития у школьников творческих способностей, инициативности, самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности я использую следующие технологии:

Технология проблемного обучения позволяет подвести учащихся к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность. На уроках кубановедения я использую следующие виды заданий:

- Ребятам предлагается проблемная ситуация, необходимо используя учебник, опираясь на музейные экспонаты ответить на поставленный вопрос. И в результате ребята готовят сообщения.

- Игра «Кот в мешке» позволяет дать характеристику музейным предметам, дает возможность ощутить себя соучастниками исторических событий.

Также в своей деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, которые способны вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к предмету, Так при изучении раздела «История Кубани» в урочной и внеурочной деятельности мне очень помогает экспонат музея - газета «Единство». Учащимся с помощью источника информации( газета) и средств сети Интернет необходимо дать ответ на вопрос. Результат- презентации.

У учащихся развиваются следующие универсальные учебные действия: умение ориентироваться в потоке информации и находить нужную; умение обобщать и классифицировать, анализировать, делать выводы.

Проектная деятельность обогащает личностный опыт школьников

и позволяет им:

-Совершенствовать умение работать с информацией;

-Актуализировать знания по предмету и конкретной теме;

-Применять их в своей учебной деятельности.

Так при изучении разделов «Природа Кубани», «История Кубани», «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья» учащиеся создают сборники «Кубанские говоры», «Кубанская старина», Кубань в годы ВОВ и др.

Осуществляется проектная деятельность, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. В 2012 году с целью сохранения памяти об историческом прошлом малой родины возникла идея: создать кубанское подворье. Этот проект по продолжительности был долгосрочным и реализовывался поэтапно. Подготовительный этап включал в себя: выбор темы, постановку целей и определение задач. На организационном этапе была сформирована команда единомышленников, которая составила плана реализации проекта, провела анкетирование среди учащихся школы и их родителей, произвела расчет сметы. На основном этапе была проведена выставка детских работ «Кубанское подворье», изготовлены в миниатюре- хата казака, летняя печь, колодец, телега, куплены фигурки домашних животных. И вот результат- кубанское подворье на пришкольном участке. Теперь здесь экскурсоводы кружка «Юный краевед» проводят экскурсии для учащихся начальной школы и воспитанников детского сада.


Данная деятельность позволяет развивать у учащихся умение ставить перед собой цель, умение работать с информацией, умение организовать рабочее время группы и каждого члена в ней.

Музейная педагогика помогает воспитывать уважение к традициям казачества, прививая любовь к родному краю не только на уроках но и во внеурочной деятельности. С 2013 года в рамках реализации ФГОС я веду кружок «Юный краевед». Одним из разделов кружка является экскурсионная деятельность.

Цель работы: познакомить учащихся с основными правилами построения и проведения музейной экскурсии; обогатить словарный запас учащихся.

Учащиеся готовят и проводят экскурсии на следующие темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Музей под открытым небом», «Кубанская старина». Данная работа развивает у учащихся умение работать с информацией, умение общаться, умение презентовать результаты своего труда.

С целью привлечения учащихся к участию к научно - исследовательской работе, активного участия их в интеллектуальной жизни школы, представление её в конференциях, и конкурсах исследовательских работ с 2005 года в школе действует НОУ «Гейзер». Я вовлекаю учащихся в данную деятельность.

С 2011 года я являюсь редактором газеты «Школьный проспект» и веду работу с пресс- центром. Цель данной работы- привлечение творческих, креативных учащихся для написания публицистических работ на темы: «Кубань сегодня», «Старина родная», «Мы потомки казаков». В работе пресс- центра активно использую следующие методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Результат: выпуск газеты «Школьный проспект», сборник «Герои живут рядом».

Самые мои активные помощники в создании музейной комнаты- волонтеры. Волонтерский отряд «Позитив» был создан в 2011 году. Первоначально ребята оказывали посильную помощь ветеранам ВОВ, одиноким людям. Каждая встреча с пожилым человеком сопровождалась интересным рассказом о военном лихолетье, так возникла идея создать на основе воспоминаний ветеранов ВОВ документальный фильм «Живая память» и «Книгу памяти».

Моя методическая система позволила добиться следующих результатов: в течение 3 лет наблюдается позитивная динамика в качественном показателе и показателе среднего балла.

Во внеурочной деятельности мои воспитанники активно проявляют себя на региональной олимпиаде и краевой викторине по кубановедению, являются призерами и победителями различных конкурсов краеведческой направленности.

Я считаю, что ребенок должен знать и любить свои родные корни. Они в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой. Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний (Джером Клапия Джером)



© 2010-2022